газета «Центр Азии»

Четверг, 2 мая 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2013 >ЦА №21 >Марина Сотпа. Национальный стиль

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Марина Сотпа. Национальный стиль

Люди Центра Азии ЦА №21 (31 мая — 6 июня 2013)

Почувствовать себя принцессой

(Окончание. Начало в №20 от 24 мая 2013 года)

Марина Сотпа. Национальный стиль– Марина Петровна, шитье каких нарядов доставляет вам большее удовольствие: женских, мужских или детских?

– Шью для всех: женщин, мужчин, детей. Меньше всего люблю шить мужскую одежду, потому что мужчины – большие консерваторы: предпочитают то, к чему уже привыкли, и не склонны к экспериментам.

Не люблю шить под копирку: например, для танцевальной группы, где все костюмы танцоров должны быть одинаковыми. Но иногда приходиться делать и это.

Больше всего душа лежит к нарядам в национальном стиле для девочек – для всевозможных конкурсных программ, которые проводятся и у нас в селе, и в райцентре, и в Кызыле. Здесь простор для творчества, фантазии. Мне нравиться придумывать, мечтать, а потом все, что надумаю, воплощать в свои изделия. И малышки в этих нарядах – такие красивые: настоящие принцессы! Это очень важно, чтобы девочка с ранних лет ощущала себя прекрасной дамой.

Повседневную одежду тоже интересно шить, если подойти к ней нестандартно и внести в платье, жилет, жакет или пальто что-то свое – оригинальное. Национальные элементы, декор очень украшают любое одеяние.

– Как рождаются образы ваших нарядов?

– Сначала всегда рисую в голове. Прикидываю, обдумываю. Когда иду по улице и вижу у кого-то красивый необычный наряд, примечаю и прикидываю: какие элементы могу использовать в своей работе. Потом уже рисую модель на бумаге.

– Заказчики идут к вам со своими идеями, или больше надеются на вашу фантазию?

– По-разному. Бывает, что человек знает конкретно, что ему надо. А бывает, что очень и очень приблизительно. Обычно сначала внимательно выслушиваю, что заказчик хочет получить в конечном итоге. Потом вместе начинаем думать. Рисую один силуэт, другой, дополняю деталями. Рассматриваем разные варианты, выбираем.

Очень многое зависит от фигуры человека, от пропорций телосложения. Сразу вижу, пойдет моей заказчице тот фасон, с которым она пришла, или нет. Очень часто женщины увидят в журнале или на ком-то что-то очень понравившееся им и тоже хотят иметь точно такое же изделие. А фигура-то – совсем другая. Поэтому ненавязчиво, исподволь, чтобы не обидеть, подвожу к другому силуэту, который подойдет больше.

Конечно же, немаловажную роль играет ткань, ее цвет, фактура. Очень люблю комбинировать, использовать разные фактуру и цвета, поэтому всегда имею в запасе набор материала, чтобы можно было дополнить то, что принес клиент, и не ограничивать свою фантазию из-за отсутствия нужного элемента.

Материал подешевле – шелк китайского производства для нарядов в национальном стиле – покупаю в Кызыле. А для дополнений использую дорогие восточные ткани турецкого производства, за ними езжу в Абакан. Там же беру и фурнитуру.

Когда все становится более или менее ясно, сажусь за работу. Если самой нравится то, что делаю, шью быстро. Если нет, то продолжаю думать над решением до тех пор, пока не пойму, что нужно сделать. Вкладываю в работу всю душу, без этого ничего не получится.

Жилетка на скорость

– Приходилось ли вам состязаться в мастерстве с профессионалами швейного дела?

– Да. В третьем республиканском конкурсе профессионального мастерства среди портных и закройщиков, который 10 августа 2012 года проводило министерство промышленности Республики Тыва. Этот конкурс проходил в Кызыле на базе ООО «ЭтноСтиль», в нем участвовали двадцать три мастера: пять закройщиков и восемнадцать портных. Многие уже не в первый раз принимали участие в подобных конкурсах, а я была новичком. Отсутствие опыта и подвело.

Этот конкурс интересен тем, что не с готовыми изделиями выходишь на подиум, а работаешь на глазах у всех. Задание – сшить маленькие детские жилетки в национальном стиле с тремя пуговицами. Образец – на манекене. Всем выдали одинаковый материал, определили время на работу – полтора часа. Справилась первой – за сорок минут. Все сделала точно по образцу, думая, что отклоняться от него нельзя, а оказалось, что надо было еще придумать что-то свое, например, карманы прострочить.

Но все равно получила специальный приз за скорость и качество – оверлог, машинку для обрезания и обметывания краев тканей. И еще диплом за третье место в номинации «Стилизованная нарядная одежда». Плюс призы, нужные мастеру: отрез шелка, запчасти к машинке, профессиональные ножницы.

Очень нужный конкурс: позволяет и опыт получить, и с коллегами из разных районов республики пообщаться. И призы хорошие, например, за первые места в номинациях – промышленные швейные машинки.

Настоящий грузин

Марина Сотпа. Национальный стиль– Марина Петровна, а национальные костюмы других народов вам приходилось шить?

– Когда бываю в Абакане, обязательно приглядываюсь к хакасским костюмам, их особенностям. Примечаю и русские национальные костюмы.

Мне очень нравятся костюмы разных народов, все они очень красивые. А вот шить довелось только один раз, но это был такой интересный опыт! Мы в семье этот костюм до сих пор вспоминаем.

Когда старший сын Чингис учился в четвертом классе, учительница предложила ему принять участие в районном конкурсе национальных костюмов. Я думала, что на нем надо представить именно свой национальный костюм, а учительница предложила: «Все будут в тувинских костюмах, а вы придумайте что-нибудь особенное, оригинальное».

Идея понравилась. Пошла в библиотеку, нашла книгу о национальных костюмах разных народов, изучила их. Особенно мне понравилась одежда народов Кавказа. Решила сшить сыну грузинский костюм. А чтобы было особенно эффектно, решили участвовать в конкурсе парой: Чингис и его одноклассница.

Поехала в Абакан, купила очень красивые материалы и сшила по образцу из книги мужской и женский грузинские костюмы. Даже мужские сапоги-чулки сама смастерила из кожзаменителя. Думала-думала, как же сделать, чтобы они не спадали, а облегали ногу, и придумала: застежку-молнию сзади аккуратно вшила, совсем незаметно ее было. Папаху сделала настоящую – из натурального каракуля. Нашла старую-старую каракулевую шубу и из нее сшила.

Когда грузинский костюм для сына был готов, долго обсуждали всей семьей, что положить в специальные маленькие карманчики на груди. Сестра Арина говорит, что туда патроны клали, ее муж Алик предлагает положить вместо патронов сигареты. В результате просто скатали бумажки в трубочки и положили в эти карманчики.

Нарисовала сыну усы, прицепила игрушечную саблю – настоящий грузин получился.

На районном конкурсе Чингис и его одноклассница Кузелмаа Хорлуг-оол не просто костюмы представляли, а танцевали под песню «Черные глаза». И заняли первое место, потому что действительно оказались самыми красивыми и оригинальными.

Чингис и после конкурса любил в этот грузинский костюм наряжаться. А когда сын подрос, и костюм стал ему мал, отдала его в школу – для детского танцевального коллектива.

Разбегающаяся коллекция

– Получается, что вы одновременно одна в нескольких лицах: и модельер, и закройщик, и швея. Сами образ создаете, и сами же его воплощаете в жизнь.

– А в селе по-другому нельзя. Все надо уметь самой. Жаль только, что в сутках всего двадцать четыре часа, времени катастрофически не хватает. В будние дни работа до пяти часов вечера в детском саду, потом – домашние дела, сыновья. Так что на любимое дело остается только поздний вечер и ночь, да еще выходные дни.

– Демонстрации коллекций одежды от Сотпа проводите?

– Вот с этим – проблема. Потому что коллекция из Хадына разбегается: в Туран, в Кызыл, в районы. Два года односельчанки просили провести показ своих моделей. Но никак не могла собрать их. Только в марте 2012 года это удалось. Попросила родных, друзей – всех, для кого шила, приехать. Они согласились, прибыли из разных районов и модели показывали на себе.

В Доме культуры соорудили подиум из поставленных перед сценой столов, накрыли их ковровой дорожкой, и все очень красиво получилось.

Знаете, что смешно вышло? В суете с подготовкой демонстрации одежды и приемом гостей не успела сама себе наряд сшить. Утром в день показа просыпаюсь и за голову хватаюсь: «А я-то в чем на подиум выйду, ведь в двенадцать часов уже начало?»

– Как и сапожник, который сам ходит без сапог, мастерица оказалась без наряда?

– Так и получилось. Но успела: за два часа сшила вот этот вечерний комплект – длинное шелковое голубое платье с длинной золотой накидкой. Мне золотые тона очень по душе, часто их использую в моделях.

А вот эту черную деловую жилетку с золотой отделкой тоже в самый последний момент сшила. Надо было ехать в Туран на собрание, а в райцентр у нас принято нарядными приезжать. В чем ехать? Сколько можно в одном и том же жакете ходить, его уже сто раз все видели. И за ночь сшила стилизованную безрукавку, только на изготовление пуговиц времени уже не хватило, поэтому запахивается она при помощи золотой ленточки. В том-то и преимущество стилизованной одежды: она и национальный колорит сохраняет, и позволяет фантазировать с учетом имеющихся возможностей.

Когда приехала в этой жилетке в Туран, все ахнули: «И я такую же хочу! И я!» Приятно было, что женщинам понравилось. Михаил Валентинович Иусов, председатель нашей Пий-Хемской районной администрации, тоже попросил сделать ему жилет с национальным орнаментом – в добавление к двум рубашкам в тувинском стиле, которые я ему уже сшила. Он в этих рубашках постоянно ходит.

Очень приятно, что в моих нарядах ходит и Солангы Михайловна Середар, директор Института оценки качества образования, депутат Верховного Хурала Республики Тыва. Она и сама красивая женщина, и одежду подбирает со вкусом, стилем. Солангы Михайловна – моя двоюродная сестра, дочь Надежды Тюлюшевны Чаш-оол, в их дружной семье я жила в последние школьные годы, поэтому шью для нее с особой любовью.

Носите на здоровье

Марина Сотпа. Национальный стиль– Уточните, пожалуйста, а национальный жилет для главы районной администрации Михаила Иусова вы все-таки сшили или нет?

– Нет, к сожалению. Я Михаила Валентиновича очень уважаю, но пока до его заказа руки не дошли из-за огромной загруженности. Но он поставлен на очередь.

К сожалению, до сих пор не могу сшить и эффектный наряд для нашей знаменитой певицы Софьи Кара-оол – Дулуш. Мы ведь с ней по отцовской линии из одного рода – адыг-тюлюшей. Мой папа был сыном Тюлюша Болдашкына, родного брата Дакпай-оола Кара-оола, отца Софьи, значит, ее двоюродным братом.

Мой дедушка Тюлюш прожил долгую жизнь – до восьмидесяти шести лет. Он не употреблял спиртное, не курил. Очень хорошо играл на мандолине и аккордеоне. Его брат Дакпай-оол здорово пел и плясал. Я очень хорошо помню, какие они были веселые, когда собирались вместе: пели, шутили, всем давали забавные прозвища.

Когда я была школьницей, мы как-то были в гостях у дяди Дакпай-оола. И как раз приехала Софья, она тогда училась в Москве, в музыкальном училище имени Гнесиных. И она подарила мне очень красивое платье, которое купила в столице. Мне думается, это платье она покупала для себя, а по щедрости души подарила мне. Такое модное: белое, в горошек, приталенное, с пышной юбкой. Я его очень любила и долго носила.

Мы и сейчас дружим. Когда получаем пригласительные билеты на концерты Софьи и ее мужа Игоря Дулуша, приезжаем в Кызыл и бываем очень счастливы и горды за своих родственников. И они к нам тоже приезжают. В 2011 году Игорь и Софья были гостями на сорокалетнем юбилее нашего зятя Алика Алдын-Херела, который праздновали в одном из туранских кафе.

А в прошлом году они были у нас в Хадыне, и мы вместе отмечали новый год по восточному календарю – Шагаа. В честь их приезда муж зарезал барана и сделал хан по всем правилам тувинской национальной кухни. Игорь тогда шутливо удивлялся: есть еще настоящие мужики, которые умеют так, как надо, разделать барана и встретить гостей настоящим тувинским изиг-ханом!

Так что супруг мой отличился, а у меня перед Софьей еще большой долг: тоже порадовать ее нарядом, как когда-то она порадовала меня, школьницу, московским платьем. Однажды хотела подарить уже готовую безрукавку, но она ей не подошла. Я обязательно должна сшить для Софьи красивую вещь, достойную ее души и таланта.

– Марина Петровна, когда-нибудь было такое: наряд, сделанный для кого-то, так понравился самой, что не захотелось его отдавать?

– Нет, все вещи отдаю с легким сердцем и говорю: «Носите на здоровье». Радуйтесь, будьте красивыми. И стильными.

Фото Сергея Еловикова, Татьяны Верещагиной и из личного архива Марины Сотпа.

 

Фото:

 

 1. Марина Сотпа в стилизованном деловом жилете – черном с золотым орнаментом. 14 мая 2013 года. Фото Сергея Еловикова.

2. Марина Сотпа с Таней Чаш-оол, участницей конкурса национальных костюмов, посвященного празднику Шагаа. Наряд для маленькой принцессы – результат фантазии мастерицы. Республика Тыва, Пий-Хемский район, село Хадын. 7 февраля 2013 года.

3. Вечерний наряд Марины Сотпа: голубое с золотым. 14 мая 2013 года. Фото Сергея Еловикова.

Интервью Надежды Антуфьевой и Татьяны Верещагиной с Мариной Сотпа «Национальный стиль» войдет сорок вторым номером в пятый том книги «Люди Центра Азии», который продолжает формировать редакция газеты «Центр Азии».

Пятый том планируется к изданию в 2014 году.

Беседовали Надежда АНТУФЬЕВА, Татьяна ВЕРЕЩАНИНА

 (голосов: 6)
Опубликовано 31 мая 2013 г.
Просмотров: 9525
Версия для печати

Также в №21:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru