Ансамбль «Саяны» Тувинской государственной филармонии отличился в Южной Корее – на фестивале танцев народов мира-2011, проходившем в городе Чхонане с 28 сентября по 3 октября. Его золотой фонд – блок лучших танцев коллектива с сорокадвухлетней историей – удостоен бронзовой награды. А неофициально ансамбль отмечен как очень дисциплинированный.
Участниками Чхонанского фестиваля с общим призовым фондом в 32 тысячи долларов были 23 танцевальных коллектива из двадцати одной страны, так как Китай и Россия привезли по два ансамбля.
Россию представляли тувинские «Саяны» (художественный руководитель Аян Мандан-Хорлуу) и молодежный ансамбль народного танца «Горенка» из Хабаровска (руководитель Валентин Пахомов).
Коллективы не только выступали на сцене с фольклорными танцами, но и показывали себя в уличных парадах. Не обошлось без казусов и накладок: во время исполнения одного из конкурсных танцев ансамбля «Горенки» выяснилось, что местные операторы стерли с переданного им диска фонограмму, а «Саянам» в ходе номинации уличного шествия в двух точках не поставили музыку.
Однако оба российских коллектива смогли пробиться в финал, в который, помимо их, вышли еще восемь ансамблей: из Косово, Словакии, Индонезия, Гуама, Узбекистана, Польши, Мексики, Филиппин.
В итоге, как сообщает ИТАР-ТАСС, Гран-при присуждено танцорам из Филиппин, золото досталось коллективу из Узбекистана, а серебро разделили Словакия и Польша. Бронзовые награды получили три коллектива: российские «Саяны» и «Горенка», польский ансамбль. Звания лучшего танцора фестиваля удостоен Василий Пелипко из ансамбля «Горенки», женский приз достался мастерице танца из Филиппин.
В числе представленных ансамблем «Саяны» на фестивале танцев – классика тувинской пластики «Звенящая нежность», воинский «Дембилдей» в постановке Вячеслава Донгака, поставленная Аяном Мандан-Хорлуу композиция «Эзир-Кара», посвященная легендарному скакуну.
«Всем нравятся тувинцы, потому что они спокойные, культурные люди, хорошо себя ведут, видно, что приехали работать. С ними не возникает проблем, связанных с дисциплиной, как с другими коллективами. А ведь это тоже оценивается. Так что вне конкурса – все в порядке, а на сцене – еще лучше».