Петербургский журналист Анджей Иконников-Галицкий продолжает тему аржаанских археологических находок. Следующая его статья вышла в Санкт-Петербурге.
В Туве Анджей Иконников-Галицкий опубликовал статью "В лучах аржаанского кургана" ("ЦА" № 35, 2002 г.), в которой поднял проблемы республики, особенно заметные при работе с ее прошлым - с древними захоронениями. Статья была принята читающей публикой достаточно благожелательно, тем более, что представляла объективный взгляд стороннего, но не равнодушного наблюдателя. Сопровождая экспедицию известного археолога Константина Чугунова, журналист ведет хронику происходящего и делает свои наблюдения, чем делится также и со своими земляками - питерцами. В газете "Невское время" 21 сентября 2002 г. размещена его новая публикация "Аржаан-2: сенсация продолжается".
Кроме известных нам предыстории раскопок в Уюкской котловине и проблем питерцев сегодня публикация любопытна описанием могил. 28 могил, обнаруженных в прошедшем сезоне-2002, удивляют и интригуют. Например, две огромные ямы (4х4х4 метра) оказались заполненными только переворошенной землей. Автор предположил, что в этом есть смысл. Ямы готовили для кого-то, чей социальный статус равнялся царскому, а потом был вдруг утерян, и ямы пришлось засыпать. Если это было так, то "вырисовывается сюжет драматичной и кровавой борьбы в царском окружении, среди родни того могущественного старика-царя, чьи останки, раскопанные в прошлом году, лежали в истлевших объятиях молодой (наверное, когда-то прекрасной?) царицы". Правда, журналист фантазирует одно, а ученый считает другое. Константин Чугунов более склонен назвать эти ямы продолжением линии, состоящей из каменных плит и обозначающей путь к царской могиле.
Но Анджей Анджеевич не сдается. Он ищет новые загадки, чтобы попытаться представить жизнь древних устроителей курганов. В одном погребении женщины с традиционным инвентарем (зеркальцем, шилом, гребнем, ножом) находятся… три руки. Третья, отрубленная, аккуратно положена сверху. Тоже предполагает загадочный сюжет. Еще случай: "останки мужчины-воина аккуратно помещены в каменный ящик, но при этом позвоночник вывернут наизнанку и кости ног лежат так, что сразу ясно: в момент погребения труп разваливался на части". Другие примеры также заставляют автора задуматься: знатные покойники погибли при драматических обстоятельствах, долгое время их останки не могли найти последнего пристанища. "Не все спокойно было в царстве аржаанских скифов, ох не все", - вздыхает журналист.
Сюжет авантюрного романа появляется у него при взгляде на захоронение 25-летней женщины с пробитым черепом. Между лбом и теменем у нее чернеют четыре дыры, оставленные излюбленным скифским оружием - чеканом. Почему четыре удара, ведь каждый сам по себе уже смертелен? Ритуальная казнь с почетным погребением?
А вот другая могила заставляет автора вспомнить о… журнале "Плейбой". "Два скелета, принадлежащие молодым мужчинам, положены вместе в такой откровенной позе, что… Право, даже неловко…". Смущенный журналист размышляет: неужели и у древнескифской знати однополая любовь была дозволена, как в Голландии?
Безусловно, погребения не только заставят ученых переписать учебники древней истории, скорректируют хронологию, но и позволят нам проникнуть в духовный мир древности. Для многих из нас это просто древность, это скелеты людей и животных, истлевшие предметы, лежащие под землей, по которой мы ежедневно ходим. Но когда-то это была территория царств, где жили храбрые воины, шли сражения, разворачивался быт. Была и любовь, и измены, и интриги. Уходили одни поколения, росли новые. Они и не подозревали, что когда-то над ними будут стоять другие люди и размышлять о тяготах древней жизни. Дело не в том, хотели они этого или нет. Дело в том, что они стали мостом, соединившим прошлое и настоящее. Вот это и есть самое удивительное.