Жарким июльским днем на стадионе имени 5-летия Советской Тувы прошел студенческий форум. Правда, на форум в современном понятии мероприятие не походило. А связи с легендарным римским форумом не чувствовалось и подавно.
То, куда так активно зазывали глянцевые рекламные афиши, представляло из себя нечто среднее из концерта, художественной самодеятельности студентов и дискотеки. Есть модная ныне в студенческих кругах фраза: «Кто, если не мы, возьмется за будущее Тувы?». На форуме эту фразу можно было чуть подправить, и в контексте событий спокойно петь: «Кто, если не мы, будет тусоваться во имя будущего Тувы?». Правда, про само будущее на форуме не было сказано ни слова, да и никаких совместных обсуждений общих проблем, наверное, и не предполагалось. А я, по наивности своей, ждал. Если не серьезности, то хотя бы имитации.
Я, конечно, понимаю, что хороший отдых никому не мешает. Особенно в кругу близких и знакомых тебе людей. Но ведь древние властители мира за «хлебом и зрелищем» ходили в Колизей, а вовсе не в римский форум. Вот и сейчас я сижу и ломаю голову: а почему именно форум? Неужели нельзя было назвать проще? Например – студенческая дискотека, супер-пупер вечеринка, концерт?
Впрочем, даже концертные номера на форуме не были интересными и яркими, за исключением нескольких. Танцоры действовали несинхронно, певцы еле вытягивали песни. Вечно опаздывали операторы. То ли диски путали, то ли у них были другие технические проблемы, но перерывы между номерами были очень длинными. Ведущие пытались восполнить перерывы рекламой и перечислением недолгого списка спонсоров. Когда список кончался, ведущий оглядывался в сторону технического персонала и снова, уже по второму кругу, начинал перечислять спонсоров, активно рекламируя их продукцию. До третьего круга не доходило: ведущий, чувствуя себя беспомощным, просто уходил со сцены.
Были и другие ляпы. Например, президентом Томского тувинского землячества был назван Тэмир Дажы-Сегбе, хотя президентом является Антон Эрин, которого на форуме не было. Если большинство это восприняли как небольшое недоразумение, то некоторые – не иначе как переворот.
Некоторые ожидали, что что-то оригинальное и новое представят Московское и Томское землячества. Ведь именно они на сегодня являются самыми разрекламированными. Эти землячества имеют также более мощную информационную базу, нежели другие землячества, в виде Интернет-сайтов и газет. Но ожидания не оправдались.
УДАР В ЗУБЫ – ПОСЛЕДНИЙ АРГУМЕНТ
Между землячествами существует негласное состязание за неофициальное звание «лучшего». Правда, работа землячеств во многом свелась к организации культурно-массового досуга и к «выбиванию» средств из правительства Тувы на очередное празднование «Шагаа», конкурс красоты. Когда ходокам одного землячества удается выпросить средства, представители других землячеств начинают пускать слухи о заоблачных суммах, которые были потрачены не по назначению. «И вообще: почему им дали, а нам нет?» – рассуждают ходоки тех землячеств, которым отказали.
На фоне этих рассуждений мы начинаем забывать, ради чего мы объединяемся в землячества и выбираем президентов. Ради какой цели? Что мы должны делать, и что требовать от президентов?
«Прежде всего – решение социальных проблем», – подскажут мне одни. «Защита от милицейского произвола», – объяснят другие. «Помогать в учебе», – подкинут третьи… И этот список будет пополняться. Но не всем землячествам и президентам удается решать у себя эти проблемы. А они очень острые. Это не только помощь в поиске работы и жилья, но необходимость защиты от криминала.
Сейчас в России очень много скинхедов, которые свободно шастают по улицам городов. Существует также бытовой национализм отдельных граждан и преподавателей, да-да, иногда встречаются и такие профессора. Одни вымогают взятки, другие просто «валят», занижая оценки. Но редко кто из студентов обращается за помощью и пытается бороться. Хотя землячество должно после таких случаев официально обращаться в ректорат вуза либо с требованием смены экзаменатора, либо с требованием созыва новой комиссии.
Немаловажной проблемой (особенно в европейской части России) являются футбольные фанаты. Хорошо если их команда выиграла, но вот если фанаты идут после провального матча и встречают, например, тувинца…? Беды не миновать.
Притчей во языцах стала коррумпированность сотрудников патрульно-постовых служб. Наверное, именно милиционеров тувинские студенты боятся больше всех. Вам не кажется это странным? Бояться стражей порядка?
От скинхедов и прочих хулиганов можно убежать, во время футбольных матчей можно спокойно отсидеться в общежитии. Косые взгляды прохожих студенты пытаются просто не замечать. В ответ на приставания гопников (мелкая шпана, которая разводит прохожих на деньги) многие просто пускают в ход кулаки. Но вот если в метро, на вокзале или просто на улице, студент-тувинец (лицо неславянской национальности – новый термин, введенный в современную эпоху), повстречает милиционера, то пиши пропало. Убегать от милиционеров нельзя, подумают, что преступник и на несколько дней посадят (выяснение обстоятельств), защищать свою честь тоже нельзя: милиционер всегда прав, а правоту он свою доказывает обычно силой.
Даже если вы ни в чем не виноваты, и у вас все в порядке с документами, милиционеры начинают придумывать все новые способы вымогательства денег. Вплоть до обвинения в использовании фальшивых документов. Был однажды случай в Томске, когда нашего студента обвинили в том, что его паспорт фальшивый (ну откуда сотрудник ППС знает, что есть такая республика – Тыва, где тоже живут россияне?). Отпустили его только тогда, когда он выложил энную сумму, после чего студент с «фальшивым» паспортом спокойно ушел домой.
Другого моего друга сотрудники милиции наградили ударом в зубы, когда тот начал защищать свои права, взывая к законности. После дня, проведенного в милиции, он даже прошел медицинское освидетельствование и со справкой от врача пошел в РОВД выяснять причину такого к себе отношения (невиданный случай, обычно студенты предпочитают молчать). Но ему деликатно объяснили, что он мелкий хулиган, должен на седьмом небе от счастья быть, что отпустили без суда и следствия. На этом пыл студента угас.
ОБЪЕДИНЯТЬСЯ НАДО!
Для решения всех этих проблем нужны президенты и землячества, которые бы могли отправлять официальные запросы в органы власти. И уже на официальном уровне требовать исполнения законов и защиты студентов. Президенты, «старички» землячеств, должны объяснять первокурсникам, где нельзя находиться, а где безопаснее всего, что представляет из себя город, и как себя нужно вести, чтобы не попадать в нехорошие истории.
Но все, увы, иначе. И дело не только в развлекательной направленности в работе землячеств. Многие землячества не имеют официальной регистрации. Регистрировать официально свое землячество – дело хлопотное, да и денег требует. Но ведь их можно зарабатывать на тех же увеселительных мероприятиях. По моим скромным подсчетам, на одном таком конкурсе, как «Мисс Азия» в (Томске), ежегодно зарабатывают более 30 000 рублей. Из них не более 15 000 уходят за аренду. Да и договариваются обычно на следующих условиях: 40-50% от стоимости билета уходят в виде арендной платы владельцам клубов.
Около 10 000 тысяч уходят на призы и прочие организационные расходы. В результате – около 5 000 тысяч остается в виде чистой прибыли. 5 000 рублей за одну ночь - довольно приличная сумма для студентов. Можно также зарабатывать, организовывая общеазиатские вечеринки. С той лишь разницей, что посетителей бывает меньше, чем на «Мисс Азии», правда, в «азиатках» не надо тратится на дорогостоящие призы. Потому чистая прибыль в таких случаях может составлять около 8 000 рублей за ночь. Так что на официальную регистрацию хватит.
Конечно, к землячествам и их президентам можно предъявить массу претензий, но стоит отметить, что они несут много положительных функций. Просто не все еще научились грамотно использовать тот небольшой ресурс, который у них есть. Если у одних нет четкой идеи развития землячества, то другие пока не могут реализовывать свои планы. Нет хорошей базы, на которой можно строить большую студенческую организацию. Землячества также должно создавать все условия, чтобы студент в полной мере раскрывал свой творческий и деловой потенциал. Объединяться в больших городах, где выживать одному трудно, просто необходимо. Но за объединением должна последовать и работа. Общая работа, а не отдельных лиц и активистов. Вот это бы обсудить на форуме. Не получилось.
Фото Нади Антуфьевой