газета «Центр Азии»

Вторник, 26 сентября 2017 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2016 >ЦА №5 >Демир-оол Хертек. Не слетать с катушек

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Лучше купить колготки на размер больше. . Поиск вакансии екатеринбург на Карьерист.ру

Демир-оол Хертек. Не слетать с катушек

Люди Центра Азии ЦА №5 (12 — 18 февраля 2016)

(Окончание. Начало в №4 от 5 февраля 2016 года)


Без разминки – травма


Демир-оол Хертек. Не слетать с катушекДемир-оол Борисович, а ведь получается, что вы в нынешнем году – юбиляр: если вести отсчет от первого выхода на арену шестилетним мальчиком, уже двадцать пять лет на ней трудитесь. За это время, кроме аплодисментов, цирк, полагаю, еще и травмами награждал?

Обходилось без серьезных травм. Но были и полеты, конечно, например, с пяти катушек, когда весь зал замирал, а после успешного повтора взрывался аплодисментами. Случается такое.

Однажды в Тюмени, я тогда в классе восьмом учился, пришлось работать с температурой 39 градусов. Не успели предупредить инспектора манежа, чтобы перестроил программу. При такой температуре на аппарате не чувствуешь ни рук, ни ног, ни головы, легко ошибиться и упасть. Спасибо репетициям, всё сделал на автомате.

В двенадцать лет, когда еще не работал с катушками, а только на проволоке, сломал руку, но не в цирке: в Кызыле катался на скейтборде, неудачно упал, в результате – перелом кисти левой руки. В городском травмпункте врач неудачно наложил гипс, и через месяц, когда его сняли уже в Екатеринбурге, выяснилось, что кость не срослась.

Снова загипсовали, пришлось работать на проволоке с гипсом на руке. Чтобы было не очень заметно, чулок телесного цвета поверх него надевал. Хорошо, что левая рука пострадала, а не правая, в которой держал веер, он эквилибристу для баланса необходим.

Из свежих травм – полученная в Волгоградской области. У меня есть номер, в котором жонглирую металлическими геометрическими фигурами – сначала тростью, потом рамкой и кубом. Начал его, подбросив трость вверх, а она попал в сноп света, поэтому не увидел ее падения и не смог поймать. Трость упала и рассекла нос. Но номер всё равно пришлось закончить – таково цирковое правило.

В прошлом году, когда был в Пензе с передвижным цирком-шапито, сломал палец на правой ноге. Работал на проволоке, прошелся по ней, чувствую, что натяжки не хватает, и показываю униформисту, чтобы подтянул. А он перестарался: поползли ломы крепления, стойки аппарата накренились и рухнули. Я упал прямо на асфальт.

Асфальт на арене цирка?

Так это же передвижной цирк, его шатер прямо на асфальте установили, сверху манеж был застелен только цирковым ковром.

Почему без страховки, без лонжи, выступали, нарушая технику безопасности?

Лонжа – длинная веревка, которая крепится к поясу, обязательно положена только при работе на высоте более четырех метров. А я на двух с небольшим метрах работал, поэтому страховка не требовалась. Перелом пустячный был, мне специальную повязку наложили, с ней уже через неделю снова на проволоке работал.


Как в первый раз


ГДемир-оол Хертек. Не слетать с катушеклавный закон эквилибриста?

Как следует размяться. Везде в цирках висит предупреждение: «Без разминки – травма». Всё, как учили: разминаюсь до первого пота, когда он появится, это значит, что организм готов к работе. Артист должен выходить в манеж не расслабленным, а собранным. И обязательно – с улыбкой.

И без волнения?

Если нет волнения, ты уже не артист. Всегда выхожу на манеж, как в первый раз, мандраж и волнение – снова и снова. Начинаешь номер – и всё проходит.

Бывает, что нет настроения?

Конечно. Особенно, когда за окном пасмурная погода, и весь день идет дождь. В такие моменты сижу, пью горячий чай и думаю: как же себя настроить? Если не получается прийти в себя, то иду разминаться, зная, что после этого настрой всё равно придет, я же профессионал.

Если артист халтурит, работает тяп-ляп – это сразу видно. А когда с настроением, положительная энергетика идет, зритель это сразу чувствует. И откликается, поддерживает. Даже если что-то и не выходит.

Помню, у меняДемир-оол Хертек. Не слетать с катушек трюк не получился. Упал, встал, подошел к барьеру, а бабушка из первого ряда сочувственно так говорит: «Милый, спасибо, не надо больше! Уходи, отдыхай, береги себя». Ответил ей: «Еще один раз и – всё». И пошел на трюк. На этот раз получилось.

А самый благодарный зритель – на родине, в Кызыле. И взрослые здесь, как дети, эмоциональны. Некоторые даже глаза руками закрывают, не могут смотреть: переживают за меня, боятся, что упаду, когда на пять катушек выхожу.

Сколько таких цилиндров-катушек можно установить и при этом удержать баланс?

Максимум, который видел, – девять.

А вы на скольких можете удержаться?

На семи. Номер с катушками, который с отцом в детстве осваивать начинал, считаю своим основным. Постоянно его совершенствую, обновляю реквизит, музыкальное оформление, чтобы и со временем в ногу идти, и зрителям было интересно. Второй номер – на туго натянутой проволоке, называется «Легенда о шамане» – с тувинским национальным колоритом. И третий – жонглирование светящимися геометрическими фигурами.


Обречённые на династию


Демир-оол Хертек. Не слетать с катушек Самые яркие зарубежные гастроли?

Франция, 2008 год, когда с номером «Эквилибр на катушках» принял участие в Днях российского искусства в Каннах.

И еще Бельгия – 1993 год. Мне девять лет было, отец взял меня с собой с разрешения импресарио. Это был такой толчок для моего будущего профессионального роста, такие примеры для подражания!

Российские артисты работали тогда на двух площадках. На одной – знаменитые осетинские джигиты Кантемировы, жонглер-эксцентрик Евгений Игнатьев. На соседней – тувинские эквилибристы, замечательный украинский акробатический дуэт, хай-дайверы мирового уровня, которые исполняли акробатические прыжки в воду с высоты 27 метров в бассейн диаметром пять метров. Для меня это была фантастика.

Четыре месяца в природном парке в Бельгии стали настоящим подарком судьбы, трамплином в физическом развитии, потому что Заслуженный тренер СССР по акробатике Владимир Матусенко разрешил тренироваться вместе с Русланом Жуком, верхним в акробатической паре.

С Русланом, он на четыре года меня старше, поднимались в семь утра, дважды в день – комплекс специальных упражнений на силу, выносливость, плюс плавание в бассейне, репетиции на туго натянутой проволоке, эквилибр на катушках. Сильно прибавил в умении, и Владимир Иванович даже уговаривал отправить меня учиться в спортивный интернат олимпийского резерва в Киеве, но папа отказался: не захотел отпускать от себя.

Цирковые дети обречены на повторение родительской профессии?

В большинстве случаев – да, потому что цирк с детства становится их миром. Например, один из моих цирковых друзей – Мирлан Мусаев. Его мама, Чечек Сандан, родом из Тувы, училась в Государственном училище циркового и эстрадного искусства одновременно с моим папой. Отец Мирлана – акробат Самыйбек Мусаев – работал в знаменитом цирковом коллективе «Молодая Киргизия». Мирлан тоже стал акробатом, и сейчас продолжает выступать.


Дом на колёсах


Демир-оол Хертек. Не слетать с катушек Своего сына тоже готовите в акробаты-эквилибристы?

Лёне еще рановато на манеж выходить – 7 марта ему только три года исполнится. Но он уже примеряет костюмы и повторяет все мои движения: маленькую палочку подбрасывает и старается поймать, на моих плечах стоит, и на катушке мы вместе балансируем.

Постоянно гастролируя, сына в Кызыле к бабушке с дедушкой определили?

Нет, я без него, без семьи не могу. Хочу, чтобы и сын, и жена Лиза всегда со мной были. По примеру моих родителей – не расставаться. Поэтому и уволился из Большого московского государственного цирка на проспекте Вернадского: там были сложности с оплатой проезда и проживания семьи во время гастролей, это понятно – все сейчас экономят, стараются уменьшить затраты.

Так что сейчас – свободный артист, сам себе хозяин, ни от кого не завишу. Заключаю договор с частной цирковой компанией и – вперед, в своем собственном доме на колесах.

Дом на колесах – это?

Прицеп к легковому автомобилю – специальный жилой трейлер. Длина – семь с половиной метров. В нем всё для комфортной жизни оборудовано: газ, вода, электричество. Две комнаты, кухонька, душ с туалетом. Мебель очень удобная, компактная, окна с занавесочками.

Сейчас многие цирковые так путешествуют. У меня есть знакомый, который под жилье оборудовал фуру от «КамАЗа», и там у него тоже всё удобно устроено.

Главное, что твоя семья с тобой. Не надо за них переживать, они – рядом.

Не тесновато втроем в таком домике?

Нормально. Когда у нас жил Данила, Лизин сын от первого брака, мы и вчетвером прекрасно размещались. Мама в гости приехала – и пятерых наш домик принял, он по своим техническим характеристикам – пятиместный.

Вот сейчас погостим в Кызыле и снова втроем в свой дом на колесах вернемся.


Наш общий пароль


Демир-оол Хертек. Не слетать с катушекНедостатки, с которыми вам приходится бороться?

Сомнения, неуверенность. Всё время приходится перебарывать себя. Допустим, вижу какой-то трюк, хочу сделать и сомневаюсь: смогу ли? Но потихоньку начинаю репетировать, проходит какое-то время, гляжу, а трюк-то получился!

Так что борьба с этими недостатками простая: делать и добиваться, чтобы получилось.

Дурные привычки?

Алкоголь, сигареты – для меня это неприемлемо, так для себя решил. Хотя есть артисты цирка, которые что-то из этого себе позволяют, некоторые даже перед выходом слегка подогревают себя.

Могу себе позволить только чисто символически немного шампанского на новый год или в день рождения.

Чего больше всего не любят артисты цирка?

Когда их называют циркачами. Это как вместо учительница сказать училка, вместо бухгалтера – бухгалтерша, а вместо журналист – журналюга. Грубо и пренебрежительно.

Как же вас называть?

Артисты цирка. А можно просто, как мы сами себя называем, – цирковые. Цирковые – это наш общий пароль.



Интервью Надежды Антуфьевой с Демир-оолом Хертеком «Не слетать с катушек» войдёт тридцатым номером в шестой том книги «Люди Центра Азии», который после выхода в свет в июле 2014 года пятого тома книги продолжает готовить редакция газеты «Центр Азии».


Фото:

1. На проволоке с веером балансирует на одной ноге пятнадцатилетний Демир-оол Хертек. На мостике за спиной юного эквилибриста готовится ступить на проволоку его отец Борис Хертек. Пенза, государственный цирк, 1999 год.

2. Демир-оол Хертек в сольном номере «Легенда о шамане» – эквилибр на туго натянутой проволоке, Волгоград, 14 июня 2015 года.

3. Супруги Демир-оол Хертек и Елизавета Ортман с трехлетним сыном Леонидом Хертеком и десятилетним Данилой Куцеваловым, сыном Елизаветы от первого брака. Фото Константина Куцевалова. Кызыл, 29 января 2016 года.

4. В доме на колесах – уют и комфорт. Демир-оол Хертек с сыном Леонидом. 28 января 2015 года.

5. Цирковой караван Демир-оола Хертека кочует по стране. 20 июля 2015 года.

6. И обязательно – с улыбкой. Демир-оол Хертек – баланс на катушке. Город Волгоград, 10 октября 2015 года.

Надежда АНТУФЬЕВА, antufeva@centerasia.ru

 (голосов: 6)
Опубликовано 15 февраля 2016 г.
Просмотров: 7777
Версия для печати

Также в №5:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои будущего
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2017 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru