С Виктором Кузиным, директором основанной в 1990 году
телекомпании «Тува-ТВ», мы встретились на пятом этаже Дома быта, где в пяти
комнатах располагается сама телекомпания, и в одной – ее детище – газета «Тува
ТВ-информ».
Прямо пишу: шубу снять
мне Виктор Викторович любезно не помог и чашечкой кофе не угостил, пока сама не
намекнула. Но, правда, на приукрашивании своего образа не настаивал и сразу
сказал: «Что ж, так и напиши, как было – Кузин не проявил себя джентльменом».
Так и пишу. Но, объективности ради, свидетельствую: кофе, после удара
директора в стену – это у них такая сигнализация с бухгалтерией – нам
все-таки принесли. И по довольно большой чашке...
– Виктор
Викторович, что для тебя значит телекомпания – это просто способ
заработать на хлеб или образ жизни?
– На хлеб здесь особо не
заработаешь. Тут очень мало денег. Это
расхожее мнение, что в нашей телекомпании деньги лопатой гребут. Я тебя уверяю,
что здесь очень маленькая зарплата, почти постоянно мы в долгах: то по налогам,
то по аренде. Так что, скорей всего, это образ жизни. Мне гораздо проще было
работать в театре, сидеть на бюджете и ждать, когда что-нибудь все-таки
заплатят.
– Кстати, о
театре. Ведь ты был хорошим, одним из ведущих актеров нашего муздрамтеатра. А
почему покинул сцену?
– Не знаю, был ли
хорошим – не мне судить. Но в бытность министра культуры Анатолия Сергеевича
Серена был почему-то даже отмечен как лауреат премии комсомола Тувы. Хотя, вот
казус, даже комсомольцем в тот момент
официально не был – мои учетные документы при переезде куда-то затерялись.
А почему ушел? В театре
к тому времени уже делать было нечего – труппа распадалась, спектакли не ставились. Я ведь уезжал в
Таллин, год работал там в театре. А потом по семье соскучился, бросил Таллин и
вернулся в Кызыл, в театр – на административную работу.
А тут как раз в
телекомпании сложилась такая ситуация: основатель и директор телекомпании
Леонид Чемков имел грандиозный проект основания телепорта в Шушенском,
уезжал туда и предложил: «Подумай, может, пойдешь вместо меня». Ну, я, не очень
долго думая, сказал: «Давай!» Это было в 1992 году.
– Твой самый решительный
шаг в жизни?
– То, что я пошел сюда.
Ведь я не знал вообще, что такое телевидение, что и как на этой кухне готовится.
– Почему ты,
актер-профессионал, весьма обаятельный мужчина, сам никогда не появляешься
на телеэкране?
– Ты не права. Одно
время я вел прямые эфиры, но потом отошел от этого. У меня есть свой круг обязанностей
– обеспечение работы телекомпании, газеты: деньги, техника, кадры. Если здесь
все налажу, тогда можно и на экране помелькать.
И потом, если и выходить
на экран, нужно четко знать, что ты хочешь сказать, нужна хорошая программа.
Шендерович, Доренко, Киселев из меня не получатся. А просто мелькать на экране?
Мне это не нужно.
– Значит ты
организатор: тот, которого не видно, но без которого все развалится и как ты
считаешь, что тебе в этом качестве удалось?
– Самое главное –
удалось подобрать стабильный, работоспособный коллектив. Как-то сцементировать
людей.
– Главный принцип
работы журналиста, который ты стараешься внушить своим сотрудникам? Как надо
работать?
– Хорошо. Чтобы зритель
сидел и ждал программ «Тува-ТВ». Пока не очень получается.
– Возглавляемую
тобой телекомпанию довольно часто критикуют в прессе, даже, прямо скажем,
ругают. Как ты к этому относишься? Ты обижаешься на коллег?
– Был такой актер –
Мамонт Дальский. Так он что делал, когда на спектакли с его участием приходило
все меньше народа? В определенное время сообщал всем газетам: сегодня вечером,
в таком-то ресторане ожидается нечто интересное. Естественно, репортеры
набегали туда. Мамонт Дальский устраивал огромную бучу – с битьем зеркал,
посуды, с мордобоем. На следующее утро все газеты выходили с огромными
заголовками: «Мамонт Дальский опять учудил». А вечером зрительный зал набит
до отказа – все идут посмотреть на этого дебошира.
Это пример антирекламы,
которая тоже своеобразно способствует имиджу, повышению рейтинга. Вот
накануне выборов «Тувинская правда» написала: и незаконная телекомпания
«Тува ТВ», и на грани закрытия и катастрофы. Люди прочитали, заинтересовались
– внимание к «Тува ТВ» еще раз было привлечено. Может, и это повлияло на результат
выборов? Так что, чем больше о нас будут писать критического, ругательного,
даже скандального, тем лучше. Я к этому отношусь нормально: реклама, она и есть
реклама.
– Недавно на
заседании правления Союза журналистов Тувы тебя приняли в Союз журналистов России.
Скажи, почему ты вступил в журналистский союз?
– (Смеется). Ну,
ты спрашиваешь... Что я тебе должен ответить? Потому что Антуфьева пристала:
создайте первичную организацию!
– А что,
неправильно пристала? У журналистов – общие проблемы, и нельзя
стоять в стороне. Только сообща мы можем дать то, что требует от нас общество –
объективную информацию, только сообща можем претворять в жизнь принцип
свободы слова.
– Ну вот, ты нас и
убедила. Вступили Михаил Подик, Надежда Слесарева и я. Хотя честно скажу,
журналист из меня, конечно, никакой. Я нигде ничего не писал, не высказал, не
мелькал на экране, чтобы меня запомнили: вот это журналист!
Вступил может быть,
потому, что третьего из корреспондентов, ведущих, пока не нашлось, а для ячейки
нужны трое.
– Короче говоря,
по принципу: «Третьим будешь?»
– Вот-вот, третьим стал
(смеется).
– Твоя самая
любимая роль?
– Да не было никакой
любимой роли. Я всегда выходил на сцену с тягостным чувством. В театре всегда
не хватало времени на то, чтобы довести роль до ума, что-то новое придумать.
Спектакли игрались нечасто – раз в месяц, и вся задача была в том, чтобы текст
не перепутать и партнеру случайно на ногу не наступить. А все остальное – поездки
по республике. А на маленькой сцене сельского клуба какая игра? Друг об друга
трешься, там и руками-то не помашешь... Поэтому всегда было ощущение, что не
дотягиваешь до уровня, что выглядишь каким-то идиотом перед зрителями.
У нас очень много
знатоков, любителей театра. На спектаклях тувинской труппы всегда зал был
полон, да и сейчас полон. Да и на спектакли русской труппы тоже люди охотно
шли. Были у нас замечательные актеры. Вадим Евтушенко, ушедший из жизни –
высокий, красивый, с потрясающим чувством юмора. Тогда еще приглашали актеров
из-за Саян, была свежая струя. А сейчас... Варение в собственном соку – губительно
для актера. Хорошо еще, что тувинская труппа куда-то выезжает,недавно на
фестивале оставила о себе хорошее впечатление.
Театр должен ездить, гастролировать. Если этого нет – труба, могила театру.
– А русская труппа
уже одной ногой в могиле? Или даже двумя?
– Да, и уже давно... Не
люди виноваты. Они стараются. Но если нет свежей струи, прилива новых
актеров... Да еще и проблема с финансированием: маленькая зарплата и та не
выплачивается... И тувинской труппе тоже несладко. Раньше хоть ездили по районам,
а теперь и бензин дорог, и денег в районах нет – ничего не заработаешь. Ехать
ради трех мешков картошки, как ездили одно время, это же унизительно для людей
этой профессии.
Сейчас театр, конечно,
очень унижен, доведен до нищенства...
– Я смотрю, ты и
сейчас переживаешь за театр, хотя, казалось бы, у тебя сейчас совсем другие
проблемы...
– Конечно, переживаю. Я,
между прочим, до сих пор член Союза театральных деятелей, даже взносы плачу.
Еще когда работал, для
меня было дико – почему театр вечерами темный? В лучшем случае, в
субботу-воскресенье сверкает огнями, да во время партийных конференций. И это
еще в лучшие его времена. А сейчас? Такое красивое здание... И словно могильник,
мавзолей творчества... Это же ненормально для театра. Он должен каждый
день работать! А они не могут работать,
потому что у них денег нет.
– Одна из твоих
недавних ролей произвела неизгладимое впечатление на зрителей. Мне с восторгом
рассказывали, как ты в прошлом году на одном из вечеров сыграл роль Ленина.
– (Смеется). Ну,
сыграл – это громко сказано. Для воплощения образа Ленина в наши светлые
коммунистические времена требовалось разрешение чуть ли не Москвы. Делался
грим, пробы, все снималось, отправлялось на утверждение в партийные инстанции.
Сначала здесь, потом выше, потом еще выше.
Одно время наш режиссер
Син-оол Лакпаевич Оюн готовил меня на эпизодический выход Ленина в каком-то
спектакле. Я весь отпуск гримировался и пытался букву «р» не выговаривать. Но
все сорвалось. Не прошло.
И на вечере, о котором
ты спрашиваешь, он, кстати, 7 ноября был посвящен, я, конечно, не сыграл.
Просто концертный номер без особой даже похожести: кепка, парик, бородка, усы
и галстук в горошек. Присутствующие не ожидали такого, да и ведь никто Ленина
воочию не выдел, только по фильмам. Вот и решили, что похож.
– Виктор, а что
была за романтическая история, когда в 1978 году ты венчался со своей супругой
Ольгой, тоже актрисой театра, в церкви? В то время это был поступок, и ты,
говорят, за него даже поплатился неприсвоением звания Заслуженного артиста
Тувы?
– Точных сведений нет. В
основном, разговоры. Но то, что мы обвенчались, хотя особого секрета из этого
не делали, почему-то сразу стало известно в Министерстве культуры, руководству
театра. Знаю, что готовились документы на присвоение звания Заслуженного
артиста Тувы. А после венчания меня вдруг в списках не оказалось.
Но я не жалею, что
венчался в церкви. И по поводу того, что не получил звания, тоже как-то не переживал.
– Значит, ты даже
пострадал за любовь?
– Надежда, оставь свои
хитрые женские вопросы. Я вообще отношусь к людям, которые свои эмоции, душевные
движения стараются не выплескивать. По-моему, жена за всю нашу двадцатилетнюю
совместную жизнь ни разу не слышала крылатого выражения: «Я тебя люблю». Это
– мое, оно во мне и останется.
– Я от тебя не
отстану, потому что этот вопрос меня давно мучает. Ольга в своем интервью в
свое время сказала нам: «Я очень, очень счастлива!» И так необычайно тепло
говорила о тебе! Сделать жену счастливой может далеко не каждый. Ты какой-то
особенный муж?
– Да, я особенный. (Смеется).
Ну нет у меня никакого секрета! Сдержаннее надо быть, терпимее надо быть,
понятливее надо быть!
– У тебя уже
взрослый сын. Ты доволен тем, какой он сейчас есть?
– Какой он есть –
доволен. Я не доволен только тем, что он бросил автодорожный техникум, не стал
дальше учиться.
– А ты сам где
учился?
– В театральном училище
в Ростове-на-Дону. А потом, когда уже работал в тувинском театре, заканчивал
заочно ГИТИС – Государственный институт театрального искусства, экономический
факультет.
– А откуда ты
родом?
– Я из города Донецка.
– Так ты из
шахтерского края?
– Да, из столицы
Донбасса. Закончил школу, пошел на завод. Там потянуло в самодеятельность, в
актеры, и, как ни странно, поступил в театральное училище. Потом в Курске в
театре работал. А потом поехал на актерскую биржу труда – в Москву. И там меня
пригласили на «Мосфильм». Был такой режиссер Овечкин, я прошел прослушивание,
фотопробы. А когда дошло до кинопроб, мне надоело ждать: «Сколько можно,
надоело у знакомых жить!» А мне режиссер отвечает: «Сам решай – или жди
кинопроб (а он был уверен, что пройду), или уезжай». Я обиделся, развернулся и
уехал. Молодой был, дурной.
В 1976 году главный
режиссер театра Син-оол Лакпаевич Оюн пригласил меня работать в Туву. Мы с ребятами долго искали
на карте город Туву и найти не могли...
– Сейчас ты не
сожалеешь, что согласился на это предложение?
– Нет. Сожалеть, это
значит признать, что твоя жизнь не удалась. А я не считаю, что она не удалась.
– На выборах в
Верховный Хурал 29 ноября, когда ты первый раз туда баллотировался, вдруг выходишь
на второе место. И это из девяти претендентов – и у всех известные
имена: Владимир Багай-оол, Олег Петров, Орлан Тинмей, Татьяна Санчаа. Очень
неожиданно.
– Для меня это тоже было
очень неожиданно. Ведь никаких встреч с избирателями, хождений по
квартирам, опубликования программы не было. Имея в своих руках два мощных средства
массовой информации – газету «Тува-ТВ информ» и телекомпанию, я не
воспользовался своим преимуществом. Даже нигде упоминания об этом не было. Так
что результат меня самого поразил. Но я не уверен, что смогу победить на
повторных выборах врача Александру Куулар – у нее процент голосов был выше.
– Кстати, если бы
ты был, как твоя уважаемая соперница, акушером-гинекологом, что бы ты сделал?
– Способствовал бы
повышению рождаемости! (смеется)
– Мы с тобой так
жизнерадостно, душевно пообщались, посмеялись. И зачем ты, со своим неполитическим
характером, решил пойти в политику? Ведь там совсем недушевно и невесело.
– Есть такой анекдот.
Кандидата спрашивают:
– Зачем ты пошел в
политику?
Он отвечает:
– Посмотрите в окно.
Кругом – коррупция, воровство, грабеж!
– Так вы что, идете туда
с этим бороться?
– Нет, участвовать.
(Смеемся вместе).
– У тебя есть
любимый афоризм? Может быть, хоть сейчас ты скажешь что-то мудро-глубокомысленное,
что пристало говорить политическому деятелю, желающему повысить свой
рейтинг?
– Любимый афоризм есть.
В духе Жванецкого:
– Я живу, – сказал
человек.
– До сих пор? –
удивилось государство.
ПРОШЛО ВРЕМЯ...
На
выборах Виктор Кузин проиграл Александре Куулар, к чему отнесся со свойственным
ему философским спокойствием.
Из-за
внутренних разногласий между учредителями телекомпания «Тува-ТВ» в 1999 году
распалась, что очень огорчило полюбивших ее передачи телезрителей.
В 2001 году телекомпания с названием «Новый век» возобновила
свою работу.
Фото:
2. Виктор Кузин в Америке с одним знакомым миллионером.
3. Сотрудники телекомпании «Тува-ТВ». 1998 г.
4.
Виктор Кузин – галантный кавалер. Лопе де Вега «Дурочка». 1978 г.
5. Виктор и Ольга Кузины в день венчания у порога Кызыльской
Троицкой церкви. 1978 г.
6.
7. 8. Виктор
Кузин в спектаклях «От мира не уйти», «Интервью
в Буэнос-Айресе», «Не по злобе».