В
Национальном музее Республики Тыва
собрана богатейшая коллекция предметов
шаманского и буддийского культа. Многие
из них – уникальны. На протяжении
нескольких лет сотрудники музея вели
работу по организации выставки в
Национальном музее Индии в городе Дели,
и нам удалось развить и продвинуть этот
наисложнейший проект. Из министерства
культуры Индии поступило официальное
письмо, подтверждающее заинтересованность
в открытии выставки «Религии народов
Тувы» в августе 2014 года.
О
том, что организуется выставка в
Национальном музее Индии из Тувы, узнали
и в близлежащих странах. Выставкой
заинтересовались в Центре культуры
Российской Федерации в Непале. В ноябре
2013 года мы получили письмо от посла
России в Непале Сергея Величкина с
предложением провести выставку «Религии
народов Тувы» в Непале.
Мы
очень надеемся, что выставка в Непале
тоже состоится, тем более, что в этом
регионе о Туве уже слышали. Два года
назад в Тхимпху, столице Бутана, прошла
фотовыставка «Буддизм в России», в
которой наш музей тоже принимал участие.
Он представил на этой выставке архивные
фотографии, автором которых является
первый директор краеведческого музея
Владимир Ермолаев, а также современные
снимки Юрия Косарькова, Виталия Шайфулина
и Василия Балчий-оола, на которых
запечатлены буддийская община Тувы,
монастыри, молебен.
Выбор
главной темы будущей выставки не случаен,
ведь в Индии и Непале буддизм является
государственной религией. Проект вызвал
интерес и в расположенном в Дели тибетском
культурном центре имени Далай-ламы XIV,
директор которого сообщил, что центр
готов предоставить экспонаты, дополняющие
экспозицию. Украсят экспозицию и предметы
из коллекции Национального музея Индии.
На
выставке, рассказывающей об истории
распространения буддизма в Туве и ее
взаимосвязи с культурой и религией
Индии, Тибета и Монголии, Национальному
музею есть, что показать.
Территория
Тувы входила в зону Великого шелкового
пути, по которому буддизм, достигнув
расцвета в Индии, стал распространяться
в Тибете и в Центральной Азии. В Туву он
проник через торговый путь, который
известен как Нефритовый, он проходил
через перевал Хундургун в горах Танну-Ола,
Монгольский Алтай, Джунгарию и Турфан.
В Турфане путь соединяется с северным
путем Шелкового пути.
Существуют
многочисленные свидетельства того, что
тувинские ламы и паломники по этому
торговому пути ездили в Монголию, Тибет,
откуда привозили буддийские статуэтки,
предметы культа, книги на тибетском
языке. В Национальном музее Республики
Тыва сохранились оригиналы танок –
изображений божеств на холсте и статуэтки
божеств из Монголии, Тибета. На выставке
будут представлены также танки, которые
были созданы тувинскими ламами в
буддийских монастырях Тувы в конце
девятнадцатого – начале двадцатого
веков.
Многие
предметы культа, сутры на тибетском
языке были переданы в наш музей в период
с 1930-1950 годы из разрушенных хурээ –
монастырей.
Часто
находили предметы культа и священные
книги, спрятанные в скалах. Так, например,
хранящийся в Национальном музее Ганджур
– собрание канонических буддийских
текстов, был найден в начале семидесятых
годов в пещере местности Каргы в районе
села Кунгуртуг Тере-Хольского района.
Из пещеры в село этот клад был доставлен
Ховалыгом Нурсатом, работавшим в то
время председателем совхоза, и его
работниками. В музей Ганджур был доставлен
ученым Монгушем Кенин-Лопсаном и шофером
музея Допчун-оолом Кара-оолом.
На
выставке будет представлена и традиционная
бытовая утварь тувинцев с буддийскими
орнаментами в виде цветка лотоса,
ритуального оружия ваджра, свастики.
Буддизм
в Туве развивался по особому –
синкретическому – пути. Став в XVIII веке
официальной религией в Туве, он включил
в свои ритуалы, и включает в себя до сих
пор, многие обряды шаманизма – исконной
религией тувинцев.
Поэтому
особый раздел предстоящей в Индии
выставки, ее жемчужина – это раздел
шаманизма. Тувинский музей сохранил
полное собрание уникальных предметов
шаманизма: костюмы, головные уборы и
бубны шаманов, амулеты и ритуальные
предметы ХIХ века. Сохранились и первые
свидетельства о существовании шаманизма
на территории республики: петроглифы
– наскальные рисунки эпохи бронзы.
Наиболее характерным и впечатляющим
сюжетом являются изображения личин –
масок шаманов эпохи бронзы. Их носили
во время культовых мистерий, на многих
наскальных рисунках маски имеют ручки,
видна устрашающая раскраска или
татуировка.
Особый
интерес вызывают костюм шамана с
изображением скелета, который был
передан в музейный фонд шаманом Шончуром
из Кунгуртуга. Изображение скелета
символизирует дух предка шамана и
защищает его от злых духов во время
камлания.
Подготовка
выставки в Индии вызвала большой резонанс
среди индийской общественности. Мы
получили предложение от Гималайского
исследовательского института издать
специальный выпуск сборника «Гималайские
и центрально-азиатские исследования»,
посвященного Туве. Этот сборник известен
ученым и профессуре мира, раннее
издавались специальные номера, посвященные
странам – Казахстану и Монголии, а так
же регионам России – Бурятии и Хакасии.
Специальный выпуск «Гималайские и
центрально-азиатские исследования» на
английском языке станет хорошей рекламой
Тувы в преддверии выставки в Национальном
музее Индии.
Большое
содействие в организации переговоров
с Национальным музеем Индии нам оказали
советник посольства Российской Федерации
в Индии Дмитрий Челышев; заместитель
главы миссии посольства Индии в Москве
Анил Тригунаят. Мы нашли полную поддержку
и взаимопонимание со стороны советника
по культуре посольства Индии в Москве
Маниша Прабхата и его заместителя Санчая
Веди, заместителя генерального директора
индийского совета по культурным связям
Анвара Халема; министра культуры Индии
Меены Шарма, генерального директора
Национального музея Индии Вену Васудевана.
Уверена,
что эта выставка вполне может стать
одним из ярких международных событий
2014 года.
Фото
Май-оола Чооду.
Фото:
1. Бронзовая монгольская статуэтка
Зелёной тары. Конец XIX – начало ХХ века.
Из фондов Национального музея Республики
Тыва.
2.
Танка – изображение Зелёной
тары на холсте, выполненное тувинскими
ламами в буддийском монастыре. Конец
XIX – начало ХХ века. Из фондов Национального
музея Республики Тыва.
3.
Костюм шамана с изображением скелета,
переданный в музейный фонд шаманом
Шончуром из села Кунгуртуг. Конец XIX –
начало ХХ века. Из фондов Национального
музея Республики Тыва.
4.
Воздушное захоронение шамана. Конец
XIX – начало ХХ века. Макет. Из фондов
Национального музея Республики Тыва.
Рита СУМБА, хранитель фондов тибетских рукописей Национального музея Республики Тыва, организатор выставки. risu1232001@yahoo.de