Прочитав в № 32 «ЦА» от 13 августа статью Чимизы Даргын-оол «Резкая континентальность тувинцев», я была в восторге. Это что-то новое! Свежий взгляд на психологию тувинцев, очень глубокий философский взгляд. |
За короткий срок на плечи тувинского народа действительно лёг невероятно тяжелый груз изменений социальной жизни.
Жизнь тувинца до советского периода была не такая уж нищая, как сегодня. В тот период самый нищий тувинец имел две-три коровы, 8-10 овец или коз и обязательно одну лошадь, поскольку он кочевник. Я это знаю со слов своих предков и со слов других людей старшего поколения.
Самым крупным из социальных промахов был массовый перевод кочевников на осёдлый образ жизни. Советский период имеет свой положительные и отрицательные стороны. Отрицательная сторона, как я это понимаю, в том, что все писатели, журналисты писали в тот период: мы, тувинцы, прежде были нищими. И мы на этих литературных героях воспитывались, выросли, думая что Советский союз сделал из нас людей. Это одна сторона «медали» – «О-баштыг». Другая сторона – Советский Союз рухнул в одночасье, мы остались без опоры. Опора эта – труд. Мы все трудились: на кирпичных заводах, кожзаводе, мясокомбинатах, домостроительном комбинате, комбинатах «Тувакобальт» и «Туваасбест». А на волне демократии и свободы то, что построили, что имели, быстро разрушили.
Разрушено очень много. А новое построить быстро не можем, на то, видимо, тоже причин много. Большинство населения республики осталось без работы. Тувинец – это дитя от природы, он всё ещё остаётся человеком природы и не может быстро сориентироваться в этих социально-экономических изменениях.
Безработица – это неуверенность в завтрашнем дне, чувство внутреннего беспокойства, утрата внутреннего достоинства, своего «Я». Поэтому и ищут лёгкий путь забыться, снять внутреннюю напряженность, депрессивное состояние. Этот «лёгкий» путь – алкоголь.
Алкоголь, действительно, в первые минуты и часы снимает напряжённость, но не депрессивное состояние. После такого забытья проблема не уходит, а, наоборот, усугубляет депрессивное состояние. Действие алкоголя на организм тувинца, тем более суррогатного алкоголя, приводит к очень тяжёлым последствиям, об этом я не раз писала в наших газетах. «Медико-социальные последствия злоупотребления алкоголем у коренных жителей Республики Тыва» – тема моей научной работы.
Психологически мы, тувинцы, интервенты, т.е. все свои внутренние переживания носим в глубине души, внешне оставаясь молчаливо смиренными. Выпивая алкоголь, тувинцы открывают канал для освобождения этого внутреннего конфликта культурных пластов, установок, тяготений. В алкогольном опьянении тувинец становится озлобленным, агрессивным, совершает очень тяжкие правонарушения. Статистические данные Реснаркодиспансера: в первом полугодии 2004 года число обращений к врачам-наркологам увеличилось с 9942 до 11359 по сравнению с 2003 годом. Анонимно пролеченных больных – около тысячи.
Число умерших от отравления алкоголем и его суррогатами по республике составляет:
2001 год – 232 человека,
2002 год – 262 человека,
2003 год – 324 человека.
Из числа умерших 67 % составляют коренные жители. Вот такая печальная статистика сегодняшнего дня.
Согласна с автором статьи: нам необходимо осознать формулу преодоления, каждый из нас должен направить все свои мысли внутрь себя, осмыслив своё настоящее и будущее, чтобы понять: «С чем и куда мы идём».
Тамара Ширижик,
кандидат медицинских наук.