газета «Центр Азии»

Суббота, 27 апреля 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2016 >ЦА №6 >Юлия Хирбээ. Я всё смогу и всё сумею

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Все кодовые замки на двери в офис, склад. Выезд мастера бесплатный.

Юлия Хирбээ. Я всё смогу и всё сумею

Люди Центра Азии ЦА №6 (19 — 25 февраля 2016)

Я всё смогу и всё сумею, все трудности в жизни преодолею», – это девиз школьница из села Самагалтай придумала для себя в пятнадцать лет и с тех пор упорно следует ему. Всё, чего уже успела в свои двадцать восемь лет добиться Юлия Романовна Хирбээ, результат этой простой, но очень важной фразы.

А достичь ей удалось многого: сначала титул Дангыны – первой красавицы Тувы, затем гран-при Международного конкурса национального костюма и творчества «Хрустальная корона ЮНЕСКО-2015» в номинации «Театр мод», звание «Лучший дизайнер Тувы», за которым последовал грант главы республики для поддержки малого бизнеса – швейного цеха «Дакиня». В нем рождаются особые наряды для юных воспитанниц модельного агентства «Урянхай».

Своих учениц Юлия учит тому, что твердо усвоила сама: уверенность в себе – залог успеха.

Почувствовать себя богиней

Юлия Хирбээ. Я всё смогу и всё сумею Юлия, что означает слово дакиня?

Богиня – так оно переводится с тибетского языка.

Очень многообещающее и многообязывающее название. Ваши клиентки действительно получают в швейном цехе «Дакиня» то, в чем чувствуют себя высшими существами?

Надеюсь на это. По крайней мере, расставание с заказчицами всегда заканчивается позитивом.

Так как швейный цех открылся недавно – в 2014 году – за это время у нас было двадцать клиенток. Большинство из них заказывали наряды для дочек. И только пятеро из них – для себя.

Помогаете определиться с выбором?

Обязательно. Например, заказчица приходит с фотографией платья и просит сшить ей точно такое же. А я вижу, что оно не будет сидеть на ней идеально. Поэтому предлагаю свой вариант. И женщины охотно соглашаются.

Недавно поступил интересный заказ на женский деловой костюм с национальным колоритом. На днях закончила его эскиз – это обязательное условие перед пошивом. Думаю, клиентка также останется довольной: учтены и ее пожелания и индивидуальные особенности.

Во сколько же обходится такой наряд?

Всё зависит от бюджета заказчика. Если не поскупится на качественную ткань и оригинальную фурнитуру, то один костюм будет стоить от десяти до пятнадцати тысяч рублей.

Довольно дорогое удовольствие получается.

Для качественной и, самое главное, эксклюзивной вещи – вполне приемлемая цена. Такие вещи всегда дорого стоят. Разве на сшитой именно на вас, подчеркивающей все достоинства и скрывающей недостатки фигуры одежде можно экономить? Убеждена, что в гардеробе каждой любящей себя женщины должен быть хотя бы один сшитый на заказ наряд, в котором она почувствует себя богиней.

Урянхайские принцессы

Понятия дизайнер и модельер нередко путают. Я правильно понимаю, что дизайнер придумывает нечто совершенно новое, а модельер работает уже с готовыми решениями, видоизменяя детали под свой стиль?

Совершенно верно. Дизайнер создает концепцию одежды, придумывает новую форму, новую идею. А модельер занимается разработкой уже придуманного, к примеру, длиной рукава или изделия в целом, формой воротника, декорированием.

Вы себя к кому из них причисляете?

К дизайнерам. Но хотя мне и присудили титул «Лучший дизайнер Тувы», назвать себя состоявшимся мастером не могу. Еще есть чему учиться и куда стремиться.

Лучшим дизайнером Тувы вы стали в прошлом году, победив в первом республиканском конкурсе дизайнеров, портных, мастеров-изготовителей аксессуаров и дополнений «Арт-стиль». Итог конкурса стал для вас неожиданностью или закономерностью?

Честно скажу: на победу не рассчитывала. Вначале даже не собиралась участвовать, так как была на восьмом месяце беременности, которую очень тяжело переносила. Но когда рассказала о конкурсе моим девочкам-моделям, те просто загорелись. Поэтому пришлось в срочном порядке готовиться.

Мы даже не знали, какой призовой фонд будет. Просто шли наудачу. Награждение проходило через несколько дней после самого конкурса, и когда объявили победителя, я просто растерялась. Вышла на сцену, где вручили сертификат, мельком взглянула на него и глазам не поверила: подумала, что получила тридцать тысяч рублей, а оказалось – триста тысяч. Это был грант Главы Тувы Шолбана Валерьевича Кара-оола, выделенный для поддержки малого бизнеса.

На конкурс вы представили две коллекции: «Сияние шелка» и «Урянхайские принцессы». Именно принцесс высоко оценили члены жюри. С такой оценкой полностью согласна: костюмы, музыкальное сопровождение, модели – всё было на высшем уровне.

Спасибо за теплые слова. Эта коллекция была задумана четыре года назад. А посвятила ее памяти любимого человека. Он у меня всегда ассоциировался с древним воином, такой же мужественный и бесстрашный. Во времена Чингисхана мужья, сыновья и братья уходили в дальние походы, а в аймаках оставались только старики, дети и женщины. На их плечи ложилась вся посильная и непосильная работа.

Этой коллекцией хотела показать, что нежный, ранимый и слабый прекрасный пол в нужный момент может стать сильным, выносливым и отважным. Мои модели в этих нарядах предстают перед зрителями как матери, защитницы и царицы.

Необходимая трансформация

Центральный костюм вашей коллекции – белое одеяние царицы. Довольно смелое решение, учитывая, что национальные костюмы, в том числе и тувинский, такой короткой длины никогда не имели.

Не раз приходилось выслушивать замечания по поводу моих дизайнерских решений. Насчет наряда царицы скажу, что он идет в ансамбле с чулками-ботфортами, сшитыми из той же ткани. Поэтому оголенных ног практически не видно.

А насчет трансформации скажу, что тувинская национальная одежда давно стала стилизованной. Исконный костюм тувинцев очень простой, тоны – халаты – различались только по сезонам: зимние, летние, весенне-осенниЮлия Хирбээ. Я всё смогу и всё сумеюе, а также по возрастным особенностям. Например, детский тон был очень простым халатом, у девушек он был поскромнее, чем у замужних женщин.

Понятно, что такая несложная одежда не заинтересует нынешних маленьких и больших модниц. Они хотят чего-то яркого и красивого.

Знаю, что противники трансформации костюма к этому непримиримо относятся, доказывая, что ничего изменять нельзя. Поэтому считаю, что тут нужно работать в двух направлениях: сохранить исконную тувинскую одежду и одновременно создавать прекрасные стилизованные костюмы. Необходимо не забывать свою историю, но в то же время не стоять на месте, а развиваться.

Не станет ли тогда тувинская стилизованная одежда походить на такую же других тюркских народностей?

Этого не надо бояться, потому что у каждого народа в костюме есть принадлежащие только ему элементы. Например, у бурят шапка похожа на лотос, у монголов в женских национальных костюмах всегда наличествует жилетка.

Наш тувинский стилизованный костюм также надо сделать таким, чтобы у него была своя изюминка. Затем запатентовать бренд, чтобы во всем мире знали, что это тувинская одежда. Вот над этим я и работаю.

От идеи до коллекции

Из скольких нарядов состоит одна коллекция?

Это, как минимум, пять костюмов. Но их может быть и десять, и пятнадцать.

Много времени уходит на ее подготовку?

До полугода. Сначала нужна идея. К примеру, в своей новой коллекции хочу подчеркнуть талию. Затем начинаю рисовать эскиз. Вслед за этим определяюсь с материалом и цветовой гаммой. В коллекции всегда должен быть один главный наряд. Поэтому вначале нужно создать именно его. Остальные в одной тематике идут как его дополнение. Когда эскизы созданы, приступаем к кройке и шитью.

У меня есть примета: первый наряд должен шиться только на модель со спокойным и ровным характером. И тогда все пойдет, как по маслу.

Когда создавала первую коллекцию, совершила большую ошибку: все костюмы были пошиты индивидуально на каждую модель. В результате та коллекция повторно уже не использовалась. Потому как модель сегодня есть, а завтра ее нет. И подобрать другую девушку с такими же параметрами невозможно. С тех пор все наряды шьются на одну модель сорок четвертого – сорок шестого размера.

Сколько метров ткани уходит на один костюм?

От пяти до пятнадцати метров. В зависимости от того, с подкладом он или без.

Наряд из одной коллекции никогда не повторяется в другой. Он будет отличаться орнаментом или украшениями, в зависимости от того, что я, как дизайнер, хочу передать зрителю. Но материалы, к сожалению, могут повторяться, потому что в Кызыле нет большого выбора. А чтобы выехать за пределы республики, тем более за границу, и купить нужную ткань, честно признаюсь, средств не хватает.

Если и удается поехать в Монголию или Китай, то покупаю по минимуму. Потому что там цены на качественные материалы такие же высокие, как и в России. Поэтому на создание одной коллекции уходит сто пятьдесят – сто шестьдесят тысяч рублей.

Через интернет-магазины ткани заказывать не пробовали?

Нет. Чтобы понять, подходит ли мне материал, должна его потрогать, пощупать, ощутить его структуру. К сожалению, Интернет такой возможности не дает.

Счет коллекциям ведете?

С 2012 года создала восемь коллекций. Сейчас работаю над очередной. Но чувствую, что она как-то с трудом продвигается. Такого прежде не было.

Научиться любить себя

Значит не только поэты и писатели испытывают муки творчества?

Да,Юлия Хирбээ. Я всё смогу и всё сумею такое и в дизайнерском деле бывает. После того как победили в конкурсе «Арт-стиль», сразу же хотела приняться за новую коллекцию. Но вот прошло уже полгода, а у меня ничего нет. В голове, конечно, есть мысли, но нарисовать пока ничего не получается. Но это временные трудности, они пройдут. Некоторые зарисовки уже есть и, главное, мне удалось купить нужные ткани.

Где закупались?

В Китае, и как раз на средства полученного гранта. Он был выделен на расширение швейной мастерской «Дакиня». Оказалось, что оформление гранта – довольно хлопотное и очень ответственное дело. Нужно быть зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, не иметь долгов по взносам ни в пенсионном фонде, ни в налоговой службе. У меня была небольшая задолженность по страховым взносам, поэтому пришлось срочно ее погашать.

Через шесть месяцев после получения гранта, я должна отчитаться о том, что он использован по назначению, предоставив все финансовые документы. У меня с этим всё в порядке: кроме тканей, приобрела стол для раскроя, стулья, зеркала, две швейные машинки, так что теперь их в цехе четыре. Есть и утюг-прессовка.

Вопрос с оборудованием решен, но теперь другая сложность – с помещением. То небольшое, что арендовала, теперь уже не вмещает и цех, и модельное агентство «Урянхай», которое открыла в 2012 году.

Модельное агентство – школа холодных красоток?

Нет, главная моя задача – научить воспитанниц быть уверенными в себе. Потому что уверенность – это залог успеха во всём.

Сейчас так много закомплексованных девочек и девушек. Все их проблемы связаны с неприятием самих себя. В таких случаях есть два выхода: родителям нужно обратиться к психологу или же записать дочку в модельное агентство, где ее научат любить себя.

Окончание в №7 от 26 февраля 2014 года.

Интервью Юлия Манчин-оол с Юлией Хирбээ «Я всё смогу и всё сумею» войдёт тридцать первым номером в шестой том книги «Люди Центра Азии», который после выхода в свет в июле 2014 года пятого тома книги продолжает готовить редакция газеты «Центр Азии».

Фото:

1. Последний штрих в одеянии величественной царевны. Юлия Хирбээ и ее воспитанница, модель агентства «Урянхай» Эремаа Седип-оол. Кызыл, 13 февраля 2016 год. Фото Василия Балчый-оола.

2. Сестры Жасмин и Асель Ооржак в эксклюзивных нарядах от дизайнера Юлии Хирбээ. Кызыл, 2014 год.

3. Уверенность – залог успеха Первый состав младшей группы модельного агентства «Урянхай». Кызыл, 2012 год.

Юлия Манчин-оол, manchin-ool@yandex.ru

 (голосов: 7)
Опубликовано 22 февраля 2016 г.
Просмотров: 23785
Версия для печати

Также в №6:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru