В местечке Тос-Булак на конкурсе «Лучшая юрта Наадыма-2005» – все кожууны республики представили кочевые жилища. Не осталась в стороне и администрация города Кызыла, впервые выставив на конкурс свою юрту.
Городскому жителю легко заблудится в юрточном городке, но, немного привыкнув, замечаешь, что юрты все разные. Как всегда самым притягательным и необычным был берестяной чум оленеводов-тоджинцев. Неподалеку расположилась небольшая аккуратная юрта монгун-тайгинцев, они единственные выделывают веревку для обтягивания юрты из шерсти яков. Кстати, каждый год на конкурс они готовят совершенно новую юрту, после показа на республиканском конкурсе ее вручают лучшему чабану кожууна.
Три флага – российский, тувинский и каа-хемский украшали вход в юрту Каа-Хемского кожууна. У одних олени, у вторых яки, а у каа-хемцев свой флаг! Поразила огромная монгольская юрта: просторная, с шикарными, резными «унулар» – прутьями из дерева, составляющими скелет юрты.
Особняком от своих больших сестер-юрт, спрятавшись среди торговых палаток, расположилась «Веселая юрта» театра кукол «Шыяанам» Виктора Куулара. Народ здесь собирался разный, от детишек и вездесущих туристов до тувинских даргаларов, всех заинтересовали кукольные хозяева юрты.
Если в 2003 году вызывало восхищение современное оснащение юрт, то в 2004 и 2005 годах телевизоры, компьютеры, микроволновки членов жюри оставили равнодушными. Главными критериями оценки стали традиционность и функциональность.
В этом году в конкурсе «Лучшая юрта Наадыма-2005» лучшей признана юрта Барун-Хемчикского кожууна. Приз хозяевам, уже ставший традиционным – бортовой «УАЗ». Диплом второй степени и денежное вознаграждение в 50 тысяч рублей были вручены представителям труднодоступной Монгун-Тайги. Диплом третьей степени и 30 тысяч рублей преподнесли каа-хемцам. Очень полезный поощрительный приз конкурса – электростанцию «Ямаха» получили тоджинцы.
Бесспорно, что участие в Наадыме – это возможность с честью представить свой кожуун, свой сумон, свою юрту, но, приглядевшись, влившись в людской поток, понимаешь, что для многих это еще и единственная возможность соприкоснуться с давно потерянным домом. Где искать якутскому тувинцу, давно уехавшему из Тувы или бай-хаакскому монгун-тайгинцу знакомых, родных? Конечно, возле юрты родного кожууна. Да и в городском жителе как-то вдруг рождается тоска по степи, по теплу очага юрты, по спокойной размеренной жизни кочевника.
Фото Нади Антуфьевой