Тимура Дулуша в Туве знают многие. А кто не знает – слышали о нем или об оркестре, которым он руководит.
Еще два года назад это был духовой оркестр Кызылского училища искусств.
В марте 2008 года статус музыкального коллектива изменился.
Теперь это – духовой оркестр Правительства Республики Тыва.
Тимур Дулуш – его художественный руководитель и главный дирижер. А еще – педагог.
Играющие, танцующие и скачущие
Уже несколько лет каждое большое выступление духового оркестра – событие.
На международном фестивале «Устуу-Хурээ» в Чадане духовики становились обладателями Гран-при трижды – в 2005, 2006, 2008 годах.
Поющий и танцующий оркестр удостоился многих восторженных отзывов от участников и гостей тувинского фестиваля.
9 мая 2008 года, вскоре после изменения статуса коллектива, музыканты преподнесли подарок ветеранам и всем участникам праздничных торжеств, посвященных шестьдесят четвертой годовщине Победы.
Жители и гости Кызыла долго обсуждали их выступление. Оркестранты на лошадях, одновременно наездники и музыканты, никого не оставили равнодушными. Как и мелодии, которые они исполняли.
11 октября 2009 года, в день шестьдесят пятой годовщины добровольного вхождения Тувы в состав России, духовой оркестр выдал специальную программу под названием «Под марши сверкающих труб: вперед, Россия, вперед, Тува!»
Почти полуторачасовое представление конного духового оркестра, без преувеличения, стало смысловым стержнем государственного праздника. Прозвучали произведения из репертуара духового оркестра кавалерийского полка Тувинской Народной Революционной армии, русские марши эпохи Петра Великого, мелодии военных лет.
Заявить о себе
Оркестр успел заявить о себе и за пределами Тувы.
На его счету – успешное выступление в Абакане – на первом фестивале духовых оркестров Сибири. На фестивале джазовой музыки в Красноярске «Jazz Night над Енисеем», который прошел в апреле 2008 года, оркестр победил в номинации «Лучший коллектив».
В жюри фестиваля были известные в мире музыки люди, специалисты высочайшего класса. Среди них – Народный артист Российской Федерации, профессор академии музыки им. Гнесиных Игорь Бриль, председатель Союза композиторов РФ Людмила Гаврилова.
Уже почти два года духовики – непременные участники многих протокольных, и не только, мероприятий. При этом абсолютное большинство музыкантов совмещают работу с учебой: 16 заочно учатся в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства, шесть – в Кызылском училище искусств, сейчас это Кызылский колледж искусств.
Кто он, человек, стоящий во главе духового оркестра? Логично предположить, что с самых юных лет он готовил себя к музыкальной карьере.
Оказалось, не все так однозначно. У него были все шансы стать школьным учителем. И пример был – мама работала директором школы. И поначалу музыка в качестве профессионального занятия не рассматривалась.
Но жизнь часто мудрее нас: именно музыка дала ему возможность вернуться к педагогике и создать коллектив, который сделал известным его имя.
Его жена – Аяна Викторовна – тоже музыкант: преподает в Кызылском училище искусств – класс домры и чанзы, выступает в составе ансамбля «Кант». Две дочери – восьмиклассница Айдыс и шестиклассница Ай-кыс – пока профессионально музыкой не занимаются, но постучать на барабанах любят.
Отвечать за всех
– Тимур Дыртык-оолович, каким был ваш путь в музыку?
– Я в музыку попал очень сложно и поздно – в 21 год. В детстве три месяца проходил в музыкальную школу в Чадане, но сразу как-то не сложилось. Самоучкой на гитаре играл, в кружке в Чадане занимался, но все это как-то несерьезно, для развлечения.
Увлекался историей, много читал. После окончания школы в 1985 году поступил на исторический факультет Красноярского университета, очень престижный в те годы.
– Вы собирались стать учителем по примеру вашей мамы?
– Мои родители окончили Кызылский пединститут, физико-математический факультет. Учились в одно время с известным сейчас ученым – Хеймер-оолом Мынмыровичем Саая.
Мама, Даш Быйымбаевна Дулуш, была больше математиком, отец, Дыртык-оол Данзын-оолович Дулуш – физиком. Мама много лет была директором Чаданской школы № 1. В Сут-Холе и Чадане ее до сих пор помнят как Даш-Башкы.
Школа была большая, кстати, многие нынешние чиновники учились у мамы. Она занималась и трудными подростками, и уже тогда изучала и применяла методы народной педагогики. Успевала и своими детьми заниматься, а нас было семеро, и своими учениками, и сотрудниками.
Я уже тогда понял, что значит – отвечать за всех. Помню и те случаи, когда 8 марта мама шла сама топить школьную кочегарку, потому что мужчины-кочегары праздновали Международный женский день.
Три в одном
– С историей все же не сложилось?
– Полтора года отучился в университете, потом ушел в армию, вернулся, продолжил учебу, но...
Вы помните то время – последние годы СССР? Мы не знали, чему учиться, преподаватели – чему учить. В учебниках – одно, в газетах – совсем другое. История страны пересматривалась и переоценивалась.
Вернулся домой с двумя курсами университета, преподавал детям историю в школе. И тут музыка взяла свое, в 1989 году поступил в Кызылское училище искусств по классу саксофона, привел меня туда брат Игорь.
– Как вы решили стать музыкантом-педагогом?
– Когда наше училище заканчиваешь, получаешь не только квалификацию музыканта оркестра, но и преподавателя музыки и руководителя музыкального коллектива. Так сказать, три в одном. Неплохой старт, если люди осознанно учатся.
Я после окончания училища остался там преподавать и заочно учился в Восточно-Сибирском институте культуры, сейчас это ВСГАКИ, у Валерия Александровича Симонова – по классу саксофона. Он тогда только начинал работать в институте, сейчас – профессор, Заслуженный деятель искусств России. Валерий Александрович – интересный и требовательный педагог.
Первые годы работы в училище оказались очень трудными. Зарплату, можно сказать, два раза в год давали. Отношение к культуре, искусству – сами помните, какое было. Люди выжить старались, какое уж тут искусство...
Я сначала помогал своему преподавателю, руководителю отделения Константину Вячеславовичу Ашастину. Он, кстати, выпускник Санкт-Петербургской консерватории. Он в 1997 году уехал из Тувы, и я уже вместо него стал заведовать отделением духовых инструментов.
Учеников первых, конечно, помню, они все на виду. Первым моим учеником был Эртине Ондар, тот самый, что сейчас работает в симфоническом оркестре – на фаготе играет, он учился у меня по классу флейты.
Композитор Буян-Маадыр Тулуш – тоже мой ученик.
Как преподаватель я, можно сказать, счастливый человек. Несмотря на все сложности, несмотря на отношение к искусству и артистам, маленькую зарплату и прочее.
Вместе со своими студентами, которые составляют костяк духового оркестра, творю, стараюсь что-то новое сделать. Наблюдаю, как они растут, и понимаю, что труд, который я в них вложил, был не напрасный.
Страшный педагог
– Вы продолжаете преподавать в училище?
– Я перестал заведовать отделением, поскольку оркестр наш теперь – государственное учреждение. Невозможно совмещать руководящие должности, теперь в училище я – просто преподаватель.
Кроме того, преподаю в Тувинском филиале ВСГАКИ. В республиканской школе искусств у меня тоже один ученик есть – Куулар Мягмарсурэн, учится играть на кларнете.
Работая в школе, в среднем специальном и высшем учебном заведениях, могу видеть всю цепочку развития своих учеников.
– Можете видеть и плюсы-минусы профессионального музыкального образования в Туве.
– Да. Одна из важнейших проблем – нет связи между начальным образованием и дальнейшим обучением.
Музыкальную школу многие талантливые дети заканчивают для общего развития, родители не советуют заниматься музыкой профессионально: слишком сложное дело, а зарплата музыкантов – мизерная.
Вот и получается разрыв. 90 процентов ребят, которые поступают в Кызылское училище искусств, не имеют начальной музыкальной подготовки. Можно сказать, приходят с улицы. Музыкальной культуры они, по большому счету, не знают вовсе. С музыкальной классикой не знакомы.
Хотя есть слух, есть природные данные, есть способности. Нужен очень большой труд самих ребят, их желание стать профессионалами. Конечно, без начальной подготовки им гораздо труднее, да и педагогам тоже.
– Слышала, что вы своих учеников очень строго воспитываете.
– Про меня иногда говорят: страшный педагог, выжимает из своих учеников все. Да, я учу их выкладываться максимально. Убежден: только так можно чего-то достичь.
И потом, я чувствую, что человек может играть лучше. А если может – почему он должен работать вполсилы? Только себе навредит. И дело пострадает.
Подняться выше учителя
– Еще рассказывают, что вы не терпите проявления «звездности».
– В оркестре нет и не должно быть звезд. Это оркестр может быть звездным, а по отдельности каждый музыкант в нем – нет, иначе ничего не получится.
Каждый должен играть свою партию, каждый должен понимать, что без его партии, даже если она малюсенькая, произведение рассыплется, не зазвучит, не дойдет до слушателя.
Мы на афишах пишем просто – «Духовой оркестр Правительства РТ» – только официальное название. Никаких руководителей, дирижеров, «звезд». Называем только Софью Кара-оол, но она – вокалистка, Заслуженная артистка Тувы.
– Ваше педагогическое кредо?
– Учитель выполнил свою задачу, если он уже стал не нужен ученику. Это значит, что он его чему-то научил. Ученик усвоил это и пошел дальше.
Надо, чтобы ученик превзошел учителя. Если ученик не поднялся выше учителя, ты – слабый учитель. Ты не научил учиться, не дал ему жажды новых знаний и умения их найти, стремления познать новое.
Некоторые мои ребята уже сейчас владеют инструментом лучше меня, и я говорю им об этом: «Вот здесь ты сыграл лучше меня. Молодец». Они иногда не верят. Но это так, я им не подыгрываю.
Окончание – в № 11 от 19 марта
Фото:
2. Первый выход конного оркестра. Впереди со штандартом – Тимур Дулуш.
Кызыл, площадь Арата. 9 мая 2008 года.
3. Редкий вечер – у папы сегодня нет репетиции. Тимур Дулуш с женой Аяной и дочками Айдыс и Ай-кыс. 26 февраля 2010 года.
4. Ученики должны превзойти учителя. Слева направо: музыканты Начын Донгак, Найыс Дулуш, Сергек Сандык, Саян Салчак. Перед началом праздничного шествия, посвященного 95-летию Кызыла. 12 сентября 2009 года.