Я
всё смогу и всё сумею, все трудности в
жизни преодолею», – это девиз школьница
из села Самагалтай придумала для себя
в пятнадцать лет и с тех пор упорно
следует ему. Всё, чего уже успела в свои
двадцать восемь лет добиться Юлия
Романовна Хирбээ, результат этой простой,
но очень важной фразы.
А
достичь ей удалось многого: сначала
титул Дангыны – первой красавицы Тувы,
затем гран-при Международного конкурса
национального костюма и творчества
«Хрустальная корона ЮНЕСКО-2015» в
номинации «Театр мод», звание «Лучший
дизайнер Тувы», за которым последовал
грант главы республики для поддержки
малого бизнеса – швейного цеха «Дакиня».
В нем рождаются особые наряды для юных
воспитанниц модельного агентства
«Урянхай».
Своих
учениц Юлия учит тому, что твердо усвоила
сама: уверенность в себе – залог успеха.
Почувствовать
себя богиней
–
Юлия,
что означает слово дакиня?
– Богиня
– так оно переводится с тибетского
языка.
– Очень
многообещающее и многообязывающее
название. Ваши клиентки действительно
получают в швейном цехе «Дакиня» то, в
чем чувствуют себя высшими существами?
– Надеюсь
на это. По крайней мере, расставание с
заказчицами всегда заканчивается
позитивом.
Так
как швейный цех открылся недавно – в
2014 году – за это время у нас было двадцать
клиенток. Большинство из них заказывали
наряды для дочек. И только пятеро из них
– для себя.
– Помогаете
определиться с выбором?
– Обязательно.
Например, заказчица приходит с фотографией
платья и просит сшить ей точно такое
же. А я вижу, что оно не будет сидеть на
ней идеально. Поэтому предлагаю свой
вариант. И женщины охотно соглашаются.
Недавно
поступил интересный заказ на женский
деловой костюм с национальным колоритом.
На днях закончила его эскиз – это
обязательное условие перед пошивом.
Думаю, клиентка также останется довольной:
учтены и ее пожелания и индивидуальные
особенности.
– Во
сколько же обходится такой наряд?
– Всё
зависит от бюджета заказчика. Если не
поскупится на качественную ткань и
оригинальную фурнитуру, то один костюм
будет стоить от десяти до пятнадцати
тысяч рублей.
– Довольно
дорогое удовольствие получается.
– Для
качественной и, самое главное, эксклюзивной
вещи – вполне приемлемая цена. Такие
вещи всегда дорого стоят. Разве на сшитой
именно на вас, подчеркивающей все
достоинства и скрывающей недостатки
фигуры одежде можно экономить? Убеждена,
что в гардеробе каждой любящей себя
женщины должен быть хотя бы один сшитый
на заказ наряд, в котором она почувствует
себя богиней.
Урянхайские
принцессы
– Понятия
дизайнер и модельер нередко путают. Я
правильно понимаю, что дизайнер
придумывает нечто совершенно новое, а
модельер работает уже с готовыми
решениями, видоизменяя детали под свой
стиль?
– Совершенно
верно. Дизайнер создает концепцию
одежды, придумывает новую форму, новую
идею. А модельер занимается разработкой
уже придуманного, к примеру, длиной
рукава или изделия в целом, формой
воротника, декорированием.
– Вы
себя к кому из них причисляете?
– К
дизайнерам. Но хотя мне и присудили
титул «Лучший дизайнер Тувы», назвать
себя состоявшимся мастером не могу. Еще
есть чему учиться и куда стремиться.
– Лучшим
дизайнером Тувы вы стали в прошлом году,
победив в первом республиканском
конкурсе дизайнеров, портных,
мастеров-изготовителей аксессуаров и
дополнений «Арт-стиль». Итог конкурса
стал для вас неожиданностью или
закономерностью?
– Честно
скажу: на победу не рассчитывала. Вначале
даже не собиралась участвовать, так как
была на восьмом месяце беременности,
которую очень тяжело переносила. Но
когда рассказала о конкурсе моим
девочкам-моделям, те просто загорелись.
Поэтому пришлось в срочном порядке
готовиться.
Мы
даже не знали, какой призовой фонд будет.
Просто шли наудачу. Награждение проходило
через несколько дней после самого
конкурса, и когда объявили победителя,
я просто растерялась. Вышла на сцену,
где вручили сертификат, мельком взглянула
на него и глазам не поверила: подумала,
что получила тридцать тысяч рублей, а
оказалось – триста тысяч. Это был грант
Главы Тувы Шолбана Валерьевича Кара-оола,
выделенный для поддержки малого бизнеса.
– На
конкурс вы представили две коллекции:
«Сияние шелка» и «Урянхайские принцессы».
Именно принцесс высоко оценили члены
жюри. С такой оценкой полностью согласна:
костюмы, музыкальное сопровождение,
модели – всё было на высшем уровне.
– Спасибо
за теплые слова. Эта коллекция была
задумана четыре года назад. А посвятила
ее памяти любимого человека. Он у меня
всегда ассоциировался с древним воином,
такой же мужественный и бесстрашный.
Во времена Чингисхана мужья, сыновья и
братья уходили в дальние походы, а в
аймаках оставались только старики, дети
и женщины. На их плечи ложилась вся
посильная и непосильная работа.
Этой
коллекцией хотела показать, что нежный,
ранимый и слабый прекрасный пол в нужный
момент может стать сильным, выносливым
и отважным. Мои модели в этих нарядах
предстают перед зрителями как матери,
защитницы и царицы.
Необходимая
трансформация
– Центральный
костюм вашей коллекции – белое одеяние
царицы. Довольно смелое решение, учитывая,
что национальные костюмы, в том числе
и тувинский, такой короткой длины никогда
не имели.
– Не
раз приходилось выслушивать замечания
по поводу моих дизайнерских решений.
Насчет наряда царицы скажу, что он идет
в ансамбле с чулками-ботфортами, сшитыми
из той же ткани. Поэтому оголенных ног
практически не видно.
А
насчет трансформации скажу, что тувинская
национальная одежда давно стала
стилизованной. Исконный костюм тувинцев
очень простой, тоны – халаты – различались
только по сезонам: зимние, летние,
весенне-осенни
е, а также по возрастным
особенностям. Например, детский тон был
очень простым халатом, у девушек он был
поскромнее, чем у замужних женщин.
Понятно,
что такая несложная одежда не заинтересует
нынешних маленьких и больших модниц.
Они хотят чего-то яркого и красивого.
Знаю,
что противники трансформации костюма
к этому непримиримо относятся, доказывая,
что ничего изменять нельзя. Поэтому
считаю, что тут нужно работать в двух
направлениях: сохранить исконную
тувинскую одежду и одновременно создавать
прекрасные стилизованные костюмы.
Необходимо не забывать свою историю,
но в то же время не стоять на месте, а
развиваться.
– Не
станет ли тогда тувинская стилизованная
одежда походить на такую же других
тюркских народностей?
– Этого
не надо бояться, потому что у каждого
народа в костюме есть принадлежащие
только ему элементы. Например, у бурят
шапка похожа на лотос, у монголов в
женских национальных костюмах всегда
наличествует жилетка.
Наш
тувинский стилизованный костюм также
надо сделать таким, чтобы у него была
своя изюминка. Затем запатентовать
бренд, чтобы во всем мире знали, что это
тувинская одежда. Вот над этим я и
работаю.
От
идеи до коллекции
– Из
скольких нарядов состоит одна коллекция?
– Это,
как минимум, пять костюмов. Но их может
быть и десять, и пятнадцать.
– Много
времени уходит на ее подготовку?
– До
полугода. Сначала нужна идея. К примеру,
в своей новой коллекции хочу подчеркнуть
талию. Затем начинаю рисовать эскиз.
Вслед за этим определяюсь с материалом
и цветовой гаммой. В коллекции всегда
должен быть один главный наряд. Поэтому
вначале нужно создать именно его.
Остальные в одной тематике идут как его
дополнение. Когда эскизы созданы,
приступаем к кройке и шитью.
У
меня есть примета: первый наряд должен
шиться только на модель со спокойным и
ровным характером. И тогда все пойдет,
как по маслу.
Когда
создавала первую коллекцию, совершила
большую ошибку: все костюмы были пошиты
индивидуально на каждую модель. В
результате та коллекция повторно уже
не использовалась. Потому как модель
сегодня есть, а завтра ее нет. И подобрать
другую девушку с такими же параметрами
невозможно. С тех пор все наряды шьются
на одну модель сорок четвертого – сорок
шестого размера.
– Сколько
метров ткани уходит на один костюм?
– От
пяти до пятнадцати метров. В зависимости
от того, с подкладом он или без.
Наряд
из одной коллекции никогда не повторяется
в другой. Он будет отличаться орнаментом
или украшениями, в зависимости от того,
что я, как дизайнер, хочу передать
зрителю. Но материалы, к сожалению, могут
повторяться, потому что в Кызыле нет
большого выбора. А чтобы выехать за
пределы республики, тем более за границу,
и купить нужную ткань, честно признаюсь,
средств не хватает.
Если
и удается поехать в Монголию или Китай,
то покупаю по минимуму. Потому что там
цены на качественные материалы такие
же высокие, как и в России. Поэтому на
создание одной коллекции уходит сто
пятьдесят – сто шестьдесят тысяч рублей.
– Через
интернет-магазины ткани заказывать не
пробовали?
– Нет.
Чтобы понять, подходит ли мне материал,
должна его потрогать, пощупать, ощутить
его структуру. К сожалению, Интернет
такой возможности не дает.
– Счет
коллекциям ведете?
– С
2012 года создала восемь коллекций. Сейчас
работаю над очередной. Но чувствую, что
она как-то с трудом продвигается. Такого
прежде не было.
Научиться
любить себя
– Значит
не только поэты и писатели испытывают
муки творчества?
– Да,
такое и в дизайнерском деле бывает.
После того как победили в конкурсе
«Арт-стиль», сразу же хотела приняться
за новую коллекцию. Но вот прошло уже
полгода, а у меня ничего нет. В голове,
конечно, есть мысли, но нарисовать пока
ничего не получается. Но это временные
трудности, они пройдут. Некоторые
зарисовки уже есть и, главное, мне удалось
купить нужные ткани.
– Где
закупались?
– В
Китае, и как раз на средства полученного
гранта. Он был выделен на расширение
швейной мастерской «Дакиня». Оказалось,
что оформление гранта – довольно
хлопотное и очень ответственное дело.
Нужно быть зарегистрированным
индивидуальным предпринимателем, не
иметь долгов по взносам ни в пенсионном
фонде, ни в налоговой службе. У меня была
небольшая задолженность по страховым
взносам, поэтому пришлось срочно ее
погашать.
Через
шесть месяцев после получения гранта,
я должна отчитаться о том, что он
использован по назначению, предоставив
все финансовые документы. У меня с этим
всё в порядке: кроме тканей, приобрела
стол для раскроя, стулья, зеркала, две
швейные машинки, так что теперь их в
цехе четыре. Есть и утюг-прессовка.
Вопрос
с оборудованием решен, но теперь другая
сложность – с помещением. То небольшое,
что арендовала, теперь уже не вмещает
и цех, и модельное агентство «Урянхай»,
которое открыла в 2012 году.
– Модельное
агентство – школа холодных красоток?
– Нет,
главная моя задача – научить воспитанниц
быть уверенными в себе. Потому что
уверенность – это залог успеха во всём.
Сейчас
так много закомплексованных девочек и
девушек. Все их проблемы связаны с
неприятием самих себя. В таких случаях
есть два выхода: родителям нужно
обратиться к психологу или же записать
дочку в модельное агентство, где ее
научат любить себя.
Окончание в №7 от 26 февраля 2014 года.
Интервью
Юлия Манчин-оол с Юлией Хирбээ «Я всё
смогу и всё сумею» войдёт тридцать
первым номером в шестой том книги «Люди
Центра Азии», который после выхода в
свет в июле 2014 года пятого тома книги
продолжает готовить редакция газеты
«Центр Азии».
Фото:
1.
Последний штрих в одеянии величественной
царевны. Юлия Хирбээ и ее воспитанница,
модель агентства «Урянхай» Эремаа
Седип-оол. Кызыл, 13 февраля 2016 год. Фото
Василия Балчый-оола.
2.
Сестры Жасмин и Асель Ооржак в эксклюзивных
нарядах от дизайнера Юлии Хирбээ. Кызыл,
2014 год.
3.
Уверенность – залог успеха Первый
состав младшей группы модельного
агентства «Урянхай». Кызыл, 2012 год.