газета «Центр Азии»

Пятница, 24 марта 2017 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2016 >ЦА №4 >Демир-оол Хертек. Не слетать с катушек

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Вывоз и прием металлолома в Подольске

Демир-оол Хертек. Не слетать с катушек

Люди Центра Азии ЦА №4 (5 — 11 февраля 2016)

Демир-оол Хертек. Не слетать с катушекЖелезный мальчик – так переводится его имя с тувинского языка – впервые вышел на арену шестилетним. В десять стал полноправным участником номера «Тувинские артисты – жонглеры и эквилибристы на проволоке», основателем и руководителем которого был легендарный народный артист СССР Владимир Базыр-оолович Оскал-оол.

Сегодня, в свои тридцать один год, артист цирка высшей категории Демир-оол Борисович Хертек – уже заслуженный пенсионер. А задача у юного пенсионера-эквилибриста Тувы остается прежней: никогда не слетать с катушек.


Издевательства над ребёнком


Демир-оол Борисович, как это вы умудрились в двадцать семь лет стать юным пенсионером по старости?

В пенсионном фонде Кызыла, когда взглянули в мою трудовую книжку, тоже очень удивлялись: никогда такого не видели – в девять лет и одиннадцать месяцев мальчик на работу принят.

Самому смешно, что с 2011 года, когда мне и пенсию начислили – 4288 рублей 25 копеек – пенсионером по старости числюсь, но всё – самым законным цирковым образом. Артисты-эквилибристы, гимнасты, акробаты имеют право досрочно выйти на пенсию, если отработали в своем жанре не менее пятнадцати лет. А на арене они могут выступать до тех пор, пока здоровье позволяет, бывает, что и до шестидесяти лет.

У меня стаж эквилибриста с десяти лет накапливался, вот и запись в трудовой книжке: 14 декабря 1994 года переведен в номер «Тувинские артисты – жонглеры и эквилибристы на проволоке». А до этого семь месяцев учеником числился.

Поверить не могу: как быстро, всего за семь месяцев, научились столь сложному искусству?

И правильно, за такой короткий срок всех тонкостей жанра не освоить. Папа – Борис Таан-оолович Хертек – начал заниматься со мной гораздо раньше. Он по специальнос­ти – акробат-эксцентрик, окончил в Москве Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Там его и заметил народный артист СССР Владимир Базыр-оолович Оскал-оол, который постоянно интересовался учебой земляков.

Когда папа отслужил в армии, а служба у него была особая – в ансамбле песни и пляски, Оскал-оол пригласил его в свой групповой номер, в нем, сначала под руководством самого Владимира Базыр-ооловича, а потом – его сына Юрия Владимировича, папа и проработал с 1980 до 2006 года. А сейчас он – заместитель начальника департамента по культуре, спорту и молодежной политике мэрии Кызыла.

Владимир Базыр-оолович и маму на работу принял – 1 сентября 1988 года она была оформлена в этот же номер ассистентом, и мы всей семьей поехали на гастроли в Ярославль. Сколько же мне тогда было? Сейчас посчитаю. Родился в Кызыле 10 июля 1984 года. Значит, точно – четыре.

Тяжко отцовские уроки давались?

Очень – до слез. Особое внимание уделялось растяжке, это очень больно, но необходимо, ведь цирковой артист должен быть гибким. Одно из таких упражнений: лежу, пятилетний, на спине, одну ногу мне фиксируют, а другую поднимают вверх до той точки, пока это возможно без разрыва мышц. Ощущение такое, что сейчас ноги порвутся. Сдерживаю слезы, а они сами из глаз катятся.

Мама не могла на это спокойно смотреть, воспринимала тренировки как экзекуции, издевательства над ребенком, поэтому папа прогонял ее с репетиций. Постепенно она успокоилась, да и сама артисткой стала – дрессировщицей.


Мама в роли клоуна


Демир-оол Хертек. Не слетать с катушекВот это – сюрприз для многих, знающих сегодня Елену Леонидовну Чадамба как корреспондента газеты «Тувинская правда». Неужели львов и тигров дрессировала?

Нет, до диких зверей дело не дошло, подопечным мамы стал Альф – пудель абрикосового окраса.

Я с детства мечтал о собаке, надеялся, что кто-нибудь обязательно подарит ее после выступления. Во время гастролей в Калининграде, мне тогда семь было, простыл и пропустил представление. Как раз в этот день зрители принесли в цирк симпатичного щенка в корзиночке и подарили его взрослому артисту-эквилибристу.

Узнав об этом, весь вечер не мог успокоиться: «Это мне принесли щенка. Если бы сегодня работал, его бы подарили мне!» Мама попыталась отвлечь настольной игрой, но стоило фишке упасть на рисунок с изображением собачки, как вновь начинали капать слезы.

Альф появился в нашей семье, когда мне шестнадцать исполнилось. У него такая история: в Волгограде дрессировщице Марице Запашной зрители после ее номера с кавказскими овчарками подарили двух щенков. Одного она оставила себе, а второго отдала семье эквилибристов Дворецких, но они из-за аллергии на собачью шерсть не смогли воспитывать его, и пуделька взяли мои родители.

Так, уже в Тольятти, трехмесячный Альф стал членом нашей семьи. Пятнадцать лет он прожил у нас, умер в Кызыле осенью 2014 года.

Артистическая натура была у нашего пуделя. Перед своим номером он, как человек, начинал волноваться: поскуливал, дрожал. Но как только выбегал на сцену, всё проходило. Отличная была пара – мама с красным накладным носом в клоунском костюме, и Альф, похищающий сосиски, а затем показывающий всевозможные трюки.

С этим номером они дебютировали в Голландии, затем в Туве выступали. А подготовить его маме помогла Заслуженная артистка России, дрессировщица Валентина Симонова, у нее был особый номер, в котором коровы, медведи, обезьяны и собачка вместе выступали.


С проволоки на катушки и обратно


Первое выступление на манеже?

В шесть лет, в Риге. В групповом тувинском номере должен был вовремя принять от Владимира Базыр-ооловича Оскал-оола реквизит – деревянное ведерко и убежать с ним за кулисы, а потом вернуться и сесть на шпагат.

Потом стал тарелочками, кольцами жонглировать, а в десять лет – первая проходка перед зрителями по проволоке. Когда освоил работу на проволоке, катушками занялся.

Катушки – это полые металлические цилиндры, которые устанавливаются друг на друга, и артисты балансируют на них на ногах и руках. Они нам по случаю достались: у коверного клоуна Михаила Шестернина была реприза с катушками. Но потом он перестал ее использовать и предложил свои катушки нам. Родители купили, и отец начал со мной заниматься.

Он очень Демир-оол Хертек. Не слетать с катушекмудро рассудил: тебе нужен самостоятельный мобильный номер, готовый для поездки в любой момент и в любой город: сложил реквизит в чемодан и поехал на гастроли. А «проволока» – это тросы, винты, крепления – много тяжелого реквизита, который сложно возить с собой. Не групповой, а свой персональный номер – эта отцовская идея зажгла.

А когда в городе Иваново мы попали в одну программу с жонглером на катушках Михаилом Сазоновым, он так вдохновил меня своим мастерством, что стал еще увлеченнее этот реквизит осваивать. Сазонов и до сих пор – мой кумир, творящий чудеса.

И когда же состоялся сольный дебют?

В тринадцать лет: 15 июля 1997 года в селе Утевка Самарской области. Так волновался, что дергалась левая нога. Ставлю ее на доску, а она трясется.

Номер сочетался с танцевальными движениями, чтобы не сбиться, так громко считал вслух – раз, два, три, четыре, что это слышали и зрители в зале, и коллеги за кулисами. В августе, когда уже в большом цирке в Уфе выступал, уже лучше себя контролировал. Потом с этим этот номером «Эквилибр на катушках» – в Курган, Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Барнаул, Красноярск.


Первый выпускник нового века


Демир-оол Хертек. Не слетать с катушекОт перечисления городов вашего циркового детства и отрочества голова идет кругом. Как же при такой рабочей нагрузке вы школу смогли окончить?

Нормально, только с одной тройкой в аттестате – по алгебре. Но школы действительно пришлось менять, как перчатки. Куда цирк, туда и наша семья. В первый класс пошел в Калининграде, окончил его в Кызыле, в пятом и восьмом классах тоже учился на родине, девятый – Донецк на Украине. В Саратове и Нижнем Новгороде по десять дней проучился, полгода – в Иваново. В Румынии и Венгрии ходил в школу при российских посольствах.

На уроках физкультуры – никаких проблем: педагоги часто просили показать, на что способно человеческое тело: различные цирковые трюки и упражнения, чтобы поднять у ребят желание заниматься спортом.

С остальным – непросто. В каждой школе – своя программа, свои учебники. Постоянно подстраивался: где-то материал уже прошли, приходилось догонять, а где-то, наоборот, его и не начинали изучать. То ежедневная репетиция не позволит достаточно долго посидеть над уроками, то из-за утреннего представления прогульщиком становлюсь.

График жесткий: утром – школа, потом – репетиции, по два часа на каждый номер, четыре дня в неделю – выступления.

А выпускного вечера у меня не было: из-за предстоящих гастролей в Голландии пришлось оканчивать одиннадцатый класс в Новосибирске экстерном и сдавать экзамены в марте. Шел 2001 год, и директор школы сказала маме: «Ваш сын – первый выпускник нового века».


Окончание – в №5 от 12 февраля 2015 года


Интервью Надежды Антуфьевой с Демир-оолом Хертеком «Не слетать с катушек» войдёт тридцатым номером в шестой том книги «Люди Центра Азии», который после выхода в свет в июле 2014 года пятого тома книги продолжает готовить редакция газеты «Центр Азии».

Фото:

1. Главное – не слетать с катушек: Демир-оол Хертек всегда держит равновесие. Республика Татарстан, Набережные Челны, 2013 год.

2. В гостях у гастролирующего главы семьи. Двухлетний Демир-оол Хертек с папой Борисом Хертеком и мамой Еленой Чадамба. На Елене – модные дефицитные белые брючки, привезенные заботливым мужем с югославских гастролей. Харьков, лето 1986 года.

3. Мама в роли клоуна. Дрессировщица Елена Чадамба с артистичным пуделем Альфом. Голландия, международный парк «Шесть флагов» (Six Flags), лето 2003 года.

4. Цирковые: Демир-оол Хертек, его мама Елена Чадамба и отец Борис Хертек. Республика Тыва, Кызыл, родительский дом. 29 января 2016 года. Фото Константина Куцевалова.

Надежда АНТУФЬЕВА, antufeva@centerasia.ru

 (голосов: 12)
Опубликовано 6 февраля 2016 г.
Просмотров: 7436
Версия для печати

Также в №4:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои будущего
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2017 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru