газета «Центр Азии»

Воскресенье, 21 октября 2018 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2010 >ЦА №3 >Победить в этой войне

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Победить в этой войне

Проблема ЦА №3 (22 — 28 января 2010)

Два пути для тувинского этноса:  выжить в схватке с пьянством или умереть

Победить в этой войне Вдали от дома я часто задумываюсь о родной земле и ее людях. В них – моя жизнь. Дух скромного и доброго тувинского народа и сейчас согревает меня в Северной Пальмире.

Что ждет наш народ в ближайшем будущем?

Сможем ли мы сохранить национальную самобытность и традиции наших предков в условиях современной глобализации, унификации образовательной системы и многих других факторов, отрицательно влияющих на национальное самосознание?

Какие пути развития возможны для республики?

По какому следует пойти и к чему это приведет?

Хочу поделиться своими рассуждениями на эти животрепещущие вопросы.

Быть может, они вдохновят вас на какие-то действия.

Ломка устоев

Сегодня тувинское общество столкнулось с огромным количеством проблем, которые вызваны, на мой взгляд, ломкой завещанных нам предками традиционных устоев.

Безусловно, это присуще не только тувинцам, но и большинству национальных культур России.

Ведь сейчас не всегда встретишь алтайца, который может поделиться с тобой интересными фактами из истории и быта своего народа.

Не всегда встретишь калмыка, который может сказать тебе на своем родном языке: «Привет! Как дела?»

Редко найдется хакас, который перечислит пару дат из истории хакасов. Мало у кого из этих людей найдется и своя национальная одежда в шкафу.

И все это произошло всего за несколько десятилетий.

Но современное российское общество нуждается в сохранении этнических культур, ведь успешное развитие полиэтнического государства невозможно без учета национальных особенностей каждого из его народов.

Перспектива исчезнуть к 2100 году

Одной из причин не только морального, но и физического уничтожения этноса является алкоголизм.

Печально, что среди несовершеннолетних число употребляющих спиртное с каждым годом все увеличивается.

Заслуженный врач нашей республики Биче-оол Шангыйлан вычислил, что наш народ исчезнет к 2100 году, если не перестанет пьянствовать. Естественно, нельзя не разделять его тревогу.

Будучи студенткой исторического факультета СПбГУ, я пишу работу о повседневной жизни урянхов в конце XIX – начале XX века. Одна из традиций того времени – ограничения, связанные с употреблением алкоголя у тувинцев.

Путем сравнения традиции с современными реалиями я попытаюсь предположить будущее.

Чёрная водка отнимает жизнь

Неизвестно, когда у тувинцев появился аппарат по перегонке молочного напитка хойтпак. Но физическое явление круговорота воды в природе гениально использовано нашими предками именно в этом изобретении.

Тувинцы перегоняли арагу (прим ред.: в русской транскрипции – арака) не только из хойтпака, но и из кумыса, облепихи, пшеницы, проса. Однако занимались этим только в летнее время, когда дома было достаточно молока, следовательно, в девятнадцатом и начале двадцатого веках пьянство у тувинцев не было распространено, как сейчас.

Когда мы находились в составе Маньчжурии, в кожуунах имелись торговые лавки китайских купцов, где продавалась уже китайская водка – «кыдаттын кара арагазы» (черная китайская водка).

Тувинцы остерегались ее употреблять, считая, что она отнимает жизнь.

Не больше двух дашка

На протяжении веков у наших предков сложилась своя питейная культура.

Тувинцы известны своим гостеприимством.

Победить в этой войнеВо время пиршества хозяин наливал арагу в дашка (прим. ред.: в современном тувинском языке слово употребляется, как мера, стопка), брал в правую руку, левой же обхватывал правый рукав и с поклоном подавал арагу почетному гостю. Тот брал дашка обеими руками и, слегка коснувшись губами края, возвращал обратно хозяину.

При этом говорил:

«Амзавас дээш амзавады дивенер,

Амбын-Чингис айыткады».

(Не подумайте, что специально не пригубил,

Таково повеление Великого Чингиса).

Хозяин обеими руками брал дашка, сам пригублял арагу и вновь подносил гостю. Только после этого гость выпивал.

Возможно, во избежание отравления Чингисхан повелел высшим должностным лицам есть и пить только то, что отведано самим хозяином.

Более двух дашка не употребляли. Ограничиться одним дашка было нельзя, так как у человека две руки, две ноги, имеется жена, семья. После двух дашка человек крепко держится в седле. Это тоже одна из гарантий безопасности жизни и здоровья.

Без фермента, расщепляющего алкоголь: запрет на араку до сорока лет

Ученые-генетики полагают, что в организме тувинцев отсутствует фермент, расщепляющий алкоголь.

Это вызвано тем, что в наше традиционное питание не входили хлеб и дрожжесодержащие. Эти продукты и водку тувинцы начали употреблять только с середины XX века, поэтому организм наш не адаптировался и не выработал защиту.

Этим можно объяснить быстрое опьянение от небольших доз, привыкание, зависимость организма от алкоголя у тувинцев.

Тувинцами был выработан запрет на употребление араги мужчинам до сорока лет. «Эр кижинин торе баштаар угааны 40 харлаанында быжар». (Государственный ум мужчины созревает в 40 лет).

Если с раннего возраста отравлять свой организм алкоголем, то мужчина не может быть защитой и опорой для рода. А после сорока лет, даже в состоянии опьянения, мужчина может контролировать свое поведение, знать свою меру.

Алкоголь также оказывает отрицательное влияние на потомство. В 40 лет, в основном, завершается детородный возраст и уже сводится к минимуму рождение неполноценных детей.

Кто будет уважать пьяную женщину?

Женщинам вообще запрещалось употреблять спиртное. Говорили, что если отец пьет, полдома горит, если мать пьет, весь дом горит.

Что мы видим сегодня? Утрачена единственная традиция, запрещавшая женщине употребление спиртного. Женский алкоголизм стал настоящим бичом современного общества.

Кто будет уважать пьяную женщину?

Сегодня люди ошибочно думают, что в традиционной тувинской семье женщина была бесправна. Нет, она была полноправным и уважаемым членом семьи.

В семью мужа она привозила с собой приданое: юрту с убранством, одежду по сезонам, украшения и скот. За ней всегда сохранялась право возвращения в род. При этом она могла увезти с собой своих детей и все имущество.

Наши предки не уделяли большого внимания словесному воспитанию. Дети воспитывались личным примером родителей. Понятно, откуда сегодня среди подростков такой интерес к спиртному, ведь примером для них являются пьяные мамы.

Из жизни общества таким образом уходит духовность. Бессменные спутники алкоголизма – ложь, агрессия, преступления и семейное неблагополучие, супружеские измены, разводы.

Как правило, пьющая женщина не в силах контролировать свое поведение. Она не стесняется употреблять бранные выражения, что недопустимо в традиционной семье. Наши предки боялись осквернить бранными словами духов воздуха, боялись остаться без защиты от нечисти.

Тувинки, кроме женщин Тоджи, не имели права убивать животных. Сегодня есть случаи, когда жена убивает мужа.

Под влиянием алкоголя женщины становятся развязными и болтливыми, что недопустимо для поведения в традиционном обществе.

Похороны превращаются в пьянство

В традицию погребения не входило употребление спиртного.

Считалось, что душа покойного сердится, если люди пьют арагу, шумят, не контролируют свое поведение.

А сегодня похороны превращаются в пьянство. Выражая соболезнования, тувинцы приносят с собой водку и табак.

Все это выдается за традицию, хотя никогда такой традиции не было.

Сломанный стержень

Что же нам делать? Как бороться с этим пьянством, которое погубит нашу нацию?

Как-то раз о бесценной пользе традиционного общества я заговорила с одним замечательным человеком, калмыком по национальности.

Его эта проблема волновала не меньше меня. Вот что он мне сказал:

«В национальных республиках нужен коллегиальный орган, который будет полностью контролировать все сферы общественной жизни.

Вводится полный контроль, цензура. Вместо MTV слушаем национальную музыку, вместо «Дом-2» смотрим программы об истории, традициях. Вместо посиделок на улицах занимаемся спортом.

Я не говорю о коммунизме, но положительные элементы нужно брать».

На мой взгляд, вполне здравое рассуждение.

Работая над этой проблемой, многое для себя осознаешь. Я поняла главное: причина всех наших бед – в нас самих.

Сломался некий духовный стержень внутри нас, который был у наших отцов и дедов, с честью и достоинством пронесших звание «детей Тувы» через всю свою жизнь.

Наиболее действенным средством в таком случае представляется обращение к истокам, к исторической памяти наших предков, к опыту, который в суровых условиях помог сохраниться и выжить.

Традицию нельзя возродить, она закрепляется в исторических условиях. Но помнить и рационально использовать это нужно.

Путь оптимистический

Передо мной автоматически вырисовываются два пути, по которым тувинский народ может пойти в ближайшие 20-30 лет. Первый я назову оптимистическим.

Он возможен в случае успешной политики нашего правительства по отношению к проблеме алкоголизма и правильных действий со стороны масс.

Успешная политика и правильные действия – это максимально возможные меры по сохранению самобытности этнической культуры, для проведения которых необходима помощь государства, новые образовательные программы, направленные на воспитание любви к традиции.

Я предлагаю ввести курс «Основы традиционной тувинской семьи». Такой курс, по-моему, помог бы многим ребятам.

Изучая такой предмет, дети по-другому взглянули бы на наши обычаи, ведь многого они не знают вовсе. Это способствовало бы подготовке к самой главной социальной роли – роли будущих матерей и отцов.

Самым дорогим вознаграждением за выбор этого пути для нас будет сам народ, который выживет в этой жестокой борьбе с алкоголизмом.

Семья как главный институт общества сохранит свою святость в глазах людей и будет воспитывать в нас лучшее, что дошло от отцов.

Путь исчезновения нации

О втором пути мне совсем не хочется говорить. Но, к сожалению, возможность его существования в будущем нельзя отрицать.

Мне думается, что он ожидает нас в случае нашего бездействия. Если не будут приниматься меры по устранению алкоголизма, которые реально действовали бы не только на поверхностном уровне, но и на практике помогали бы тысячам семей.

Тогда наше общество полностью поглотили бы ложь, болезни, преступления, предательство и семейное неблагополучие. В конце концов, тувинский этнос исчезнет. Страшно даже подумать об этом.

А ведь у нас очень высокий уровень преступлений среди несовершеннолетних, как правило, они совершаются в состоянии алкогольного опьянения.

Это тоже о многом говорит. Нужны реальные действия: активная пропаганда здорового образа жизни, положительный пример со стороны родителей.

Нет, второй путь не имеет права на существование. Мы не позволим этого!

Собрав все свои силы, мы должны победить в этой войне. Ведь тувинец не может без своего народа, без него он, как пушинка, былинка на ветру.

Регина ШИРАП,студентка второго курса Санкт-Петербургского госуниверситета, 20 лет, лауреат III степени конкурса «Тува-2050: картины будущего»

 (голосов: 9)
Опубликовано 22 января 2010 г.
Просмотров: 3437
Версия для печати

Также в №3:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2018 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru