Свое отрицательное мнение по поводу нового гимна Республики Тыва «Мен – тыва мен» («Я – тувинец») уже открыто высказывал сразу после его принятия: в статье «Не я, а мы», опубликованной в № 32 газеты «Центр Азии» от 19 августа 2011 года.
В том, что монгольская песня недопустима в роли тувинского государственного гимна, что этот государственный символ нарушает конституционные права граждан, убеждены и другие деятели литературы и искусства, которые от слов уже перешли к делу.
Среди них – ветеран театрального искусства, Заслуженный артист Российской Федерации Сиин-оол Оюн, Заслуженные работники культуры Республики Тыва, композиторы Сергей Бадыраа и Мерген-оол Нурсат.
Сначала в мэрию Кызыла была подана заявка на проведение на площади Арата митинга протеста. Дважды получали отказы, но они были законные. В третий раз заявку подавать не стали, решив не митинговать, а пойти другим путем: дорогой законности.
Мы обратились к президенту России Дмитрию Медведеву: при принятии нового гимна в Туве нарушены статьи Конституции Российской Федерации. Ответы не заставили долго ждать: в течение десяти дней из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций были получены два ответа.
Один – о направлении нашего обращения в Министерство регионального развития РФ.
Второй – о том, что в целях обеспечения нашего конституционного права обращение направлено в прокуратуру Тувы, которая и должна принять соответствующее компетентное решение и дать ответ по существу вопроса.
Мы особенно не обнадеживались по поводу того, что прокуратура республики сможет досконально разобраться с этим очень сложным и важным вопросом. И оказались правы: пришедший ответ гласил, что «противоречий Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству выявлено не было». А нам посоветовали обращаться в суд.
Мы – не юристы, а деятели искусства, но чтобы увидеть проблемы с законностью, возникшие при принятии гимна, юридический диплом не обязателен.
Достаточно иметь гражданскую позицию и изучить, например, «Положение о проведение конкурса на текст и музыку нового Государственного гимна Республики Тыва», утвержденное постановлением правительства № 378 от 14 июня 2011 года. И сделать вывод: многие пункты этого положения самим же правительством не были соблюдены.
Оригинальным фокусом стало появление на поле конкурса граждан Монголии и их безоговорочная победа. Любопытно: на основании каких же межгосударственных законных актов граждане Монголии – ценгельские тувинцы – вмешались во внутренние государственные дела России, в частности, ее региона – Тувы?
И это только один вопрос, а их – десятки. К тому же, Республика Тыва сегодня фактически имеет два государственных гимна, ведь прежний «Тооруктуг долгай тандым» («Моя ореховая тайга») никто законодательно не отменял. Вот такой парадокс.
В связи с этим очень удивляет и настораживает уровень компетенции единогласно проголосовавших 11 августа за новый гимн депутатов Верховного Хурала республики, каждый из которых должен знать каждую букву законов. К нашему сожалению, таких знаний они при рассмотрении вопроса о гимне своим избирателям не продемонстрировали, ограничившись эмоциями.
Но эмоции типа: «идеальный гимн для тувинцев», «его везде поют», «лучше его не найти» – это всего лишь эпитеты, украшающие литературное произведение, но недопустимые при рассмотрении государственных вопросов.
Именно в такой плоскости – плоскости закона – и намерена дальше действовать группа деятелей литературы и искусства, защищая конституционные права и свободы граждан республики, которые были нарушены при принятии гимна «Мен – тыва мен» («Я – тувинец»), слова которого прямо подчеркивают принадлежность только к одной национальности и вероисповеданию, что противоречит главному Закону – Конституции.
Статья 19 «Равенство прав и свобод» Конституции Республики Тыва гласит:
«1. Все равны перед законом.
2. В Республике Тыва гарантируется равенство провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. На территории Республики Тыва запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Законодательное невежество, допущенное при принятии такого важного государственного символа, привело к нарушению Конституции, ограничив права граждан именно по признакам национальной, языковой и религиозной принадлежности.