газета «Центр Азии»

Понедельник, 26 июня 2017 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2012 >ЦА №18 >Кино из нашего двора

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

трехкомнатная квартира в раменском . Широкий каталог - вакансии и удобный поиск - sochi.rabota.ru . розничная продажа теплиц

Кино из нашего двора

Люди Центра Азии ЦА №18 (11 — 17 мая 2012)

Кино из нашего двораУвлекательно подмечать в фильмах что-то знакомое: улицу, здание, площадь. Так возникает причастность к кино: да-да, я там был, я это тоже знаю.

В фильмах Ролана Ооржака узнаваемо все. Вот в кадре промелькнул наш двор, вот соседская квартира, а вот банда грабителей сидит на диване вашего приятеля.

Здесь главного героя играет контролер, которому утром вы заплатили за проезд в маршрутке, плохого парня – добродушный отец семейства из дома напротив, а внимательно вглядываясь в кадры погони около крытого рынка, замечаешь привычные лица продавцов велосипедов и носков.

Решив брать пример с Сергея Эйзенштейна и Стивена Спилберга, Ролан Ооржак в двадцать пять лет стал делать свое – тувинское – кино. За пять лет снято десять фильмов, место действия которых Кызыл и районы Тувы, а герои – ребята с нашего двора.


Ты меня никогда не закопаешь!


Ролан, как возникла мысль снимать кино?

– Сначала хотел стать политиком. Поэтому на третьем курсе Московского государственного университета и перевелся на кафедру политологии. Но изучение политики оказалось не столь увлекательным, как представлялось.

Кино из нашего двораПосле университета устроился работать в корейскую компанию электроники «Cuckoo» – менеджером по оптовым продажам. Работал, зарабатывал деньги, а из головы никак не уходил вопрос: «А что я, собственно, здесь делаю? Что же на самом деле хочу и для чего живу?»

Просматривая страницы в интернете, увлекся биографиями разных режиссеров. Очень впечатлила биография известного американского режиссера Квентина Тарантино: бросив школу, работал продавцом в видеопрокате, потом билетером в порнокинотеатре – все только ради того, чтобы быть как можно ближе к кино. Эта страсть, порыв, в итоге, помогли ему осуществить свою мечту – стать режиссером.

Начал искать информацию и о других режиссерах. Оказывается, многие из них были людьми совершенно обычных профессий, далеких от кинематографа. Джеймс Кэмерон, Стивен Спилберг – инженеры-технари, но ведь бросили все и пришли к тому, что им было действительно близко – к кино.

Был очень удивлен, когда узнал, что Стивен Спилберг снял свою первую успешную картину уже в 21 год, у нас с ним, кстати, день рождения в один день – 18 декабря. Джеймс Кэмерон начал снимать знаменитого «Терминатора» в 24 года. В таком же возрасте Сергей Эйзенштейн приступил к съемкам «Броненосца «Потемкина». Такой фильм снял – классика! Его до сих пор студенты-киноведы всего мира изучают.

А вы во сколько лет сняли свой первый фильм?

– В двадцать пять. Началось все с того, что совершенно случайно купил видеокамеру. Бродили с невестой Снежаной по торговому центру в Москве, вижу, продают небольшие камеры. Поговорил с продавцом, он согласился две тысячи скинуть: вместо десяти – восемь. А тут я еще про Эйзенштейна вспомнил. Вот и купил.

Уже в Москве начал снимать все подряд: дом, выезды на природу, родственников, друзей. Увлекся монтажом. Оказалось – невероятно интересно. Решил сделать что-то свое. Долго думал: клипы снимать или кино. Друзья осторожно советовали: давай начнем с простого, с клипов. Но мне показалось: клип – это скучно, надо сразу что-то масштабное.

Принялся писать сценарий. О чем? О том, что близко – о жизни в Туве. Закончил сценарий и на следующий же день уехал домой – в Кызыл. Снимать.

Первый тувинский фильм «Чугле сен дээш» – «Только ради тебя» мы снимали с июня по август 2007 года. В сентябре все смонтировали и 26 октября организовали премьеру в кинотеатре «Найырал». Народ хлынул, это было в новинку.

Не считая той купленной в Москве камеры – на первый проект было потрачено около пяти тысяч рублей. А принес он нам – почти двести.

На что пошли заработанные деньги?

– На развитие идеи. На первых порах нас было трое: Айдын Бады-Сагаан, Ангырак Ховалыг и я. Мы потуже затянули ремни и решили, что радоваться пока рано, надо все вкладывать в дело. Ангырак поехал в Москву: покупать на заработанные деньги профессиональную камеру. Но она не выдержала и полугода, сломалась. Вместе с камерой немного сломались и мы.

С деньгами стало еще тяжелее, пришлось мне устроиться работать в правительство: главным специалистом в канцелярию. Снова вернулся к своей старой идее – стать политиком, но мечта будто бы говорила мне каждый вечер перед сном: «Ты меня никогда не закопаешь, я все равно выкарабкаюсь!» Так что снова решил вернуться к кино.

Этому очень важному решению поспособствовал мой друг, а сейчас и партнер по бизнесу, Чечен Салчак. Он тогда сказал: «Ты должен определиться в своей жизни, что важно: твоя мечта, с помощью которой, при желании, можно и заработать, или просто деньги и нелюбимая работа. Если решишь идти за мечтой, я могу тебе помочь».

Две ночи не спал, много думал, переживал, затем, приняв окончательное решение, написал заявление и уволился с работы. Родственники сначала не понимали: зачем отказываться от выгодной и перспективной карьеры? Но я уже окончательно решил: нужно делать то, что действительно нравится.


Любовь за четыре дня


Чтобы снять фильм, нужна целая команда: режиссер, оператор, монтажер, гример, кастинг-директор, продюсер, сценарист. Где вы их всех нашли?

– Среди своих друзей. И у нас все проще, каждый совмещает несколько специальностей.

Кино из нашего двораСейчас снято уже десять фильмов, за это время приходили и уходили разные люди. С некоторыми мы сотрудничаем до сих пор, с другими не сошлись во взглядах. Мой главный друг и помощник – Чечен Салчак. Мы выросли с ним в одном дворе, Чечен окончил университет в Турции, по специальности – экономист. Уже со второго фильма он втянулся в процесс и сейчас – директор всех проектов и киноклуба «Нирвана».

Мне приходится быть не только режиссером и монтажером, но и примерять на себя другие специальности: от осветителя и гримера до генерального продюсера. В первом фильме был сразу и режиссером, и оператором. Таких людей в профессиональных кругах называют режоперами, потому что очень трудно качественно делать одновременно и то, и другое.

Хорошо еще, что иногда на том проекте мне помогали операторы Белекей Куулар и Айдын Бады-Сагаан, профессиональный актер театра. Ведь на мне была и роль плохого парня в фильме. Вот это считаю ошибкой. Когда сам играешь на площадке, практически невозможно уследить за процессом в целом. Из-за этого многие моменты были упущены.

Впрочем, изначально так не должно было быть. Парень, который должен был сыграть ту роль, в последний момент отказался. Точно так же слетел и еще один персонаж, которого пришлось играть Айдыну Бады-Сагаану.

Кино из нашего двораЧерез три с половиной месяца фильм был готов. Продолжение молодежной драмы с элементами комедии «Чугле сен дээш» – «Только ради тебя»: часть вторая – «Судный день». 14 июля 2008 года состоялась премьера на большом экране в Тувинском музыкально-драматическом театре. Народу было – не протолкнуться.

Фильм за три с половиной месяца – это ваш рекордный срок?

– Нет, пародийную комедию «Ынакшыл-моркоп» – «Любов-моркоп» мы сняли всего за четыре дня. Я потом проводил опрос в интернете, оказалось, что этот фильм на втором месте в зрительском рейтинге. Сразу после «Ашкан кайыл?» – «Где деньги?»

Как считаете, почему именно фильм «Ашкан кайыл?» вышел на первое место?

– Людям нравятся комедийные боевики, где есть несколько отчаянных парней, решивших легким путем заработать деньги. Когда придумываешь сюжеты, необходимо знать зрителей: о чем они думаю, что их беспокоит.

Нехватка денег – вечная проблема человека, поэтому такие сюжеты всегда актуальны. Но в моих фильмах всегда есть поучительная нота: нет легких денег, за ними всегда – большие проблемы.


Испытание табуреткой


Кино из нашего двораУ вас не слишком распространенное имя – Ролан. В честь кого назвали?

– Мама, Эмма Очур-ооловна, назвала в честь французского писателя Ромена Роллана. Я родился 18 декабря 1981 года, в то время его произведение «Очарованная душа» было очень популярно. Моя мама, когда родился мой сын, решила продолжить традицию и назвала внука, Ромэном, и мы с женой Снежаной согласились. В документах специально записали отчество не Роланович, а Ролан-оглу, по национальному образцу. Так что в результате получилось тувинско-французское: Ромэн Ролан-оглу Ооржак.

Ромен Роллан – любимый писатель вашей мамы?

– Один из многих. Мама работает учителем начальных классов в школе № 9, она очень начитанный человек. Нам с братом Ренатом с детства прививала любовь к поэзии и прозе.

Ренат сейчас – полномочный представитель Республики Тыва в Москве. Он меня на год и два месяца старше, но когда нас видят вместе, то все думают, что старший как раз я, а Ренат – мой младший братишка. Я его иногда этим подкалываю. Но семья у нас очень дружная.

Отец, Чадамба Шогжал-Доржуевич Ооржак, был одним из самых лучших тренеров по вольной борьбе в Туве. Он тренировал Чечен-оола Монгуша, Аяса Монгуша, Маадыра Монгуша. Очень многие элитные борцы – его ученики. Самого папу в молодости тренировал мастером спорта по вольной борьбе Дмитрий Миндиашвили, который стал его другом.

К сожалению, папа рано ушел из жизни – в 1995 году, когда мне было четырнадцать лет.

Меня папа тоже тренировал. В большой спорт я не пошел, но отец меня в свое время устроил в секцию бокса, чтоб я сам мог постоять за себя. Бокс не бросил даже в университете. Участвовал и побеждал в университетских соревнованиях: по боксу и даже по самбо.

Это помогло вам в постановке драк?

– Да, конечно. Многое из полученного в детстве пригодилось. Учеба в художественной школе, например, помогает мне правильно ставить композицию кадра и свет на площадке.

Но главное – это творчество и фантазия. Мама каждый вечер усаживала нас с братом рядом с собой и с выражением читала сказки. Иногда мы читали по очереди, по ролям. Маршак, Пушкин, Чуковский, Барто. Много стихов наизусть учили.

Кино из нашего двораНа табуреточку вставали?

– Конечно. Родственники, друзья приходят – сразу ставится по центру табуретка, и я начинаю рассказывать сказки и стихи. Только долго на этой табуреточке устоять не могу, максимум секунд пять, потом спрыгиваю и начинаю по комнате бегать, рассказывать стихотворение и одновременно показывать всех сказочных персонажей. Брат в этом плане более дисциплинированным был. Мужественно стоял на табуретке до конца.

Еще мама ставила нам пластинки: Чайковского, Бетховена. Подыгрывая себе на хомусе, придумывала под его звучание каждый раз новые рассказы. Но самое интересное было, когда она ставила пластинки с голосами животных и птиц.

Мне нравились дельфины, а киты – особенно. Какие у них были голоса: «У-У-У-У, у-у-у-у-у». И мама придумывала под эти голоса разные истории. «Это мама-кит, а это, слышите вдалеке, ее сынишка, он потерялся. Они зовут друг друга через километры воды и не могут встретиться. А потом на них напали акулы, сын-кит пытается уплыть».

Что мама только не придумывала! Я всегда очень переживал за китов, но в итоге, все, конечно, заканчивалось хорошо.


Глеб Жеглов и Брюс Ли


Кино из нашего двораСами маме помогали истории придумывать?

– Да, конечно. Однажды ей то ли надоело, то ли это был такой хитрый ход, но мама начала заставлять придумывать сказки нас с братом. Иногда мы делали это по отдельности, а иногда – все втроем по очереди. Уже ночь, а мы все придумываем и придумываем. Потом мама уходит спать, а мы с братом в темноте шепчемся: «А дальше было так, а потом – вот так, а можно – так».

Еще я рисовал свои собственные комиксы. Придумал продолжение тогда еще не снятой четвертой части «Рэмбо».

Как Жюль Верн, предсказавший полет на Луну, что-нибудь угадали?

– Только место действия последней части – Таиланд. Помимо комиксов про известных героев, еще и свои придумывал – про космические приключения. Потом уже, когда подрос, понял, что в большинстве своем, эти приключения были навеяны книгой Носова «Незнайка на Луне».

Кино из нашего двораСоветские героические фильмы в детстве любили?

– Конечно, особенно – про войну. Над «Судьбой человека» просто рыдал. И очень хотел быть похожим на Глеба Жеглова из «Места встречи изменить нельзя». Даже пытался изображать его, стоя перед зеркалом.

Но это был недолгий период. Советский Союз распался, наступили девяностые, пришли боевики, Брюс Ли, Терминатор. Это тоже было очень интересное время, время экспериментов в кино. То есть, на Западе все началось гораздо раньше, но до нас-то только дошло. С каким восторгом смотрел в видеозале свой первый западный боевик – «Выход дракона» с Брюсом Ли!

Это был прорыв и сила, что-то новое, энергичное. В кинотеатр ходили семьями – целое событие. Помню, как мы всей семьей ходили в кинотеатр на «Кинг-Конга», он меня тогда просто поразил. Такие моменты невозможно забыть. Кино – это все-таки великая магия.


Прыжок с моста за триста рублей


Кино из нашего двораМногие ваши фильмы – зарисовки криминальной Тувы, сюжеты – из собственного опыта?

– Все – из головы. Семья у меня интеллигентная, с пистолетом никогда не бегал. Так что только фантазия и огромное количество фильмов, просмотренных по теме. Но даже если я снимаю боевик – в конце обязательно идет мораль, ведь герои-то у меня, в целом, не отрицательные, просто они запутались и ищут выход.

Во время съемок драк были настоящие травмы?

– Только случайные и несерьезные. Иногда бывает: снимаем драку, уже множество дублей позади, и в какой-то момент актер в запале бьет по-настоящему. Но никто ни на кого не обижается. Все понимают: вошел в образ.

Страшный шрам на внутренней стороне вашей правой руки – это тоже одна из несерьезных травм во время съемок?

– Нет, это просто во дворе привязался пьяный парень, начал ругать меня матом, я его толкнул, он ушел. Но через несколько минут вернулся и розочкой – горлышком разбитой бутылки – ударил в руку. Хорошо, до травмпункта было недалеко, я туда быстро на такси добрался.

Когда снимаете драки на улице, бывает, что прохожие вызывают полицию?

– Обычно нет, все-таки видят камеры. Но однажды мы снимали сцену драки на заброшенной стройке – в больничном городке, возле второго роддома, жесткое такое избиение, и за четыре дня съемок три раза люди вызывали полицию. Приходилось с поднятыми руками оправдываться: кино снимаем. А нам еще и не с первого раза верили.

В ваших фильмах много оружия. Где берете огнестрельный реквизит?

Кино из нашего двораВ отделах детских игрушек. Все пистолеты, автоматы, ружья, винтовки – игрушечные. Правда, тут возникают свои сложности: правдоподобно стрелять такое оружие не может, приходится потом на монтаже дорисовывать огонь, искры, накладывать звук.

Пробовали и по-другому добиться нужного эффекта. Во время съемок «Чугле сен дээш – 2» в дуло пластмассового пистолета вставили маленькую новогоднюю бомбочку и подожгли, она рванула и разнесла пистолет полностью. Больше мы так не экспериментировали.

В фильме «Эгил эш» с удивлением заметила, что пистолет лежит на развернутой полосе газеты «Центр Азии» от 29 июля 2011 года. Это вышло случайно?

– Газета в руки попала случайно, но я заметил там дату крупным шрифтом, и это показалось интересным: деталь, точно указывающая, когда мы снимали этот эпизод. А главное – национальный колорит: фотография человека в юрте, в национальной одежде, и заголовок статьи подходящий – «По Кутузовскому проспекту на тувинском скакуне».

Положил на газету пистолет, сначала показалось, что смотрится аляповато, а потом решил – оставить для местного колорита.

Каскадеров в фильмах используете?

– Нет, все сами. Но когда вторую часть «Чугле сен дээш» снимали, использовали, только непрофессионального. Там по сценарию за главным героем гонится несколько человек, догоняют на мосту в парке и сбрасывают в воду – в протоку Енисея

Мы нашли спортсмена, который согласился прыгнуть за актера, но в последний момент он отказался. У меня на съемку этого дубля был бюджет всего в 200 рублей. Кто за такую сумму согласится в мае прыгать в холодный Енисей? И тут вижу: на берегу сидят парни, выпивают.

Подхожу к ним, предлагаю деньги, прошу прыгнуть. Все отказываются. Я не стал торопиться, подождал немного, хотя уже думал, что самому прыгать придется. Но тут выпивка у парней закончилась, и один из них сам ко мне подходит: «Ну что, откуда прыгать надо?»

Мы его быстренько переодели в нужную одежду, он прыгнул, сняли с одного дубля. Парень выплывает и говорит: «Фильм – фильмом, а у меня сегодня – день рождения». Накинул ему за это еще сотню.

Потом он к нам еще раз подходил, уже уверенный в своих силах, и спрашивал, не надо ли еще куда-нибудь прыгнуть.



Окончание – в №19 от 18 мая 2012 года.



Фото:

 

 2. Ролан Ооржак отправился за мечтой с первой видеокамерой за восемь тысяч рублей. Во время съемок первого фильма «Чугле сен дээш» – «Только ради тебя». Кызыл, август 2007 года.

3. Строим кадр. Снизу вверх: Ролан Ооржак, Чечен Салчак, Адыгжы Монгуш. Кызыл, 29 апреля 2012 года.

4. Ромэн и Ролан. Весна 2012 года.

5. Ролан Ооржак с женой Снежаной. 2011 год.

6. Семья Ооржаков. Папа Чадамба Шогжал-Доржуевич с Роланом, мама Эмма Очур-ооловна с Ренатом. Кызыл, 1986 год.

7. Братья Ооржаки: младший – Ролан – слева, старший – Ренат – справа. Кызыл, 1984 год.

8. Ролан Ооржак с Дмитрием Миндиашвили, другом и тренером отца, мастером спорта по вольной борьбе, и мамой. Во время чемпионата России по вольной борьбе. Тува, Кызыл, 1997 год.

9. Под впечатлением от фильмов. Слева направо: Рэмбо, Джеки Чан и Брюс Ли – Ролан Ооржак, двоюродный брат Аян Ховалыг и Ренат Ооржак. Кызыл, 1996 год.

10. Все оружие – из «Детского мира». Этот пистолет все равно не выстрелит.
Режиссер Ролан Ооржак и актер Адыгжы Монгуш. Кызыл, 29 апреля 2012 года.

Беседовала Надя АНТУФЬЕВА

 (голосов: 7)
Опубликовано 11 мая 2012 г.
Просмотров: 29358
Версия для печати

Также в №18:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои будущего
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2017 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru