Вот и пришла весна. А вместе с ней и неотъемлемое право каждой женщины получить к Восьмому марта свой ежегодный законный цветок с приложением устных и письменных поздравлений. Раз в год – положено и обязательно.
Ну, а во все остальные дни года тоже как положено – вперёд и с песней: работа, дом, семья, дети, снова работа, стирка, уборка, родительское собрание, магазин, не забыть заплатить за квартиру, проверить уроки у детей, неплохо бы забежать в парикмахерскую, как там мама – надо проведать, снова работа, что-то трудно стало вставать по утрам, снова работа…
Женщин в России больше, чем мужчин. По данным переписи населения 2002 года численность женщин на 10 миллионов превышает численность мужчин: 77,6 миллиона против 67,6 миллиона. На 1000 мужчин – 1147 женщин.
Аналогичное положение и в Туве: женщин на 15, 5 тысячи больше. На 1000 мужчин – 1107 женщин.
Интересно, что мальчиков рождается больше, чем девочек. И только начиная с 33-летнего возраста в России отмечается это преобладание женщин над мужчинами (в Туве – уже с 18-летнего возраста), а затем с каждым годом неуклонно растёт. Сильные мужчины оказываются слабее: не выдерживают ритма жизни, нагрузок, чрезмерного употребления алкоголя, стрессов. А слабые женщины продолжают тянуть и тянуть: детей, работу, дом. И не просто тянуть, а ещё и творить.
Вы уже, конечно, почувствовали по тону вступления, что совсем не праздничными будут эти мои мартовские мысли. И правильно почувствовали. Потому что сейчас я расскажу вам о грустном. О том, что уже нет с нами Любы Гольцовой.
Любовь Фёдоровна ушла из жизни тихо. Так тихо, что многие, знающие и ценящие её творчество, её золотые руки, до сих пор и не знают об этом.
– Ой, какой у тебя интересный национальный жакет! Это Люба Гольцова сшила?
– Нет. Люба умерла.
– ???
– Надо бы к Любови Фёдоровне обратиться. Мы с ней давно планировали, что она сошьёт мне что-то особенное – в народном стиле.
– Любови Фёдоровны больше нет.
– ???
Трудно произносить эти слова – «больше нет» – в отношении Любови Гольцовой. В ней так много было энергии, жизни и творчества. Она умела всё: рисовать, выделывать шкуры, шить костюмы, обувь, шапки, делать аппликации, красочные панно, украшения, работать с мехом, кожей, бисером – с любым материалом. Даже из каких-то немыслимых кусочков, старых вещей она могла создать произведение искусства – в русском, тувинском стилях. И в своём, особом, стиле – стиле сказки, фантазии. Стиле мечты.
Девочка, проведшая детство с таёжном посёлке Хут и на всю жизнь очарованная красотой природы, пыталась донести эту красоту и до нас. В каждой её работе, в каждом наряде было своё – особенное, неповторимое. Она никогда не халтурила, не создавала ширпотреб по стандартным выкройкам. Она не любила выкройки. Она творила.
Работала много – и днём, и ночью. Ночью ей особенно хорошо работалось. Из этого состояла вся её жизнь: из работы и творчества, из творчества и работы.
Она парила в облаках и жила в домике на земле – на правом берегу Енисея, в Кызыле, куда переехала в 1999 году из Турана. Воспитывала сыновей – Григория и Никиту, которые всегда были её главными помощниками. Мальчики даже бисером вышивали, да так, что залюбуешься. Мама ушла, и старшим в семье остался Григорий – ему уже двадцать один, ему и поднимать брата-шестиклассника.
Люба мечтала своими руками превратить этот обычный деревянный домишко в сказочный теремок, открыть при нём школу народного мастерства для девочек, где могла бы передавать им свои умения, читать сказки и легенды, стихи, воспитывать в народных традициях. Не успела. Просто надорвалась.
Ведь на всё это надо было заработать. Даже на то, чтобы иметь возможность творить. И она шила и шила. Костюмы для участниц конкурсов красоты, выпускниц школ, свадебные платья, наряды для артистов. Дорого продавать свои эксклюзивные работы не умела – всегда шла навстречу. Некоторые изделия просто дарила.
Её работы давно перешагнули границы Тувы. Они – в Америке, у музыкантов группы «Сан Ра». Они – в Финляндии. Музыканту Йормо Тапио, руководителю группы «Kaski», очарованному её работой – тувинским головным убором, она готова была отдать его и просто так, раз не осталось денег у гостя фестиваля «Устуу-Хурээ». Но финн согласился взять только в долг и вернул его сразу по приезду в Финляндию, с письмом благодарности, которое хранят сейчас сыновья.
Её работы экспонировались и на выставке в Москве – во Всероссийском Выставочном Центре. Правда, не персонально от Любови Гольцовой. Они представляли Туву. Завоевали серебряные медали. Глава правительства, рассказывают, даже сказал за это Любови Фёдоровне «спасибо» – прославила республику.
Кроме «спасибо» помощи ждать ей было неоткуда. Надеяться она могла только на себя. Уже чувствуя себя плохо, не оставляла работы, не шла к врачам. Пока не стало совсем худо. 9 ноября её увезла «Скорая помощь».
Врачи так и не смогли понять: что же произошло – то ли сказалось давнее отравление при работе с чучелами, то ли бесконечная напряжённая работа. Лечили, оперировали, сомневались в диагнозе. Она уже ничего не чувствовала: две недели была без сознания. 26 ноября 2004 года Любови Гольцовой не стало. Похоронили её на туранском кладбище – там много Гольцовых нашли свой последний приют.
Одна из последних работ, которую успела завершить Любовь Фёдоровна – костюм Деда Мороза для филармонии. И этот костюм был особенным, как и всё, выходящее из-под её рук: узоры для него она срисовывала с морозного окна.
И ещё она задумала большой цикл: скифский – по мотивам раскопок кургана «Аржаан-2». Эти аржаанские находки, древние скифы буквально заворожили её.
Татьяна Исаева, мастер сувениров, с которой Любовь Фёдоровна работала в созданной ею творческой студии «Дея» (комнатка в бывшем АТП-3, на правом берегу), показывает мне черновые наброски, начатый костюм. «Вот здесь и здесь должны были быть золотые лошади». Вздыхает: «Мне так её не хватает…»
Любовь Фёдоровна надеялась завершить скифскую коллекцию к своему юбилею – 28 марта 2005 года ей исполнилось бы пятьдесят. И сделать выставку. Не успела.
А выставку в память Любы Гольцовой, как оказывается, не из чего делать: ни в мастерской, ни дома не осталось ярких работ – все самые лучшие ушли к людям. У меня тоже хранится сшитый ею к одному из балов «Центра Азии» особый наряд – в виде газеты. Была в нём на торжествах в Минусинске, Новосибирске, Москве. И все удивлялись фантазии автора наряда – такого уж точно ни у одного редактора газеты в России нет.
Нужна выставка Любови Гольцовой. При желании и поддержке Министерства культуры РТ можно было бы на время и собрать её костюмы, панно, картины из частных рук и организовать эту выставку памяти.
Памяти женщины – художницы, так старавшейся донести до нас красоту, сделать нас особыми и самобытными. И так много сделавшей для сохранения национальной культуры. Другой такой Любови Гольцовой у нас уже не будет.
… Её любимым животным была лошадь. Красивая, гордая, мчащаяся вперёд и выносящая на себе седока. Она, такая же красивая, статная, гордая, несла на себе всё.
Несла нам свою любовь к народным традициям, к природе, никому не жалуясь, а только радуя нас своим творчеством. Несла, пока не упала…
Помните, одно время был моден лозунг «Берегите мужчин»? Их меньше, и они такие ранимые и слабые. И берегли. Беречь мужчин предписывалось, понятное дело, женщинам.
А вот беречь женщин – такого лозунга не было. Женщина – сильная, что её беречь – «вынесет всё», как матушка-Русь. И мы сами, привычно, никогда не бережём себя. Не умеем.
Пожалуйста, берегите и цените женщин. И не только раз в году.