газета «Центр Азии»

Четверг, 12 декабря 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2000 >ЦА №7 >Клара Дончи-оол: Мой муж всю жизнь носит меня на руках

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Daddy . Подгузники для взрослых Dr Skipp

Клара Дончи-оол: Мой муж всю жизнь носит меня на руках

Люди Центра Азии ЦА №7 (9 — 15 февраля 2000)

Клара Дончи-оол: Мой муж всю жизнь носит меня на рукахСочинский цирк. “Заслуженная артистка Тувинской АССР Клара и Валентин Дончи-оол” – звучит под сводами цирка торжественный голос. И на арену выходит маленькая, тоненькая женщина-эквилибристка в тувинском костюме Дангыны-царевны. Поднимается на высоко натянутую над ареной проволоку и плывет по ней, танцуя и балансируя. А внизу, в костюме духа Мангыса, ждет ее муж и партнер Валентин Дончи-оол. Он подхватывает свою Дангыну, высоко поднимает и кружит над ареной…

А потом на арену выходит худо­жест­вен­ный руководитель цирковой про­граммы и объявляет: “Сегодня у нас необык­но­вен­­ная про­грамма: у Кла­ры и Валентина сегодня – сере­бря­ная свадьба!”. И седой худрук сов­сем по-молодому поднимает Клару и уносит на руках.

Так, на цирковой арене, арене сво­­ей жизни, встретили 14 июня 1990 года свой 25-летний юбилей супруги Дончи-оол. В 1965 году ту­вин­­­ская де­вочка Клара Дончи-оол, осу­щест­вив­­шая свою сумасшедшую мечту о цирке, и рус­ский студент Валентин Бар­теньев, поко­ренный ее танцем на проволоке, объединили свои судь­бы. Ра­ди своей Клары он оставил би­о­ло­гию и ушел в цирк, взяв ее фамилию – Дон­­чи-оол. “Очень многие, глядя на вас, меч­тают повто­рить ваш жизненный подвиг”, – говорили друзья и коллеги на их сере­бря­ной свадьбе.

Клара Дончи-оол: Мой муж всю жизнь носит меня на рукахСмотрю видеозапись торжества девятилет­ней давности и кажется, что и сейчас эта ма­ленькая, хрупкая женщина с тихим, мягким голосом, совсем не изменилась. В свои 56 лет (она их не скрывает) Клара Дон­чи-оол может мгновенно, сияя обво­рожительной улыб­кой, сесть на шпа­гат. Или встать на правую ногу, под­няв левую вертикально вверх. Что и запечатлел наш фотообъектив при встре­че в Кызыле, куда приезжала Клара Оюновна к родным из черно­морского города Сочи, где уже много лет живет и работает. Вместе со сво­им неразлучным Валентином Бар­теньевым-Дончи-оолом.

– Клара Оюновна, как вы попали на арену?

– Я училась в кызыльской школе № 2. Когда окончила восемь классов, пошла в Тувинский обком партии в отдел культуры и сказала, что хочу быть цирковой артисткой. Сейчас сама удивляюсь: в пятнадцать лет одной пойти в обком, в солидные кабинеты, не испугаться… Очень уж хотелось стать артисткой цирка. Меня вы­слушали, и… на­пра­вили в Московское цирковое училище.

Мама и папа у меня были далеки от цир­­­ка: папа работал в респуб­ликанской ти­­пографии, мама растила нас, детей. Когда они узнали, что я надумала, то в ужас при­шли: профессия такая несерьезная – цир­качка, ехать так далеко! Но все-таки от­пус­тили.

Клара Дончи-оол: Мой муж всю жизнь носит меня на рукахМы поступали еще с одной девочкой из Тувы. Нас приняли, но она немного поучилась и уехала – большие мораль­ные и физичес­кие нагрузки, очень тя­жело было, особенно в первый год. А я осталась. Вот так и попала на манеж. И уже сорок лет – в этом вол­шебном круге.

– А в Сочи как вы оказались?

– В Сочи – мой дом. С тех пор, как в 1965 году я вышла замуж.

– Насколько я знаю, это было романти­ческое замужество. Прямо как в популярной в шестидесятые годы песне Булата Окуджавы о цир­ковой любви, где есть такие слова: “А он циркачку полюбил!”

– (Улыбается) Да, когда я выхо­дила за­муж за Валентина, про нас ар­тисты цирка как раз эту песню пели. Только имя изме­нили:

Она по проволоке ходила,

Махала белою рукой.

И страсть Бартеньева схватила

Своей мозолистой рукой.

Мы были в Ростове-на-Дону на гаст­ролях. А Валя учился в Ростовском универ­ситете на биологическом фа­культете. Он из меди­цинской семьи – и мама, и две ее сест­ры, и старший брат – медицинские работ­ники. В цир­ке они с друзьями-сту­дентами под­раба­тывали рабочими сцены – уни­фор­мис­тами.

А я тогда работала в группе ту­винских артистов под руководством Вла­димира Оскал-оола и исполняла на про­волоке ада­жио “Зве­нящая неж­ность”. С этим сольным номером на музыку Аксенова я окончила в 1963 году Государственное училище цирко­вого и эстрад­ного искусства.

Клара Дончи-оол: Мой муж всю жизнь носит меня на рукахБалерина Наталья Ажикмаа (прим.: пер­вая тувинская балерина, мама юной ху­дожницы Нади Рушевой) первая, в да­леком 1945 году, солировала в танце “Зве­нящая неж­ность” на сцене. А я – первая цир­ко­вая артистка, ис­пол­нившая его на проволоке.

В этом номере я играла на флейте. Спе­циально научилась. Проиграю на флей­те тувинскую мелодию и танцую.

– Неудивительно, что Валентин был покорен. И, если не секрет, как он продемон­стри­ровал свою лю­бовь? Что пред­принял в первую очередь?

– Однажды после выступления, он пре­под­­нес мне букетик пер­­вых ве­сенних фиа­лок. Так мы и позна­ко­мились. Потом он по­з­на­ко­мил меня со сво­ей мамой. Мама Ва­лен­­­тина, Та­исия Гри­горь­евна – беспо­доб­ный че­­ло­век. Беспо­доб­ный! Она меня очень лю­би­ла и жалела. Не­сколь­­ко лет назад, в 1995 го­ду, она ушла из жиз­ни и мне ее очень не хва­тает…

Познакомились мы в марте, а в мае при­ехали работать в Сочи, и 12 июня у нас бы­ла свадьба. В цирке рабо­тала международ­ная программа, артисты приехали из разных стран мира, и на свадь­бе у нас был весь мир!

Когда мы пошли в ЗАГС, я пред­ложила: “Да­вай я возьму двойную фамилию Бар­те­ньева-Дончи-оол”. А Валентин говорит: “Да­вай лучше я возьму твою фамилию”. И стал Дончи-оолом.

У него получилось вообще очень инте­ресно. Сначала он изменил имя. Его насто­ящее имя ему не нравилось. Потом изменил отчест­во, так как его усыновил отчим. Так он полностью из­ме­нил свою карму, и знаете, до сих пор не жалеет. Он тувинский зять (улы­бается). Может быть в своих преды­дущих жизнях он был тувинцем?

И дети наши – Дончи-оолы, и сын с не­­весткой, и дочь, оставившая после заму­жества фамилию Дончи-оол. А внуч­ку в честь меня назвали Кларой. Я надеюсь, что в не­да­леком будущем опять появится артистка Клара Дончи-оол.

– Влюбившись в вас, Валентин влю­бился и в цирк, изменив био­логии?

– Да, Валентин стал тоже работать в цир­ке. Начинал ассистентом в Кир­гизском цир­ко­вом коллективе, рабо­тал заведующим по­ста­но­воч­но-худо­жественной частью. Меж­ду делом за­кон­­чил медицинское училище, хотя по этой спе­циальности работать не при­ш­лось. Потом ра­ботал клоуном, делал ре­жис­серские поста­нов­ки в програм­мах.

Он твор­ческий человек. Это именно у него созрела мысль подго­то­­вить совместный но­мер: ту­вин­­ский сюжет­ный с названием “Ле­ген­да Са­янских гор”. Мысль об этом номере он вы­нашивал с 1975 года, было пере­читано мно­го тКлара Дончи-оол: Мой муж всю жизнь носит меня на рукахувинских ска­зок, преданий. 10 лет мы пы­тались пробить этот номер через Союз­госцирк, и ни один человек не помог нам в этом. И толь­ко в 1985 году нам помог тог­даш­­ний министр культуры Тувы Ана­толий Се­рен. Благодаря ему респуб­лика выделила день­ги, время для репетиций в муз­драм­те­атре.

Над созданием номера работала це­лая группа людей. Очень помог Тувин­ский науч­но-исследовательский инсти­тут языка и ли­те­­ратуры. Большая заслуга в создании но­мера балет­мейстера Вячеслава Донгака, он тогда как раз закончил ГИТИС. Велико­лепную музыку написал композитор Влади­мир Тока, маски злого духа Мангыса вы­ле­пила бута­фор театра Людмила Берестова, эскизы кос­тюмов выполнила художник На­дежда Юша. Всем им мы очень благодарны.

В этом номере Валентин исполнял роль подземного духа Мангыса, а я – лучезарную Дангыну. Это самый замеча­тельный, самый дорогой для нас номер. В нем все вы­дер­жано в наци­ональном стиле: и костюмы, и музыка, и дви­жения. Ведь это так важно, что­бы люди не за­бы­вали свою ис­торию и тра­диции.

– А почему же мы не ви­дели этого номера в Туве?

– С номером “Легенда Са­ян­­­ских гор” мы работали в Туве два раза: первый раз при выпуске номера в 1985 го­­ду на сцене муз­драм­театра. А второй раз – в 1987 году на праздничном концерте, по­священном 70-летию Ок­тябрь­­ской револю­ции.Потом, по просьбе Мини­стер­ства куль­туры и с разре­шения Союз­гос­­цирка, мы два месяца ездили по районным Домам куль­туры с концертной программой фи­лармонии. Где была возмож­ность – натя­гива­ли прово­локу, а где нельзя было устано­вить аппарат, то рас­сказывали о номере, о сво­ей твор­­­ческой дея­тельности. Валентин рабо­­тал ве­дущим про­граммы вмес­те с певицей Веро­ни­кой Чооду, показывал кло­унские репризы.

Все это происходило зимой. В Чадане ра­бо­тали при 48 градусах мороза. Но особенно обид­­но, что ни­чем это отмечено не было. За 12 лет работы номера у нас создалось впечат­ле­ние, что этот номер, как будто для респуб­ли­ки не существовал. А сейчас за один день вы­ступления в Кызыле московским артис­там при­сваивают звания заслуженных ар­тис­­тов Рес­публики Тыва. Прави­тель­ство рес­публики должно ува­жать и давать зва­­ния лю­дям, которые прославляют, про­паган­дируют и умно­жают куль­туру Тувы.

Клара Дончи-оол: Мой муж всю жизнь носит меня на руках А где еще вы выс­тупали с “Ле­ген­дой Саян­ских гор?”

– С 1985 года работали почти по всем го­родам Советского Союза и Рос­сийской Феде­рации. Прини­мали учас­тие в между­народ­ных программах. И на фоне зару­бежных номе­ров “Леген­да Саянских гор” смотрелась блес­тяще. Но даже с большим удовольствием мы ездили в маленькие го­родки, районные центры, где выступали в передвижных цирках “Ша­пито”. Валентин всег­да считал, что истин­ный цирк – это пе­редвижной. В маленьких го­родках осо­бенно чувствуется истинная на­род­ная любовь.

– Ваши дети тоже пошли по цирковой до­роге?

– Сын – да. Станислав с детства ездил вмес­те с нами. Он цирковой ребенок, и цирк с детства был его вол­шебным миром. Сейчас ему уже 33 года. Невестка Ни­ноч­ка – бол­гар­ка. Так что се­мья, как и у нас – интер­­на­циональная. В нашей внуч­ке Кларе смеша­лось очень много кровей: со стороны Ва­лентина – рус­ская, укра­инская, бело­русская, с мо­ей стороны – тувинская, а со стороны не­вестки – болгар­ская и турецкая. Интерес­но, кто же наша внучка Клара Дончи-оол по на­цио­нальности? (Улыбается).

Сейчас сын уже пять лет живет в Ирлан­дии, где работает вместе с же­ной в американ­ском цирке. Вообще, за рубежом цирковые ар­тисты более разносторонние. Наши дети ра­­ботают на проволоке номер с «Диа­боло» (жонг­лирование), номер “Копье” с хлыс­­та­ми и в клоунском жанре.

В честь отца Станислав назвал номер с хлыс­тами, который исполняет с женой и парт­­нершей, “Трио Вален­тинович”. Это по­то­му, что Валентин заставлял сына с 12 лет заниматься с хлыстами. Он сначала не хотел, а те­перь пишет: “Спасибо, что за­ставляли учиться”.

Можно сказать, что вы ос­но­ва­­ли цирковую династию, причем ми­ро­вого масштаба, с учетом того, что Дончи-оол звучит на ир­ландских аренах?

– Можно сказать и так. Сейчас сын с невесткой работают в Ирландии, а до этого, начиная с 1989 года, работали в Финляндии, Швеции, Дании, Франции. Надеемся, что наша внучка, а может и другие будущие внуки и внуч­ки будут тоже работать на аренах миро­во­го цирка.

Клара Дончи-оол: Мой муж всю жизнь носит меня на руках– На арене вы всегда с улыбкой. А вне арены часто ли приходится плакать?

– Да. Я очень ранимый человек. И очень чувствительный. Я плачу по любому поводу и больше всего плачу от счастья.

– Самый счастливый день вашей жизни?

– День рождения дочки Ноэллы. Ког­да она родилась, врач мне сказала:”У вас де­вочка Наташа”. А я отвечаю: “Нет, это не Наташа, это Ноэлла”. Потому что мне очень хоте­лось, чтобы сбылась мечта мужа. Еще в пятом классе он прочитал фантас­тическую по­весть, где главную геро­иню звали Ноэлла, и он сказал: “Когда я женюсь, мою дочку назову Ноэлла”. Сейчас Ноэлла – артистка балета. Рабо­тает в Сочи в шоу-группе. Одно­временно учится в институте на факуль­тете психологии.

Ноэлла в детстве большую часть време­ни проводила с бабушкой. Это благодаря ей, бесподобной Таисии Гри­горьевне, я прора­ботала так дол­го. Ведь с двумя детьми гастро­лировать очень сложно. Бабушка вос­пи­тала Ноэллу очень разно­сторонней: она с малых лет танцевала в ансам­блях, играет на фор­тепиано, гитаре, рисует.

Вы, наверное, очень смелая жен­щи­на? Ведь страшно ходить так высо­ко над землей по тоненькой проволоке?

– Смолоду этого не чувствовала. Какое-то бесстрашие было. Это сейчас, с годами за­ду­мываюсь: какие мы были отважные и сме­лые. Сальто с проволоки на манеж я еще в училище делала. При приземлении обяза­тель­но страховали. А расстояние от прово­локи до земли было два метра, а затем и три метра. Очень многие мои коллеги па­да­ли, оставались на всю жизнь калеками. Па­дала и я, особенно в начале пути, но удачно.

До 53 лет я работала на проволоке. На­сколько я знаю, женщины в россий­ском цир­ке – танцовщицы и эквили­бристы – на про­во­локе работают до 40 лет. За рубежом –боль­ше. Я помню встречу с болгарской ар­тисткой: она работала на наклонной про­волоке до 60 лет.

А в каком году вы получили звание Заслуженной артистки Ту­вин­­ской АССР?

– В 1974 году (улыбается). Главный режиссер сочинского цирка всегда пред­став­лял меня так: “Единственная Заслу­женная артистка Тувы, живущая в Сочи”.

– Часто вы приезжаете в Туву?

– Да, часто. К родителям. Но четыре года назад я похоронила отца. А в этот приезд – мамочку. Здесь трое моих сестер, один брат, их дети.

– Сейчас, когда вы уже не гас­троли­руете, чем заполняете свое время?

– Хожу в цирк, встречаюсь с дру­зьями. Очень радуюсь встречам. У меня много дру­зей. Стала больше за­ниматься домом, хозяй­ством. Я такая чистюля, что без конца могу уби­­раться, наводить чистоту.

Клара Дончи-оол: Мой муж всю жизнь носит меня на руках Вам можно позавидовать: вас всю жизнь на арене носили на ру­ках. В самом прямом смысле – в ваших цир­­ковых номерах, когда вы спус­ка­лись к партнерам с вы­соты своей про­во­локи.

(Улыбается) Да, партнеры-артисты меня все любили. И носили на руках, как цветок.

– Супруг, наверное, ревновал?

– Муж всегда говорил: “Раз нравишься другим – это хорошо. Будет гораздо хуже, если перестанешь нравиться”. Он сам всю жизнь но­сит меня на руках. Вы знаете, я счаст­ливая женщина. Вален­тин – очень ин­тел­­лигентный, очень мудрый, очень тонкий чело­век. Благодаря ему и я многого доби­лась.

Он мне толстеть не дает (улы­бается). Я люблю поесть. Но он так на меня посмотрит, что я сразу останавливаюсь – мне не безраз­лично, как он смотрит на меня.

Вот я замечаю: для многих мужчин жен­щи­на существует только 8 марта – тогда и по­дарки и цветы. А мне муж всю жизнь да­рит цветы. Всю жизнь да­рит заботу. При­езжаю с гастролей – цветы, прихожу с ра­бо­ты – все при­готовлено, дети накормлены, напоены, спят. И сын, и дочь такие же – в отца.

Он очень бережет меня и жалеет. Сере­бряную свадьбу справили в 1990 году. В 2000 в июне отметим 35-ле­тие совместной жизни и золотую свадьбу собираемся спра­вить. Толь­ко, дай Бог, здоровья. Мне так хоте­лось бы, что­бы все женщины были также счаст­ливы. Чтобы люди больше тяну­лись к добру, больше думали о красивом и добром, а не о склоках. И чтобы даже в малом могли по­нять друг дру­га. Как гово­рят японцы: отно­си­тесь к лю­дям так, как хотите, чтобы отно­си­лись к вам.


Фото:


2. Кларе 15 лет. Она еще только мечтает о цирке.

3. 4. «На арене цирка – Клара Дончи-оол!»

5. 6. Свадьбы Клары и Валентина.12 июня 1965 года и 12 июня 1990 года.

7. Станислав Дончи-оол продолжает цирковую династию. На арене ирландского цирка – «Трио Валентинович»: Станислав с женой (справа) и партнершой (слева).

8. Клара, Валентин, Станислав и Ноэлла. Сочи. 7 ноября 1981 года.

Беседовала Надежда АНТУФЬЕВА

 (голосов: 6)
Опубликовано 9 февраля 2000 г.
Просмотров: 6381
Версия для печати

Также в №7:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru