Граждане России Айдын Иргит, Ролан Удуксай и Аяс Дыгый-оол были убиты монгольскими пограничниками в ночь с 27 на 28 октября 2004 года. Поздним вечером они тайком перешли государственную границу в районе пограничного знака № 300 и на лошадях направились вглубь монгольской территории. Через десять километров нарушители напоролись на засаду. Заслышавокрики монгольских пограничников и предупредительные выстрелы вверх, россияне стремительноспешились и приняли бой. Позднее некоторые тувинские СМИсообщили, что перестрелка продолжалась несколько часов, на самом деле всё было кончено уже спустянесколько минут. Выжить удалось только двадцатисемилетнему жителю посёлка Кунгуртуг Айдын-Херелу Чаш-оолу.И то лишь потому, что он в самом начале столкновения не успелбыстро спрыгнуть на землю. А когда рядом начали стрелять, лошадь с испугу понесла. В итоге Чаш-оол оказался в стороне от жаркой и кровавой схватки, а когда кубарем полетел вниз на землю, сопротивляться было уже бесполезно. |
Имя ему – скотокрадство
² Происшествие в районе погранзнака № 300 стало предметомтщательного двустороннего разбирательства. На место трагедии с нашей сторонывылетали и вице-премьер тувинского правительства Валерий Тарыма, и секретарь Совета безопасности РТ Биче-оол Шыырап, и представители прокуратуры, милиции, ФСБ. Монголы настаивали на том, что застреленные нарушители ранее украли у них 84 лошади. Наши резонно парировали: не пойман – не вор. И больше склонялись к «мирной» версии – поиск пропавшего скота или охота. Однако, факт остается фактом – законопослушные граждане не крадутся как тать в ночи через государственную границу. Айдын Иргит, Ролан Удуксай и Аяс Дыгый-оол пополнили собой и без того длинный список российских граждан, убитых и раненых на монгольско-российской границе. За последние десять лет этот мартиролог вобрал в себя более сорока фамилий. Увы, но в России пока только в двух местах люди систематически гибнут на государственном рубеже – на Северном Кавказе и в Туве.
² Разгул скотокрадства – настоящий бич для Тувы. Каждое четвёртое имущественное преступление связано именно с кражей живности с подворья или кочевья. Ежегодно в республике регистрируетсясвыше семисот краж скота, скотокрадами похищается свыше пяти тысяч голов. Средняя раскрываемостьтаких преступлений обычно – не более двадцати процентов. То есть, из пяти преступников находят лишь одного. Впрочем, и это немало. Только за девять месяцев 2004 года сотрудники тувинского МВД выявили 95 преступных групп, специализирующихся на скотокрадстве, к уголовной ответственности было привлечено свыше ста двадцати человек.
– Сегодня скотокрадство – это самый организованный вид преступности в нашей республике, – говорит заместитель начальника оперативно-розыскной части Управления уголовного розыска МВД РТ подполковник милиции Окал-оол Кужугет. – Нередко мы сталкиваемся с действиями очень сплочённых, хорошо организованных преступных групп, состоящих из родственников и односельчан. Подобраться к ним очень нелегко. К тому же, у криминальных формирований есть свои люди и в милиции, и в местных органах власти.
Разумеется, криминальная обстановка в Туве оказывает самое непосредственное влияние на обстановку на тувинском участке российско-монгольской границы. По данным МВД РТ, каждая шестая кража скота совершается именно в приграничье. А каждое пятое преступление из этого числа связано с нарушением границы. Хотя, цифры, конечно же, вещь условная. Боюсь, что истинных масштабов преступности в тувинском приграничье не знает никто. Во всяком случае,никаких криминологических исследований и экспертиз на этот счет пока не проводилось.
² За прошедшее десятилетие пограничники Кызыльского пограничного отряда задержали более полутора тысяч нарушителей государственной границы. Однако люди так и продолжают ходить через границу. Остается сделать вывод о том, что пограничникиловят явно не всех нарушителей, и у каждого отдельно взятого скотокрада есть немалая надежда уйти от ответственности.
По данным милиции криминальная обстановка в приграничных районах Тувы до сих пор остается крайне неблагополучной. Например, в Эрзинском районе в 2004 году общий рост преступности по сравнению с прошлым составил 96 процентов, в Тес-Хемском – 38 процентов, в Овюрском – 33 процента. Наивно ожидать в этих условиях, что на границе будет спокойно.
"Народная дипломатия" по тувинско-монгольски
² Как утверждают историки, в России воровали всегда. Ещё Карамзин об этом с укором писал. Однако никогда наши уголовники не путали карты дипломатам. А сегодня из-за действий криминальных элементов страдает международный престиж России. В глазах Монголии мы начинаем выглядеть как варварская страна.
За последнее десятилетие монголы увеличили плотность охраны тувинского участка границы в три раза. Отрезок государственного рубежа общей протяжённостью в 1300 километров охраняют 24 монгольские пограничные заставы и всего семь российских. Энергичные совместные действия российских и монгольских пограничников в последние годы, казалось бы,принесли положительные плоды:общее количество угнанного скота в приграничье за последние шесть лет сократилось в четыре раза.
Радоваться бы монголам, но вот какая незадача: если количество поступающих жалоб на жителей сопредельной стороны в тувинском приграничье снизилось в десять раз, то в монгольском – всего на тридцать процентов. В 2003 году в монгольских аймаках, граничащих с Тувой, пропало в четыре раза больше скота, чем в приграничных районах Тувы.
Из общего количества скотокрадов, задерживаемых в последнее время на границе, более девяноста процентов – граждане России!
Монголы же стали «озорничать» на нашей территории гораздо меньше, чем прежде – боятся своих стражей границы. Монгольская Фемида стала гораздо строже относиться к фактам незаконного пересечения государственного рубежа.За безобидный поиск пропавшего скота на чужой земле в Монголии запросто могут впаять солидный тюремный срок. Не то, что у нас.
² Научив своих скотокрадов уважать закон, монгольские стражи порядка взялись и за наших. Их они сталипросто отстреливать. В итоге количество российских граждан, убитых и раненых на тувинском участке границы за последнее десятилетие, в четырнадцать раз превышает «потери» монгольской стороны. А какую нормальную страну будет радовать другое государство, убивающее её граждан? Вот так совершенно неожиданно маленькая Тува вдруг становится большой проблемой в отношениях между Россией и Монголией.
Сотрудники правоохранительных органов с тревогой говорят о том, что в Туве с каждым годом всё больше и больше жителей приграничья втягивается в различную преступную деятельность. Преступное поведение для многих становится образом жизни. Судить об этом явлении можно даже по косвенным фактам. Например, с начала 1990-х годов пограничники безуспешно пытаются возродить добровольные народные дружины по охране границы, но у них ничего не получается. Нет желающих помогать зеленым фуражкам. В 1996 году в республике были развернуты подразделения пограничной стражи, но изэтой затеи тоже ничего не вышло. Столкнувшись со скрытым сопротивлением местного населения, стражники так и не смогли стать надёжной опорой для защитников границы. Как утверждают в Кызыльском пограничном отряде, эффективность их работы в целом невелика.
² От многих должностных лиц в республике я слышал сетования на то, что давно нет между пограничниками и местным населением прежней крепкой дружбы.
Бывший начальник пограничной заставы «Шара-Суур» капитан Андрей Косов свою поездку в тувинский посёлок Ак-Эрик запомнит на всю жизнь. Разгорячённая спиртным толпа окружила его машину, пограничника вытащили из кабины и избили до потери сознания. Хорошо, солдату-водителю удалось вырваться, на автомобиле он быстро добрался до заставы и поднял тревогу. Косова нашли в снегу с черепно-мозговой травмой и отмороженными руками. На вертолёте срочно доставили в больницу, сделали операцию. Офицера удалось спасти, но он остался без пальцев на руках. Старожилы отряда утверждают, что за многие десятилетия в Туве – это первый случай подобного рода. Начальников застав раньше никогда здесь не били, а наоборот, всегда уважали.
Крайних не найдено
² Старая пословица утверждает, что у победы много друзей, а поражение – всегда сирота. Потому закономерно, что никто не хочет сегодня брать на себя персональную ответственность за то, что происходит в тувинском приграничье. Впрочем, при всем желании, найти виновных действительно будет трудно. Потому что причина кроется не в лицах, а в несовершенной организациивласти. Великий русский баснописец Иван Крылов, начиная свою бессмертную басню о Лебеде, Раке и Щуке, даже и не подозревал, как точно он опишет нынешнюю российскую действительность.
Лебедь, «рвущий в небеса» – это федеральные структуры. В Туве они представлены «силовиками» и прокуратурой. Каждое ведомство честно пытается отработать свой хлеб.Одни ловят нарушителей границы, другие – контрабандистов,третьих интересуют только скотокрады. Но в реальной жизни скотокрады, контрабандисты и нарушители – это одни и те же люди, которые ловко используют в своих интересах ведомственную неразбериху. Что-что, а координация у преступников налажена отменно.
К примеру, не так давно в Тувепограничники одной из пограничных застав накрыли возле границы нескольких россиян, торопливо разделывающих туши ворованных на той стороне коров. Рядом, как говорится, под парами стояли два грузовика, готовые тронуться в путь. Ещё бы час-другой и уехало бы контрабандное мясо в Кызыл. И ищи ветра в поле! В ходе разбирательства выяснилось, что те, кто разделывал туши, границу не нарушали. Угонщики, передав им скот, сразу же «сделали ноги». За что их наказывать? Направили дело в таможню, а там лишьруками развели. Вот если бы эта честная компания имела статус юридического лица, мы бы их за контрабанду обязательно привлекли. А так – извините …
² Кипучую деятельность разношёрстного федерального воинства, конечно, пытаются координировать. Этим нелёгким делом занимаются Правительство Тувы и республиканская прокуратура. Однако полномочий им явно не хватает. Прокуратура все-таки орган надзорный, непосредственно руководить «силовиками» она не может. А тувинскому правительству правоохранительные органы не подчиняются.
Бесспорно, очень хороший Указ о мерах по сохранности и учёт скота подписал Председатель правительства Тувы Шериг-оол Ооржак 6 февраля 2003 года. Но указ явно запоздал. В Монголии давно уже на теле каждой лошади и коровы можно увидеть хозяйское тавро, весь скот учтён и пронумерован. Поэтому там воровать трудно. Украденную лошадь нигде не спрячешь и сбыть её почти невозможно.Вот и гонят местные злоумышленники похищенный скот из Монголии в Туву, а там сбывают своим собратьям по ремеслу. Ведь в Туве до сих пор весь пасущийся в степи скот как бы ничейный.
Если ли бы Шериг-оол Ооржак, более десяти летвозглавляющий республику, озаботился этой проблемой ещё в начале 90-х годов, то, возможно, криминальная обстановка в тувинском приграничье была бы сегоднясовсем иной.
² Больше годавозглавляет Комитет по вопросам общественной безопасности, правопорядка и приграничья Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тува подполковник милиции Виталий Бартына-Сады. За это время лёд заметно тронулся. Готовятся поправки в Уголовный кодекс России, которые усилят ответственность за скотокрадство, разрабатывается республиканский закон о борьбе со скотокрадством. Скоро у сотрудников правоохранительных органов появится надёжная правовая база для противодействия скотокрадам. И они этому крайне рады. Потому что за десять лет устали от неопределённости в правовых вопросах. Новые законы им очень нужны. И, разумеется, кто теперь будет жаловаться на то, что депутатыпарламента республики все предыдущие десять лет чего-то ждали: не то указаний сверху, не то грома небесного? Сейчас уже ни у когоне поднимется рука бросить камень в депутатский огород? А зря…
О работе органов местного самоуправления в Туве – отдельный рассказ. Эту щуку регулярно бьют по хвосту и республиканская пресса, и тувинское правительство. Претензий к главам приграничных районов накопилось изрядно. В частности, на одном из заседаний Правительсва Тувы в октябре 2004 года было отмечено неудовлетворительное состояние профилактической работы по предупреждению преступности в Эрзинском, Овюрском и Тес-Хемском кожуунах.
Подверглись критикеглавы администрацийи за то, что до сих пор не смогли организовать в приграничье тот самый учёт скота. Известному Указу Председателя правительства РТ скоро исполнится два года, а воз и ныне там. К сожалению, по действующей Конституции РФ местное самоуправление в состав органов госуправления не входит. И потому тувинский премьер волен сочинять любые указы, но спросить за их выполнение с глав администраций пока не может. Они – не его подчинённые. Вот так, на словах, все вместе и дружно воюют с преступностью, но на деле почему-то всякий раз получается, что окоп-то у каждого свой.
² Пограничники деятельностью местных органов власти тоже недовольны. Несколько лет назад благодаря соглашению правительств Тувы и Монголии в каждом приграничном монгольском аймаке и тувинском кожууне были созданы совместные комиссии по розыску пропавшего скота. Руководить ими поручили главам органов местного самоуправления. Получив сообщение от пограничников, глава администрации обязан немедленно собрать всех членов комиссии и вместе с ними, по горячим следам, отправиться на поиски украденной у соседей скотины. Но, как отмечено в справке Кызыльского пограничного отряда для правительства Тувы, с 1 января по 31 августа 2004 года совместные комиссии в тувинском приграничье откликнулись лишь на четыре заявления из тридцати двух. И из трёхсот девяноста трёх пропавших у монголов голов скота назад вернулось всего 16. По всей вероятности, представители местной власти не хотят далеко отрываться от народа ипортить отношения со своими избирателями.
Не пора ли взяться за гуж?
² Пора бы уже принять мерыдля прекращения криминального разгула на российских окраинах.
Во-первых, под преступностью в Туве следует выбить экономическую почву. Надо всячески поощрять тех, кто работает, а не ворует. Как воздух, нужны региональные программы развития скотоводства на личном подворье, фонды поддержки фермерского движения на селе. Понятно, в республике на это денег нет. Значит, должно раскошелиться федеральное правительство. Пусть достанет свою заначку из Стабилизационного фонда страны.
Во-вторых, Тувой должен руководить человек, назначаемый Президентом России, наделённый правом оперативного вмешательства в деятельность местных силовых органови освобождения от должностей нерадивых глав кожуунных администраций. И это должностное лицо за порядок в республике будет отвечать, как говориться, головой. Иначе с разгулом криминальной анархии не покончить.
В-третьих, совершенно очевидно, что границу на тувинском участке надо укреплять. Еще в мае 1996 года в Омске на совещании руководителей сибирских регионов – членов межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» было отмечено, что в Туве необходимо дополнительнопостроить еще семь пограничных застав. С тех пор ввели в строй только одну – пограничную заставу «О-Шынаа», а этого явно не достаточно. Потому руководству Пограничной службы ФСБ России следует настойчиво работать с депутатами Государственной Думы России с целью внесения нужных поправок в проект Федеральной целевой программы «Государственная граница РФ до 2010 года».
² До середины 2005 года на базе Кызыльского пограничного отряда будет сформировано территориальное Пограничное управление ФСБ РФ по Республике Тува. Крайне важно, чтобы это ответственное мероприятие не свелось лишь к одной смене вывески. В новом управлении должна быть совершенно иная организационно-штатная структура. В частности, зримо ощущается большая потребность в специальном подразделении, сотрудники которого взяли бы на себя решение вопросов организации взаимодействия с местным населением, ведением профилактической работы, пропаганды среди жителей приграничья идеи законности, как нормы жизни. Сегодня эта работа ведётся слабо. Ведь даже закон РФ о государственной границе на тувинский язык был переведен лишь через девять лет после вступления в силу.
Как заявил недавно заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-майор Николай Рыбалкин, к 2008 году Пограничная служба ФСБ РФ будет состоять, в основном, из военнослужащих по контракту. Предполагается, что пограничные подразделения будут комплектоваться, как правило, из местных жителей. Между тем, в настоящее время только 14,5 процента военнослужащих Кызыльского пограничного отряда – по национальности тувинцы. Для сравнения, в УФСБ РФ по РТ доля «местных» кадров в три раза выше. Потому, у тувинских контрразведчиков и нет той «языковой» проблемы, которая волнует сегодня многих начальников пограничных застав. Без переводчика им подчас трудно разговаривать с жителями приграничных посёлков.
Без всякого сомнения, в Пограничном управлении ФСБ РФ по РТ должны служить люди, знакомые с местной спецификой, знающие обычаи и традиции местных жителей, владеющие их языком. А это значит, уже сегодня нужно начинать готовить в учебных заведениях ФСБ РФ будущих офицеров-пограничников из талантливых и способных представителей тувинской молодёжи.
Не так давно было принято постановление правительства Тувы № 332 об увеличении глубины пограничной зоны до двадцати пяти километров от линии государственной границы. Этохороший документ. Давно его ждали пограничники. Но смогут ли ониэффективно проконтролировать соблюдение пограничного режима местным населением без добровольных народных помощников? Вряд ли. Поэтому ДНД в Тувенужно срочно возрождать.
***
Десять лет назад на страницах газеты «Граница России» был опубликован мой материал «Страсти по парнокопытным». Он был посвящён разгулу криминальной стихии в тувинском приграничье. До сих пор помню обстоятельные разговоры десятилетней давности в просторных кабинетах Правительства, МВД, ФСБ Тувы. Уже тогда многие дальновидные чиновники осознавалинеобходимость скорейших мер по укреплению охраны тувинского участка российско-монгольской границы, решительных шагов по наведению элементарного порядка в республике. И вот прошли годы. Что же удалось сделать? Увы, почти ничего. Во всяком случае, люди до сих пор продолжают гибнуть на границе.
Стало ли спокойнее в Туве? Отвечая на это вопрос, можно долго обсуждать конкретныецифры, сравнивать и анализировать различные показатели, но это ровным счетом ничего не даст. Потому чтоименно ценность человеческой жизни сегодня главный критерий в вопросах обеспечения безопасности страны и общества.
В Туве нет экстремистов, никто не собирается здесь оттяпать у нас лишнюю пядь земли, тут не ползут через государственный рубеж диверсанты с бомбами. И тем нелепей в таких мирныхусловиях выглядит каждая новая смерть на государственном рубеже.Ведь гибнут наши сограждане, в обыденной жизни – простые люди. Невольно напрашивается жёсткий вывод о том, что пока наше государство своих обязанностей перед обществом не выполняет.
Перед отъездом из Тувы я разговаривал с одним ветераном Кызыльского пограничного отряда. Он скептически предрекал мне, что и через десять лет я смогу написать точно такой же материал. Ничего, дескать, здесь не изменится. Я уважаю мнение этого многоопытного человека и теперь, когда пишу эти строки, с тревогой думаю: неужели онправ?
Александр ИВАНОВСКИЙ,
собственный корреспондент
газеты«Граница России» –
специально для «ЦА»