Если вы не спеша пройдете по кызыльскому кладбищу, не
оставьте без внимания надгробный памятник из белого мрамора, вглядитесь в черты
лица и прочитайте надпись: «Сарыг-оол Степан Агбанович. Народный писатель
Тувы. 17. XI. 1908 – 27.V.1983». А
пониже – на могильной плите, еще одна надпись: «Мужу и другу – от твоей Мак».
Кем был
Степан Сарыг-оол, могучий талант тувинских степей, для своей жены Марии
Черноусовой-Сарыг-оол? Кем была его Мак для него? Об этом мы беседуем накануне
девяностолетия со дня рождения писателя и поэта в его квартире.
Пятьдесят
лет назад дом этот был одним из самых шикарных в Кызыле. А сейчас –
барак-бараком.
Три
маленьких комнатки, напоминающих музей. Старая мебель, множество книг. И везде
Степан Сарыг-оол – его фотографии, портреты, и самый огромный из них – на всю
стену. Рядом гитара, на которой в молодости играла Мария Давыдовна.
Все в этой квартире дышит духом творчества,
интеллигентности, во всем чувствуется неразрывная связь двух людей, двух
культур, двух сердец...
Мария
Давыдовна – прекрасный собеседник. В беседе она очень деликатна, от каждого ее
слова исходит доброта. Но при всей ее мягкости она тверда в одном –
категорически хочет говорить только о Степане Агбановиче, но не о себе.
Пережив жизненные трагедии, соединив свои трудные судьбы уже в зрелом
возрасте, эти люди, тувинец Степан и
русская Мария, прожив вместе 35 лет, стали единым целым. Атмосфера семьи,
самый близкий человек, несомненно, влияют на творчество таланта. Поэтому я
и прошу ответить Марию Давыдовну на мои вопросы, ведь это только на первый
взгляд они кажутся очень личными...
– Мария Давыдовна, пятнадцать лет назад я была в
этом доме. Нашла в своем архиве интервью со Степаном Агбановичем – к пятидесятилетию
молодежной газеты «Тыванын аныяктары» (прим.: «Молодежь Тувы») он
рассказывал, как весной 1934 года, после окончания Коммунистического университета
трудящихся Востока в Москве, стал редактором и единственным сотрудником
газеты «Аревэ шыны» (прим.:«Комсомольская
правда»). До сих пор помню его
доброжелательность, внимание к неопытной журналистке, которая и вопросы
то, порой, задавала невпопад. Он тогда болел, но не пожалел своего
времени. А спустя три месяца Степана Агбановича не стало...
– Да... (Мария Давыдовна долго молчит). 27 мая 1983 года он скончался.
Хоронить я его сразу не дала. Мне надо было, чтобы сняли посмертную маску. Пять
дней не хоронили, искали скульптора... И сделал ее Товарищтай Чадамбаевич
Ондар. С этой маски он потом сделал гипсовый бюст и пригласил к себе в
мастерскую. Она была у него где-то на «Востоке», в сарае каком-то. Я захожу,
вижу – тут Лопсанчап, тут Тока. Потом обернулась... Как заорала диким голосом,
как бросилась к этому бюсту... До такой степени поразило меня сходство. Сейчас
этот бюст в республиканском музее. А для кладбища я попросила сделать надгробие
из белого камня. И Ондар привез мрамор – целую глыбу и сделал памятник...
– А кабинет Степана Агбановича был в этой
комнате? Я заметила на письменном столе старинную пишущую машинку. Это же еще
старая «Олимпия», и в прекрасном рабочем состоянии. Сколько же ей лет?
– Лет
семьдесят, наверное. Степан Агбанович привез меня в эту квартиру 29 декабря
сорок девятого года, и эта «Олимпия» уже была.
Эта
комната – его кабинет. Рядом мой рабочий кабинет. А в темной комнате – его
спальня. Мы спали в разное время. Он работал ночами, в основном, потому что
днем работал в учреждениях. Да и потом – столько было общественных
обязанностей, уму непостижимо.
Этот
письменный стол я ему купила к его шестидесятилетию – за большие, по тому
времени, деньги, у геологов. А до этого был громадный стол, из досок
сколоченный. Только ножки у нового стола пришлось значительно удлинять: у
Степана Агбановича болела рука, и ему трудно было работать за столом обычной
величины.
– Я смотрю, в машинке незаконченный отпечатанный
лист. Это ваша работа?
– Да. Я
пишу маленькие статьи о Степане Агбановиче на разные темы. Последняя – о
погибших записных книжках.
– А что, много записных книжек погибло?
– Их
пришлось закапывать. Они захоронены где-то в парке, в тридцатые годы. Тогда
нельзя было говорить о старине: шаманстве, приметах, гаданьях, песнях
шаманских, общаться с ламами. А у него там, как он рассказывал, были записи
бесед.
А в тот
период как раз было репрессировано правительство ТНР, и его заставили быть
общественным защитником министра внутренних дел Сенгижика. Он рассказывал,
что это был очень порядочный человек, все же друг друга знали. Что он мог говорить
о нем? Только положительное. По-видимому, это повлияло.
И
только в 70-е годы, даже в начале 80-х, он рассказал мне об этом. Мы как-то
гуляли в парке. Смотрю, он начал что-то искать. «Что ты потерял здесь?» – и я
включилась в эти поиски. «Да нет, это было давно...» И рассказал: упаковал в
клеенку и зарыл, а потом опасался даже проходить мимо, чтобы не вызвать
подозрений. А дальше все изменилось в парке, он найти уже не мог. Он особенно
сожалел, что пропали все рецепты ученых-лам, записи народных примет, поверий.
Сейчас, наверное, уже все истлело...
– Мария Давыдовна, я знаю, что история вашего
знакомства со Степаном Агбановичем – почти легенда. Не могли бы вы еще раз рассказать ее – для наших читателей?
– Это
было в 1948 году. Я заканчивала Московский педаогический институт имени
Потемкина и подрабатывала – каждая копейка была на учете. И вот как-то на
улице я встретила знакомого московского журналиста. Он до этого познакомил
меня с корреспондентом одной из республиканских газет, что-то вроде «Зори
Востока», не помню сейчас точно. Старик
этот был, как видно, ленивый. Он нанимал себе работников, которые
вместо него собирали и писали материал, а он печатал их под своим именем. Я
как раз написала по его заказу материал об очень интересном человеке –
лирическом теноре консерватории. С такой душой собирала его, писала. И
вот мой знакомый при встрече спрашивает:
–
Сколько же он тебе заплатил? Я читал твою статью за его подписью в газете. Этот
подлец тебя обманывает – он получил в сто раз больше, чем дал тебе. И вообще –
он эксплуататор, говорит, что уже нового человека «натаскивает», а тебя – по
боку, как собаку.
Я
оскорбилась:
– Ну
его к черту, не буду ему больше служить.
– А что
ты будешь делать?
– А
пойду в первый попавшийся дом и буду искать работу.
Он
захохотал:
– Ты
что, дипломатом будешь?
А на
улице Воровского, где мы шли, – сплошные дипломатические учреждения. И я в
запале открываю дверь, захожу.
– А вывеску-то хоть посмотрели, что это
постпредство Тувы?
– Да
ничего я не посмотрела (смеется).
Обозлилась – и зашла. Сидит машинистка:
– Вы к
кому?
– Мне
нужен какой-нибудь литературный работник.
–
Сейчас, – и побежала.
Я уже
собралась бежать: «Господи, что это я придумала?» И в этот момент слышу у себя
за спиной:
– Это
вы спрашивали литературного работника? – А сам улыбается.
– Я.
–
Хорошо. Я вам подыщу работу. Вот, возьмите мой телефон. (Здесь и далее Мария Давыдовна очень и точно
передает голосом мягкий, мелодичный акцент Степана Сарыг-оола. Впечатление
такое, будто он сам говорит).
Я
схватила эту бумажку – и бежать, дай Бог ноги, чтоб больше сюда не появляться!
Долго у меня валялась эта бумажка. Потом начала чистить карманы, нашла:
«Господи, надо хоть позвонить, поблагодарить человека». Звоню. «А я давно ждал
вашего звонка. Я нашел вам работу».
И мы
пошли... в цирк. Там как раз выступали тувинские артисты, группа Оскал-оола. И
я написала о них небольшую заметку. По рекомендации Степана Агбановича ее
опубликовали в «Тувинской правде», я получила гонорар. А затем – еще один. Откуда?
Ошибка, наверное? Пришлось его спросить. Он улыбается, вынес мне две газеты
– «Тувинскую правду» и «Шын». В обеих опубликовали мою заметку.
– А что же было дальше?
–
Второй раз поехали со Степаном Агбановичем в Ветеринарную Академию, где учились
тувинские студенты. И по дороге случилось несчастье – у меня разорвался аппендицит.
Ну об этом, наверное, не надо писать, это не так уж красиво.
– Но это жизнь. Может быть, оставим, как было?
–
Степан Агбанович отвез меня в больницу. У меня был сепсис. Две операции.
Ходить не могла, есть не могла. А он врачам, когда спросили «кем
приходитесь?», ответил: «Это моя жена». Иначе бы и в палату не пустили. А
ведь он даже адреса моего не знал... Нянечка ему подсказала: «Найди самого
лучшего «Муската» – выходим». И он нашел. С чайной ложечки поил... Незнакомый
человек. Выходил. Это такое благородство. Я считаю – это мое второе рождение.
Это Сарыг-оол дал мне вторую жизнь.
А потом
сказал: «Маша, мое одиночество и ваше одиночество давайте соединим
вместе...»
– Вы согласились сразу?
– Я
сказала: «Подумаю». А сама ревела... Потому что была причина. Я об этом
говорить не хочу...
– Мария Давыдовна, мне очень трудно задавать
этот вопрос... Я знаю, что война
принесла огромную трагедию в вашу жизнь... Я не знаю, так ли это, но
говорят время лечит, притупляет раны... Но боль все равно остается. Ради
памяти тех, кого она унесла, решаюсь все же спросить: чем для вас была война?
– (Мария
Давыдовна долго молчит). Что война... Хорошо меня стукнула война...
Единственный братик погиб под Сталинградом, дядя, теток мужья, братья мужа...
(Замолчала).
Там
дети, там муж... Никого у меня не осталось после войны...
– Бомбежка?
–
Бомбежка...
– Поэтому Степан Агбанович, сам похоронивший
жену, и сделал вам предложение в такой чуткой, деликатной форме: соединим ваше
и мое одиночество?
–
Степан Агбанович был просто необыкновенно чуткий человек... Другого такого человека
я никогда не видела. Он никогда никому ни в чем не мог отказать. Вот вам пример.
Однажды в начале лета прибегаю с работы – полный двор мужиков. Все в ватных
штанах, куртках и шапках – это летом-то! И несколько человек сидит на нашем
крыльце. А дома в двух огромных кастрюлях, одну у соседей взял, мясо варится.
Выходит Сарыг-оол:
– Мак,
не сердись.
– Да
почему я должна сердиться? Это твои родственники?
– Нет.
–
Избиратели? (А он депутатом был).
– Нет.
– Ну ты
кого-нибудь из них знаешь?
– Нет.
– Да
кто же они такие?
–
Несчастные.
– Такая
масса несчастных людей? Откуда ты их взял?
– Они
освободились из тюрьмы. Из Минусинска, Абакана идут, деньги потратили, пропили,
наверное. И доехать по домам, по районам не на чем. Вот они и просят, чтобы я
им помог, отправил.
А было
их семнадцать человек. Вы представляете нашу квартиру? Все ночевали здесь,
пока всех постепенно не отправил. Занимал деньги и отправлял.
– А как вы попали в Москву?
– Мы
все стремились учиться дальше. Нас не отпускали, потому что не было специалистов-учителей
и мы после девятого класса уже преподавали. В тридцать пятом году мы с
Людмилой Дятловой, тоже учительницей, она и сейчас в Кызыле живет, все-таки
поехали в Москву. Приехали ни к кому, просто на Ярославский вокзал. Учебный год
в вузах уже начался, приема нет, и мы решили: пойдем к Крупской, она же наша
землячка.
– В том смысле, что ссылку с Лениным в
Шушенском по соседству с Тувой отбывала?
– Да. (Смеется). И она нас приняла.
– Приняла? Так вы с самой Крупской
встречались. Вот это да!
–
Приняла, да еще как! Сказала: раз вы поздно приехали, есть еще места в
институтах Николаева и Твери. Дала нам две бумажки-направления. Надежда
Константиновна нас проводила до дверей, хоть была уже очень больная была,
поклонилась, мы поклонились ей, а народу у нее на прием – полным-полно...
А мы
ведь, балды молодые, никаких рангов не понимали... Вышли на улицу, и я спрашиваю:
«Людка, ты поедешь куда-нибудь?» «Вот еще!» Порвали эти бумажки и в урну
бросили. Ну что скажете, умные были?
– Да уж, явно не подумали, что эти две
бумажки с автографом самой Крупской когда-нибудь станут реликвией. Но вам со
Степаном Агбановичем, видимо, довелось встречаться и с другими историческими
личностями, известными писателями?
– В
сорок девятом году, он тогда работал по созданию тувинских учебников, Степан
Агбанович повез меня на отдых. Приходит и говорит: «Я получил путевки в Дом
творчества писателей, в Ялту». Я в ужас пришла, такая страшная после болезни,
как крючок, – и в общество писателей! С трудом уговорил.
Это
была первая встреча моя с писателями. Я не представляла, что это такое. Там
были очень крупные писатели – Каверин, Успенский, Гудзенко.
И был
Абрам Борисович Дерман, литературовед, которому было 87 или 89 лет. Его было
очень интересно слушать – я бегала все время «подслушивать» беседы писателей.
Было невероятно интересно. Он жил когда-то у Короленко, рассказывал о разных
его причудах, близко общался с семьей Чеховых. И даже договорился с Марией
Павловной (прим.: сестра Чехова)
о посещении дома Чехова в Ялте. Но ее мы, увы, не застали, а вот дом посетили.
Меня особенно поразило, что кабинетик у Антона Павловича тоже был крошечный
и стол стоял не у окна, а посредине.
Степан
Агбанович всегда меня с собой брал: в командировки, на писательские съезды,
когда был депутатом. Если даже мне было некогда, он заявлял: «Как же я туда
поеду один? Я все потеряю: и портфель, и все, и еще кое-что».
И вот
однажды я наблюдала такую встречу: Чингиз Айтматов и Степан Сарыг-оол. Два
человека, две громадные головы! И у того большая голова и у Сарыг-оола крупная
по размеру голова (улыбается).
Как они беседовали! Какие интересные темы! Они говорили и о молодежи, и об
обычаях. Чингиз Айтматов говорил: «Я очень хочу побывать в Туве. Ведь это –
наша общая родина. Енисей – Эне-сай – это прародина, река-мать».
С
Щипачевым была встреча. Во время первой он на меня свирепо посмотрел. Мы пришли
в Дом литераторов по каким-то делам, и в коридоре Сарыг-оол столкнулся с Щипачевым.
Обнялись, расцеловались. А потом Степан Агбанович говорит: «Вот моя жена». А
ведь Щипачев в этом доме бывал, знал первую жену Степана Агбановича. И он так
на меня сурово взглянул! Я сразу поняла: решил, что я их развела. Степан Агбанович
пояснил: «Степан Петрович, моя жена, Сара Сюрюнмеевна, умерла». И сразу Щипачев
уже по-другому на меня посмотрел.
– А как отнеслись родные Степана Агбановича
к тому, что он привез из Москвы жену?
– Как раз приехал его племянник – Тюлюш
Кызыл-оол. Он так ко мне тепло отнесся, стал жить у нас. Его дочка – Леночка,
сейчас в турфирме работает.
– Да? Я давно знаю Лену, ее фамилия в
замужестве Бянкина, она сейчас в турфирме «Центр Азии». Только я и не
подозревала, что она – ближайшая родственница Степана
Сарыг-оола.
– Да.
Все родные ко мне очень хорошо отнеслись. Двоюродный брат Калзан тоже принял
нас очень хорошо. Но женщины! У-у-у! Как же они меня изживали! Жениха такого отняла!
Чего только они не творили (улыбается).
– Козни строили?
–
Всевозможные. Чего только ему не говорили! Но знаете, меня он мог ругать как
угодно. Сам. Но если кто-то, что-то обо мне скажет плохо, он сразу свирепеет и
хватает его: «Убирайся отсюда!»
– У Степана Агбановича были дети от первого
брака?
– Нет.
А он очень детей любил – ему целую кучу детей приведи, он всех примет. И они с
женой взяли ребеночка.
Я
Сарыг-оолу сразу сказала, когда он сделал мне предложение, что война лишила
меня права быть матерью снова. Я его поставила в известность. Мне
приходилось людей на себе таскать… Как же можно было обмануть человека?
– Так вы на фронте были?
– В
эвакогоспитале. Сначала санитаркой, потом закончила курсы и – медсестрой.
Звание у меня было – сержант. Но это не так уж важно.
Совсем
мне не хочется о себе говорить, нет никакого желания. Я никак не хочу затенять
Степана Агбановича. Он настолько был необыкновенный человек! Из всех людей,
каких я знала. У меня же другая жизнь была до него. Совершенно другая сфера,
другие люди. И видела там очень хороших, интересных людей. Но вот такой
распахнутой души я никогда не видела. Это человек, который совершенно не мог
сделать кому-то зло.
Было
много случаев, когда ему делали невероятные гадости, и я говорила обидчику: «Я
вам всю жизнь не прощу, что вы его обидели». На другой день смотрю: Степан
Агбанович премило разговаривают с этим подлецом. Как так?! А через какое-то
время он говорит: «А мне их жалко. Всегда в мире бывает так: если кто-то
сделает кому-то плохое, то обязательно откуда-то ему вернется это плохое. И
ему будет во сто раз хуже...» И вы знаете, вот что странно: действительно, я
наблюдала не один случай – такие ужасные вещи с этими людьми случались. Хотя
он сам никому никогда не желал зла.
– Мария Давыдовна, а почему Степан Агбанович
вас так странно называл – Мак?
– У него
было очень мягкое произношение: «Мащя!» А я ему, смеясь, по-дурацки отвечаю:
«Кащя!» А он не любил очень манную кашу. Когда провинится он, бывало, я грожу:
«Сейчас тебя манной кашей покормлю». «Нет, я хороший, кащи не надо!» Так что
эта «Мащя-кащя» ему страшно не нравилась. И вот однажды мы гуляли, и он увидел
цветок.
– Как
он называется по-русски?
– Мак.
– Ой,
очень хорошо! Я теперь тебя так и буду звать!
Так и
стал называть. Во-первых, коротко очень, а во-вторых, нет никакого «щя»
мягкого.
– Мария Давыдовна, это сложно, когда муж – тувинец, жена – русская, разные обычаи, привычки, образ
жизни?
–
Конечно, это очень сложно. Надо быть большим дипломатом. И я попадала впросак
не раз. В первый год приезжали родственники, знакомые меня посмотреть. А у тувинцев
обычай – приходить в гости обязательно с подарками. И они принесли мороженое
мясо. Я его нарубила и поставила. Гости мои попили чай, а к мясу не
притронулись. Что же так? А Степан Агбанович говорит: «Ты балда! Разве можно?
Они же принесли тебе угощение, а ты отдаешь его назад, словно швыряешь в лицо».
Нельзя было угощать этим подарком. И таких случаев было у меня много. Я часто
попадала впросак.
Степан
Агбанович очень соблюдал народные обычаи, почтение к старому человеку было у
него необыкновенное.
Или еще
обычай. Во время праздника воды всех угощают чашей араки. Доходит чаша до
молодого человека. Он прикоснулся губами и говорит: «Простите, мне еще нет
тридцати лет, я не имею права выпить араки». В основном, дети бывают до
тридцати лет, и надо, чтоб они родились здоровыми. У народа всегда найдешь
очень много мудрого.
– Какие строки Сарыг-оола вам наиболее
близки?
– Из
стихотворений – его последнее – «Осени». Светлана Владимировна Козлова его
перевела. Он написал его на «Уш-Белдире», где мы отдыхали осенью. И там есть
такие строки – передаю их не стихотворно, а содержанием: «Осень, осень, развевает
свои листья, как пшеничные зерна весной. Но только меня с родимой ветки не
сорви, ведь мне весной в земле не прорасти». Это были пророческие слова перед
тем, как ему уйти...
У него
ведь всегда есть подтекст, хотя кажется, очень просто. Вот есть у него стихотворение
«Руки отца». Он ведь никогда ни слова обиды не сказал в отношение отца, раздавшего
их, когда мама умерла, и женившегося на женщине, у которой было много детей.
Никакого намека на то, что они росли по чужим людям. Но он пишет о том, как нужны
руки отца, какие они теплые, сильные.
– А вам он посвящал стихи?
– Есть
поэма даже. «Эжимге» называется – «Другу». Наши писатели его чуть не заели за
это. Они страшно не любили, что он возил меня везде с собой, знакомил со всеми
писателями. Потом, когда Степана Агбановича не стало, мне удалось благодаря
этим знакомствам издать в Москве, на русском языке, четыре его книги. И здесь,
в Кызыле (помог Сергей Михалков), издала его трехтомник. А Юрий Кюнзегеш, они в
один день с Сарыг-оолом родились, только Кюнзегеш намного позднее, помог издать
незаконченный роман «Шестьдесят богатырей», над которым Сарыг-оол работал
более двадцати лет.
– Что больше всего любил Степан Агбанович?
–
Больше всего – детей и девушек.
– Девушек?
– У,
что вы! Пойдет, бывало, в парк без меня, а мне же некогда – я во второй школе
учителем работала, сами знаете, что такое учитель: каторга, а не работа.
Вернется и говорит:
– Мак,
а у меня секрет есть!
–
Хорошо, и держи свой секрет.
Походит,
походит:
– Я
сегодня влюбился в такую красивую девушку!
– Ну
хорошо, – говорю. – Значит будут красивые стихи.
– Не ревновали?
–
Знаете, когда мы поженились, Александр Адольфович Пальмбах – его учитель и
наставник, говорит мне: «Как же вы со мной не посоветовались? Ведь это такая
трудная обязанность – быть женой поэта. Да такого, как Сарыг-оол. Ему же нужно
будет служить круглые сутки и обязательно прощать его влюбленности».
– Значит, вас предупредили. Так и оказалось?
–
Оказалось... Но я всегда так была уверена в том, что мы друг для друга такие
близкие существа. Не могу даже передать, что это такое. Он ко мне относился не
только как к жене, а как к матери, как к другу.
Степан
Агбанович любил пошутить. Покажет на мою фотографию в молодости: «Это моя
жена». Покажет на меня: «А это – моя
бабушка. Но у нее много обязанностей: она меня кормит, она меня
заставляет спать или вставать рано, она на машинке печатает, она меня сильно
ругает. И еще она ведьма: если кто-то из моих друзей ведет себя плохо, она их
выгоняет. И еще – она мой шофер».
– Вы и машину водили?
–
Восемнадцать лет. Степану Агбановичу нельзя было доверить – у него рука болела,
воспаление нерва. Вы знаете, последний свой роман «Шестьдесят богатырей» он
писал двумя руками. Ему было очень трудно работать. На машинке он тоже не
печатал. Я предложила, чтобы не мучить руку, наговаривать на магнитофон. А он
говорит: «Ты ничего не понимаешь. Я что, как дурак буду говорить сам с собой?
Как я могу без участия руки? Надо обязательно, чтобы была душа вложена. Мне
необходимо, чтобы и рука, и глаза, и сердце принимали участие. А иначе – будет
пусто».
Я еще
предложила ему: давай ты будешь диктовать, а я – записывать. Не согласился: «Ты
так по-тувински напишешь, что никакой мудрец не разберет». Я ведь не все
тувинские слова знаю. А уж Сарыг-оолов
язык даже тувинцы не все знают, потому что он очень глубоко знал народный язык,
который молодым недоступен.
Так что
ничего с моими идеями облегчить его творчество не получилось.
– И как же Степан Агбанович выходил их этого
положения?
– А
так: поработает немножко, а потом начинает кричать: «Мак, холум, холум!» (моя
рука!) «Ну ладно, – говорю, – бросай. Пойдем гулять». И единственный выход –
идем гулять в парк. Отвлечемся, что-нибудь рассказывает – это было лучшее
лекарство.
А
рассказывал он очень интересно. Жизнь у него была трудная, «Повесть об
Ангыр-ооле», которую русские писатели отнесли к жанру романа, наверное, читали?
Единственный из писателей, который не знал грамоты до двадцати лет!
– Мария Давыдовна, вы прожили со Степаном
Агбановичем тридцать пять лет...
– Да,
тридцать пять лет... И плюс пятнадцать лет. Я считаю, что он не ушел, а просто
куда-то вышел. Вышел ненадолго и сейчас вернется. У меня такое чувство: я не
одинока – он где-то здесь.
Прошло время…
В
1999 году вышла в свет книга Марии Черноусовой-Сарыг-оол, посвященная Степану
Сарыг-оолу. Книга издана Тувинским книжным издательством. Она называется
«Воспоминания о друге»
А
в 2000 году на перекрестке улиц Красноармейской и Комсомольской на стене деревянного
дома, где жил и творил Степан Сарыг-оол, появилась мемориальная доска с надписью
на русском и тувинском языках: «В этом доме жили и работали основоположники
тувинской литературы: С. А. Сарыг-оол, С. Б. Пюрбю, А. А. Пальмбах, О. К.
Сагаан-оол, Б. Д. Ховенмей». Учреждена Государственная премия имени Степана
Сарыг-оола.
Мария
Давыдовна продолжает огромную работу: несмотря на проблемы со здоровьем
встречается с педагогами, учителями, студентами, рассказывая им о тувинской
литературе, о творчестве Степана Сарыг-оола.
Продолжает
мечтать о литературном музее писателей Тувы, о важности которого говорил на
творческом вечере, посвященном 90-летию Степана Сарыг-оола, и сам Президент РТ
Шериг-оол Ооржак. Зал Дома народного творчества в этот день был переполнен.
Особенно много приехало земляков писателя – овюрцев. Воспоминания длились
несколько часов. Но музея пока нет, и юные филологи собираются у Марии
Давыдовны – рассказывать о творчестве Степана Агбановича она может часами.
Мария Давыдовна
продолжает хранить наследие замечательного тувинского писателя и хлопочет в
Тувинском издательстве о переиздании хотя бы его детских стихов…
Фото:
2. Степан Агбанович и Мария Давыдовна. Дом
отдыха писателей, г. Сочи, 1958
г.
3. Мария Черноусова. 1947 г. На обороте –
надпись: «Моя единственная любовь» и подпись: Сарыг-оол.
4. Родные люди: Степан Сарыг-оол, его племянник Тюлюш
Кызыл-оол, брат Дадар-оол Тюлюш, Леночка Кызыл-оол и Мария
Черноусова-Сарыг-оол.
5. Последняя поездка на тувинский курорт
«Уш-Белдир». 1982 г.
6. Всегда с людьми. Мария
Давыдовна на
курорте «Чедер». 1998 г.