газета «Центр Азии»

Четверг, 25 апреля 2019 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2004 >ЦА №39 >ЭТИ ЭКЗОТИЧЕСКИЕ АЗИАТСКИЕ ЮНОШИ И ГРАЦИОЗНЫЕ ДЕВУШКИ ТВОРЯТ ЧУДЕСА

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

ЭТИ ЭКЗОТИЧЕСКИЕ АЗИАТСКИЕ ЮНОШИ И ГРАЦИОЗНЫЕ ДЕВУШКИ ТВОРЯТ ЧУДЕСА

ЦА №39 (1 — 8 октября 2004)

 Танец «Цам» в центре города Шато-Гомбэр (Франция).

В июле-августе этого года ансамбль «Саяны» побывал в очередном европейском турне – по Франции-Испании. 45 дней длилось путешествие наших артистов, начавшееся 28 июня.

4 часа утра. Кызыл спит. Бодрствуют лишь милиция, «скорая помощь», пожарные и, пожалуй, припозднившиеся завсегдатаи ночных увеселительных заведений. Но были ещё люди, которым было не до сна в то тихое июньское утро. Это тридцать человек из ансамбля «Саяны», которые один за другим съезжались в здание филармонии. Не спала и администрация филармонии во главе с директором Светланой Сурун. Ей не в первой было провожать своих артистов на гастроли, но, всё равно, волнение не покидало её. Ведь её питомцы, любимцы публики, уезжали на 45 дней в далекую Францию и Испанию.

Последние напутствия. Худрук ансамбля Виталий Нанактаев задумчиво садится в «Газель». Директор «Саян» Надежда Даржаа энергичным движением руки даёт команду на отъезд. Длинный, как в латиноамериканских сериалах, автобус филармонии и «Газель», доверху нагруженные тюками со сценическим реквизитом, выезжают из ворот филармонии.

Так тихо и незаметно начинался очередной фестивальный тур по Европе прославленного тувинского коллектива – ансамбля «Саяны».

 

НИ НА МИНУТУ НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ

За время своего фестивального турне по Европе ансамбль «Саяны» Директор ансамбля «Саяны» Надежда Даржаа, художественный руководитель Виталий Нанактаев и переводчик Константин Хлынов с Ивом Ором, президентом 42 международного фестивля в Пиренеях (Олорон-Сэнт-Мари).принял участие в шести представительных международных фестивалях: четырёх фестивалях на юге Франции и двух – на севере Испании. Наши артисты дали семь сольных и приняли участие в двадцати восьми сборных концертах, а также в шестнадцати парадах, дефиле и шествиях во французских и испанских городах. Кроме того, в рамках всех фестивалей «Саяны» провели 34 анимации.

Такова сухая статистика турне. За этими цифрами – ежедневный тяжёлый, порой до изнеможения, труд артистов. Взять, к примеру, шествия и дефиле. Участие в дефиле – это когда весь коллектив идёт в танцевальном движении в течение полутора часов, а то и более того. А представьте ещё, что жара стоит под 40 градусов. Артисты в тяжёлых сценических костюмах, оркестр идёт с музыкальными инструментами и в течение всего шествия играет, а танцоры должны постоянно двигаться в ритме танца. Идти приходится не по ровной сцене, а по асфальту или даже по булыжной мостовой. А ещё по обеим сторонам дороги, по которой проходит шествие, стоят толпы людей, многие из которых забегают вперед, чтобы сфотографировать артистов, часто мешая их движению.

На некоторых фестивалях автомобильное движение не перекрывалось, и нашим артистам приходилось, если можно так выразиться, «обтанцовывать» автомобили и мотоциклы, так как организаторы всегда требовали, чтобы артисты ни на минуту ни останавливались и, несмотря ни на что, постоянно сохраняли танцевальный ритм движения. Надо отдать должное французским и испанским водителям. Они всегда пропускали шествующих артистов, терпеливо ожидая, когда вся процессия пройдёт, и только тогда заводили моторы своих автомобилей и продолжали свой путь, напоследок подарив артистам весёлую улыбку или помахав рукой.

 

ДЕТИ И ПЕНСИОНЕРЫ – САМЫЕ БЛАГОДАРНЫЕ ЗРИТЕЛИ

Артисты ансамбля «Саяны» с участником фестиваля с острова Пасхи.На каждом фестивале артисты ансамбля «Саяны», как и артисты из групп других стран, должны были участвовать в анимациях. Анимация – это выступление перед зрителями, но не на сцене, где каждый день проходят концерты, а в разных местах. Основная цель анимаций – развлечение публики в том месте, где в данный момент она находится.

Сидит человек, например, в кафе, а тут выходят артисты и начинают показывать искусство своей страны. Или приезжает семья в субботний день в супермаркет сделать покупки, а там демонстрируют свои танцы коллективы из разных стран. Получается сочетание полезного с приятным. И покупки сделали, и бесплатный концерт посмотрели. Да ещё кто посмелее и пообщаться с представителями других культур сможет, и сфотографироваться на память.

Где только «Саянам» ни приходилось работать на анимациях. Танцевали и пели на огромных площадяхвсемирно известных городов, например в Марселе, и на совсем маленьких деревенских торговых площадях. Анимации проходили в небольших кафетериях и закусочных, в огромных супермаркетах и на автозаправочных станциях. Один раз «Саяны» демонстрировали своё искусство для детей в школе-интернате и даже в доме для пенсионеров-инвалидов. Все группы, участвующие в фестивалях, должны были проводить подобные анимации. Организаторы фестивалей устраивали их с участием артистов из разных стран для того, чтобы вовлечь различные слои населения в фестивальную жизнь, приобщить как можно большееколичество людей к познанию культур других народов. Ведь инвалидам, не имеющим возможность придти на концерт, очень приятно, когда сами артисты приедут к ним и покажутискусство своего народа.

Дети и пенсионеры были нашими самыми благодарными зрителями. Например, после концерта в школе-интернате в небольшом французском городе Арет детишки очень не хотели отпускать наших девочек-балерин. Многие из детей плакали, расставаясь, дарили нашим танцорам свои рисунки и игрушки. Если до этого они даже и не слышали таких слов как «Тува» или «Саяны», то после концерта «Саян» они на всю жизнь запомнят, где находится наша республика, и, возможно, захотят больше узнать о Туве. Может быть, кто-то из них даже приедет к нам. И главная заслуга в этом принадлежит артистам «Саян», которые стали первыми людьми, познакомившими с нашей республикойдетей из далекой французской глубинки.

Именно на таких встречах – через живое человеческое общение, посредством великой силы искусства – происходит общение между людьми разных стран и разных культур. Наши артисты создают позитивный имидж России, Тувы и делают это лучше,чем иные политики или целые государственные структуры.

 

ЖИЗНЬ НА КОЛЁСАХ

Жизнь артистов ансамбля «Саяны» во время турне по Франции и Испании можно смело назвать «жизнью на колёсах». Все 45 дней турне ансамбль провел в постоянных многочасовых переездах на автобусе по разным городам этих двух стран. «Международные постирушки», г. Виго (Испания).

Для нас обычным было выехать утром из одного города в другой, проехать километров 700-800 (примерно как от Кызыла до Красноярска), вечером приехать на место, дать концерт и, переночевав, после завтрака рано утром вновь отправиться в дорогу, чтобы преодолеть аналогичное расстояние. Были и огромные ночные переезды. Например, с одного фестиваля во Франции на другой, в Испанию, в город Виго, мы ехали всю ночь и целый день. В общей сложности с остановками на завтрак, обед и ужин наш путь по дорогам Франции и Испании занял около 22 часов. А по приезде поздним вечеров в город Виго нам сообщили, что уже утром мы должны быть готовы принять участие в часовом параде по улицам города. В общей сложности ансамбль «Саяны» проехал около десяти тысяч километров по дорогам этих двух европейских стран.

Многие, наверно, представляют, что гастрольный тур по странам Европы предполагает проживание в шикарных гостиницах со всем наборомевропейского сервиса. Должен разочаровать наших читателей. Не всегда было так. Были и курьёзные случаи, связанные с нашим проживанием. В городе Авилес в Испании нас разместили в начальной школе, предоставив нам на 30 человек две комнаты, в которых стояли двухъярусные кровати, рассчитанные на детей младшего школьного возраста. Кровати эти не выдерживали веса взрослых людей и постоянно ломались.

А на другом фестивале в небольшом французском городке Мюра нас поместили в колледж. Весь коллектив ансамбля жил на одном этаже. Как шутили артисты «жили одним колхозом». Благо, там были большие шкафы, и мы использовали их в качестве ширм, чтобы отгородить женскую и мужскую половины.

Что касается питания на фестивалях, опять-таки многие читатели могут представить себе дорогие рестораны с официантами и заморскими деликатесами. Но и здесь не обошлось без курьёзов. На фестивале в городе Шато-Гомбер (пригород Марселя) артисты всех групп, более трёхсот человек, обедали и ужинали за деревянными столами прямо на открытом воздухе, под навесом. Кормили неплохо, но вот в качестве напитков почему-то подавали только воду. Много труда пришлось приложить Надежде Даржаа, руководителю ансамбля «Саяны», чтобы убедить организаторов фестиваля в том, что тувинцы не могут есть, не выпив чая с молоком. И только на пятый день (а фестиваль продолжался почти две недели) специально для нашей группы стали готовить чай и подавать на стол пакетики с сухим молоком, солью и сахаром.

В плане питания выделялись, конечно же, два фестиваля в Испании. Испанцы, как известно, знают толк в гастрономии, любят хорошо поесть и своих гостей потчуют вкусной пищей. Так и всех участников своих фестивалей испанцы кормили прекрасными разнообразными блюдами, в обилии подавались на стол столовые вина и фрукты.

К сожалению, не обошли стороной артистов «Саян» болезни. Первым пунктом нашего пребывания был пригород Марселя Шато-Гомбер. Там состоялся первый международный фестиваль с нашим участием. Так вот, на третий день почти полгруппы заболело. Сказалась акклиматизация первых дней в чужой стране. Другой климат – а во Франциихоть и очень жарко летом, но большая влажность и ты ходишь постоянно, словно в поту.Другая вода: когда моешься, капли словно отскакивают от кожи. Вода очень жёсткая, не сравнить с тувинской, и конечно, другая пища – менее калорийная. Естественно, чтобы приспособиться к новым условиям, понадобилось время.

Но, несмотря на непривычный климат, бесконечные переезды, напряжённый график выступлений артисты ансамбля «Саяны» вели себя как подобает настоящим профессионалам. Не было ни жалоб, ни претензий к организаторам. Наши артисты выходили на сцену и просто на «отлично» делали свою работу. И, кроме того, делали её с любовью. Ведь они представляли не только Туву, но и – от лица нашей республики – всю Россию. И с этим они справились прекрасно.

 

ФРАНЦУЗЫ ИСКАЛИ В ГОРЛЕ БОРИСА МОНГУША СВИРЕЛЬ

Надежда Куулар и Долаана Куулар с артистами из Туниса.С первых дней пребывания во Франции, с участия в первом международном фестивале в пригороде Марселя – городе Шато-Гомбэр ансамбль «Саяны» пользовался огромной популярностью у публики. У нашего ансамбля даже появился свой круг поклонников, которые приезжали из Марселя на сборные концерты с участием всех групп, представленных на фестивале, только ради выступления «Саян».

После каждого выступления тувинского коллектива наших артистов «вылавливали» любознательные французы, чтобы сказать слова благодарности за выступление, заваливали вопросами о Туве и все хотели сфотографироваться с нашими артистами.

На фестивалях во Франции и Испании подавляющее большинство участников – профессиональные танцевальные коллективы. Во время нашего турне мы встречались с такими известными российскими коллективами как «Лезгинка» из Дагестана, «Танок» из Удмуртии, «Эргерон» с Чукотки. Очень хорошо смотрелись группы из Украины, Белоруссии и Армении.

А как зажигательно танцевали и пелилатиноамериканские артисты! На фестивалях Латинская Америка была представлена коллективами из Венесуэлы, Панамы, Мексики, Перу и Колумбии. Интересно смотрелись хорваты, греки, испанцы, французы, канадцы и многие-многие другие. Были и любительские труппы, как, например, прекрасный танцевальный коллектив из ЮАР или же самобытный ансамбль с острова Майот (это на Коморских островах, недалеко от Мадагаскара), которые ни в чем не уступали профессионалам. За время турне ансамбль «Саяны» выступал на одних подмостках с коллективами более чем из тридцати стран.

Все отмечали колоритные, выполненные в национальном стиле, костюмы артистов ансамбля «Саяны» и поражались тому, что каждый танец артисты исполняли в разных костюмах.В программе «Саян» было 10 танцев, и для каждого был свой костюм. Публика была в восхищении и от костюмов и от того, как быстро танцоры успевали переодеваться между танцевальными номерами.

Наши артисты восхищали европейскую публику разнообразием своей программы и удивительным сочетанием музыкального сопровождения, которое гармонично вплеталось в танцевальную палитру ансамбля. О музыке в исполнении оркестра «Саян» зрители говорили: именно такой музыки не хватает западному слушателю, музыки, которая идёт от сердца. Она настоящая, природная. Её хочется слушать и слушать.

Центром всеобщего внимания на фестивалях во Франции и Испании был Заслуженный артист РТ и РФ, народный хоомейжи РТ Борис Монгуш. Кроме того, что Борис играл в оркестре на протяжении всего концерта, он ещё выступал с сольным номером – исполнял хоомей и хомусные наигрыши. Когда Борис начинал исполнять горловое пение в разных стилях, зал замирал, а после того, как он заканчивал свое выступление, на какое-то время воцарялась полная тишина. Затем зал взрывался бурными аплодисментами, переходящими в овацию. И так было на всех фестивалях без исключения.

На одном из концертов к нам подошла француженка, которая оказалось преподавателем по вокалу. Она была восхищена исполнением Бориса и в то жевремя удивлена. Она сказала, что до того момента, какуслышала тувинское горловое пение,не могла представить себе, что с помощью человеческого голоса можно извлекать такие звуки. Многие французы и испанцы просто не верили, что Борис исполняет сыгыт без помощи музыкального инструмента. Они полагали, что во время своего выступления он пользуется маленьким инструментом (типа миниатюрной свирели), который держит во рту.

 

«САЯНЫ» - ЛОКОМОТИВ ФЕСТИВАЛЯ

Французская и испанская пресса уделяла пристальное внимание ансамблю «Саяны». Фотографии выступающихартистов «Саян» неизменно попадали на первые полосы местных газет.Артисты ансамбля «Саяны» с танцорами из ЮАР.

«Эти экзотические азиатские юноши с раскосыми глазами и грациозные, небесной красоты девушки, из ансамбля «Саяны» творят на сцене просто чудеса. Они удивляют, восхищают, покоряют, влюбляют в себя публику», – писала одна из газет города Виго (Испания) после первого выступления «Саян». На другом фестивале, в городе Олорон-Сэнт-Мари во Франции, после выступления наших артистов местная газета сделала целый фоторепортаж о нашей группе. «Саяны» называли не иначе, как «Локомотив фестиваля», «Лицо фестиваля», «Группа, которая задаёт тон фестиваля в Олороне». Такая оценка многого стоит, если учесть, что международный фестиваль в г. Олорон на юге Франции является одним из крупнейших фольклорных фестивалей мира. В нём нынче приняли участие группы из 23 стран, представляющих все континенты нашей планеты.

В течение всего фестивального тура ансамбль «Саяны» дал множество интервью для французских и испанских газет, теле- и радиокомпаний. Большой радиорепортаж был сделан для французского радиоканала «Культура», который является одним из самых популярных радиоканалов Франции.

На фестивалях присутствовали импресарио из разных стран. Они специально ездят по европейским крупным фольклорным мероприятиям с целью присмотреть интересные группы. Ансамбль «Саяны» получил приглашение принять участие в фестивалях в Хорватии, Греции, Бельгии, Италии, Франции и даже в далёкой Колумбии.

 

ТУВА – ОСТРОВ В ТИХОМ ОКЕАНЕ

Нашу республику ещё плохо знают за рубежом.

Вроде бы прошло более десяти лет, как пал железный занавес, информация о Туве доступна в Интернете, причём на разных языках, тувинские артисты уже объездили десятки стран мира, по всему миру созданы общества любителей Тувы, как, например, всем известное общество “Friends of Tuva” («Друзья Тувы») в США и т.д. Но нас поразило, что в общей массе своей французы и испанцы, которые приходили посмотреть наши выступления, даже точно не могли определить географическое расположение Тувы. Мне, как переводчику, по многу раз приходилось объяснять это большому количеству любопытных европейцев. Представьте себе, некоторые даже полагали, что Тува – это какой-то небольшой остров в Тихом океане или государство в Африке.

Даже организаторы фестивалей иногда давали совершенно неправильную информацию о нашей республике. Так, на фестивале в испанском городе Виго в рекламном буклете о нашем ансамбле было указано, что Тува граничит с Татарстаном. А на фестивале во французском городе Ла Фаж Сэн Жюльен на стенде, посвящённом Туве, была информация о том, что наша республика в семь раз больше Франции по площади. Мы указали на это организаторам фестиваля, и им пришлось буквально за полчаса до нашего выступления вставить точные данные о нашей республике.

Долаана Куулар с монахинями у католического собора  Сантьяго дэ Компостелла (Испания).График фестивального турне ансамбля «Саяны» по городам Франции и Испании был очень напряжённым. Редкие свободные минуты, в промежутке между выступлениями и переездами, артисты старались использовать по максимуму.

Не упустили возможность искупаться и позагорать на средиземноморских пляжах во Франции и на берегу Атлантического океана в Испании. Незабываемыми останутся прогулки по Марселю и экскурсия по испанскому городу Виго (это город является одним из крупнейших портов Европы, в его футбольной команде выступает знаменитый российский футболист Александр Мостовой).

И, конечно, на всю жизнь запомнится пребывание во французском городе Систерон, типичном провинциальном городе Франции. Там 14 июля, в день взятия Бастилии, который является национальным праздником Франции, ансамбль «Саяны» дал полуторачасовой сольный концерт, который, как всегда, прошёл на «ура», а вечером мы стали свидетелями великолепного пиротехнического шоу. В честь национального праздника местные власти для жителей и гостей Систерона устроили фейерверк, который продолжался около получаса.

А ещё было посещение крупнейшего в мире католического собора в Испании в городе Сантьяго. Собор называется Сантьяго дэ Компостелла. Город Сантьяго, в котором он находится, ежегодно посещают три миллиона туристов со всех концов мира. Это место является третьимпо количеству паломников католической веры после Иерусалима и Рима. Были и обеды во французских семьях, незабываемое общение с артистами из групп других стран и многое-многое другое, что навсегда останется в памяти артистов ансамбля «Саяны».

 

АРТИСТЫ – ПОСЛЫ РОССИИ

Девизом ансамбля «Саяны» в турне был девиз мушкетеров «Один за всех и все за одного».Да, в этот раз ансамбль «Саяны» не завоевал ни наград, ни призовых мест: фестивали, в которых коллектив «Саяны» участвовали этим летом, не предполагали конкурсной программы.

Своеобразный итог участия «Саян» в фестивалях во Франции и Испании был подведён в письмах, которые организаторы направили на имя Председателя правительства Тувы Шериг-оола Ооржака.

«Публика и организаторы фестиваля были очарованы качеством костюмов, хореографией и музыкальным сопровождением вашей группы. Ансамбль «Саяны» показал себя как органичный, талантливыйколлектив, заслуживающий права выступать на ведущих мировых фестивальных площадках».

«Грация и улыбки артистов, великолепие и многообразие неповторимых красочных костюмов вместе с неописуемым вокальным искусством горлового пения ансамбля «Саяны» просто покорили требовательную публику фестиваля».

«Организаторы оценили пунктуальность и профессионализм артистов и слаженные действия административного состава ансамбля».

«Танцоры и музыканты великолепного коллектива «Саяны» из Республики Тыва стали настоящими послами вашей страны и помогли нам открыть все богатства и неповторимость самобытной традиционной культуры тувинцев. Наш фестиваль – это место обмена культур, место встречи различных народов, и мы рады, что ваши артисты прониклись духом этого взаимопроникновения и взаимообогащения культур».

Константин Хлынов,

сопровождающий ансамбль

в качестве переводчика

Франция – Испания –Тува

 

Ансамбль «Саяны» благодарит администрацию Тувгосфилармонии, Министерство культуры и по делам национальностей РТ, Правительство РТ и лично Главу Правительства РТ Шериг-оола Ооржака за помощь в подготовке турне ансамбля «Саяны» по Франции и Испании в июле-августе 2004 года.

 (голосов: 0)
Опубликовано 1 октября 2004 г.
Просмотров: 6338
Версия для печати

Также в №39:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2019 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru