–
Ошибка,
которая особенно раздражает вас в устной
и письменной речи, Татьяна Леонидовна?
– Особенно
раздражают ошибки, которые допускаются
при неправильном употреблении ударений,
например: возбУждено, катАлог. Слово
«возбуждено» часто встречается, когда
журналисты берут интервью у представителей
следственных, правоохранительных
органов, и они всегда говорят неправильно:
«ВозбУ́ждено
уголовное дело». Мне это режет слух.
Конечно, понимаю, что правоохранители
в первую очередь обращают внимание на
юридические аспекты, а только потом –
на правильность речи. Но все же нужно
стремиться говорить грамотно –
возбужденО́.
Та
же история – со словом каталог, которое
часто используется в рекламных роликах
или сюжетах. «Перечень всех товаров вы
можете посмотреть в нашем катА́логе».
В каком еще катА́логе?
Только в каталО́ге.
В
письменной речи часто встречаются
ошибки при склонении числительных.
Например, при склонении числительного
двести: «Миша в компьютерной игре набрал
около двухста баллов». Это неправильно.
Верно: «Миша в компьютерной игре набрал
около двухсот баллов».
–
Ошибка,
которую вы сами постоянно делаете и
пытаетесь исправить.
– Ошибка,
которую допускаю, тоже связана с
неправильным ударением. Это слово
«обеспечение». Впервые заметила ее за
собой на одном из педагогических советов
школы №1 Кызыла, когда выступала перед
учителями. Произнесла и почувствовала,
что ошиблась. Коллеги тактично сделали
замечание.
И
ведь прекрасно знаю, как правильно
произносить это слово: обеспЕ́чение.
Но как только приходится выступать
перед большой аудиторией, а я в этот
момент волнуюсь, забываю, где правильно
поставить ударение в этом слове. Бывает,
что перед употреблением его специально
задумаюсь, контролируя себя, но в итоге
ошибаюсь и произношу неверно:
«обеспечЕ́ние».
Какое-то заколдованное для меня слово!
–
Ваше
любимое правило русского языка?
– Правило
пунктуации: знаки препинания при
деепричастном обороте. На мой взгляд,
деепричастный оборот очень легко
определяется в тексте, выделяется
интонационно. Мальчик, убирая в своей
комнате, нашёл огромное количество
вещей. Убирая в своей комнате –
деепричастный оборот, поэтому выделяем
его запятыми.
–
Какого
писателя вы считаете эталоном русской
словесности?
– Люблю
перечитывать произведения Антона
Павловича Чехова. Писатель не читает
моральные проповеди и не дает примеры
нравственного совершенства, духовного
преображения. В образах своих героев,
их муках, переживаниях, в их
неудовлетворенности своим существованием
он видит доказательства возможности
для человека жить достойно, правдиво,
радостно.
Чехов
виртуозно владеет словом, при этом не
пускается в пространные авторские
рассуждения, не судит людей, а наблюдает,
замечает тысячи мелочей, деталей, умеет
в одном слове все выразить, показать.
Антон Павлович старается вывести
читателя из состояния равнодушия,
разбудить в нем активность.
–
По
какому произведению вам было бы интересно
написать диктант?
– Диктант
писать очень сложно. Нужно уметь слушать
и слышать интонации. Произношение
учителя во время диктовки может спасти
от ошибки, даже если школьник не уверен
в каком-то правиле, или вовсе не помнит,
как и что правильно пишется.
Интересно
было бы написать диктант по произведениям
Льва Николаевича Толстого. Любопытно
проверить себя. В произведениях Толстого
можно увидеть многочленные сложноподчиненные
предложения с обилием однородных
придаточных, потоки сходных по интонации
предложений.
–
Ваш
главный учитель русского языка?
– Их
несколько. Это Валентина Евгеньевна
Шелудько – известный в республике
педагог, у которого училась в школе №1
Кызыла. Сейчас она преподает в Тувинском
республиканском лицее-интернате.
С
большим уважением и благодарностью
отношусь к Светлане Александровне
Стремоусовой, учителю русского языка
и литературы кызыльской школы №1,
человеку с необычайным терпением. Когда,
будучи молодым учителем, я преподавала
в старших классах, Светлана Александровна
мне помогла: была незаменимым наставником.
Она всегда подробно объясняла все
нюансы методики преподавания как
русского языка, так и литературы.
Первая
школа Кызыла для меня очень много значит:
ее окончила, в ней прошла студенческую
практику, в эту школу пришла работать.
Практику посчастливилось проходить
под руководством директора Раисы
Николаевны Хаймановой. С её легкой руки
у меня быстро стали получаться уроки.
Раиса Николаевна всегда была добродушна,
когда у меня что-то не получалось,
подбадривала, очень доброжелательно
делала замечания и давала рекомендации.
Самое главное – она давала свободу для
творчества. После прохождения практики,
а я тогда была на четвертом курсе, Раиса
Николаевна предложила мне работать в
школе. До обеда я училась, а после – вела
уроки.
Получается,
что у меня три главных учителя: Валентина
Евгеньевна Шелудько повлияла на выбор
профессии, Раиса Николаевна Хайманова
помогла определиться с местом работы,
Светлана Александровна Стремоусова
способствовала моему росту как учителя.
Сейчас,
став главным государственным инспектором
по русскому языку в Туве – заместителем
министра образования, определила для
себя первоначальную задачу – анализ
ситуации в республике по определению
уровня владения русским языком.
Предварительные результаты мы уже
получили, по итогам этого анализа
определяем фронт работы, тактические
и стратегические задачи. Еще одно
направление инспекторской деятельности
– реализация государственной программы
развития русского языка в Республике
Тыва на 2014 – 2018 годы.
Первые
месяцы уже показали, что предстоит
напряженная долгосрочная работа,
требующая больших усилий и концентрации.
Эта работа должна проводиться не только
в детском саду, школе, институте, но и,
прежде всего, в семье, где закладываются
основы человеческой личности.
–
Какие
орфографические и стилистические
оплошности вы замечали в тувинских
газетах, журналах, телевизионных и
радиопрограммах?
– Встречала,
что газетчики и журналисты Интернет-изданий
слово агентство пишут без буквы «т» –
агенство. Легко же проверить – выделить
слово, от которого оно образовано: агент.
Здесь происходит стык согласных, их
подряд сразу пять – агентство, и буква
«т» при произношении выпадает, отсюда
и частые ошибки на письме.
К
сожалению, уровень грамотности журналистов
республики упал. Может быть, это связано
с тем, что многие идут в журналистику,
не имея специального образования. А
ведь журналистом стать не так просто.
–
Монофон
– это рассказ, все слова в котором
начинаются на одну букву. Составьте по
этому принципу хотя бы одно предложение.
Ваша буква – «С».
– Счастливое
солнце светозарно сияло, слыша скорое
ступание следующего сезона.
–
Замечательно,
Татьяна Леонидовна, по-весеннему тепло.
А как пишется и что означает слово
коммюнике?
– Как
писать его, конечно, знаю: коммюнике. Но
уже давно не встречала это слово, ни на
письме, ни в устной речи, поэтому скажу
честно: без словаря даже и не вспомню,
что оно означает.
–
Согласно
«Большому толковому словарю русского
языка» под редакцией Кузнецова, в который
я заглянул перед нашей беседой, коммюнике
– официальное правительственное
сообщение по вопросам международного
значения.
Теперь
ваша очередь: называйте слово, а я
попытаюсь правильно написать его и
объяснить, что оно значит.
Татьяна
Леонидовна дала мне слово забобоны, оно
устаревшее. Написал его правильно, но
не смог объяснить, что же это такое.
Татьяна Леонидовна разъяснила, что
забобоны – это вздор, пустяки. Привела
пример: «Забубенный человек – это
вздорный человек».
Незнакомое
слово очень заинтересовало. Дома стал
листать словари. Действительно, согласно
«Толковому словарю русского языка»
Даля, забобоны – вздор, пустяки, враки.
А если обратиться к «Этимологическому
словарю русского языка» Фасмера, то
забобоны – это суеверия. Неоднозначно:
и вздор, и суеверия.
Или
суеверия – это вздор?
Фото:
Татьяна Шарыпова в своем рабочем кабинете
в Министерстве образования и науки
Республики Тыва. На мониторе компьютера
буква «Т», которую она выбрала, потому
что с этой буквы начинается ее имя.
Кызыл, 5 февраля 2014 года. Фото Константина
Куцевалова.
Автор
проекта, который будет продолжаться
весь 2014 год – Надежда Антуфьева.
Следующая
встреча в № 8 газеты «Центр Азии» от 7
марта – с заместителем мэра города
Кызыла по социальной политике Еленой
Викторовной Хардиковой.