газета «Центр Азии»

Вторник, 15 октября 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2016 >ЦА №28 >Татьяна Ондар. Быть благодарным

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Ручка защелка дверная в СПб

Татьяна Ондар. Быть благодарным

Люди Центра Азии ЦА №28 (23 — 29 сентября 2016)

Татьяна Ондар. Быть благодарнымЕе квартира в Кызыле похожа на музей необычных предметов – коллекционных и сделанных собственноручно. Чего тут только нет: подвески для кос, красивые тувинские ножи, кожаные и керамические фляжки с орнаментами, веера, изящные сувенирные мешочки и даже погремушки из бычьих и бараньих мочевых пузырей.

Всё это не просто украшение дома, а вещи, необходимые в работе практикующего этнопсихолога. Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Кызыльского педагогического института Татьяна Алексеевна Ондар активно использует их не только на занятиях со студентами, но и в поездках по Туве, во время которых старается помочь людям понять себя и других, стать хоть чуточку лучше.

И учит умению быть благодарным.


Чай с любовью


Татьяна Ондар. Быть благодарным Татьяна Алексеевна, вы даете психологические консультации по разным вопросам: от конфликтов на работе до имиджа успешного человека. Меня особо заинтересовала психологическая помощь тем, кто желает иметь позитивное мышление. Скажите, почему это так важно?

– Потому что от позитивного мышления зависит и здоровье, и успех. Тот, кто видит хорошее даже в плохом опыте, способен извлекать добро из зла и превращать неудачу в успех.

А у человека с негативным типом мышления возникает множество проблем. Он уверен, что знает всё, гневается даже по мелочам, постоянно всех критикует, завидует успеху других и радуется их ошибкам. Ищет виновных в своих провалах и присваивает себе чужие победы. Он воспринимает негативно весь мир и всех считает своими потенциальными врагами.

Таких людей называют невротиками. А невроз – это психогенное заболевание, которое возникает после душевных волнений, стрессов и конфликтных ситуаций. Его причинами могут быть какой-то физический недостаток, дисгармония в семье. Корни могут идти из детства: например, ребенка слишком избаловали или, наоборот, превратили в изгоя.

Симптомы невроза заметны?

– Очень заметны. Истерия с плачем навзрыд, хроническая депрессия, усталость, утомляемость, навязчивое прокручивание в мыслях конфликтных ситуаций, ухудшение памяти, расстройство сна, мнительность, обидчивость, раздражительность, снижение либидо и потенции.

Низкая или завышенная самооценка – это тоже признак невроза. Такая неадекватная оценка себя может привести к серьезным жизненным ошибкам.

Например, девушка с заниженной самооценкой, как только на нее обращает внимание какой-нибудь парень, думает, что это случилось в первый и последний раз. Она боится, что шанса больше не будет, и сразу сближается с ним. В результате рождается ребенок, а парень уходит в никуда, строить семью в его планы не входило.

Если бы она получала от родных ласку, внимание, понимание, и ей сформировали чувство собственного достоинства, такого бы не случилось.

Следующий пример: часто болеет ребенок. Если это не хроническое заболевание, сразу понимаю, что в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера. На конфликты родителей дети всегда реагируют болезненным состоянием. Поэтому супругам категорически нельзя выяснять отношения при детях.

Ребенка надо растить в любви.

Растить в любви – звучит очень красиво, но абстрактно. Поделитесь хотя бы одним конкретным примером: как это осуществляется в вашей семье?

– Хорошо. Мы любим чаевничать. И у нас есть семейный сорт этого напитка – чай с любовью. Его даже не я придумала, а муж. Он спрашивал детей, а сейчас спрашивает и внуков: «Тебе чай с сахаром? А любовь добавить?» Ответ всегда одинаков: «Да!» «Хорошо, я добавил сахар, сливки и двадцать процентов любви».


Когда вся юрта горит


ВТатьяна Ондар. Быть благодарнымы видите конкретные результаты своей психологической работы?

– Результат работы психолога виден не сразу, это долгий и кропотливый совместный труд и специалиста, и его клиента.

В моей практике был труднейший случай. Первоклассник, младший ребенок в благополучной семье, избалованный любимчик, начал бродяжничать, курить, выпивать, нюхать клей. Родители не знали, что с ним делать и обратились ко мне. Полтора года с ним работала, искала ключик к ребенку. И нашла, мы подружились, мальчик избавился от дурных привычек.

Лекции и тренинги тоже приносят результат. Двадцать лет спустя после моей лекции о роли мужчины в семье, проведенной в селе Самагалтай, встретилась с одной из тех, кто слушал ее. Женщина очень благодарила: сказанное пошло на пользу. Она поняла, что неправильно вела себя по отношению к мужу и сыновьям. Перестав изводить их бесконечными упреками, добилась семейной гармонии.

После занятия в селе Шивилиг женщина бросила пить. Когда во второй раз приехала туда, она с гордостью рассказала, что больше не прикасается к спиртному и призывала других отказаться от него, как от страшной беды.

Особо радует, когда мои студенты бросают пить. Не устаю напоминать им мудрую пословицу: «Когда муж пьет, горит половина юрты, когда жена пьет, вся юрта горит».

Моя тес-хемская двоюродная бабушка по материнской линии Орус-Кок СаинбировнаСанчат постоянно готовила для мужа и родных молочную водку – араку, но сама никогда не пила. И невестка ее ЧайзумааСанчат такая же. К сожалению, сейчас таких абсолютных трезвенниц можно по пальцам пересчитать.

Постоянно говорю о том, что традиционное отношение тувинцев к алкоголю было строгим: в сорок лет разрешалось его пригубить, в пятьдесят позволялась маленькая дашка – чарка, и только в шестьдесят можно выпить полную пиалу араки.

Вы сама придерживаетесь этой мудрой традиции?

– Сейчас мне пятьдесят пять, могу позволить себе маленькую чарку легкого вина.

Есть маленькая хитрость: когда еду на какое-либо торжество, сажусь за руль – четырнадцать лет стажа, и ловко отбиваюсь от навязчивых предложений выпить простой фразой: «Я за рулем».


Отцовский ультиматум


ПТатьяна Ондар. Быть благодарнымсихология – это то, к чему вы целенаправленно шли?

– Нет. После окончания школы поступила на хореографическое отделение Кызыльского училища искусств. Но через полгода бросила учебу, потому что пришло письмо от папы. В нем он в ультимативной форме потребовал: «Если пойдешь в искусство, ты мне не дочь, если пойдешь в науку – ты моя дочь». И я послушно подчинилась его требованию, на следующий год поступив в Красноярский государственный педагогический институт на исторический факультет.

Вы не посчитали отцовское требование слишком жестким?

– НТатьяна Ондар. Быть благодарнымет, я поняла его. Он свою жизнь посвятил служению искусству и знал, что скрывается за красивой картинкой: бесконечные изматывающие репетиции, длительные гастроли с бытовыми трудностями. И не желал такой же жизни для своей дочери.

Какому виду искусства он посвятил себя?

– Цирку. Алексей АгбаановичХуурак был одним из первых тувинских жонглеров. Его имя носит Дом культуры в селе АрысканУлуг-Хемского района, в этих местах он родился 1 января 1924 года.

Его цирковая деятельность началась в 1941 году, когда поступил на отделение циркового искусства под руководством Владимира Оскал-оола при театральной студии в Кызыле. С ним учились Дмитрий Очур, Хензиг-оол Кужугет.

В 1944 году, получив диплом, был зачислен в штат музыкально-драматического театра. Потом был «Союзгосцирк», гастроли по стране и миру.

Мама и я так редко видели его дома, что каждый приезд превращался в праздник. Он привозил нам подарки, особенно баловал жену. В нарядах, привезенных мужем из разных городов, она считалась модницей по тем временам. В квартире нашей с раннего утра витали умопомрачительные запахи: это папа сменял маму на кухне, с большим удовольствием готовя свои коронные блюда – манты и чебуреки.

Папа ушел из жизни в 1979 году. На его похороны в село Арыскан приехал целый автобус с коллегами по искусству. Вспоминали его как человека редкой доброты, как профессионала, многие творческие замыслы которого в труппе Владимира Оскал-оола продолжались использоваться и после его ухода из цирка.

Знаете, я уже не раз убеждалась в том, как в жизни всё взаимосвязано, переплетено. Через восемнадцать лет я получила весточку от отца. И связано это было с уголовным делом.


Пароль – Алексей Хуурак


СТатьяна Ондар. Быть благодарным уголовным? Уже заинтриговали. Можно поподробнее?

– Конечно. Было это в 1997 году в Москве. Я тогда училась в аспирантуре – кафедра социальной психологии Российской академии государственной службы. На время учебы решили не расставаться и переехали в столицу вчетвером. Жили в общежитии. Дочка Ира училась в русско-корейской школе, сын Сылдыс сначала ходил в детсад, а потом в ту же школу поступил.

Муж, Юрий Очур-ооловичОндар, устроился работать старшим дознавателем отдела внутренних дел «Гагаринский» Юго-Западного административного округа. Когда обворовали автобазу цирка на проспекте Вернадского, ему поручили расследовать это дело.

Выяснив детали о похищенном у заместителя директора, известного дрессировщика верблюдов Эрика АйдыновичаИсрафилова, Юра упомянул о том, что его тесть Алексей Хуурак тоже был цирковым артистом.

Исрафилов засиял: «Кто же не знает Лёшу Хуурака? Это же наш друг хороший. Многие до сих пор помнят, как он виртуозно владел кольцами, мечами. А огненные булавы – его коронный номер».

Он попросил привести в цирк меня, чтобы познакомиться лично. Когда пришли, пригласил в кабинет эквилибриста и воздушного гимнаста, которые хорошо знали отца. Это было очень трогательно. Ветераны говорили, что Хуурак входил в десятку лучших жонглеров Советского Союза.

Эрик Айдынович сделал нашей семье грандиозный подарок – право на бесплатное посещение цирка в любое удобное время. Он пояснил, что есть такая старинная цирковая традиция именно для членов семей цирковых артистов.

Вам вручили какой-то специальный билет для бесплатного входа в цирк?

– Никакого билета. Достаточно было подойти к служебному входу и сказать вахтеру: «Я дочь Алексея Хуурака». Приводила и тувинских студентов, аспирантов с детьми, их тоже пропускали вместе со мной – благодаря доброй памяти москвичей об Алексее АгбаановичеХуураке.


Как Зоя Космодемьянская


Мама ваша тоже из сферы искусства?

– НТатьяна Ондар. Быть благодарнымет, профессионалом она не была, но прекрасно пела в художественной самодеятельности.

Мамочка моя, Серен-ДолумаШалыковна, в девичестве Кенден, по-русски ее звали Марией, была искусной мастерицей, белошвейкой. Она научила меня шить, вязать, понимать и ценить красоту народного стиля: одежды, украшений.

А еще мама, подражая папе, писала стихи. Они даже переписывались стихотворными строчками, когда ожидали первенца. Правда, ждали мальчика, а родилась я: было это 25 сентября 1960 года в селе Самагалтай Тес-Хемского района, на родине мамы. Через три года переехали в Кызыл.

В честь моего появления на свет папа написал стихотворение, в котором объяснил, почему назвал меня Таней.

С вашим именем Таня связана какая-то особая история?

– Скорее, не история, а то, что папа был убежденным советским человеком. Он назвал меня в честь Зои Космодемьянской, первой женщины – Героя Советского Союза, получившей это звание во время Великой Отечественной войны посмертно. Во время фашистских пыток она назвалась Таней.

Когда ты родилась, назвал тебя я Таней. «Почему именно Таня?» – спросишь ты однажды, а я отвечу, что это имя очень храброй и мужественной девушки. И ты будешь такой же любящей родину, смелой и отважной. Таково краткое содержание семи четверостиший.

Алексей Хуурак – автор двух сборников стихов: «Ыржыгаш» – «Песенка» и «Чадаганнынаяны» – «Мелодия чадагана». Автор популярной в народе песни «Ынакшылдыкамнаарболза» – «Если беречь любовь» тоже он.

Когда училась в старших классах, папа заставлял меня делать анализ его стихов, и поощрял, если разносила их в пух и прах. Так он учил меня мыслить самостоятельно. Еще он требовал, чтобы я проштудировала «Капитал» Карла Маркса. Пыталась, не осилила, конечно.

Это было, когда мы уже жили без мамы. Она умерла, когда мне было тринадцать лет, а братику Эресу – четыре годика.

Папа уезжал на очередные гастроли, а я оставалась с малышом. В пятницу забирала его из круглосуточного детского сада, а в понедельник отводила обратно. Мыла братишку, стирала, готовила. Рано повзрослела.

Два года мы жили втроем, а потом в доме появилась мачеха и пятеро ее детей.


Прощёная безрукавка


В бТатьяна Ондар. Быть благодарнымытовом плане стало легче?

– Да, с ее появлением многие проблемы решились. Но было одно «но». Мачеха не очень хорошо ко мне относилась. И знаете, что странно? Эти моменты просто выпали из моей памяти.

О них напомнили подруги. Помнишь, говорят, как мы приходили, чтобы заступиться за тебя, а ты отговаривала нас. А подружка Иринка рассказала, что как-то пришла, а я – на полу, на мне сидит мачеха и бьет по голове. Подруга скинула ее, и мы убежали.

Татьяна Алексеевна, а почему мачеха к вам так жестоко относилась?

– Может быть за то, что я возмущалась, когда она мамину одежду надевала. Так отвоевывала ее память.

Потом папа и мачеха обменяли нашу квартиру на жилье в Ак-Довураке, а меня папины родственники забрали к себе в село Арыг-Узю, там и школу окончила.

Когда пришла пора поступать, приехала в Кызыл, а остановиться негде. Родственники, к которым обратилась, отказались приютить. Что делать? Решилась пойти к Нине Дмитриевне, вдове поэта Сергея Пюрбю, литературного наставника и друга отца. Она, добрейшей души человек, не отказала. Выделила мне отдельную комнату – кабинет Сергея Бакизовича с богатой библиотекой, его книги очень помогли в подготовке к экзаменам.

С Ниной Дмитриевной и ее дочкой Аленкой я прожила до отъезда в Красноярск. Перед отъездом погостила у отца в Ак-Довураке. Он был очень горд, что я выбрала профессию историка. Это была последняя наша встреча.

После смерти папы, у нас с Юрочкой уже Иришка родилась, мачеха приехала в гости. Приняла ее как дорогого человека, всячески уважила и уложила спать. Утром просыпаюсь и вижу красивую детскую безрукавку. Оказывается, мачеха всю ночь не спала и вязала ее для моей доченьки.

Кто знает, может быть, этим она просила прощения?


Окончание – в №29 от 30 сентября 2016 года.



Интервью Юлии Манчин-оол с Татьяной Ондар «Быть благодарным» войдёт сорок вторым номером в шестой том книги «Люди Центра Азии», который после выхода в свет в июле 2014 года пятого тома книги продолжает готовить редакция газеты «Центр Азии»

Фото:

1. Этнопсихолог Татьяна Алексеевна Ондар с экспонатами своего передвижного домашнего музея. Кызыл, 14 сентября 2016 года. Фото Юлии Манчин-оол.

2. Тувинская труппа во время гастролей. В центре второго ряда – Алексей Хуурак, справа от него – Хензиг-оолКужугет, Николай Дажи-Норбу, слева – Евгений Клиновой, Кан-оолМонгуш. В первом ряду слева направо Дмитрий Очур, Василий Хорлуг-оол, Владимир Оскал-оол, Илья Медээчи. Кызыл, 1944 год.

3. Жонглеры перед выходом на арену. Слева направо: Хензиг-оолКужугет, Николай Дажи-Норбу, Алексей Хуурак, Евгений Клиновой, Василий Хорлуг-оол, Владимир Оскал-оол. Город Куйбышев, лето 1946 года.

4. Номер с тувинской ступой. Возле нее – Евгений Клиновой и Дмитрий Очур. За ними – супруги Владимир и Дунзенмаа Оскал-оолы. Крайний справа – Алексей Хуурак, слева – Хензиг-оолКужугет. Москва, 1950 год.

5. Торжественная встреча у трапа самолета, с традиционными гирляндами из цветов, советских артистов цирка, прибывших на гастроли в Индию. Третий слева – Алексей Хуурак, справа от него – Кара-оолОюн и Борис Оюн. Пятый слева – Хензиг-оолКужугет, восьмой – Белек-оолХомушку. Аэропорт города Дели, 1956 год.

6. Участницы художественной самодеятельности из Тес-Хемского района. Справа – Серен-ДолумаКенден. 1957 год.

7. Рукодельница Серен-ДолумаШалыковнаХуурак за вышивкой. Кызыл, 1967 год.

8. Татьяна Хуурак – школа окончена. Кызыл, июль 1977 года.

Юлия Манчин-оол, manchin-ool@yandex.ru

 (голосов: 11)
Опубликовано 24 сентября 2016 г.
Просмотров: 18778
Версия для печати

Также в №28:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru