газета «Центр Азии»

Вторник, 3 декабря 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2005 >ЦА №37 >Звонарка

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Daddy . небулайзер купить

Звонарка

Событие недели ЦА №37 (16 — 23 сентября 2005)
kolokola.gif

Над Свято-Троицкой церковью плывет колокольный звон. На душе становится как-то особенно светло и торжественно.

А наверху, на колокольне, стоит тоненькая хрупкая девочка в светлом платочке. Ей шестнадцать. Ее зовут Лена Богданова. Она звонит в колокола и смотрит в небо.

* Она с раннего детства стремилась к высоте. Она любила сидеть на заборах, забираться на крыши и большие раскидистые деревья. И чем выше забиралась, тем радостней и спокойней было на душе.

Внизу, на земле, все было не так: жизнь не баловала ее домашним теплом и уютом. Она не любит рассказывать об этом. Не может вспомнить ни одного светлого мгновения из детства. Долго, очень долго, думала, заставляла себя вспомнить. Не смогла.

Но она ни словом не корит свою маму. «Чти отца твоего и матерь твою» – одна из десяти заповедей Закона Божьего, о которых постоянно говорит им матушка Марина в воскресной школе. И хотя родным домом для нее давно стала Свято-Троицкая церковь, а духовными родителями – отец Вячеслав и матушка Марина, она знает: если через много лет уже старенькая мама придет к ней, она примет ее и будет заботиться о ней. Так их учат в церкви.

В церковь Лена пришла два с половиной года назад. Свято-Троицкий храм всегда привлекал ее, но идти туда одна она стеснялась, боялась чего-то. Хоть и крестили Лену в очень раннем детстве в кызыльской церкви, но крестика у нее не было, потерялся куда-то. И молитвы она ни одной не знала. Страшно было как-то одной в церковь идти. Вот если бы с кем-то. Поэтому она обрадовалась, когда ее двоюродная сестра предложила зайти в храм. Там Лене понравилось: тихо, спокойно, светло.

– Тут люди совсем другие, не такие, как те, кто в миру живет, – поясняет девочка, – Они не пьют, не курят, не сквернословят. С ними даже общаться легче: я понимаю их, а они меня. До того, как в церковь пришла, все было не так. Почти никто из знакомых и одноклассников меня не понимал, смеялись даже иногда. Я ведь всегда знала: есть Бог на небе, есть! Если одноклассники, например, драться между собой начинали, так я стою и про себя прошу Бога, чтобы он вразумил их, чтобы они перестали. Молитв тогда еще не знала, просила своими словами.

Часто Лену дразнили монашкой. За вот эти бормотания и еще за то, что она постоянно ходила в длинных юбках, в кофтах с длинными рукавами. Но она не обижалась. Ей всегда казалось странным: что же оскорбительного в слове «монашка»? Этого Лена понять не могла. А ее одноклассники не могли понять ее. Они говорили на разных языках.

– Конечно, во всех церковных правилах я далеко не сразу разобралась, – вспоминает Лена,– могла вот просто взять и посреди занятий в воскресной школе уйти гулять. Или даже просто проспать. Это уже потом, со временем, всему научилась. Сначала трудно было. На службах тем более. Очень уж ноги уставали стоять. Непривычная я к этому была. Даже сейчас еще до конца простоять на службе тяжело.

Да и посты сначала было трудно соблюдать. Силы воли, что ли, не хватает мне? Иногда хотелось что-то не то съесть, но старалась терпеть. Когда при церкви живешь, то как-то проще пост соблюдать. Дома-то искушение большое. А тут, при церкви, специально готовят постную пищу, да вкусно так, ничего мясного, сдобного и не хочется.

* Сначала Лена просто приходила в храм: по воскресеньям, да после школы забегала, а около двух лет назад стала жить при церкви.

Недалеко от нее есть маленький деревянный домик, вот в нем отец Вячеслав и разрешил жить. Уходя туда, Лена оставила маме и брату Гене все иконы, те самые, что она купила сама. Она очень надеется, что они им помогут.

В церковном домике они стали жить вместе с Настей Меркушиной, которая хоть и младше Лены на несколько месяцев, но во многом, особенно вначале, помогла ей, так как пришла в церковь раньше. У Насти тоже было трудное детство, но девочка не сломалась. Сейчас она уже учится в Кызыльском училище искусств на дирижерско-хоровом отделении. В группе ее уважают, выбрали старостой.

В домике, где живут Лена и Настя, нет ни телефона, ни, конечно же, телевизора, но он и не нужен им. Они уже давно перестали его смотреть: считают, что ничего хорошего и по-настоящему доброго по телевизору все равно не покажут.

Живут девочки дружно.

– Только иногда деремся,– улыбается Лена, – и Настя чаще всего побеждает.

– Ага, как про «драться», так ты рассказываешь! А про то, что я тебе кофе в кровать по утрам ношу, чтобы ты проснулась – молчишь! – вставляет Настя.

И девочки дружно смеются.

* Если вы думаете, что церковь – это лишь молитвы и благостный вид, то вы глубоко ошибаетесь. Это еще и работа. Не только духовная, но и физическая.

– Недавно крышу у церкви красила, – рассказывает Лена,– сама попросилась. Я высоты совсем-совсем не боюсь. Чего ее бояться-то? Там хорошо, спокойно.

Я очень люблю работать, особенно, если настроение есть. Если честно, то даже приятно сделать для церкви что-то полезно, матушке с батюшкой помочь.

Еще Лена нянчится в церкви с маленькими детьми. Она очень хорошо умеет с ними обращаться. Если кто-то из взрослых прихожан занят, то с его детьми посидит Лена. Она и с Сеней нянчится и с маленьким Колей – детьми батюшки Вячеслава и матушки Марины. И Лене это в радость. Матушка Марина даже называет ее «наша главная няня» и советует выучиться и стать воспитателем в детском саду.

– Кстати, – говорит Лена,– я недавно поняла, какая у меня самая-самая главная в жизни мечта: быть маленькой, ну, лет пяти хотя бы. Самый хороший возраст. Светлый такой, радостный, друзей в этом возрасте всегда много! И еще: маленьким ничего делать не надо, наоборот: все о них заботятся (смеется).

Но Лена еще со своей будущей профессией не определилась, быть может, воспитатель, быть может, и повар. Матушка Марина научила Лену готовить. И недавно, когда все были заняты ремонтом в церкви и готовить еду было некому, за это дело взялась Лена. Она сварила огромную кастрюлю горохового супа. Приготовленное ею блюдо всем понравилось, вот только немного не хватило, ведь Лена никогда не готовила на такое большое количество людей.

* Всего два с половиной года прошло после того, как Лена пришла в церковь, но в ее жизни многое изменилось.

Она стала лучше учиться. На встречи с классным руководителем в школу №14 ходит матушка Марина, она же расписывается в школьном дневнике и следит за ее успеваемостью.

И первую Библию ей матушка Марина подарила.

Теперь и молитвы Лена выучила: «Богородица Дево», «Достойно есть», «Верую», «Отче наш». Даже любимая икона появилась: блаженной старицы Матроны Московской. У этой святой тоже была тяжелая судьба, может быть, поэтому она так близка сердцу Лены.

Она увлеченно рассказывает об этой святой. Родилась Матрона в 1885 году в селе Себино Епифанского уезда Тульской области. Ее родители жили очень бедно, и мать, еще до рождения Матроны, решила отдать будущего ребенка в приют. Но однажды увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась ей в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами. Приняв сон за знамение, женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют.

Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное». Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз, только сомкнутые веки, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне.

 

В 1925 году Матрона переехала в Москву, где и прожила до самой своей смерти. К ней постоянно шли люди, иногда до сорока человек в день. Она лечила их, помогала и просто советом. Умерла она своей смертью, о которой ей было за три дня открыто – 2 мая 1952 года. Похоронена в Москве на Даниловском кладбище, где с тех пор горит неугасимая лампада. Но и по смерти своей блаженная Матрона все так же помогает людям, просящим ее молитвенной помощи. Отовсюду к ее мощам в Покровский монастырь каждый день приезжают люди.

Когда Лена приходит к иконе святой Матроны, ей сразу становится легче. Она молится у нее за маму, за младшего брата Гену, которого Лена тоже пыталась привести в церковь, но он как-то не «прижился», ушел.

– В миру ведь легче жить, – поясняет Лена,– там все можно: пить, курить, ругаться… А в церкви не так все. Быть может, сложнее, но действительно чувствуешь себя человеком. Мне теперь неинтересно со своими мирскими сверстниками. Мелкие они какие-то. Не духовные. Заботы у них: как бы где выпить, где бы денег на это найти. А мне это не надо. Тут другие интересы.

Сама домой совсем не хочу почему-то. Я привыкла к церкви, здесь мой родной дом. Мне тут хорошо. Мне Матушка Марина как мама стала. Когда доброе что скажет, когда поругает за дело. Заботится обо мне.

Каждые человек выбирает свой путь. Кому-то удобнее в миру, а кому-то нет. У кого-то душа тянется к Богу. Когда трудно, можно пойти на исповедь, все рассказать и сразу легче станет. Тут все мои друзья. Они мне как родные, как братья, сестры. И все друг другу помогают.

А в воскресной школе знаете, как интересно!

Надя АНТУФЬЕВА

 (голосов: 4)
Опубликовано 17 сентября 2005 г.
Просмотров: 7678
Версия для печати

Также в №37:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru