газета «Центр Азии»

Понедельник, 7 октября 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2002 >ЦА №9 >Дырбак Кюнзегеш: «И глаз твоих счастливый след…»

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Дырбак Кюнзегеш: «И глаз твоих счастливый след…»

Люди Центра Азии ЦА №9 (22 — 28 февраля 2002)

“Правда, что президентская премия, которую получили родственники Юрия Кюнзегеша, 100 тысяч рублей?”– задал вопрос М. Доржу из Кызыла. Президентская премия в области литературы действительно была присуждена народному поэту Тувы Юрию Шойдаковичу Кюнзегешу за сборник стихотворений“Бодалдарым бодаралы”(“Гроздья моих раздумий ”), который был выпущен к 70-летнему юбилею поэта. Чтобы узнать об этом подробнее, я сходила в гости к вдове поэта Дырбак Халбыновне Кюнзегеш.

Идя к ней в гости, я думала: задам вопрос читателя, получу ответ для небольшой рубрики, и все – задание выполнено. Но как всегда бывает: с человеком, с именем которого связана история республики, невозможно ограничиться получасовой беседой.

– Дырбак Халбыновна, скажите, пожалуйста, каков размер президентской премии, которая была присуждена Юрию Шойдаковичу, и как вы собираетесь потратить ее?

– Размер премии – 15 тысяч, с вычетом налогов – 13 тысяч. Памятник на могиле уже есть. Тогда у нас с деньгами было неплохо. Премию выдали Указом президента РТ от 26 декабря 2000 года. Вручили 29 декабря 2001 года. Как подарок к новому году.

У меня много детей, семеро внуков, двое правнуков. К новому году подарков накупила (улыбается).Вроде бы, от имени деда…Так три тысячи на подарки и разошлись. Ну что на эти тринадцать тысяч сделаешь? Черлиг-оол Чашкынмаевич Куулар (прим.:известный тувинский поэт, писатель, редактор журнала “Улуг-Хем”) сердился, что такую сумму, как чиновничья месячная зарплата, не могут выдать целый год.

А почему так долго не могли вручить-то?

– Не знаю, все говорили, денег нет. Сообщили о премии сразу. Но вручили как раз через год. Конкурс объявили летом 2000 года. Потом итоги подводили… Да и то хорошо, что дали. Юрий Шойдакович умер седьмого ноября 2000 года. Мне тогда было не до премии. Если бы тогда выдавали, я бы и не смогла даже сходить получить ее… Трудно было, тяжело… Даже хорошо получилось, что на год задержали, а то бы разревелась при всех (улыбается).

Вас пригласил сам президент?

– Да, и сам же вручил, спасибо ему. В зале заседаний на третьем этаже. Народу было много.

Кто еще претендовал на эту премию?

– Эта премия называется имени Степана Сарыг-оола. А стипендию имени Сарыг-оола получили Монгуш Кенин-Лопсан, Борис Бады-Сагаан, Екатерина Кенденбиль, Екатерина Танова – по 9 тысяч с небольшим. Мне хочется выразить благодарность за эту премию. Я думаю, что это награда не только за книгу “Бодаралым бодаралы”, а оценкавсей его творческой деятельности.

Юрий Шойдакович и Степан Агбанович близко общались, были не только товарищами по перу, но и друзьями в жизни.

– Да, они очень уважали друг друга. Степан Агбанович относился к нему как к сыну. У них даже день и месяц рождения один – 17 ноября. Поэтому в этот день они всегда поздравляли друг друга (улыбается)… Семьями дружили… Мария Давыдовна – моя учительница, историю преподавала. Я думаю, между ними до сих пор связь не потерялась… Если бы у Степана Агбановича спросили, кому дадите премию имени вас, он бы в первую очередь назвал Юрия.

Кто входил в состав жюри?

– Очень много народу было. Председателем был Эрес-оол Хаянгырбаевич Ооржак, заместителем – Чылгычы Чимит-Доржуевич Ондар, директор книжного издательства Шомаадыр Куулар, Анатолий Серен, преподаватель ТГУ Мира Бавуу-Сюрюн. Из писателей Зоя Самдан, Александр Даржай – он-то вместе с директором Сукпакской школы Борбак-оолом Иргитовичем Араптаном и предложил Юрия на премию.

Юрий Шойдакович знал об этом?

– Нет! Что вы! Если бы он узнал, он бы ни за что не согласился.Он же очень скромный человек. Он тогда болел… Шесть месяцев дома лежал… У него был рак легких. Курил много… До юбилея (прим.:70 лет) был инсульт – тоже долго пролежал в больнице. С тех пор он часто болел. Но все равно продолжал работать. Он вообщее много работал. 33 года был главным редактором Тувинского книжного издательства, 38 лет в Союзе писателей.

...Потом он стал плохо видеть. А ведь он всегда все газеты прочитывал внимательно, а тут я заметила, что он перестал. Говорит, что не видит… Он былсогласен даже на операцию, что на него непохоже – в больницу-то его никак не уговоришь (улыбается). На курорте-то был за всю жизнь один раз – в 1958 году в Уш-Бельдире. Уговаривали его, предлагали оплатить полностью, но он говорил: “Здоров я”. Все ж таки каждый год в сентябре ездил отдыхать на Тоджу.

Зато объездил весь Союз – где только он не бывал!Ему все нужно было знать. Такая работа. Собрания, конгрессы, встречи… Такой человек… А заболел и стал еще плохо слышать. Потом и говорить не мог… Все слышит, понимает, но не говорит. Когда я ему сказала: “Библиотеку в Тодже назвали твоим именем”, он кивнул... (прим.:кожуунная библиотека). Из библиотеки приезжали его поздравлять, он так обрадовался (замолчала). Он уже и не ходил…

А про премию говорить я и не решилась. Думала, скажу, когда жюри окончательно решит… А вдруг бы не дали...Умер он седьмого, а восьмого было собрание, на котором ему и присудили премию…Похоронили мы его девятого. Мы его и в морг не возили – он и при жизни не хотел в больницу, так что его теперь везти туда…

Как вы познакомились с Юрием Шойдаковичем?

– В 48-ом году я училась в 8 классе во второй школе. Этот человек (прим.:у тувинцев не принято называть все время по имени мужа или жену, тем более усопшего человека, обычно говорят “этот человек”, ср. в русском о муже или жене – “мой”, “моя”) тогда уже писал стихи. Я еще когда в Чадане училась, знала и читала стихи некоего Юрия Кюнзегеша (улыбается), знаете ведь, в молодости очень любят стихи, особенно про любовь.И думала, что это старик, поэты в моем представлении – старые или зрелые, лет 40-50 люди. А тут девчонки в школе говорят, что он ученик кызыльской школы! Вот сижу я однажды в классе после уроков, а один одноклассник забежал и говорит: “Кюнзегеш в коридоре стоит!” Я как услышала, сразу выбежала, чтоб посмотреть. Смортю: стоит у окна в сером пальто серый человек. Я прошлась мимо стенгазеты, потом обратно, еще раз и вернулась – разглядела его (смеется).

– При шляпе?

– Нет, шляпы не было (смеется). Какая шляпа! – он работать-то только-только начал. Закончив восьмой класс, он сразу пошел работать. Два года работал в редакции корректором. Потом снова вернулся в школу в 9 класс доучиться.

Он вас тогда заметил?

– Не знаю. Потом шутил, что и не заметил (улыбается). Так я его в первый раз и увидела. Потом он часто стал приходить в школу, мы познакомились – придет, посидит рядом со мной, думаю, скучно ему тогда было в городе, пойти-то некуда, – и как-то так незаметно мы подружились.

– В школе обычно дают прозвища. Как его называли?

– Кунзек – по фамилии. Он был старше, поэтому добавляли Кунзек-акый (прим.:уважительное обращение к старшему по возрасту мужчине “старший брат”, к женщинам – угбай).

В 1949 году он уехал в Абакан учиться. Письма писал. Просто так. Я его акым (прим.:мой старший брат) называла. Потом уже когда мы поженились, жили долго, ко мне приходили знакомые и спрашивали: “Брат Кунзек твой дома?” (Смеется).

Извините, он намного старше вас?

– На пять лет. Это сейчас кажется немного, а тогда даже если на полгода старше, считали старшим.Он и был для меня старшим братом. Когда приехал после первого курса домой, мы вокруг стадиона, который тогда еще строился, все ходили-ходили, наговориться не могли. Он был оченьвоспитанным, скромным. Добрым был. Потом я закончила школу и начала работать в газете “Шын”.

– Вас так после школы и приняли?

– Да. Заставляли учиться (улыбается). Был такой Курченко, работал в облоно (прим.:областной отдел образования) председателем, очень хорошо по-тувински говорил. Мама у меня тогда сильно болела. В августе 1951 года я пошла к этому Курченко просить, чтоб меня послали в район работать. Так он меня выгнал со словами: “Будешь учиться в Абакане”. Я вышла и не знаю, как быть. Пошла в парк. А тут навстречу Кызыл-оол Хурен-оол, на год раньше меня окончил школу и уже работал корректором в газете “Шын”. Я ему: так и так. Он и говорит: “Приходи к нам”. Редактором тогда работал Оюн Толгар-оол-дарга, он меня сразу принял.

– Вас как-то “экзаменовали”, прежде чем принять на работу?

– Нет. Мы все хорошо учились, было ясно:раз человек закончил школу – грамотный. Я тогда неплохо знала грамматику родного языка, потому что мне повезло с учителями: заслуженный учитель РСФСР, писатель Алексей Дугерович Арапчор, кандидат наук Хомушку Сайынотович Алдын-оол, старейший учитель тувинского языка, автор учебников Алексей Мукур-оолович Белек-Байыр.

Так мы встречались, в кино ходили, в парке гуляли… да и ушли не в ту сторону (хохочет).

Свадьбы не было. Просто поселились в квартирке по улице Щетинкина и все. Мои узелки, его чемодан, кровать, которую взяли напрокат, – это было все наше имущество – погрузили на санки и поехали. Снимали мы у очень хороших людей – Очур-оолы. Помогала мне подруга, Нина Кирова, самая близкая, в прошлом году она скончалась… вот так втроем мы и переехали.

– За комнату сколько платили?

– Кажется, сто. Это тогда не деньги. Моя корректорская зарплата была 880 рублей. Нашей зарплаты хватало с лишком. Я пришла в газету в конце месяца, и мне выдали 300 рублей! Зарплату тогда вовремя выдавали. Если бы задержали, что ты! На два дня если задержат, организация была виновата. С этим было строго: два раза в месяц день в день.

В загсе регистрировались?

– Это смешная история. Мы переезжали аж пять раз – там снимем, здесь. А потом переехали в дом недалеко от загса. Как пойдем мимо, он и скажет: “Пойдем в загс?”, а я, как капризный ребенок: “Не пойду”. Он так заразительно хохотал. А потом шутка перестала быть шуткой – он начал недовольно ворчать: “Кого ты все ждешь?” (смеется). Только после рождения сына мы расписались – свидетельство о рождении выписывали, заодно и расписались. Сын родился второго марта 1953 года, а расписались в апреле.

– А почему от свадьбы отказывались?

– Да мне рассказывали, чтона свадьбе заставляют целоваться(хохочет), вот я и не хотела. А ведь стыдно целоваться, когда другие смотрят.

– Сколько у вас детей?

– Трое. Старший Валера женат, живет в Хову-Аксы, двое детей – одна внучка закончила Московский институт молодежи, скоро выходит замуж. Дочь Надя – врач, закончила Красноярский мединститут, работает в доме ребенка в Кызыле. У нее трое детей, старший учится уже на последнем курсе в Барнауле в мединституте, второй окончил Московскую академию имени Плеханова, работает в Кызыле в Центральном банке. Младшая дочь Нади Шенне учится в Государственном лицее в 7 классе. Она закончила хореографическую школу, ездила в Турцию, а недавно выступила в программе “Утренняя звезда” в Москве. Говорит, что видела Наталью Дойдаловну Ажыкмаа-Рушеву,но не сказала, что она внучка Кюнзегеша. “Если бы сказала, – говорю, – она бы очень обрадовалась, потому что они с твоим дедом были большими друзьями”. Младшая моя дочь, Вера, работает в Государственном лицее. У нее двое детей. Тоже уже большие. (Прим.:по паспорту Юрий Шойдакович и вся его семья – Кунзегеш, через “у”, в поэтических сборниках –Кюнзегеш, через “ю”, Дырбак Халбыновна шутя говорит, что это что-то вроде псевдонима).

– Юрий Шойдакович посвятил вам много стихотворений. А какое из них для вас самое любимое?

– Ой, много он написал! (Листает странички маленького сборничка и тихим голосом читает на тувинском языке стихотворение “Есть один день”):

…Но день один
Из сотен дней,
Как песня ветра,
Как рассвет,
Не гаснет никогда во мне,
Волнует душу много лет.
Моей щеки коснулась ты
Губами,
И в меня вошло
Среди морозной чистоты
Твое цветущее тепло!
…………………………….
И пронесу я до конца
За перевалы долгих лет –
Улыбку смуглого лица
И глаз твоих счастливый след…

(перевод А Плитченко)

(Замолчала). Если бы был жив, в этом году бы справляли золотую…

Беседовала Светлана Монгуш

 (голосов: 3)
Опубликовано 22 февраля 2002 г.
Просмотров: 6224
Версия для печати

Также в №9:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru