Железный
мальчик – так переводится его имя с
тувинского языка – впервые вышел на
арену шестилетним. В десять стал
полноправным участником номера «Тувинские
артисты – жонглеры и эквилибристы на
проволоке», основателем и руководителем
которого был легендарный народный
артист СССР Владимир Базыр-оолович
Оскал-оол.
Сегодня,
в свои тридцать один год, артист цирка
высшей категории Демир-оол Борисович
Хертек – уже заслуженный пенсионер. А
задача у юного пенсионера-эквилибриста
Тувы остается прежней: никогда не слетать
с катушек.
Издевательства
над ребёнком
– Демир-оол
Борисович, как это вы умудрились в
двадцать семь лет стать юным пенсионером
по старости?
– В
пенсионном фонде Кызыла, когда взглянули
в мою трудовую книжку, тоже очень
удивлялись: никогда такого не видели –
в девять лет и одиннадцать месяцев
мальчик на работу принят.
Самому
смешно, что с 2011 года, когда мне и пенсию
начислили – 4288 рублей 25 копеек –
пенсионером по старости числюсь, но всё
– самым законным цирковым образом.
Артисты-эквилибристы, гимнасты, акробаты
имеют право досрочно выйти на пенсию,
если отработали в своем жанре не менее
пятнадцати лет. А на арене они могут
выступать до тех пор, пока здоровье
позволяет, бывает, что и до шестидесяти
лет.
У
меня стаж эквилибриста с десяти лет
накапливался, вот и запись в трудовой
книжке: 14 декабря 1994 года переведен в
номер «Тувинские артисты – жонглеры и
эквилибристы на проволоке». А до этого
семь месяцев учеником числился.
– Поверить
не могу: как быстро, всего за семь месяцев,
научились столь сложному искусству?
– И
правильно, за такой короткий срок всех
тонкостей жанра не освоить. Папа – Борис
Таан-оолович Хертек – начал заниматься
со мной гораздо раньше. Он по специальности
– акробат-эксцентрик, окончил в Москве
Государственное училище циркового и
эстрадного искусства. Там его и заметил
народный артист СССР Владимир Базыр-оолович
Оскал-оол, который постоянно интересовался
учебой земляков.
Когда
папа отслужил в армии, а служба у него
была особая – в ансамбле песни и пляски,
Оскал-оол пригласил его в свой групповой
номер, в нем, сначала под руководством
самого Владимира Базыр-ооловича, а потом
– его сына Юрия Владимировича, папа и
проработал с 1980 до 2006 года. А сейчас он
– заместитель начальника департамента
по культуре, спорту и молодежной политике
мэрии Кызыла.
Владимир
Базыр-оолович и маму на работу принял
– 1 сентября 1988 года она была оформлена
в этот же номер ассистентом, и мы всей
семьей поехали на гастроли в Ярославль.
Сколько же мне тогда было? Сейчас
посчитаю. Родился в Кызыле 10 июля 1984
года. Значит, точно – четыре.
– Тяжко
отцовские уроки давались?
– Очень
– до слез. Особое внимание уделялось
растяжке, это очень больно, но необходимо,
ведь цирковой артист должен быть гибким.
Одно из таких упражнений: лежу, пятилетний,
на спине, одну ногу мне фиксируют, а
другую поднимают вверх до той точки,
пока это возможно без разрыва мышц.
Ощущение такое, что сейчас ноги порвутся.
Сдерживаю слезы, а они сами из глаз
катятся.
Мама
не могла на это спокойно смотреть,
воспринимала тренировки как экзекуции,
издевательства над ребенком, поэтому
папа прогонял ее с репетиций. Постепенно
она успокоилась, да и сама артисткой
стала – дрессировщицей.
Мама
в роли клоуна
– Вот
это – сюрприз для многих, знающих сегодня
Елену Леонидовну Чадамба как корреспондента
газеты «Тувинская правда». Неужели
львов и тигров дрессировала?
– Нет,
до диких зверей дело не дошло, подопечным
мамы стал Альф – пудель абрикосового
окраса.
Я
с детства мечтал о собаке, надеялся, что
кто-нибудь обязательно подарит ее после
выступления. Во время гастролей в
Калининграде, мне тогда семь было,
простыл и пропустил представление. Как
раз в этот день зрители принесли в цирк
симпатичного щенка в корзиночке и
подарили его взрослому артисту-эквилибристу.
Узнав
об этом, весь вечер не мог успокоиться:
«Это мне принесли щенка. Если бы сегодня
работал, его бы подарили мне!» Мама
попыталась отвлечь настольной игрой,
но стоило фишке упасть на рисунок с
изображением собачки, как вновь начинали
капать слезы.
Альф
появился в нашей семье, когда мне
шестнадцать исполнилось. У него такая
история: в Волгограде дрессировщице
Марице Запашной зрители после ее номера
с кавказскими овчарками подарили двух
щенков. Одного она оставила себе, а
второго отдала семье эквилибристов
Дворецких, но они из-за аллергии на
собачью шерсть не смогли воспитывать
его, и пуделька взяли мои родители.
Так,
уже в Тольятти, трехмесячный Альф стал
членом нашей семьи. Пятнадцать лет он
прожил у нас, умер в Кызыле осенью 2014
года.
Артистическая
натура была у нашего пуделя. Перед своим
номером он, как человек, начинал
волноваться: поскуливал, дрожал. Но как
только выбегал на сцену, всё проходило.
Отличная была пара – мама с красным
накладным носом в клоунском костюме, и
Альф, похищающий сосиски, а затем
показывающий всевозможные трюки.
С
этим номером они дебютировали в Голландии,
затем в Туве выступали. А подготовить
его маме помогла Заслуженная артистка
России, дрессировщица Валентина Симонова,
у нее был особый номер, в котором коровы,
медведи, обезьяны и собачка вместе
выступали.
С
проволоки на катушки и обратно
– Первое
выступление на манеже?
– В
шесть лет, в Риге. В групповом тувинском
номере должен был вовремя принять от
Владимира Базыр-ооловича Оскал-оола
реквизит – деревянное ведерко и убежать
с ним за кулисы, а потом вернуться и
сесть на шпагат.
Потом
стал тарелочками, кольцами жонглировать,
а в десять лет – первая проходка перед
зрителями по проволоке. Когда освоил
работу на проволоке, катушками занялся.
Катушки
– это полые металлические цилиндры,
которые устанавливаются друг на друга,
и артисты балансируют на них на ногах
и руках. Они нам по случаю достались: у
коверного клоуна Михаила Шестернина
была реприза с катушками. Но потом он
перестал ее использовать и предложил
свои катушки нам. Родители купили, и
отец начал со мной заниматься.
Он
очень
мудро рассудил: тебе нужен
самостоятельный мобильный номер, готовый
для поездки в любой момент и в любой
город: сложил реквизит в чемодан и поехал
на гастроли. А «проволока» – это тросы,
винты, крепления – много тяжелого
реквизита, который сложно возить с
собой. Не групповой, а свой персональный
номер – эта отцовская идея зажгла.
А
когда в городе Иваново мы попали в одну
программу с жонглером на катушках
Михаилом Сазоновым, он так вдохновил
меня своим мастерством, что стал еще
увлеченнее этот реквизит осваивать.
Сазонов и до сих пор – мой кумир, творящий
чудеса.
– И
когда же состоялся сольный дебют?
– В
тринадцать лет: 15 июля 1997 года в селе
Утевка Самарской области. Так волновался,
что дергалась левая нога. Ставлю ее на
доску, а она трясется.
Номер
сочетался с танцевальными движениями,
чтобы не сбиться, так громко считал
вслух – раз, два, три, четыре, что это
слышали и зрители в зале, и коллеги за
кулисами. В августе, когда уже в большом
цирке в Уфе выступал, уже лучше себя
контролировал. Потом с этим этот номером
«Эквилибр на катушках» – в Курган,
Кемерово, Челябинск, Екатеринбург,
Барнаул, Красноярск.
Первый
выпускник нового века
–
От
перечисления городов вашего циркового
детства и отрочества голова идет кругом.
Как же при такой рабочей нагрузке вы
школу смогли окончить?
– Нормально,
только с одной тройкой в аттестате –
по алгебре. Но школы действительно
пришлось менять, как перчатки. Куда
цирк, туда и наша семья. В первый класс
пошел в Калининграде, окончил его в
Кызыле, в пятом и восьмом классах тоже
учился на родине, девятый – Донецк на
Украине. В Саратове и Нижнем Новгороде
по десять дней проучился, полгода – в
Иваново. В Румынии и Венгрии ходил в
школу при российских посольствах.
На
уроках физкультуры – никаких проблем:
педагоги часто просили показать, на что
способно человеческое тело: различные
цирковые трюки и упражнения, чтобы
поднять у ребят желание заниматься
спортом.
С
остальным – непросто. В каждой школе –
своя программа, свои учебники. Постоянно
подстраивался: где-то материал уже
прошли, приходилось догонять, а где-то,
наоборот, его и не начинали изучать. То
ежедневная репетиция не позволит
достаточно долго посидеть над уроками,
то из-за утреннего представления
прогульщиком становлюсь.
График
жесткий: утром – школа, потом – репетиции,
по два часа на каждый номер, четыре дня
в неделю – выступления.
А
выпускного вечера у меня не было: из-за
предстоящих гастролей в Голландии
пришлось оканчивать одиннадцатый класс
в Новосибирске экстерном и сдавать
экзамены в марте. Шел 2001 год, и директор
школы сказала маме: «Ваш сын – первый
выпускник нового века».
Окончание
– в №5 от 12 февраля 2015 года
Интервью
Надежды Антуфьевой с Демир-оолом Хертеком
«Не слетать с катушек» войдёт тридцатым
номером в шестой том книги «Люди Центра
Азии», который после выхода в свет в
июле 2014 года пятого тома книги продолжает
готовить редакция газеты «Центр Азии».
Фото:
1.
Главное
– не слетать с катушек: Демир-оол Хертек
всегда держит равновесие. Республика
Татарстан, Набережные Челны, 2013 год.
2.
В гостях у гастролирующего главы семьи.
Двухлетний Демир-оол Хертек с папой
Борисом Хертеком и мамой Еленой Чадамба.
На Елене – модные дефицитные белые
брючки, привезенные заботливым мужем
с югославских гастролей. Харьков, лето
1986 года.
3.
Мама в роли клоуна. Дрессировщица Елена
Чадамба с артистичным пуделем Альфом.
Голландия, международный парк «Шесть
флагов» (Six Flags), лето 2003 года.
4.
Цирковые: Демир-оол Хертек, его мама
Елена Чадамба и отец Борис Хертек.
Республика Тыва, Кызыл, родительский
дом. 29 января 2016 года. Фото Константина
Куцевалова.