газета «Центр Азии»

Вторник, 19 марта 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2011 >ЦА №44 >Голос саксофона

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

тайланд жилье

Голос саксофона

Люди Центра Азии ЦА №44 (11 — 17 ноября 2011)

Голос саксофонаОни познакомились двадцать семь лет назад: известный музыкант и деревенский мальчишка, не знающий нотной грамоты, но увлеченный музыкой. Послушав, как паренек исполняет на лимби нежную народную мелодию, пожилой человек уверенно сказал родителям: их сын обязательно станет музыкантом.

Этим мальчиком был Шолбан Куулар, ныне преподаватель детской школы искусств поселка Хову-Аксы Чеди-Хольского района. А предсказал его будущее трубач духового оркестра Тувинской народно-революционной армии, один из основателей тувинского духового и национального оркестрового исполнительства Константин Тамдын.

Предсказание сбывается

Маэстро не ошибся. Мальчик из маленького тувинского села Бора-Тайга действительно стал музыкантом. Одним из тех, кто участвует в возрождении в Туве духовой музыки, готовит из сельских мальчишек и девчонок будущих музыкантов-духовиков.

В июне 2011 года ансамбль духовых инструментов детской школы искусств поселка Хову-Аксы Чеди-Хольского района стал лучшим на конкурсе юных духовиков, который проходил в рамках первой республиканской творческой лаборатории, посвященной столетию Константина Тамдына. Руководитель ансамбля Шолбан Куулар был признан лучшим педагогом лаборатории.

Награды – фирменный саксофон-альт юным музыкантам и премию учителю – вручал Алдар Тамдын, младший сын Константина Тамдына, народный мастер Республики Тыва, известный музыкант и мастер по изготовлению тувинских национальных инструментов.

Двое воспитанников Шолбана Куулара получили свои первые личные профессиональные награды: Сайдаш Лама – диплом второй степени, Начын Куулар – третьей. Оба – за сольное исполнение на блокфлейте, первом инструменте, с которого начитается обучение музыканта-духовика.

Церемония награждения была частью торжественного вечера в Тувинской государственной филармонии, посвященного памяти Константина Тамдына. Мероприятие носило название «Путь предка». Открывал его сводный детский духовой оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера духового оркестра правительства Тувы, Заслуженного артиста РТ Тимура Дулуша.

Коллектив, сформированный буквально за неделю из трех десятков мальчишек и девчонок в возрасте от восьми до четырнадцати лет, в том числе – юных музыкантов из Хову-Аксы, исполнял мелодию из репертуара оркестра Тувинской народно-революционной армии «Бистин Тыва» («Наша Тыва»). Шолбан Куулар, не отрываясь, смотрел на своих воспитанников, впервые выступающих на большой сцене.

В этот вечер он действительно поверил, что вернулся к большой музыке.

Игра на слух

Голос саксофона– Шолбан Борбак-оолович, вы помните, что сказали своим ученикам после того, как вашему ансамблю вручили саксофон?

– Я так волновался в тот вечер, мало что запомнил. Слишком много всего случилось. Но самое главное – это даже не церемония награждения. Самое главное – это выступление моих ребят в составе сводного оркестра на сцене филармонии.

То, что я чувствовал тогда – не передать. Я это даже не могу толком сформулировать. Начали играть – я замер просто. Стоял с открытым ртом, и все. Потом пытался фотографировать, мои как раз с правой стороны были, с краю.

Красиво было и необычно. Взрослые музыканты так не сыграют. А вот что сказал детям – не помню.

– Зато я хорошо помню, что на выходе из зала вы сказали им: «Мы теперь составим конкуренцию Республиканской школе искусств!»

– Так и сказал? Придется нам с ребятами очень постараться. Самое главное – у них после такого успеха, после занятий в лаборатории очень большое желание играть и учиться. Они готовы были начинать осваивать саксофон сразу, как только вышли из филармонии: «Башкы, покажите нам, как играть на саксофоне, давайте сейчас начнем учиться!»

Они в себя поверили. Раньше мы ведь только у себя в школе выступали.

Саксофон я очень люблю. У него очень красивый и сильный звук. Саксофон – инструмент с человеческим голосом. Все интонации можно с его помощью передать.

– Откуда в вас такая поэтичность?

– Из Сут-Холя. Это моя малая родина. Я родился 26 августа 1972 года в сказочном местечке Тувы – окруженном высокими горами селе Бора-Тайга Сут-Хольского района.

Сказочном – в прямом смысле этого слова. Многие тувинские сказки начинаются со слов: «Это было давным-давно, когда озеро Сут-Холь было лужей, а гора Сумбер-Уула была горкой».

Сут-Холь – родина многих талантливых людей. Там родились артисты Дарый Монгуш, Дыртык Монгуш, Голос саксофонаНадежда Наксыл, Станислав Ириль. Родом из Сут-Холя – композитор Александр Ондар, народный хоомейжи, мастер по изготовлению музыкальных инструментов Маржымал Ондар, хормейстер Биче-оол Ондар, народный писатель Тувы Черлиг-оол Куулар.

Игорь Дулуш – человек, который придумал фестиваль «Устуу-Хурээ», его бессменный руководитель, директор Тувинской государственной филармонии – тоже родился в Сут-Холе. Оттуда родом – барабанщик ВИА «Аян» Хуреш Куулар и многие другие известные в республике люди.

– С чего началось ваше увлечение музыкой?

– Мне очень повезло: в школьные годы довелось учиться у прославленного мастера по изготовлению тувинских национальных музыкальных инструментов, народного учителя Тувы, народного хоомейжи, отличника народного образования СССР Маржымала Очуровича Ондара.

Маржимал Очурович работал в Бора-Тайгинской средней школе учителем труда. Как раз в те годы он создал знаменитый детский ансамбль «Сарадак» («Мараленок»). Это был первый фольклорный детский коллектив в Туве. Я играл в этом ансамбле на лимби. Тогда же учился играть и на других тувинских музыкальных инструментах: хомусе, дошпулууре, чадагане. Нот мы не знали, играли на слух.

Благословение Мастера

Голос саксофона– Ваши родители работали в сфере культуры?

– Нет. Отец, Борбак-оол Суур-оолович Куулар, много лет заведовал магазином в селе Бора-Тайга, односельчане звали его Садыгжы Борбак-оол – Продавец Борбак-оол. А начинал он свою трудовую деятельность директором сельского клуба в Бора-Тайге. К сожалению его уже нет с нами.

Мама – Елизавета Санчыевна Куулар, работала продавщицей магазина, потом заведовала школьной библиотекой. Она у нас – активная участница художественной самодеятельности, до сих пор хорошо поет, даже пишет стихи. Сейчас уже на пенсии, по-прежнему живет в нашем родном селе, занимается домашним хозяйством.

Я – третий ребенок в семье. Нас у родителей – шестеро, две дочери четыре сына.

Старшая сестра Чечек живет в Сут-Холе, работает в отделе культуры. Брат Эрес тоже много лет отработал в этой сфере. Сестра Чодураа живет в Кызыле, бухгалтер. Брат Аржаан живет в нашем родном селе, хозяйство там у него. Младший – Айдыс – медбрат, в Кызыле работает.

Родители любили петь и поощряли в нас желание заниматься музыкой. Дома был настоящий праздник, когда моему старшему брату Эресу купили шестиструнную гитару. Он учил меня играть на ней – тоже на слух. И с его легкой руки я в двенадцать лет стал участником школьного вокально-инструментального ансамбля «Хамнаарак» («Жаворонок»).

Подростком вместе с братом и его друзьями играл на гитаре в легендарной группе «Шенне». Мы выступали на танцплощадках, вечерах отдыха, нас даже на свадьбы приглашали. Сын моего школьного учителя Маржимала Очуровича Ондара – Юрий Маржималович Ондар, ныне – Заслуженный работник культуры Республики Тыва, показал первые три аккорда на синтезаторе.

Юрию Маржималовичу обязан еще одним своим увлечением: неплохо разбираюсь в бытовой технике, могу утюг починить, телевизор, пылесос и многое другое. А началось все с того, что он научил меня отличать диод от транзистора.

– А где и как вы встретились с легендарным Константином Тамдыном?

– Это случилось в начале восьмидесятых годов. Многие народные праздники запрещалось тогда проводить, народные традиции не очень-то приветствовались. Любимый праздник Шагаа – наш Новый год – тоже был под запретом. Но люди все равно его отмечали в семейном кругу. Приглашали уважаемых людей – тех, кто изучал буддизм. Эти люди совершали обряды очищения.

Одним из хранителей народных традиций и просветителей был Константин Чульдумович Тамдын. Однажды в канун Шагаа он по приглашению моих родителей приехал в наш дом, чтобы совершить обряд очищения. Я не знал тогда, что наш гость – один из первых тувинских духовиков, который создал оркестры в нескольких районах республики, кавалер ордена Трудового Красного Знамени.

Он попросил меня сыграть на лимби. А потом похвалил, сказал, что стану музыкантом. Значение этой встречи только сейчас понимаю. Очень рад, что мне вместе с учениками довелось принять участие в праздновании столетия Константина Чульдумовича.

Измена и возвращение

Голос саксофона– Когда же в вашей жизни впервые появился саксофон?

– В школьные годы, когда играл в группе «Шенне». Именно тогда после окончания Минусинского музыкального училища вернулся наш односельчанин Семен Монгуш и привез саксофон. Потом приехал Аполлон Байкара – и тоже с саксофоном.

Мне инструмент очень понравился, мечтал на нем научиться играть. Первые уроки игры на саксофоне и азы нотной грамоты мне дал именно Семен Чартак-Хунаевич Монгуш. Так и определилась моя будущая профессия – музыкант.

В 1989 году после окончания Бора-Тайгинской средней школы родители отправили меня в Улан-Удэ, где в Восточно-Сибирском институте культуры, сейчас это академия, уже учился старший брат Эрес. Нотной грамоты я не знал, в музыкальной школе не учился, поэтому мне порекомендовали сначала поступить в музыкальное училище имени Петра Ильича Чайковского.

Поступил на духовое отделение, без всяких раздумий выбрал саксофон. Моими педагогами по специальности были Абай Жукспекович Цекумбаев и Альфир Константинович Шмельков, до сих пор помню их уроки.

В 1993 году успешно окончил училище, вернулся в Туву вместе с женой и маленькой дочкой. В том году образовался новый Чеди-Хольский район, и министерство культуры направило меня на работу в районный отдел культуры.

Так постоянным местом жительства стал поселок Хову-Аксы. Работал сначала старшим методистом. Был участником популярной в девяностых годах эстрадной группы «Ураанхай», играл на синтезаторе и делал аранжировки песен, некоторые из них до сих пор еще исполняются.

– Саксофону изменили?

– Да. Для себя играл немного, но для серьезных занятий не было возможности. А в 1998 году и вовсе ушел из культуры и восемь лет занимался частным извозом. Семью надо было обеспечивать, у нас уже две дочки подрастали. Супруга училась.

Голос саксофонаА в культуре, да еще в небольшом поселке, денег тогда не стало вовсе. Как у всех бюджетников. Только у таксистов-частников они и водились. Но какие это тяжелые деньги! С раннего утра до поздней ночи – то ждешь пассажиров, то едешь. Бывало, и ничего не заработаешь, а устанешь, как будто кирпичи весь день носил. На музыку не оставалось ни времени, ни сил.

Так прошло восемь лет.

– Как же вы вернулись к музыке?

– Как только появилась возможность. В 2006 году вернулся в культуру: начал работать художественным руководителем методического центра отдела культуры и параллельно – преподавать в детской школе искусств поселка Хову-Аксы, вспоминая все, чему учился когда-то.

И так совпало, что как раз в это время в Туве начала возрождаться духовая музыка. В 2008 году был создан духовой оркестр Правительства Республики Тыва, а в Тувинском филиале Восточно-Сибирской академии культуры и искусств открыли эстрадно-джазовое отделение.

И там обо мне вспомнили. Поступил по настоянию декана Веры Александровны Кошкар-оол и супруги Аиды Буудаевны. Так оказался однокурсником музыкантов из духового оркестра.

Великовозрастный студент профессора Симонова

Голос саксофона– Не страшно было все начинать сначала: после большого перерыва снова становиться студентом?

– Сомнения поначалу были. Особенно, когда приехал на вступительные экзамены. Курс набирал Петр Николаевич Казимир, доцент кафедры духовых и ударных инструментов Красноярской государственной академии музыки и театра. Спросил меня, на чем играю. Ответил: на саксофоне, но лет десять уже не играл.

Петр Николаевич сказал, что если завтра две вещи сыграю, то возьмет. Если нет – извини. Поехал я домой, взял свой старенький инструмент, стал репетировать. Приняли меня.

Костяк нашего отделения составляют ребята из духового оркестра. Это большое счастье – играть вместе с ними, хотя по возрасту они на много лет младше меня, некоторые в сыновья годятся.

Они – очень сильные музыканты. Я даже не думал, что у нас есть такие. Мне приходится гнаться за этими молодыми ребятами. У них и техника игры лучше, и дыхательный аппарат лучше, они же постоянно занимаются, в оркестре играют. У меня не все получается, но очень стараюсь.

А о том, что я такой великовозрастный студент – не очень-то печалюсь. Учиться можно всегда, было бы желание. Здесь ни возраст, ни звания – не помеха. Вместе со мной учится Софья Кара-оол – Заслуженная артистка Тувы, солистка духового оркестра, Игорь Дулуш, директор Тувинской государственной филармонии – тоже мой однокурсник.

Голос саксофонаУчиться у такого Башкы, как профессор Симонов, – это в любом возрасте счастье. Валерий Александрович Симонов – профессор, Заслуженный деятель искусств России, заведующий кафедрой «Музыкальное искусство эстрады» Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. Он дает нам мировые стандарты джаза. Для меня это – настоящее открытие, невероятное. Я джаз никогда раньше не играл.

Валерий Александрович – очень сильный, очень интересный педагог. Он, можно сказать, ходячая энциклопедия музыки. И слух у него – абсолютный. Каждый инструмент в оркестре слышит, каждую ноту. Играет на баяне, флейте, саксофоне, фортепиано. Какие он аккорды нам показывал, какие септаккорды – вы бы слышали!

И столько знает о музыке, столько нам рассказывает! И Тувой интересуется. Всей группой между экзаменами были на озере Дус-Холь – ему там понравилось. С моим сыном занимался, ставил ему дыхание для игры на саксофоне, показывал и рассказывал – как взрослому. Я сыну потом сказал: «Вырастешь – будешь рассказывать, что дыхание тебе ставил сам профессор Симонов».

Серьезные музыканты-духовики хорошо знают нашего Башкы. Я действительно счастлив, что учусь у него.

Пять подарков Аиды

– Шолбан Борбак-оолович, ваша жена тоже имеет отношение к культуре?

– Да. Мы с Аидой Буудаевной познакомились в музыкальном училище в городе Улан-Удэ, там и поженились. Она – тоже музыкант, ее инструмент – бурятский хуур. Кроме того, окончила ВСГАКИ, специальность – Голос саксофонаменеджер-экономист социально-культурной деятельности. Работала начальником отдела культуры Чеди-Хольской районной администрации, директором детской школы искусств поселка Хову-Аксы. Сейчас занимается нашими младшими сыновьями.

Старшая дочь Алдынай учится в Новосибирске, в Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики. Ее интересуют современные технологии. Сейчас уже – второкурсница.

Шончалай пошла по моим стопам, учится на отделении духовых и ударных инструментов в Кызылском колледже искусств, класс кларнета. Поступила в колледж после окончания девятого класса, сейчас – второкурсница.

Шончалай – мой первый педагогический «продукт», в школе искусств я был ее учителем. Честно говоря, мы с женой не хотели, чтобы она выбирала профессию музыканта – это нелегкий путь. Но дочь приняла решение, и мы не стали перечить. Учится она с удовольствием, мы за нее радуемся.

Сейчас дома с нами – три сына. Начын учится в пятом классе общеобразовательной школы, параллельно – в школе искусств, тоже – мой ученик. В июне успешно выступил на республиканском конкурсе, посвященном столетию Константина Тамдына, стал дипломантом.

Шулуу – два года, а младшему От-Дашу – всего годик. Он, как и я, родился 26 августа. Такой подарок сделала мне жена. Вот такая многодетная семья.

– Чем увлекаетесь еще, кроме музыки и ремонта техники?

– С семьей любим выбираться на природу. Когда в начале лета поднимаешься к озеру Сут-Холь или на Танну-Ола, тебя окружают звуки родников, шелест волн озера, крики птиц. Такую музыку нигде больше не услышишь! Самая красивая музыка – это музыка природы.

Немного занимаюсь фотографией. Снимаю своих детей, учеников, коллег, друзей. Охоту люблю – как многие мужчины у нас. Отец был хорошим охотником, белковать любил.

Духовики – товар штучный

Голос саксофона– Детская творческая лаборатория, участниками которой в июне были вы с детьми – большой проект. По замыслу организаторов, он должен стать одной из важнейших составляющих возрождения и развития серьезной, в том числе духовой, музыки в Туве. Выявление одаренных детей их сопровождение и поддержка известными музыкантами должны помочь восстановить цепочку: школа – среднее специальное учебное заведение искусства – вуз – работа в серьезном коллективе. А как вы считаете, Шолбан Борбак-оолович?

– Точно знаю, что духовики – товар штучный. Для них очень нужны именно такие мероприятия – мастер-классы, творческие лаборатории, конкурсы, где происходит обмен опытом, обмен материалами.

Такие мероприятия надо обязательно проводить почаще. Необходимо совместное коллективное музицирование детей с профессиональными музыкантами-духовиками. Нужно практиковать выступления юных музыкантов на профессиональных сценах учреждений культуры республики. В оркестре юный духовик получает специальные навыки игры в коллективе, более глубокое понимание стиля исполняемых произведений. В оркестре у него развиваются чувство ритма, способность слышать голос каждого инструмента и вести свою партию в соответствии с общим исполнительским планом и звучанием оркестра в целом.

Важно, чтобы дети знали профессиональных музыкантов, непосредственно общались с ними, узнавали от них о композиторах, чьи произведения исполняют.

Именно поэтому, когда я узнал о том, что в начале июня на базе Республиканской школы искусств будет проводиться творческая лаборатория для юных духовиков, посвященная столетию Константина Тамдына, не сомневался ни минуты. Собрал родителей своих учеников, заручился их поддержкой, и мы приехали в Кызыл. И правильно сделали.

С 1 по 9 июня занимались, участвовали в конкурсе. Не пропускали ни одного занятия, ни одного мероприятия. В том числе, посетили множество концертов, ведь в Кызыле как раз в то время шел фестиваль классической музыки «Музыкальное лето в Туве». У меня и моих коллег из Чаа-Холя, Кызыла, Хандагайты была возможность параллельно пройти курсы повышения квалификации, чем мы и воспользовались.

Инструмент с человеческим голосом

– Для педагогов – несомненная польза, а для детей?

– Занятия в творческой лаборатории детям очень понравились, особенно – работа в сводном оркестре под руководством Тимура Дулуша, который был руководителем лаборатории.

Большое впечатление осталось от мастер-класса Алдара Тамдына. То, что с детьми в возрасте от восьми до пятнадцати лет работали такие известные мастера, – хороший пример для подражания. Дети тянутся к таким людям. С участниками лаборатории занимались и молодые музыканты из духового оркестра правительства Тувы, ребятишки буквально не отходили от них.

Голос саксофонаМои ученики с нетерпением ждут следующего лета и новых занятий в лаборатории Республиканской школы искусств. У них появилось желание играть в оркестрах, стать профессиональными музыкантами. Очень важно, что родители их поддерживают. Они были очень вдохновлены успехом детей.

Не секрет, что многие родители приводят детей в школу искусств для того, чтобы занять чем-нибудь их свободное время, а не для того, чтобы они стали профессионалами. Но если удастся разглядеть в ребенке искру таланта, помочь ей разгореться, если из десяти учащихся хотя бы один станет профессиональным музыкантом – это счастье для учителя.

Сейчас у меня как раз десять учеников. Они все разные, но занимаются старательно, с большим желанием. И это позволяет надеяться, что когда-нибудь увижу своих учеников в составе большого взрослого оркестра.

– Вы назвали свой любимый саксофон инструментом с человеческим голосом. А какие мелодии этого голоса вам особенно близки?

– Очень люблю мелодию Раймунда Паулса из кинофильма «Долгая дорога в дюнах». Планирую разучить ее со своими учениками.

Очень нравится партия саксофона в «Европе» Карлоса Сантаны, в «Лунной серенаде» Глена Миллера.

Люблю замечательный альбом «В вечерний час» Алексея Козлова, популярного саксофониста и джазмена, основателя легендарного советского джазового коллектива «Арсенал». Он начинал, когда джаз и саксофон в Советском Союзе были под запретом, а музыканты подвергались гонениям. Композитор, лауреат многочисленных отечественных и зарубежных фестивалей джаза.

– Музыкант, уровня которого вы хотели бы достичь?

– Чарли Паркер, которого называют отцом современного джаза. Хотя бы приблизиться по технике исполнения к уровню этого знаменитого американца – альт-саксофониста и композитора – мечта многих саксофонистов. И я – не исключение.

Фото Виктории Лачугиной, Виталия Шайфулина и из личного архива Шолбана Куулара.

 

 

Интервью Анны Лачугиной с Шолбаном Кууларом «Голос саксофона» войдет шестнадцатым номером в пятый том книги «Люди Центра Азии», который продолжает формировать редакция газеты «Центр Азии».

Планируемое количество материалов о людях Тувы – сто.

Пятый том выйдет в свет в начале 2016 года.

 

Фото:

 1. Семейный дуэт: саксофон и блокфлейта. Шолбан Куулар с сыном Начыном. Кызыл, берег Енисея, 12 августа 2011 года. Фото Виктории Лачугиной.

2. Награду лучшему педагогу детской творческой лаборатории для юных духовиков Шолбану Куулару вручают Алдар Тамдын и Тимур Дулуш. Кызыл, Тувинская государственная филармония. 8 июня 2011 года. Фото Виталия Шайфулина.

3. Сводный детский духовой оркестр по управлением Заслуженного артиста Республики Тыва

Тимура Дулуша открывает торжественный вечер, посвященный столетию Константина Тамдына.

г. Кызыл, Тувинская государственная филармония. 8 июня 2011 года. Фото Виталия Шайфулина.

4. Константин Тамдын – трубач духового оркестра Тувинской народно-революционной армии, один из основателей тувинского духового и национального оркестрового исполнительства. Начало восьмидесятых годов ХХ века.

5. Домашняя репетиция. Шолбан Куулар – четырнадцатилетний музыкант группы «Шенне». Село Бора-Тайга Сут-Хольского района. 1987 год.

6. Учитель и ученик: профессор Валерий Симонов и Шолбан Куулар. Кызыл, июнь 2011 года.

7. По пути отца. Начына Куулара, учащегося детской школы искусств поселка Хову-Аксы Чеди-Хольского района, с первым профессиональным успехом поздравляет Алдар Тамдын, сын трубача духового оркестра Тувинской народно-революционной армии Константина Тамдына. Кызыл. 8 июня 2011 года. Фото Виталия Шайфулина.

8. С женой Аидой, дочкой Шончалай и сыном Начыном. У развалин храма Устуу-Хурээ, июль 2009 года.

9. Будущие солисты семейного оркестра. Младшие сыновья Шолбана Куулара – Шулуу и От-Даш. Поселок Хову-Аксы, 18 июня 2011 года.

10. У порога Республиканской школы искусств – школы творчества. Шолбан Куулар и его ученики с музыкантами духового оркестра правительства Тувы и его главным дирижером,

директором школы Тимуром Дулушем. Кызыл, 1 июня 2011 года.

11. Шолбан Куулар и десять его серьезных учеников. Поселок Хову-Аксы, детская школа искусств, май 2011 года.

Беседовала Анна ЛАЧУГИНА

 (голосов: 137)
Опубликовано 12 ноября 2011 г.
Просмотров: 31873
Версия для печати

Также в №44:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru