газета «Центр Азии»

Вторник, 19 марта 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2011 >ЦА №45 >Нежный лев

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Кирилл Дмитриев: закон о выделении РФПИ в самостоятельную структуру.

Нежный лев

Люди Центра Азии ЦА №45 (18 — 24 ноября 2011)

Нежный лев«Зиму они узнавали по дыханию мороза, лето – по сверканию росы», – прочитал мальчик и закрыл книгу сказок.

Представил, как легендарный богатырь Кангывай-Мерген борется с великим силачом и побеждает его.

Мальчик не думал, что и сам через много лет станет таким же известным героем, на которого будут мечтать стать похожими сотни мальчишек, а некоторые из них, став его учениками, превзойдут наставника.

И так же, как в его любимой сказке, он будет бороться и в зимнюю стужу, и в летний зной, так же узнает

и радость победы, и горечь поражения, как сказочный герой, будет служить своему народу и дарить радость другим.

А по-другому никак нельзя, потому что мальчика назвали Маадыр – герой, а такое имя обязывает. И как богатыри в древних сказках, он заслужил титул Арзылан моге – Лев-борец своей родины Тувы и Баян-Ульгийского аймака соседней Монголии.

Сегодня Маадыр Монгуш – мастер спорта по вольной борьбе, отличник физической культуры России,

Заслуженный работник Республики Тыва – продолжает бороться и исполнять танец орла.

Человеком становятся с детства

– Маадыр Кавааевич, что для вас значит национальная борьба хуреш?

– Хуреш для меня и моей семьи – все.

Благодаря борьбе я состоялся, стал человеком, приобрел много друзей, побывал в Америке. Благодаря борьбе был востребован в налоговой полиции, сейчас – в отделе быстрого реагирования Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва. Двухкомнатная благоустроенная квартира в Кызыле, где мы сейчас живем, получена в 1994 году тоже благодаря моим успехам в борьбе.

Нежный лев– А каким был ваш путь от сельского паренька до известного борца Тувы?

– У тувинского народа есть пословица: «Человеком становятся с детства, лошадь вырастает из жеребенка».

Родился 19 сентября 1968 года на осенней стоянке Ораш-Хавак близ села Хорум-Даг. Летом на чайлаге – летней чабанской стоянке – мы, детвора, были заняты с утра до вечера: боролись друг с другом, объезжали бычков, помогали родителям по хозяйству, пасли скот, гурьбой ходили смотреть хуреш на сельских праздниках.

Мои родители были чабанами. Отец – Каваа Монгуш – родом из села Хорум-Даг, родины борцов, мама – Токпал Ховалыг – из села Чыраа-Бажы Дзун-Хемчикского района.

Нас у родителей было пятнадцать – пять сыновей и десять дочерей: тринадцать своих, двое усыновленных.

Отец был большим трудягой – следить за скотом, хозяйством, накормить, одеть, обуть и вырастить пятнадцать детей было нелегко. Мама была большой рукодельницей и обшивала всю семью. Мы носили сшитые ею безрукавки, тувинские тоны – халаты из мерлушки.

К отцу частенько обращались, когда терялся скот, он гадал на бараньей лопатке, лечил от детских испугов и болезней. Рассказывали, что он пошаманил и вылечил бездетную семью, приехавшую к нему из Пий-Хема.

Мальчишкой не подозревал, что борьба – мое будущее. Только отец говорил: «Вот увидите, из моих пятерых сыновей этот будет знаменитым». Не знаю, почему он так считал, может, это показала ему гадальная лопатка?

– А кто вас назвал Маадыром – героем?

– Отец. Он дал мне имя Маадыр-оол – мальчик-герой, так значится в моем паспорте, но со временем «оол» утратилось, и все меня теперь зовут Маадыр. И другим сыновьям он дал имена со словом «маадыр» – Эрес-Маадыр, Комаадыр, хотел, чтобы они у него тоже были героями.

– Не остались ли пустовать кочевья ваших родителей, кто-нибудь продолжил их дело?

– Мой брат Юрий вслед за ними занялся животноводством и принял скот родителей в свои руки. Раньше он кочевал на наших землях, сейчас облюбовал местечко Бора-Холь, ближе к Чадану.

Вместе с другими братьями, женами, невестками любим собираться в его аале: общаемся, устраиваем возвращение в детство, вспоминаем, какими были маленькими, собираем ягоды, кедровые шишки, ездим на лошадях пасти овец. Это традиция нашей большой семьи.

Тувинские Олимпийские игры

– Как вы пришли в спорт?

– Когда учился в теве-хаинской средней школе, мой первый учитель физкультуры Николай Лама-Сууевич Монгуш начал учить азам вольной борьбы и хуреша, поставил на лыжи, приохотил к бегу, увлек волейболом и баскетболом. И я стал занимать призовые места в борьбе хуреш в школьных и районных слетах.

– Кто еще у вас в роду занимался борьбой?

– Санчай, мой дед со стороны отца. Он был ламой, после пятнадцати лет учебы в Монголии получил сан гелонга. Когда учился в Улан-Баторе, частенько боролся на праздниках. Природа его щедро одарила силой и ростом под два метра, но вскоре он оставил хуреш, потому что будущему ламе не приличествовало заниматься борьбой.

У нас в роду все высокие и рослые, даже женщины – такая порода.

– А ваш рост и вес?

– Рост – 183, вес – 115.

Нежный лев– Какая из ваших многочисленных побед стала началом серьезной спортивной карьеры?

– Победа в борьбе хуреш в 1987 году на республиканской спартакиаде. Тогда национальный праздник Наадым еще не проводился. Моим соперником оказался Владимир Монгуш – старший брат впоследствии знаменитого борца Аяса Монгуша. Тогда мне было девятнадцать лет, и я первый год работал тренером в чаданской спортивной школе.

– Ваше самое горькое поражение?

– На главном соревновании года – празднике Наадым, где каждый борец мечтает победить. Это для нас, тувинских борцов, почти что Олимпийские игры. И потому поражение здесь горше всего.

Четырежды я доходил до финала, а когда до победы оставался один шаг, проигрывал, занимая второе место. В трех схватках проиграл Аясу Монгушу и один раз – молодому борцу Эресу Кара-Салу.

Судите сами, горько это или нет. Но Наадым заканчивается, и назавтра начинается подготовка к следующему.

– Это правда, что вы не курите и не пьете?

– Не курю, могу совсем немного выпить только на торжествах близких людей. Наш сын Кудерек, студент четвертого курса Санкт-Петербургского института физической культуры и спорта, тоже не курит и не пьет. Мы его воспитали хорошим человеком и можем по праву гордиться им.

Сын тоже занимался борьбой, но со школьных лет его больше увлек бокс. Он неоднократно занимал призовые места. Дочка Долума учится в восьмом классе кызыльского лицея №15, любит бегать на лыжах.

Схватка с Исполином

– Неоднократным победителям присваиваются красивые звания. Откуда это пошло?

– Издревле в тувинском хуреше существовала красивая традиция давать борцам-победителям звания по названию птиц и животных.

А с 1 апреля 2011 года почетные звания с присвоением нагрудных знаков и удостоверений узаконены Председателем Правительства Республики Тыва Шолбаном Кара-оолом.

По нарастающей, в зависимости от количества одержанных побед, первоначальное звание – «Начын Республики Тыва» (Сокол). Затем – «Арзылан Республики Тыва» (Лев). Следующее – «Чаан Республики Тыва» (Слон).

Кучутен моге – Исполин – самый сильный и великий борец, это абсолютное звание шестикратного победителя Наадыма при участии ста двадцати восьми борцов. В республике этим титулом владеет только Аяс Монгуш, семнадцатикратный чемпион Наадыма.

– Между вами и непобедимым Аясом Монгушем много лет длилось соперничество. Быть вторым – это унизительно?

– В спорте унижения нет, даже в поражении.

Я был очень близок к Аясу Семис-ооловичу. Мы вместе боролись дома, на больших турнирах в Москве и в Монголии. Его талант борца – это природный дар. Такой борец раз в сто лет рождается. Именитые борцы-тяжеловесы мира не могли с ним совладать, он никогда не падал.

Уже в двадцать лет у Аяса был опыт зрелого борца. Знаменитые монгольские борцы авырга про него говорили: «Ваш Аяс молод, но его умение бороться ушло далеко вперед его возраста. У нас он стал бы знаменитым борцом Монголии». Я счастлив, что был рядом с ним, а второе место в республиканском хуреше – тоже очень почетно.

– А как вы воспринимаете то, что сегодня Аяс Монгуш, как официально сообщило Следственное управление следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва, находится под следствием?

– Есть тувинская пословица «Тайып ужар, даянып турар» – «Поскользнувшись, падают, опираясь, встают». Он совершил большую ошибку. Поневоле задумываешься, как же с ним такое случилось после стольких лет славы и известности? Думаю, объяснение только одно – виновато пьянство. Но не нам его судить.

Танец орла арзыланов

Нежный лев– Какова роль в хуреше танца орла?

– Это неотъемлемая часть ритуала – воодушевляющее зрелище, когда 128 борцов выходят на поле стадиона исполнять танец орла. Внимательные болельщики сразу видят, кто как подготовлен, перспективу борца.

А как красив и волнителен победный танец орла! Поборов своего противника, ты не можешь прыгать и кричать от радости, все эмоции и ликование может отразить только взмах рук-крыльев. Вот когда ты поистине чувствуешь себя орлом!

Раньше победитель должен был помочь сопернику подняться, стряхнуть с него пыль, провести его в знак победы над ним под своей рукой и только потом исполнять танец. Сейчас федерация борьбы изменила правила: победитель сразу исполняет танец орла, выплескивает радость и энергетику победы, а потом уже идет оказать помощь сопернику.

– Вы – Лев не только Тувы, но и Баян-Ульгийского аймака Монголии. Как вам это удалось?

– Летом 1992 года на Наадым Баян-Ульгийского аймака Монголии была приглашена тувинская делегация. Заместитель руководителя Тувинского Госкомспорта Владимир Сумакинович Биче-оол начал собирать и готовить наших борцов в эту поездку. Я долго не соглашался.

– А почему не соглашались – тувинские борцы боятся монгольских?

– Почему боятся? Наоборот, бороться с монгольскими борцами – опыт хороший набрать. Настоящему борцу в голову не придет мысль «тот борец тувинец – нестрашно, а этот – монгол, и его надо бояться», просто у меня были свои обстоятельства, но Владимир Сумакинович убедил: «Это надо тебе, а не мне», и он оказался прав.

Когда на стадионе города Баян-Ульгий от ста двадцати восьми борцов осталось восемь и стало понятно, что у тувинского борца реальный шанс победить, началось неприятности: машину с водителем задержали на всю ночь, долго не начинали финальную схватку.

– Это могло вас деморализовать перед решающими схватками.

– Наоборот, от злости появилось желание победить. Поборол всех соперников, остался один – Начын моге Бахыт Одной. С этим опытнейшим именитым борцом боролись больше часа, но, видимо, был мой день: победил и получил звание Арзылан моге – Лев Баян-Ульгийского аймака Монголии.

Больше нас радовались живущие в Монголии ценгельские тувинцы. Свою награду – коня – подарил Слону Баян-Ульгийского аймака Тангыт-оолу Донгаку, которого знал по соревнованиям в Чадане и Кызыле.

– А есть ли у нас еще борцы со званием Львов аймаков Монголии?

– Да, это Иван Хураган, который тоже Лев Баян-Ульгийского аймака. Эрес Кара-Сал недавно получил звание Льва Убса-Нурского аймака Монголии.

– К чему обязывает звание Арзылан моге?

– Это большая ответственность, ведь на нас глядят подрастающие борцы, которые тоже стремятся завоевать звание Льва.

Это и уважение народа. Куда бы ты ни пришел, все хотят с тобой поздороваться, поговорить, задать свои насущные вопросы и получить ответы.

– Вы лев свирепый или мирный?

– Звание льва обязывает быть целеустремленным, волевым, устойчивым. Но по зодиакальному гороскопу я родился под созвездием Девы и поэтому не лишен мягкости, мои дети – самый большой объект моей нежности. Ни разу их не наказал, не накричал. Так что Дева на мой характер тоже влияет.

Но детей любовью не избаловал. Нам с супругой, видимо, удалось заложить в них хорошее, если незнакомые люди приходят благодарить за то, что наш сын-студент помог им в очень трудной ситуации в незнакомом Санкт-Петербурге. Когда твоих детей хвалят другие, это очень ценно для родителей.

Кроме воспитания есть и наследственность. Верю, что все лучшее, накопленное в роду, не исчезает, а переходит от поколения к поколению.

Признаю и свои недостатки: могу быть вспыльчивым, или наоборот – долго носить в себе обиду. Переживаю, когда в жизни выходит не так, как хотелось бы.

Шахматный хуреш

Нежный лев– Можно ли про борцов хуреша сказать: «Сила есть – ума не надо»?

– Нет. Грамотная борьба и победа даже над одним борцом – это результат, в первую очередь, большой работы ума, а потом силы. Борцы хуреша так же напряженно думают и решают задачу победы, как и шахматисты: выстраивают свою тактику борьбы, просчитывают возможные ходы.

У борца – целый арсенал приемов, который надо применить вовремя и правильно. Соперник попадается разный – выше или ниже тебя, тяжелее или легче, и к каждому – свой прием.

Сначала в ход идет ложный прием, который помогает прощупать оборону, узнать физическую подготовку соперника. И не перестаешь думать, вычислять, искать одно верное решение. А свой коронный прием оставляешь для кульминации. На всех тренировках его оттачиваешь, доводишь до совершенства, чтобы он выстрелил в нужный момент и сработал. Как правило, он играет решающую роль.

– А как борец учится этому арсеналу приемов?

– Негласно существуют разные школы борьбы, где от старшего поколения борцов молодому передаются навыки и умения. Например, Николай Ондар, Алдын-оол Куулар и мы, другие чаданские борцы – воспитанники дзун-хемчикской школы. Летом занимаемся недалеко от Устуу-Хурээ.

То, что сегодня получаю от своих учителей, ветеранов хуреша Алексея Хомушку, Октября Тулуша, Кима Кара-Монгуша, я должен передать тем, кто придет после меня.

Есть еще тес-хемская школа борьбы, сут-хольская.

– Не приводит ли такое разделение к разобщенности, местечковости, клановости по географическому признаку?

– Такие школы могут порождать только здоровую конкуренцию. То, что Сайын-Белек Тулуш в последнее время успешно борется, говорит о силе и мощи тес-хемской школы.

Мы не враждуем, а учимся, оттачиваем мастерство, анализируем себя и других и не разделяемся по районному признаку: придет парнишка хоть откуда и попросится к нам – никогда не откажем.

– Вы называете только тувинские имена, потому что для спортсменов других национальностей хуреш закрыт?

– Это не так. На ежегодный всероссийский турнир по вольной борьбе «Центр Азии» в Туву приезжают борцы со всей России, и они тоже принимают участие в хуреше.

Летом 2011 года в международных соревнованиях по сумо, посвященных памяти Заслуженного тренера России Радислава Монгуша, тоже участвовали спортсмены отовсюду. После сумо был тувинский хуреш, и многие выразили желание попробовать в нем себя. Для борца-тяжеловеса из Северной Осетии Василия Маргиева не нашлось подходящей формы, так как он весил 175 килограммов. Пришлось мастеру за ночь сшить содак шудак – борцовскую одежду для него.

Спасти от улицы

Нежный лев– Мне кажется, что сегодня выросло поколение абсолютно неспортивных людей.

– Не надо думать, что наша молодежь не увлекается спортом. Многие парни и девушки нашли себя в спорте и активно занимаются. Только их надо хорошо поддержать.

На мой взгляд, особенно в бюджеты районов и сельских поселений, изначально очень мало закладывается денег на финансирование спорта. Поэтому очень сложно маленьких спортсменов из глубинки везти даже в Кызыл, не говоря уже об участии в соревнованиях за пределами республики: нет денег на проживание и пропитание. Руководителям кожуунов и сумонов надо больше внимания уделять спортивной жизни села, райцентра, тогда молодежь будет занята, ее жизнь наполнится смыслом.

Мне очень нравятся уроки с чемпионами, которые сегодня в школах проводят известные спортсмены. Думаю, после уроков знаменитых чемпионов Чечен-оола Монгуша, Елены Достай, Опана Сата дети загорятся желанием стать похожими на них. Такой урок может стать первым шагом в большой спорт.

Я тоже веду такие уроки: на личном примере пытаюсь донести до каждого мальчика важность и значимость спорта в жизни. У детей на уроках горят глаза, им нравится учить приемы борьбы хуреш, слушать, задавать свои вопросы, рассматривать и трогать борцовскую одежду и знак «Арзылан моге».

– Не хотелось ли открыть свою школу борьбы?

– Родители просят учить их сыновей и приходят даже ко мне домой. Никому не отказываю, но все упирается в отсутствие помещения.

У меня есть ученик Начын Монгуш – мастер спорта международного класса. Счастье, когда ученик превосходит тебя и идет дальше. Я не являюсь его официальным тренером, они у него есть, но его отец доверил мне тренировать сына, когда мальчику было четырнадцать лет.

Другой мальчик сам пришел ко мне, когда не стало его мамы. Когда к тебе приходит ученик, ты не можешь обещать, что сделаешь из него чемпиона Наадыма – у каждого свои возможности и способности. За шесть лет он не достиг огромных высот, но зато не пьет, не курит, регулярно занимается. У него есть цель, и он растет настоящим мужчиной.

Спасти даже одного ребенка от улицы – большая победа учителя.

На генном уровне

Нежный лев– Почему в Туве другие виды спорта так не развиты, как хуреш?

– Нельзя говорить, что в Туве другие виды спорта не развиваются. Просто они уступают в массовости, да и болельщиков, по сравнению с борьбой хуреш, там маловато. На стрельбу из лука, например, ходят только те, кому это интересно, и кто в этом разбирается. Федерации других видов спорта должны больше работать, рекламировать свою деятельность в СМИ, привлекать молодежь.

А хуреш – в крови каждого тувинца. Любовь к нему записана на генетическом уровне. Его поклонники – мужчины и женщины, старики и дети. Не увидишь главные соревнования в Кызыле 9 мая и в августе – во время Наадыма, и уже чего-то не хватает в жизни. На хуреш едут отовсюду, бросая все свои дела.

В последнее время хуреш стал очень непредсказуемым, и интерес к нему еще больше. Когда Аяс Монгуш семнадцать лет подряд становился чемпионом, все к этому привыкли. Сегодня невозможно догадаться, кто будет чемпионом Наадыма в этом году? Андрей Хертек? Эрес Кара-Сал? Сайын-Белек Тулуш? Или еще кто? Вот такие вопросы занимают людей, когда они идут на стадион.

– Кого среди молодой поросли борцов можете отметить?

– Много ярких имен. Это Лориса Ооржак и Опан Сат – надежда тувинского народа, мечтающего о своем чемпионе Олимпийских игр. Это Начын Монгуш, Эрес Кара-Сал, Сайын-Белек Тулуш.

Вольная борьба быстро развивается, правила меняются, ужесточаются. У молодых стиль борьбы, хватка другие, чем у нас. Но так и должно быть, ничто на месте не стоит, и траве вечно не зеленеть.

Федерация национальной борьбы хуреш активно работает не только над правилами борьбы, но и внешним обликом борца. Радует что старое, устоявшееся во времени бережно сохраняется и дополняется новым, современным содержанием.

– На мой взгляд, есть и минусы. Если старшему поколению борцов было присуще благородство, то сегодня на хуреше можно увидеть агрессию к сопернику.

– Хуреш – это борьба, а не обмен любезностями. Борец выходит на поле с мыслью: «Победа любой ценой». Надо понимать, что на кону большой приз – автомобиль, и каждый пришел победить. Поэтому и случаются срывы.

Не только молодые, но и борцы постарше не могут иногда сдержать эмоций, бурно реагируют, не могут выйти из состояния спортивной злости. Но потом человек приходит в себя и признает ошибки.

Дарить – гораздо приятнее

– Можно ли подкупить соперника, договорившись о результатах соревнований заранее?

– Я с таким не сталкивался. Правда, в тувинской борьбе есть красивая традиция, которой нет нигде, когда борец на глазах у всех добровольно сдается сопернику. Часто такое случается по воле жребия, когда младший брат должен бороться со старшим, отец – с сыном. В таком случае один из них другому благородно уступает и судье в голову не придет дисквалифицировать борца.

В российских соревнованиях по вольной борьбе с махинациями на ковре не сталкивался, но если судьи заподозрят спортсменов в этом, дисквалификация обоим обеспечена.

– Раздавая свои спортивные призы, полученные в такой непростой борьбе другим, вы хотите показаться добрым и хорошим, чтобы вас любили?

– Вовсе нет. Мой отец всегда делал людям буян – добро и нам наказал. Дедушка как духовное лицо тоже делал людям добро и дарил своей милостью. Стань я по желанию отца ламой, творить добро было бы моим делом. Но и в любом деле всегда можно найти возможность дарить людям радость.

Это очень хорошо понял еще в 1993 году. Возвращался из Сут-Хольского района с празднования стадесятилетия восстания шестидесяти богатырей, по отцовской линии мы – потомки их предводителя Самбажыка, и находился под большим впечатлением от того, что мои предки помогали бедным людям.

Заехал в Арыг-Бажы, где проходил хуреш, меня уговорили участвовать. Победил, а призового коня подарил многодетной матери из этого села, потому что я сам из такой семьи. Так радостно было видеть радость этой женщины!

Дарить – гораздо приятнее, чем получать подарки самому.

– Что вам помогает подниматься после падения, идти в бой после поражения?

– Идти вперед помогают слова отца. Он наказывал: «Не спи, сынок, до обеда, не ленись, каждое утро тренируйся, борись в первую очередь с собой, и только тогда сможешь всего достичь».

Отца не стало в 1989 году, но я успел порадовать его первыми победами в хуреше. Он даже собрал небольшой табун моих призовых коней. До сих пор в аале брата водятся поколения тех скакунов.

Любовный дуэт без ревности

Нежный лев– В проекте «Две звезды», в котором спортсмены участвовали вместе с артистами эстрады, вы явили еще и умение петь. А как вы себе в пару заполучили Заслуженную артистку Республики Тыва Юлиану Ондар?

– Нас свели организаторы проекта, сказали, что мы споемся. А петь перед зрителями оказалось так трудно, что легче бороться.

– А чего было волноваться? На стадионе «Хуреш» на вас смотрят пятнадцать тысяч болельщиков, а в Доме народного творчества всего шестьсот зрителей было.

– Стадион – это привычно, а сцена, пение – не моя стихия. Трудно совпадать с фонограммой, надо уметь слушать, знать, когда вступать, не опережая музыку и не отставая от нее. Были ошибки, нестыковки, но мы выдержали, спасибо Юлиане.

Нам предложили песню на слова Лары Хомушку и музыку Альберта Хомушку «Чырыткым» – «Мое светило». Я отказывался: «Слишком сложная», но супруга послушала и сказала: «Песня хорошая – берем!»

– Не ревновала ли вас супруга к Юлиане из-за этого любовного дуэта?

– У нас – полное доверие. Муж и жена – не собственность друг друга.

Есть жены борцов, которые своих мужей никуда не пускают, даже содак шудак – борцовскую одежду прячут. Моя супруга – не такая, Саида Мандаковна уважает мою одержимость борьбой. Благодаря ей везде побывал, участвовал во многих соревнованиях. А проект «Две звезды» помог нам найти новых друзей из творческой среды.

Она тоже спортивный человек – в школе увлекалась баскетболом, поэтому следит за тем, чтобы я каждое утро делал зарядку, вместе делаем пробежку во дворе лицея № 15, зимой катаемся на лыжах.

Спорт учит меня строить семейные отношения: терпению, умению признавать ошибки. Никогда не стеснялся просить прощения у супруги и считаю нашу первую встречу даром судьбы. Мы вместе 21 год, у нас теперь растет внучка Камила, которой девять месяцев. Она очень крепенькая, сильная – вся в нашу породу.

Не гоните борцов-ветеранов

– Сколько длится век борца национальной борьбы?

– Считаю, что в борьбе хуреш нет возраста. Мне исполнилось 43 года – это только середина пути, пора зрелости, приобретенного опыта и мудрости.

От самого борца зависит, сколько он будет бороться. Наши борцы Алексей Хомушку, Иван Хураган, Владимир Монгуш, которым за пятьдесят, до сих пор принимают участие в хуреше.

К шестидесяти годам подходят Кан-оол Кара-Сал, Олчей-оол Ооржак и доказывают не только то, что можно бороться в таком возрасте, но и свою любовь и преданность национальной борьбе. Глядя на них, воочию видишь, как долго хуреш помогает быть в форме, не дает болеть и стареть.

– А кто-то, может, думает, что старики не дают дорогу молодым?

– Не без этого, но в большинстве тувинский народ любит своих борцов. Зрители всячески стараются выказать борцам-ветеранам признательность и любовь не за победу, а просто за то, что они вышли бороться.

– У вас никогда не было мысли уйти из спорта?

– Нет. Буду бороться, сколько хватит сил, передавать опыт молодым. Цель – пока возраст позволяет – послужить своему народу, достичь лучших результатов, ведь мои болельщики так радуются, поздравляют, когда побеждаю, сопереживают, когда проигрываю. Сокрушаются: как же так, надо было сделать так или эдак. Иногда упрекают: «Зачем этому борцу уступил, возраст твой подходит, надо побольше достижений заработать, а он молодой, его время придет».

Не списывайте со счетов старых борцов, не прогоняйте их, уважайте ветеранов! В Монголии борцы до восьмидесяти лет принимают участие в борьбе. Там борец после сорока пяти лет не переходит в разряд ветеранов, а наоборот, этот возраст считают возрастом расцвета и зрелости.

Миссия продолжается

– Кто из известных борцов прошлого для вас пример?

– Сказочные богатыри. В школе любил читать тувинские народные сказки. Там красиво описывается схватка исполинов: «Зиму они узнавали по дыханию мороза, лето – по сверканию росы», – так долго они боролись. Любимым героем был богатырь Кангывай-Мерген.

Легендарные борцы прошлого: Лопсан, сын Арбака из Хемчика, Союспан из рода адыг-тулуш, Чываажак из ооржаков, Кудерек из Тес-Хема, о которых мало написано, но их истории живут в народной памяти. Знаменитый борец Тувинской Аратской Республики Семис-оол Сарыглар.

Все они для борцов современности – пример для подражания и объект восхищения.

– Каким должен быть истинный борец национальной борьбы хуреш?

– Таким, каким описывается в тувинских сказках. Это защитник, борец за справедливость, сильный, и в то же время добрый человек, на которого в трудные времена полагался народ.

Эта миссия не утратила своего значения и сегодня. Борцы хуреша – устойчивые и волевые люди, которым верят, которых уважают. Они – пример для молодого поколения, опора своего рода и гордость народа.

 

Фото Виталия Шайфулина, Виктории Лачугиной, Нади Антуфьевой, Романа Лудупа и из личного архива Маадыра Монгуша.

Интервью Саяны Ондур с Маадыром Монгушем «Нежный лев» войдет семнадцатым номером в пятый том книги «Люди Центра Азии», который продолжает формировать редакция газеты «Центр Азии».

Планируемое количество материалов о людях Тувы – сто. Пятый том выйдет в свет в начале 2016 года.

 

Фото: 1. Маадыр Монгуш дает урок чемпиона ученикам школы № 12. Кызыл, 2 ноября 2011 года. Фото Виталия Шайфулина.

2. Освящение родового оваа – ежегодная традиция большой семьи. Родные братья и сестры Маадыра Монгуша со своими супругами и детьми. В центре – гордость рода Маадыр Монгуш, его жена Саида – первая справа в третьем ряду. Июнь 2011 года, местечко Биче-Тей близ села Хорум-Даг.

3. Когда чувствуешь себя орлом. Маадыр Монгуш – победный танец. Село Эрзин, сентябрь 2011 года. Фото Романа Лудупа.

4. Общий танец орла перед началом главной битвы хурешистов. Республиканский Наадым, Кызыл, стадион «Хуреш», 14 августа 2011 года. Фото Виктории Лачугиной.

5. Первый урок – азы хуреша. Маадыр Монгуш в школе № 12. Кызыл, 2 ноября 2011 года. Фото Виталия Шайфулина.

6. Маадыр Монгуш и Юлиана Ондар после исполнения песни «Чырыткым» – «Мое светило» в проекте «Две звезды». Кызыл, Дом народного творчества, 5 ноября 2011 года. Фото Саяны Ондур.

7. Не списывайте со счетов старых борцов! Первый чемпионат республики среди ветеранов борьбы хуреш, идея которого принадлежала Ивану Хурагану. Танец орла исполняет старейший участник битвы ветеранов Куулар Даржа. Кызыл, стадион имени пятилетия Советской Тувы, 13 августа 2006 года. Фото Нади Антуфьевой.

8. Потомки героев легенд – парад хурешистов. Кызыл, стадион «Хуреш», 14 августа 2011 года.

Беседовала Саяна ОНДУР

 (голосов: 15)
Опубликовано 19 ноября 2011 г.
Просмотров: 38090
Версия для печати

Также в №45:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru