(Окончание. Начало в №4 от 5 февраля 2016 года)
Без
разминки – травма
– Демир-оол
Борисович, а ведь получается, что вы в
нынешнем году – юбиляр: если вести
отсчет от первого выхода на арену
шестилетним мальчиком, уже двадцать
пять лет на ней трудитесь. За это время,
кроме аплодисментов, цирк, полагаю, еще
и травмами награждал?
– Обходилось
без серьезных травм. Но были и полеты,
конечно, например, с пяти катушек, когда
весь зал замирал, а после успешного
повтора взрывался аплодисментами.
Случается такое.
Однажды
в Тюмени, я тогда в классе восьмом учился,
пришлось работать с температурой 39
градусов. Не успели предупредить
инспектора манежа, чтобы перестроил
программу. При такой температуре на
аппарате не чувствуешь ни рук, ни ног,
ни головы, легко ошибиться и упасть.
Спасибо репетициям, всё сделал на
автомате.
В
двенадцать лет, когда еще не работал с
катушками, а только на проволоке, сломал
руку, но не в цирке: в Кызыле катался на
скейтборде, неудачно упал, в результате
– перелом кисти левой руки. В городском
травмпункте врач неудачно наложил гипс,
и через месяц, когда его сняли уже в
Екатеринбурге, выяснилось, что кость
не срослась.
Снова
загипсовали, пришлось работать на
проволоке с гипсом на руке. Чтобы было
не очень заметно, чулок телесного цвета
поверх него надевал. Хорошо, что левая
рука пострадала, а не правая, в которой
держал веер, он эквилибристу для баланса
необходим.
Из
свежих травм – полученная в Волгоградской
области. У меня есть номер, в котором
жонглирую металлическими геометрическими
фигурами – сначала тростью, потом рамкой
и кубом. Начал его, подбросив трость
вверх, а она попал в сноп света, поэтому
не увидел ее падения и не смог поймать.
Трость упала и рассекла нос. Но номер
всё равно пришлось закончить – таково
цирковое правило.
В
прошлом году, когда был в Пензе с
передвижным цирком-шапито, сломал палец
на правой ноге. Работал на проволоке,
прошелся по ней, чувствую, что натяжки
не хватает, и показываю униформисту,
чтобы подтянул. А он перестарался:
поползли ломы крепления, стойки аппарата
накренились и рухнули. Я упал прямо на
асфальт.
– Асфальт
на арене цирка?
– Так
это же передвижной цирк, его шатер прямо
на асфальте установили, сверху манеж
был застелен только цирковым ковром.
– Почему
без страховки, без лонжи, выступали,
нарушая технику безопасности?
– Лонжа
– длинная веревка, которая крепится к
поясу, обязательно положена только при
работе на высоте более четырех метров.
А я на двух с небольшим метрах работал,
поэтому страховка не требовалась.
Перелом пустячный был, мне специальную
повязку наложили, с ней уже через неделю
снова на проволоке работал.
Как
в первый раз
– Главный
закон эквилибриста?
– Как
следует размяться. Везде в цирках висит
предупреждение: «Без разминки – травма».
Всё, как учили: разминаюсь до первого
пота, когда он появится, это значит, что
организм готов к работе. Артист должен
выходить в манеж не расслабленным, а
собранным. И обязательно – с улыбкой.
– И
без волнения?
– Если
нет волнения, ты уже не артист. Всегда
выхожу на манеж, как в первый раз, мандраж
и волнение – снова и снова. Начинаешь
номер – и всё проходит.
– Бывает,
что нет настроения?
– Конечно.
Особенно, когда за окном пасмурная
погода, и весь день идет дождь. В такие
моменты сижу, пью горячий чай и думаю:
как же себя настроить? Если не получается
прийти в себя, то иду разминаться, зная,
что после этого настрой всё равно придет,
я же профессионал.
Если
артист халтурит, работает тяп-ляп – это
сразу видно. А когда с настроением,
положительная энергетика идет, зритель
это сразу чувствует. И откликается,
поддерживает. Даже если что-то и не
выходит.
Помню,
у меня трюк не получился. Упал, встал,
подошел к барьеру, а бабушка из первого
ряда сочувственно так говорит: «Милый,
спасибо, не надо больше! Уходи, отдыхай,
береги себя». Ответил ей: «Еще один раз
и – всё». И пошел на трюк. На этот раз
получилось.
А
самый благодарный зритель – на родине,
в Кызыле. И взрослые здесь, как дети,
эмоциональны. Некоторые даже глаза
руками закрывают, не могут смотреть:
переживают за меня, боятся, что упаду,
когда на пять катушек выхожу.
– Сколько
таких цилиндров-катушек можно установить
и при этом удержать баланс?
– Максимум,
который видел, – девять.
– А
вы на скольких можете удержаться?
– На
семи. Номер с катушками, который с отцом
в детстве осваивать начинал, считаю
своим основным. Постоянно его совершенствую,
обновляю реквизит, музыкальное оформление,
чтобы и со временем в ногу идти, и зрителям
было интересно. Второй номер – на туго
натянутой проволоке, называется «Легенда
о шамане» – с тувинским национальным
колоритом. И третий – жонглирование
светящимися геометрическими фигурами.
Обречённые
на династию
– Самые
яркие зарубежные гастроли?
– Франция,
2008 год, когда с номером «Эквилибр на
катушках» принял участие в Днях
российского искусства в Каннах.
И
еще Бельгия – 1993 год. Мне девять лет
было, отец взял меня с собой с разрешения
импресарио. Это был такой толчок для
моего будущего профессионального роста,
такие примеры для подражания!
Российские
артисты работали тогда на двух площадках.
На одной – знаменитые осетинские джигиты
Кантемировы, жонглер-эксцентрик Евгений
Игнатьев. На соседней – тувинские
эквилибристы, замечательный украинский
акробатический дуэт, хай-дайверы мирового
уровня, которые исполняли акробатические
прыжки в воду с высоты 27 метров в бассейн
диаметром пять метров. Для меня это была
фантастика.
Четыре
месяца в природном парке в Бельгии стали
настоящим подарком судьбы, трамплином
в физическом развитии, потому что
Заслуженный тренер СССР по акробатике
Владимир Матусенко разрешил тренироваться
вместе с Русланом Жуком, верхним в
акробатической паре.
С
Русланом, он на четыре года меня старше,
поднимались в семь утра, дважды в день
– комплекс специальных упражнений на
силу, выносливость, плюс плавание в
бассейне, репетиции на туго натянутой
проволоке, эквилибр на катушках. Сильно
прибавил в умении, и Владимир Иванович
даже уговаривал отправить меня учиться
в спортивный интернат олимпийского
резерва в Киеве, но папа отказался: не
захотел отпускать от себя.
– Цирковые
дети обречены на повторение родительской
профессии?
– В
большинстве случаев – да, потому что
цирк с детства становится их миром.
Например, один из моих цирковых друзей
– Мирлан Мусаев. Его мама, Чечек Сандан,
родом из Тувы, училась в Государственном
училище циркового и эстрадного искусства
одновременно с моим папой. Отец Мирлана
– акробат Самыйбек Мусаев – работал в
знаменитом цирковом коллективе «Молодая
Киргизия». Мирлан тоже стал акробатом,
и сейчас продолжает выступать.
Дом
на колёсах
– Своего
сына тоже готовите в акробаты-эквилибристы?
– Лёне
еще рановато на манеж выходить – 7 марта
ему только три года исполнится. Но он
уже примеряет костюмы и повторяет все
мои движения: маленькую палочку
подбрасывает и старается поймать, на
моих плечах стоит, и на катушке мы вместе
балансируем.
– Постоянно
гастролируя, сына в Кызыле к бабушке с
дедушкой определили?
– Нет,
я без него, без семьи не могу. Хочу, чтобы
и сын, и жена Лиза всегда со мной были.
По примеру моих родителей – не
расставаться. Поэтому и уволился из
Большого московского государственного
цирка на проспекте Вернадского: там
были сложности с оплатой проезда и
проживания семьи во время гастролей,
это понятно – все сейчас экономят,
стараются уменьшить затраты.
Так
что сейчас – свободный артист, сам себе
хозяин, ни от кого не завишу. Заключаю
договор с частной цирковой компанией
и – вперед, в своем собственном доме на
колесах.
– Дом
на колесах – это?
– Прицеп
к легковому автомобилю – специальный
жилой трейлер. Длина – семь с половиной
метров. В нем всё для комфортной жизни
оборудовано: газ, вода, электричество.
Две комнаты, кухонька, душ с туалетом.
Мебель очень удобная, компактная, окна
с занавесочками.
Сейчас
многие цирковые так путешествуют. У
меня есть знакомый, который под жилье
оборудовал фуру от «КамАЗа», и там у
него тоже всё удобно устроено.
Главное,
что твоя семья с тобой. Не надо за них
переживать, они – рядом.
– Не
тесновато втроем в таком домике?
– Нормально.
Когда у нас жил Данила, Лизин сын от
первого брака, мы и вчетвером прекрасно
размещались. Мама в гости приехала – и
пятерых наш домик принял, он по своим
техническим характеристикам –
пятиместный.
Вот
сейчас погостим в Кызыле и снова втроем
в свой дом на колесах вернемся.
Наш
общий пароль
– Недостатки,
с которыми вам приходится бороться?
– Сомнения,
неуверенность. Всё время приходится
перебарывать себя. Допустим, вижу
какой-то трюк, хочу сделать и сомневаюсь:
смогу ли? Но потихоньку начинаю
репетировать, проходит какое-то время,
гляжу, а трюк-то получился!
Так
что борьба с этими недостатками простая:
делать и добиваться, чтобы получилось.
– Дурные
привычки?
– Алкоголь,
сигареты – для меня это неприемлемо,
так для себя решил. Хотя есть артисты
цирка, которые что-то из этого себе
позволяют, некоторые даже перед выходом
слегка подогревают себя.
Могу
себе позволить только чисто символически
немного шампанского на новый год или в
день рождения.
– Чего
больше всего не любят артисты цирка?
– Когда
их называют циркачами. Это как вместо
учительница сказать училка, вместо
бухгалтера – бухгалтерша, а вместо
журналист – журналюга. Грубо и
пренебрежительно.
– Как
же вас называть?
– Артисты
цирка. А можно просто, как мы сами себя
называем, – цирковые. Цирковые – это
наш общий пароль.
Интервью
Надежды Антуфьевой с Демир-оолом Хертеком
«Не слетать с катушек» войдёт тридцатым
номером в шестой том книги «Люди Центра
Азии», который после выхода в свет в
июле 2014 года пятого тома книги продолжает
готовить редакция газеты «Центр Азии».
Фото:
1.
На
проволоке с веером балансирует на одной
ноге пятнадцатилетний Демир-оол Хертек.
На мостике за спиной юного эквилибриста
готовится ступить на проволоку его отец
Борис Хертек. Пенза, государственный
цирк, 1999 год.
2.
Демир-оол Хертек в сольном номере
«Легенда о шамане» – эквилибр на туго
натянутой проволоке, Волгоград, 14 июня
2015 года.
3.
Супруги Демир-оол Хертек и Елизавета
Ортман с трехлетним сыном Леонидом
Хертеком и десятилетним Данилой
Куцеваловым, сыном Елизаветы от первого
брака. Фото
Константина Куцевалова. Кызыл, 29 января
2016 года.
4.
В доме на колесах – уют и комфорт.
Демир-оол Хертек с сыном Леонидом. 28
января 2015 года.
5.
Цирковой караван Демир-оола Хертека
кочует по стране. 20 июля 2015 года.
6.
И обязательно – с улыбкой. Демир-оол
Хертек – баланс на катушке. Город
Волгоград, 10 октября 2015 года.