Восемьдесят
девять лет живет на свете Хажитма
Тарачиевна Кашпык-оол. И пятьдесят из
них – с геройским званием.
Нет,
она не совершала выдающихся подвигов
и замечательных открытий, орденом и
званием «Мать-героиня» отмечен главный
подвиг женщины – материнский. Это звание
было присвоено ей указом Президиума
Верховного Совета СССР от 29 апреля 1964
года, в удостоверении – подпись Леонида
Брежнева. А в 2009 году на груди Хажитмы
Кашпык-оол засияла еще одна материнская
награда – медаль «Мать-героиня Республики
Тыва», которой она была удостоена
согласно указу председателя правительства
республики Шолбана Кара-оола.
2014
год – год столетнего юбилея единения
России и Тувы, и это столетие, без малого,
вместилось в жизнь нашей мамы. Хажитма
Кашпык-оол – одна из тех самоотверженных
женщин, чья жизнь была посвящена
постоянному труду, семье и детям.
Двенадцать
детей родила она, и сегодня у нее 27 внуков
и 38 правнуков. И это – ее конкретный
вклад в историю республики, в которой
в 1931 году, согласно первой переписи
населения, проживало 82 тысячи 200 человек,
а по данным последней переписи 2010 года
– 307 тысяч 930.
Приданое
– в Красный обоз для Красной Армии
Хажитма
Тарачиевна Кашпык-оол появилась на свет
15 апреля 1925 года на чабанской стоянке
в юрте в верховье реки Саглы в местечке
Сай-Оруу, на территории нынешнего
Овюрского района Республики Тыва.
Ее
мама Кысындай из рода куулар дала жизнь
девяти детям. Отец – Лагба из рода ооржак
– носил прозвище Кара-Дарга – Чёрный
начальник, он управлял арбаном, так
называлась административно-территориальная
единица, соответствующая десяти
дворам-хозяйствам. Он занимался не
только скотоводством, но и полевыми
работами, приобщая к ним земляков.
Выращивал пшеницу, ячмень, просо,
производил муку. Урожай хранил в полевых
амбарах, следы которых сохранились до
сих пор.
Зерно
по-тувински – тараа, и местные жители
дали земледельцу еще одно прозвище:
Тарачын – Зерновой человек. Это прозвище
моего деда сохранилось в отчестве его
дочери Хажитмы и ее братьев, сестер.
Кроме брата Комбуя, получившего отчество
Чээнекеевич от вырастившего его
родственника, в бездетную семью которого
отдали мальчика на воспитание, как было
принято у тувинцев.
Летом
1936 года в местечке Сегээ, в районе
нынешнего села Хандагайты, работала
полевая школа для всех желающих освоить
грамоту. Хажитма с увлечением училась
в ней и показала такое старание, что ее
направляли в настоящую постоянно
действующую школу в Чадан. Там она
окончила пять классов.
Пять
классов школы в то время считалось очень
высоким образованием для девушки в
Тувинской Народной Республике. Когда
Хажитма окончила школу, ее – семнадцатилетнюю
– как самую грамотную среди женщин и,
вдобавок, активистку революционного
союза молодежи назначили руководить
женским советом сумона (сельского
совета) Берт-Даг Тес-Хемского кожууна
(района). Это общественное поручение
она выполняла с 1942 по 1945 год, в суровое
время Великой Отечественной войны,
когда маленькая Тувинская Народная
Республика всем, чем только могла,
помогала большому Советскому Союзу
победить фашизм.
По
всей республике собирали скот, теплые
вещи, продукты для отправки в СССР.
Хажитма тоже сделала свой вклад, сдав
в фонд помощи фронту личный скот, который
ей при рождении был выделен из семейного
стада и должен был стать ее приданным
при замужестве: пять коров, двух лошадей,
десяток овечек и коз. А еще – несколько
пар собственноручно сшитых меховых
рукавиц.
Грамотная
девушка аккуратно заполняла список:
что сдал каждый берт-дагский арат –
скот, шерсть, шкуры, теплые вещи, продукты,
деньги в валюте Тувинской Народной
Республики – акша, золотые и серебряные
кольца, серьги, серебряные браслеты.
Одни сами привозили подарки для Красной
Армии в село Берт-Даг, к другим надо было
ехать верхом на дальние стоянки.
Мама
рассказывала: зимой в пути было
страшновато, в те годы волков развелось
много. Но с ней был надежный добровольный
помощник Кашпык-оол – отличный охотник
и меткий стрелок, с ним она меньше
опасалась волков. Вместе работая для
победы, они так сдружились, что стали
мужем и женой.
Подарки
для фронта Хажитма и Кашпык-оол вместе
с односельчанами собирали в Красный
обоз и везли за тридцать километров в
районный центр – село Самагалтай. Там
формировался уже общий районный Красный
обоз до Кызыла, откуда тувинская помощь
фронту двигалась за границу – в Советский
Союз.
Брат
Комбуй, воскресший из мёртвых
В
годы Великой Отечественной войны в
крошечном селе Берт-Даг даже было создано
свое военизированное ополчение. Местом
сбора по учебной тревоге была поляна
вблизи начальной школы, открытой в 1941
году.
Для
занятий ополченцы сумона собирались у
пожарной вышки в местечке Кара-Тал на
правой стороне реки Тес-Хем. Тренировал
их отставной солдат Тувинской
народно-революционной армии Марчын-оол
Чооду. Копали учебные окопы, учились
ходить строем, осваивали приемы рукопашной
схватки, сражались деревянными саблями
и мечами. Зимой ходили в лыжные походы.
А еще стреляли по мишеням. Хажитма
отличилась меткостью и получила значок
«Ворошиловский стрелок».
Она
считала себя вполне подготовленной к
сражениям и в 1943 году, когда тувинским
добровольцам было разрешено вступать
в ряды Красной Армии, стала проситься
на фронт. Но отец, чье слово было законом,
не разрешил, сказал: «Война – не для
молоденьких девушек. Достаточно того,
что на фронт идет твой брат Комбуй, он
– военный человек и готов к битвам».
Комбуй
Ооржак, старший брат Хажитмы, родившийся
в 1918 году, с 1940 года служил в Тувинской
народно-революционной армии, имел звание
сержанта. Он отправился воевать с
фашистами в числе двухсот шести
добровольцев-кавалеристов под
командованием командира эскадрона
Тюлюша Кечил-оола, которых 1 сентября
1943 года торжественно провожали из Кызыла
на фронт.
После
этого от Комбуя пришло два письма. Их
Хажитма с гордостью за старшего брата
читала землякам, проводя агитационную
работу в помощь фронту. Больше писем не
приходило, а потом пришло известие о
смерти. Погиб 3 февраля 1944 года – эти
данные сохранились и в государственном
архиве Республики Тыва.
Но
сообщение о смерти было ошибкой. Комбуй
Ооржак, командир второго отделения
пулеметного взвода старшего лейтенанта
Сата Бурзекея, был ранен во время боя в
очень сильно укрепленном фашистами
районе близ украинского города Дубно.
Помню
рассказ об этом дяди, я тогда был
школьником, а он приезжал к нам в гости.
Дядя Комбуй вспоминал: пошли в конную
атаку, пули свистят, а кавалеристы-тувинцы
вперед несутся, сами падают, и лошади
под ними падают. Его лошадь тоже убили,
он вскочил на другую, бегущую без
всадника, поскакал дальше. А потом –
темнота.
Очнулся
ночью и увидел, что лежит среди мертвых.
К нему подполз раненный русский лейтенант
и протянул гранату, молча показав налево,
откуда к ним приближались огни. Думали,
что это фашисты, и собирались не сдаваться:
подорвать и себя, и их. Но оказалось, что
это наши санитары, которые искали
раненых.
Потерявшего
много крови кавалериста доставили в
госпиталь города Киева. В этом госпитале
он встретился с земляком, уроженцем
Ак-Тала, неоднократным чемпионом
Тувинской Народной Республики по борьбе
хуреш Бегзи-Хуураком Тонгаком. После
выздоровления они самостоятельно
прибыли в Москву, где заблудились и
долго бродили по городу, пытаясь найти
посольство Тувинской Народной Республики
и получить распоряжения: как им дальше
быть? Ведь тувинского кавалерийского
эскадрона в рядах Красной Армии больше
не существовало: в марте сорок четвертого
было принято решение командования об
отправке тех, кто остался в живых, на
родину – в ТНР.
Странных
блуждающих военнослужащих задержал
патруль, заподозрив в дезертирстве.
Разобравшись, что оба задержанных –
иностранные граждане, их доставили в
посольство Тувинской Народной Республики.
Там Комбуй и Бегзи-Хуурак узнали радостную
весть: отдельного государства Тувинская
Народная Республики больше не существует,
11 октября 1944 года она добровольно вошла
в состав СССР на правах автономной
области России.
Воскресший
из мертвых Комбуй и его товарищ были
отправлены домой. И после войны он не
расставался с погонами. Уже в звании
майора работал начальником Овюрского,
Дзун-Хемчикского, Тес-Хемского районных
отделов милиции. Среди наград – орден
Отечественной войны второй степени,
медаль «За победу над Германией в Великой
Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «Орден
труда» ТНР, восемь медалей. Комбуй
Чээнекеевич Ооржак и его супруга Клавдия
Тангытовна вырастили восемь детей.
Комбуй
Чээнекеевич ушел из жизни в 1985 году,
похоронен в селе Самагалтай.
Перекочёвки
Мои
предки по линии отца традиционно для
кочевников меняли стоянки и пастбища
в зависимости от времени года. С
девятнадцатого века зимовали в местечке
Чанчын-Тей у реки Тес-Хем на территории
нынешнего Тес-Хемского района, а лето
проводили у подножья хребта Танну-Ола
в сегодняшнем Тандинском районе. Места
эти очень красивые, богаты могучими
кедрами, обильны орехами, зверьем, рыбой,
ягодами, полезными травами и целебными
источниками.
Во
время весенних и осенних перекочевок
на лошадях, волах, верблюдах пересекали
труднопроходимые хребты Танну-Ола,
перегоняя весь скот с зимнего на летнее
стойбище и обратно, в том числе и
верблюдов. Диву даешься, как эти сугубо
степные животные проходили по такой
сложной таежной высокогорной тропе на
высоте двух тысяч метров над уровнем
моря, пересекали бурные реки, а затем
спускались к озеру Чагытай и вытекающей
из него речке Мажалык.
Бабушка
Хорлуу, мама отца, вспоминала, как в 1945
году, когда она рожала своего последнего
– седьмого – ребенка, в их аал – несколько
юрт на одном кочевье – заехали русские
путники. Роды были трудными, ведь роженице
исполнился уже сорок один год, но
закончились благополучно: на свет
появился сын. Отец мальчика, наш дед
Энге, дал ему имя Орус-оол – Русский-мальчик,
в честь русских гостей, приезд которых
сочли добрым знаком.
В
том же сорок пятом году одновременно с
сыном, у Хорлуу и Энге появился и внук
Саган-оол – первый ребенок их сына
Кашпык-оола и невестки Хажитмы. Он
родился восьмого марта, родители дали
имя в честь тувинского писателя Олега
Саган-оола.
26
октября 1946 года у молодых супругов
родилась дочь Оржуймаа, 21 января 1948 года
– я. Родился смуглым, но получил имя
Сарыг-оол – Жёлтый-мальчик. Так родители
назвали меня в честь тувинского писателя
Степана Сарыг-оола. 7 сентября 1949 года
родилась вторая девочка – Оюмаа.
Эти
четверо детей получили свидетельства
о рождении в сельсовете села Берт-Даг
Тес-Хемского района, это село указано
как место рождения и в наших паспортах.
На самом же деле все мы родились в юртах,
в разных местах родовых отцовских
кочевий, по которым мама передвигалась
вместе с отцом. Я, например, появился на
свет в местечке Чанчын-Тей, где много
облепихи, вблизи реки Тес-Хем.
Следующие
восемь детей родились уже в селе Балгазын
Тандинского района. Дело в том, что,
несмотря на заслуги мамы на трудовом
фронте в годы войны и брата-добровольца,
молодую семью в колхоз не принимали. В
Тес-Хеме не забывали о том, что муж
Хажитмы – из когда-то зажиточной семьи,
его дедушка Дакпа имел звание чангы –
правителя сумона. В народе его прозвали
Моолдаар-чангы – Чангы, говорящий
по-монгольски. Несколько родственников
– Шаравии, Сырат, Ойдупаа – были
арестованы за это.
На
семейно-родовом совете было решено
перебираться в русское поселение и там
искать поддержки. В начале 1951 года наши
родители первыми двинулись в Балгазын.
За ними потянулись и другие родственники.
Осёдлая
жизнь
Этот
зимний путь через перевал Калдак-Хамар
с четырьмя детьми и всем скотом был для
отца и мамы последней большой перекочевкой.
В селе Балгазын началась для них новая
– оседлая – жизнь.
Мои
родители сдали вступительный пай – 150
овец, 15 лошадей, 9 верблюдов – и в 1951 году
вступили в колхоз «Пламя революции».
Вначале верблюдов не принимали, ссылаясь
на то, что они – животные нестандартные,
но потом взяли.
Дом
в селе Балгазын построили сами. Чтобы
заготовить строительный лес для дома,
надо было поработать на колхозной
пилораме. За отцом закрепили семь лошадей
с санями, на которые загружали спиленные
бревна. Лошади были очень умные, обученные,
они с грузом самостоятельно возвращались
из тайги без сопровождения людей.
В
колхозе, а затем в совхозе «Пламя
революции» Хавыя Энгеевич Кашпык-оол
работал чабаном, а его супруга Хажитма
Тарачиевна – помощницей чабана.
В
шестидесятые годы в зимний сезон
практиковали пасти овец вахтовым
способом, выезжали на чабанские стоянки
посменно. Напарником у отца был русский
односельчанин Кандауров. Он заметил,
что отец рано утром пил только тувинский
чай с молоком и уходил на пастбище до
обеда. Однажды Кандауров решил перенять
опыт Кашпык-оола и тоже ограничился
чаем. Но через пару часов, проголодавшись,
прискакал обратно и больше так не
поступал. Напарники часто, смеясь,
вспоминали этот случай, и Кандауров все
удивлялся: как это тувинцам удается так
долго держаться только на чае?
Отец
был чабаном-передовиком, его портрет
висел на Доске почета в Кызыле. А в 1975
году он получил особую награду: ему
разрешили купить автомашину «Москвич-412».
В то время новый автомобиль невозможно
было приобрести в личное пользование
в свободной продаже, нужно было специальное
разрешение. Такое разрешение по
ходатайству директора совхоза Ольги
Чуевой было дано передовику Хавыя
Кашпык-оолу – первому в Балгазыне.
Папа
очень радовался, но покататься на
новеньком «Москвиче» ему пришлось
недолго: машина прибыла в село в конце
мая, а 26 июня 1975 года его не стало – порок
сердца. Мама трудилась в совхозе до
пенсии – до 1979 года.
Впряглись
в сани вместо коней
В
Балгазыне, уже не в юрте, а в сельской
больнице, мама родила восемь детей: в
1951 году – Солан-оола, в пятьдесят третьем
– Александра, в пятьдесят пятом –
Вячеслава, в пятьдесят седьмом – Семёна,
в пятьдесят восьмом – Сергея, в
шестидесятом – Геннадия, в шестьдесят
втором – Светлану. Последний, двенадцатый,
ребенок – Михаил – появился на свет в
1965 году.
Хорошо
помню февральскую ночь пятьдесят
седьмого года: у мамы начались схватки,
нужно было срочно везти ее в больницу,
а лошади – далеко, в конюшне. Тогда отец
и я, девятилетний, впряглись в сани
вместо лошадей и повезли роженицу в
больницу, благо она находилась недалеко
от дома. Так 12 февраля 1957 года родился
Семён Кашпык-оол – будущий первый
секретарь Обкома комсомола Тувинской
АССР.
Ни
один из двенадцати сыновей и дочек не
умер в младенчестве, всех мама выходила,
все детские болезни вылечила, в том
числе и народными средствами. Я родился
слабым ребенком, постоянно простужался,
в два года, кочуя с родителями, серьезно
заболел, кашлял, не переставая. Тогда
отец, отличный охотник, отправился в
тайгу и добыл волка, а мама сварила его
мясо и поила меня горячим волчьим
бульоном. Волчьим мясным супом она в
профилактических целях кормила и старших
детей, говоря, что это баранина.
Но
одна потеря в семье была: в Балгазыне в
1957 году умер шестилетний Солан. Играя
на крыше овечьей кошары, он упал с нее,
спасти мальчика не удалось.
Выполненный
наказ
Одиннадцать
детей подняли на ноги отец и мама, всем
дали образование. Задумываясь об их
жизни, понимаю: они выполнили наказ,
который дал в 1955 году первый секретарь
Тувинского обкома КПСС Салчак
Калбакхорекович Тока.
Случившееся
в том году поразило меня до глубины
детской души: на нашей летней стоянке
приземлился вертолет! Салчак Тока,
прилетевший на вертолете к лучшим
животноводам колхоза «Пламя революции»,
прибыл не с пустыми руками: привез
кинофильм, который показали прямо под
открытым небом. И всех нас, детей чабанов
и скотников, лично оделил подарками:
конфетами, рублями для покупки книг,
тетрадей для школы. Помню слова, которые
он говорил при этом: «Все вы обязательно
должны стать образованными людьми».
В
1956 году, когда я пошел в первый класс, в
Балгазыне была только начальная школа,
в которой русские и тувинские дети
учились вместе. Моей первой учительницей
была Татьяна Феролонтовна Исакова, в
замужестве – Сергеева. Она помогала
мне освоить русский язык, что очень
пригодилось в дальнейшей учебе: в
восьмилетней школе-интернате села
Владимировка, а затем – в Омске, в
Сибирском автодорожном институте,
который окончил в 1972 году.
Мама
в своих постоянных заботах и хлопотах
всегда находила время, чтобы
проконтролировать наши школьные занятия.
Если отец, приобщая нас к охотничьему
делу, говорил, что кормить нас будет
родная тайга, то мама не соглашалась с
ним и утверждала, что основа для будущего
детей – учеба.
Всех
школьников она заранее готовила к
первому сентября: сама шила ученические
сумки, строгала счетные палочки для
первоклассников. Очень добрая, но строгая
в отношении учебы, она могла и наказать
за школьные упущения. Однажды наказала
четырнадцатилетнюю Оржуйму: заперла
ее в амбаре для зерна за то, что не решила
задачу по математике и получила двойку.
Оржуймаа потом с улыбкой вспоминала об
этом случае: в амбаре она хорошо подумала
и с тех пор аккуратно решала все заданные
на дом задачи.
Так
же старались и другие братья и сестры
Кашпык-оолы. Из одиннадцати детей четверо
получили профессии инженеров, трое –
врачей, двое – водителей. Плюс юрист и
делопроизводитель.
Мама
обладала особым качеством – стремлением
всем помочь. В детстве ее ласково называли
дузааргакпай – помогалкой. И взрослой
она осталась такой же. Она гостеприимно
привечала в Балгазыне всех родственников
и просто незнакомых путников, следующих
в южные районы, ведь гостиницы в селе
не было. Все находили в нашем доме и
ночлег, и ужин. А утром никого не отпускали
без гостинцев: картошка, мука, мясо –
то, чем были богаты.
Когда
мои однокурсники по Сибирскому
автодорожному институту – братья-альпинисты
Владимир и Александр Омельченко –
остановились у нас в доме по пути в
Кунгуртуг, мама с отцом приняли их, как
родных: накормили тувинской бараниной,
кровяной колбасой – ханом, снабдили
запасом мяса в дорогу. Потом ребята
много рассказывали в институте о
гостеприимстве моих родителей, а я
гордился ими.
Хитрая
корова и яичный заработок
С
такой же ответственностью, как к нашей
учебе, мама относилась и к домашнему
хозяйству. Наш аккуратный дом с огородом
не раз становился победителем конкурса
«За лучший двор», ежегодно проводимом
в Балгазыне сельским советом, депутатом
которого мама избиралась дважды.
В
личном хозяйстве у нас были коровы,
свиньи, куры и даже индюки. Особую славу
в Балгазыне получила корова Марта,
родившаяся в Международный женский
день – восьмого марта 1973 года. Марта
давала много молока и была очень
сообразительной: умела открывать любую
калитку и заходить в любой двор. Соседи
постоянно жаловались на нее и пытались
перехитрить умную корову. Но ничего не
помогало. Сделают защелку с веревкой –
корова дергала ее ртом, заменят веревку
кольцом – прокручивала его рогами.
Куры
наши приносили яйца и летом, и зимой. В
теплое время они неслись, где попало: в
коровнике, в огороде, на сеновале и даже
на чердаке. Эти чердачные яйца, которые
не могла найти мама, становились законной
добычей ребятишек. Мы отыскивали их и
несли в сельский продуктовый магазин,
там за одно яйцо нам давали пять копеек
– большие деньги по тому времени. Тратили
их на сласти, а чаще – на билеты в кино.
Однажды
вот так – на яичный заработок – отправился
с братьями в клуб, не выполнив свою
обязанность – не наколов дров. Мама
отыскала нас и, не разрешив досмотреть
фильм, выгнала из зала, отправив доделывать
работу. Очень было досадно, но сейчас
понимаю, что мама правильно делала, с
ранних лет внушая нам главный закон
жизни: к труду надо относиться ответственно.
В
семье трудились все: и родители, и дети.
Отец часто брал меня, маленького, в
колхозный цех – катать валенки для
домашних. Катать валенки лично для себя
колхозникам разрешали только по ночам.
Хлеб и пироги в русской печке, как научили
ее соседки, мама пекла тоже ночами, днем
на это не было времени – надо было
выполнять колхозную работу. Пшеницу
мололи при помощи ручной каменной
мельницы, доставшейся родителям от их
предков, она и сейчас как реликвия
сохранилась в семье.
Дома
обрабатывали кожу, изготавливали конское
снаряжение – арканы, плети, вожжи,
обрабатывали молоко, из него по
традиционным тувинским рецептам получали
сметану, сыр, масло. У русских односельчанок
мама научилась ухаживать за огородом,
солить капусту, и овощи были большим
подспорьем для многодетной семьи.
Никто
из нас, детей, без дела не сидел. Помогали
отцу очищать зимники от навоза, работали
в сенокосных бригадах, зарабатывая
колхозные трудодни. В свободное время
ловили сусликов, а осенью сдавали их
шкуры в сельпо. На полученные деньги
покупали школьные принадлежности,
учебники. Однажды вырученных нами за
сусликов денег хватило даже на железную
кровать. Когда принесли ее домой, родители
не могли нарадоваться.
Летние
каникулы мы постоянно проводили с
родителями на чабанской стоянке. Когда
им надо было отлучиться по делам, они
спокойно оставляли нас, детей, следить
за скотом и хозяйством. Знали, что все
будет в порядке, сыновья и дочери приучены
к труду.
Историческая
госшвеймашина
Сегодня
нас осталось шестеро: пять братьев и
сестра, остальные в разное время ушли
из жизни.
Сестра
Оюмаа по профессии – юрист. Брат Вячеслав
– педиатр, кандидат медицинских наук,
Сергей – подполковник милиции в отставке,
Геннадий – подполковник полиции,
Александр – профессиональный водитель
большегрузных автомашин, я – полковник
ФСБ в отставке.
Мама
наша живет с внучкой Мариной Кашпык-оол
в своей квартире в Кызыле. До 2013 года,
когда ее подкосил инсульт, она не могла
усидеть без дела и всем нам по мере своих
сил старалась помочь, поддержать, как
помогала и поддерживала всю жизнь.
Сейчас она передвигается с помощью
родных только на коляске, но ее улыбка
и добрые слова продолжают поддерживать
нас, ведь все мы остаемся детьми, пока
живы наши мамы.
Кроме
детей, двадцати семи внуков и тридцати
восьми правнуков у Хажитмы Тарачиевны
Кашпык-оол есть еще одна ценность –
ручная швейная машинка, которая с детства
кочевала вместе с ней. На этой машинке
она девочкой училась шить, на ней строчила
в военные годы теплые вещи для фронта,
затем обшивала всю свою большую семью:
от рубашки до шубы.
На
машинке выбиты серия и номер: NE 377080.
Такие машинки на основе машинок «Зингер»,
но под маркой «Госшвеймашина» выпускались
в СССР на подольском заводе с 1923 по 1931
год. Судя по надписям на корпусе маминой
машинки – «GOSCHVEIMACHINA» и «USSA» – ее экземпляр
– экспортный, а попал он в Тувинскую
Народную Республику из СССР именно в
период между двадцать третьим и тридцать
первым годами.
Значит,
это историческая машинка – ровесница
родившейся в 1925 году мамы. И она до сих
пор – в прекрасном состоянии: работает
безотказно. На ней шьет сестра Оюмаа,
мама уже не может. Но и сейчас, когда она
видит эту машинку, ее правая рука, которая
еще может двигаться, тянется к ручке,
чтобы крутить колесо, как она крутила
его всю свою жизнь, проведенную в труде
и заботах о тех, кому она сама дала жизнь.
Фото Ай-Кыс Маспык-оол и из личного архива Сарыг-оола Кашпык-оола.
Очерк
Сарыг-оола Кашпык-оола
«Дать жизнь»
войдёт пятьдесят пятым номером в пятый
том книги «Люди
Центра Азии»,
который выйдет в свет в июле 2014 года –
к столетнему юбилею единения России и
Тувы, столетию города Кызыла.
Фото:
1. Четыре
поколения. В центре – Хажитма Кашпык-оол,
слева от нее правнук Дамдин-Суу Дамдын,
справа – внучка Марина Кашпык-оол.Стоят
слева направо сын Сарыг-оол Кашпык-оол,
дочь Оюмаа Начын, сын Геннадий Кашпык-оол.
Сидят правнук Александр Начын с правнучкой
Александрой Чакар на руках, внук Сагаан
Кашпык-оол. Республика Тыва, Кызыл, 13
февраля 2014 года. Фото Ай-Кыс Маспык-оол.
2.
Наша бабушка
Кысындай из рода куулар, годы жизни:
1886–1965. Тувинская АССР, Тандинский район,
село Балгазын, 1962 год.
3.
Доброволец-кавалерист,
участник Великой Отечественной войны
Комбуй Ооржак, сын Кысындай, старший
брат Хажитмы Кашпык-оол. 1944 год.
4.
Хажытма Кашпык-оол с детьми. Слева от
нее Александр и Саган-оол, на руках –
Семён, справа Оржуймаа с Вячеславом, за
спиной – Сарыг-оол и Оюмаа. Тувинская
автономная область, село Балгазын, 1958
год.
5.
Первоклассники
сельской начальной школы. В центре
учительница Татьяна Исакова, в замужестве
– Сергеева. Второй справа от неё –
Сарыг-оол Кашпык-оол, четвертый – его
двоюродный брат Маадыр-оол Монгальбии.
В третьем ряду третья слева двоюродная
сестра Сарыг-оола Кашпык-оола Роланда
Монгальбии. Тувинская автономная
область, село Балгазын, 1956 год.
6.
Почетная грамота Президиума Верховного
Совета СССР, удостоверяющая присвоение
звания «Мать-героиня», хранится в семье
в специальной рамочке. Правнук Дамдин-Суу
Дамдын со своей геройской прабабушкой
Хажитмой Кашпык-оол. Республика Тыва,
Кызыл, 13 февраля 2014 года. Фото Ай-Кыс
Маспык-оол.
7.
Восьмидесятидевятилетняя Хажитма
Кашпык-оол со своей надежной ровесницей
– швейной машинкой марки «Госшвеймашина»,
в экспортом варианте «GOSCHVEIMACHINA»
отправленном из СССР в Тувинскую Народную
Республику. Республика Тыва, Кызыл, 13
февраля 2014 года. Фото Ай-Кыс Маспык-оол.
Сарыг-оол КАШПЫК-ООЛ, третий по старшинству из двенадцати детей, рожденных Хажитмой Кашпык-оол. kashpyk@yandex.ru Литературный редактор – Надежда АНТУФЬЕВА.