Роза
Абрамова любила петь. И название для
своих мемуаров – «Судьбы моей простое
полотно» – выбрала из песни. Это
полотно-воспоминание упорно ткала она
в течение десяти последних лет своей
жизни, стараясь не упустить детали и
черты людей ушедшего времени.
Работа
над воспоминаниями шла трудно, ведь
профессия ее была далека от литературы
– всю жизнь трудилась в сфере торговли,
а материалы в газеты в течение многих
лет писала для души. Но она справилась,
успела до того как на семьдесят восьмом
году ее, энергичную, всегда жизнерадостную,
любящую жизнь и людей, постоянно
находящуюся в гуще общественной работы,
ни подкосил рак.
Родилась
Роза Николаевна Абрамова 3 февраля 1935
года в селе Большая Ничка Минусинского
района Красноярского края, ушла из жизни
15 июля 2012 года в городе Минусинске.
Военное
детство в деревне Пойлово Курагинского
района Красноярского края, послевоенное
путешествие с отцом-офицером в Молдавию,
учеба в школе села Сарыг-Сеп, последующая
работа в торговле в разных районах Тувы,
затем возвращение в Красноярский край
– это вехи её жизни.
Роза
Николаевна постоянно держала меня в
курсе своей работы над мемуарами,
рассказывая о ней и при личных встречах,
и в письмах. «О жизни и работе за Саянами
не пишется так легко, как о Туве», –
сокрушалась она. Тувинский отрезок
жизни был ей особенно дорог, и она
постоянно приезжала из Минусинска в
Кызыл, чтобы встретиться с дорогими её
сердцу людьми.
«У
любых дел, событий, встреч бывает начало,
продолжение и конец. Добро воздается
добром, а сделанное зло возвращается
бумерангом. Большим счастьем считаю
то, что всегда находилась в гуще людей.
Свои воспоминания написала для того,
чтобы мои внуки и правнуки, те, кто будет
жить после нас, знали, как нам жилось в
детстве и юности, о нашем времени», –
так поясняла Роза Николаевна главную
цель своего труда. И ей удалось рассказать
о своем времени – без прикрас, живо и
детально.
Александр
Сергеевич Абрамов, внук Розы Николаевны,
прислал мне изданную тиражом в 200
экземпляров книгу ее мемуаров, которую
издали родные уже после ее смерти: «Книга
была издана во исполнение воли, которую
выразила моя бабушка в последней нашей
беседе», – написал он в сопроводительном
письме.
Мемуары
«Судьбы моей простое полотно» заслуживают
того, чтобы их читали не только родные
автора, ведь в них – история. Роза
Абрамова очень хотела, чтобы части,
касающиеся детства, жизни и работы в
сфере торговли в Туве, были опубликованы
в газете «Центр Азии», большим другом
и внештатным автором которой она была.
Выполняю ее волю.
Надежда
АНТУФЬЕВА
Маленькая
причастность к большому делу
Время
было трудное. Шел третий год Великой
Отечественной войны. В памяти осталось,
как громадное красное солнце прячется
за горизонт, а по селу от двора к двору
с большой корзиной и безменом – весами
– в руках, окруженная гурьбой девчонок,
идет красивая женщина. У нее карие глаза,
прямой нос, правильные черты лица, волосы
впереди зачесаны на прямой ряд и на
затылке уложены в большой валик. Вид
очень и очень усталый.
Это
моя мама – Елена Дмитриевна Караваева,
сельский продавец села Пойлово
Курагинского района Красноярского
края. Шла она после работы, чтобы принять
от уставших на сельхозработах колхозниц
сушеные овощи – картофель, морковь,
свеклу, лук, а также крахмал, шиповник
и многое другое. Давно все жили впроголодь,
но для солдат на фронт отдавали последнее.
Жаль
мне маму, поэтому я и мои подружки семи
– десяти лет были ее добровольными
помощницами. С корзинками, ведрами, а
то и просто с банками, ручки для которых
сделаны из проволочек или веревочек,
шли за ней и старались как можно больше
собранного донести до магазина.
Сборы
обычно проходили вечером. Потом все это
собранное отправлялось на фронт. Я
училась в первом классе, но понимала,
что и от нашего детского труда, участия
зависело многое. Мы чувствовали себя
причастными к большому взрослому делу
и гордились этим.
Я
– нянька
Магазин
в селе Пойлово находился в начале
переулка, ведущего в лес. На первом этаже
– магазин, а на втором, в небольшой
комнатке, жили мы: мама, я, брат Юра и
сестра Рита. В комнате стояли самодельный
стол, табуретки, широкая деревянная
кровать с матрацем, набитым соломой. На
одной кровати все не умещались, поэтому
под потолком сделали полати.
Полати
– мой наблюдательный пункт. Сверху все
видно и хорошо слышно. Была у нас
семилинейная керосиновая лампа со
стеклом, а большинство селян пользовались
жировыми светильниками: горела тряпочка,
смоченная в жире. Поэтому зимними
вечерами женщины собирались у нас. Кто
вязал, кто чинил что-то, пели старинные
песни, рассказывали о своих радостях,
горестях, рассуждали о событиях на
фронте, говорили о Боге, о привидениях,
о ворах. Самое интересное, что у взрослых
от нас секретов не было.
Отчет
о работе в магазине и выручку мама
сдавала раз в неделю в бухгалтерию в
селе Курагино. Проходила пешком 15
километров и возвращалась поздно ночью.
Я оставалась дома за старшую. Мама всегда
наказывала: «Когда спать ложитесь,
проверь в каждом уголке, чтобы воры не
забрались, не спрятались и магазин не
обокрали».
Я
понимала ее слова в буквальном смысле.
Мне казалось, что вор – невидимка, может
проникнуть незаметно. И перед сном
тщательно проверяла во всех углах, затем
мы все вместе ложились на деревянную
кровать спать. Однажды ночью, когда брат
с сестрой уже спали, я вдруг вспомнила,
что не проверила под кроватью. Чтобы
вор не убежал, спустила толстое стеганое
одеяло до пола, сонного брата стащила
с постели и поставила около кровати, а
сама полезла под кровать искать.
Когда
я вылезла из-под кровати, брата не было,
а дверь открыта настежь. Мне стало жутко.
Хорошо еще, что ночь была лунная. Брат
Юра сонный вышел из комнаты, спустился
с крыльца и, стоя возле коровьего хлева,
стучал в калитку и звал меня, чтобы
открыла ему дверь. Я начала трясти его
за плечики. Когда брат проснулся, с ним
случилась истерика. Плакал до утра.
Относилась
мама ко мне как к взрослой, забывая, что
я еще ребенок. Приходилось делать много
домашних дел: мыть полы, посуду, водиться
с малышами, помогать ей в магазине. Но
все равно моя фантазия на разные проделки
казалась неистощимой, за что и была не
раз бита. Прутья всегда стояли в углу.
Однажды
мама поехала с отчетом в Курагино, а мне
строго-настрого наказала следить за
сестрой, братом и огородом. Не успела
она отъехать, как ко мне пришли подружки.
Мы нашли веревку, сделали качели, на
доску посадили малышей и раскачали
качели. Веревка развязалась, доска
упала, я до крови поранила ладони, а
малыши сильно ушиблись.
В
это время в огород забрались свиньи,
перерыли грядки и посаженный картофель.
Картошку в то время садили глазочками:
одну картофелину делили на несколько
частей, по числу глазков-отростков.
Заборов не было, а чтобы скот не мог
свободно залезть, вокруг огородов рыли
канавы шириной и глубиной один метр. Но
для свиней это не было преградой.
Грядки
после набега свиней мы перекопали и
обильно полили. Мама про грядки не
догадалась, а за картошку мне здорово
досталось.
Почему-то
в то время был единственный метод
воспитания – битье. Протестуя, я
придумывала новые художества в отместку
и снова получала в наказание прутьями
по мягкому месту. И рано поняла, что к
хорошему побои не приводят и любви к
родителям не добавляют.
Прощание
с собаками
Собаки
были лучшими нашими друзьями. Куда бы
мы ни ходили, везде с нами рядом собаки.
Как-то
осенью женщины и ребятишки собирали в
поле колоски пшеницы, и вдруг на поле
появились медведица с медвежонком и
взрослый медведь.
Медведей
в наших краях никогда не было, все очень
испугались, стали кричать, стучать по
ведрам. Собаки с громким лаем окружили
медведей. Они и задержали таежную
семейку, пока с ближайшей бригады на
помощь ни прибежали мужчины.
Зимой
собак запрягали в самодельные санки,
на них возили дрова из леса. Однажды в
солнечный морозный день в село приехали
на нескольких санях мужчины в белых
полушубках. Подъехали к сельсовету и
объявили, чтобы жители привели всех
собак: они нужны фронту, будут служить
санитарами и выполнять разные важные
задания.
Мы,
плача, вели на веревочках своих
четвероногих друзей. Их тут же привязывали
к саням. Подружка спрятала свою собаку,
но ее заставили привести ее. Обоз
двинулся, собаки визжали, мы с плачем
проводили своих четвероногих друзей
далеко за село.
Вечером
фантазировали, какие подвиги совершат
наши собаки. Всех возвращавшихся с войны
раненных солдат спрашивали о собачьих
подвигах. Никто ничего не знал, и только
один бывший танкист рассказал, что были
у них в части собаки, в основном,
беспородные. Их кормили под танками, а
перед боем не давали еду. Затем привязывали
к ним бутылки с зажигательной смесью и
во время наступления пускали навстречу
немецким танкам.
Не
знаю, какие подвиги совершили наши
собаки, но до сих пор, как наяву, вижу
тот солнечный морозный день, искрящийся
снег, слышу скрип полозьев и собачий
визг.
Продолжение
– в №37 от 26 сентября
Очерк
Розы Абрамовой «Судьбы моей простое
полотно» войдёт третьим номером в шестой
том книги «Люди Центра Азии», который
сразу же после выхода в свет в июле 2014
года пятого тома книги начала готовить
редакция газеты «Центр
Азии».
Фото:
1.
Роза Абрамова. Минусинск, во дворе музея
имени Николая Мартьянова. 6 мая 2006 года.
Фото Нади Антуфьевой.
2.
Роза Караваева с братом Юрой. 1939 год.
3.
Елена Дмитриевна Караваева, продавец
магазина села Пойлово Курагинского
района Красноярского края. 1943 год.