газета «Центр Азии» №51 (17 23 декабря 1998) Люди Центра Азии Виктор Кузин: Чем больше нас будут ругать, тем лучше17 декабря 1998 г. |
С Виктором Кузиным, директором основанной в 1990 году телекомпании «Тува-ТВ», мы встретились на пятом этаже Дома быта, где в пяти комнатах располагается сама телекомпания, и в одной – ее детище – газета «Тува ТВ-информ». Прямо пишу: шубу снять мне Виктор Викторович любезно не помог и чашечкой кофе не угостил, пока сама не намекнула. Но, правда, на приукрашивании своего образа не настаивал и сразу сказал: «Что ж, так и напиши, как было – Кузин не проявил себя джентльменом». Так и пишу. Но, объективности ради, свидетельствую: кофе, после удара директора в стену – это у них такая сигнализация с бухгалтерией – нам все-таки принесли. И по довольно большой чашке... – Виктор Викторович, что для тебя значит телекомпания – это просто способ заработать на хлеб или образ жизни? – На хлеб здесь особо не заработаешь. Тут очень мало денег. Это расхожее мнение, что в нашей телекомпании деньги лопатой гребут. Я тебя уверяю, что здесь очень маленькая зарплата, почти постоянно мы в долгах: то по налогам, то по аренде. Так что, скорей всего, это образ жизни. Мне гораздо проще было работать в театре, сидеть на бюджете и ждать, когда что-нибудь все-таки заплатят. – Кстати, о театре. Ведь ты был хорошим, одним из ведущих актеров нашего муздрамтеатра. А почему покинул сцену? – Не знаю, был ли хорошим – не мне судить. Но в бытность министра культуры Анатолия Сергеевича Серена был почему-то даже отмечен как лауреат премии комсомола Тувы. Хотя, вот казус, даже комсомольцем в тот момент официально не был – мои учетные документы при переезде куда-то затерялись. А почему ушел? В театре к тому времени уже делать было нечего – труппа распадалась, спектакли не ставились. Я ведь уезжал в Таллин, год работал там в театре. А потом по семье соскучился, бросил Таллин и вернулся в Кызыл, в театр – на административную работу. А тут как раз в телекомпании сложилась такая ситуация: основатель и директор телекомпании Леонид Чемков имел грандиозный проект основания телепорта в Шушенском, уезжал туда и предложил: «Подумай, может, пойдешь вместо меня». Ну, я, не очень долго думая, сказал: «Давай!» Это было в 1992 году. – Твой самый решительный шаг в жизни? – То, что я пошел сюда. Ведь я не знал вообще, что такое телевидение, что и как на этой кухне готовится. – Почему ты, актер-профессионал, весьма обаятельный мужчина, сам никогда не появляешься на телеэкране? – Ты не права. Одно время я вел прямые эфиры, но потом отошел от этого. У меня есть свой круг обязанностей – обеспечение работы телекомпании, газеты: деньги, техника, кадры. Если здесь все налажу, тогда можно и на экране помелькать. И потом, если и выходить на экран, нужно четко знать, что ты хочешь сказать, нужна хорошая программа. Шендерович, Доренко, Киселев из меня не получатся. А просто мелькать на экране? Мне это не нужно. – Значит ты организатор: тот, которого не видно, но без которого все развалится и как ты считаешь, что тебе в этом качестве удалось? – Самое главное – удалось подобрать стабильный, работоспособный коллектив. Как-то сцементировать людей. – Главный принцип работы журналиста, который ты стараешься внушить своим сотрудникам? Как надо работать? – Хорошо. Чтобы зритель сидел и ждал программ «Тува-ТВ». Пока не очень получается. – Возглавляемую тобой телекомпанию довольно часто критикуют в прессе, даже, прямо скажем, ругают. Как ты к этому относишься? Ты обижаешься на коллег? – Был такой актер – Мамонт Дальский. Так он что делал, когда на спектакли с его участием приходило все меньше народа? В определенное время сообщал всем газетам: сегодня вечером, в таком-то ресторане ожидается нечто интересное. Естественно, репортеры набегали туда. Мамонт Дальский устраивал огромную бучу – с битьем зеркал, посуды, с мордобоем. На следующее утро все газеты выходили с огромными заголовками: «Мамонт Дальский опять учудил». А вечером зрительный зал набит до отказа – все идут посмотреть на этого дебошира. Это пример антирекламы, которая тоже своеобразно способствует имиджу, повышению рейтинга. Вот накануне выборов «Тувинская правда» написала: и незаконная телекомпания «Тува ТВ», и на грани закрытия и катастрофы. Люди прочитали, заинтересовались – внимание к «Тува ТВ» еще раз было привлечено. Может, и это повлияло на результат выборов? Так что, чем больше о нас будут писать критического, ругательного, даже скандального, тем лучше. Я к этому отношусь нормально: реклама, она и есть реклама. – Недавно на заседании правления Союза журналистов Тувы тебя приняли в Союз журналистов России. Скажи, почему ты вступил в журналистский союз? – (Смеется). Ну, ты спрашиваешь... Что я тебе должен ответить? Потому что Антуфьева пристала: создайте первичную организацию! – А что, неправильно пристала? У журналистов – общие проблемы, и нельзя стоять в стороне. Только сообща мы можем дать то, что требует от нас общество – объективную информацию, только сообща можем претворять в жизнь принцип свободы слова. – Ну вот, ты нас и убедила. Вступили Михаил Подик, Надежда Слесарева и я. Хотя честно скажу, журналист из меня, конечно, никакой. Я нигде ничего не писал, не высказал, не мелькал на экране, чтобы меня запомнили: вот это журналист! Вступил может быть, потому, что третьего из корреспондентов, ведущих, пока не нашлось, а для ячейки нужны трое. – Короче говоря, по принципу: «Третьим будешь?» – Вот-вот, третьим стал (смеется). – Твоя самая любимая роль? – Да не было никакой любимой роли. Я всегда выходил на сцену с тягостным чувством. В театре всегда не хватало времени на то, чтобы довести роль до ума, что-то новое придумать. Спектакли игрались нечасто – раз в месяц, и вся задача была в том, чтобы текст не перепутать и партнеру случайно на ногу не наступить. А все остальное – поездки по республике. А на маленькой сцене сельского клуба какая игра? Друг об друга трешься, там и руками-то не помашешь... Поэтому всегда было ощущение, что не дотягиваешь до уровня, что выглядишь каким-то идиотом перед зрителями. У нас очень много знатоков, любителей театра. На спектаклях тувинской труппы всегда зал был полон, да и сейчас полон. Да и на спектакли русской труппы тоже люди охотно шли. Были у нас замечательные актеры. Вадим Евтушенко, ушедший из жизни – высокий, красивый, с потрясающим чувством юмора. Тогда еще приглашали актеров из-за Саян, была свежая струя. А сейчас... Варение в собственном соку – губительно для актера. Хорошо еще, что тувинская труппа куда-то выезжает,недавно на фестивале оставила о себе хорошее впечатление. Театр должен ездить, гастролировать. Если этого нет – труба, могила театру. – А русская труппа уже одной ногой в могиле? Или даже двумя? – Да, и уже давно... Не люди виноваты. Они стараются. Но если нет свежей струи, прилива новых актеров... Да еще и проблема с финансированием: маленькая зарплата и та не выплачивается... И тувинской труппе тоже несладко. Раньше хоть ездили по районам, а теперь и бензин дорог, и денег в районах нет – ничего не заработаешь. Ехать ради трех мешков картошки, как ездили одно время, это же унизительно для людей этой профессии. Сейчас театр, конечно, очень унижен, доведен до нищенства... – Я смотрю, ты и сейчас переживаешь за театр, хотя, казалось бы, у тебя сейчас совсем другие проблемы... – Конечно, переживаю. Я, между прочим, до сих пор член Союза театральных деятелей, даже взносы плачу. Еще когда работал, для меня было дико – почему театр вечерами темный? В лучшем случае, в субботу-воскресенье сверкает огнями, да во время партийных конференций. И это еще в лучшие его времена. А сейчас? Такое красивое здание... И словно могильник, мавзолей творчества... Это же ненормально для театра. Он должен каждый день работать! А они не могут работать, потому что у них денег нет. – Одна из твоих недавних ролей произвела неизгладимое впечатление на зрителей. Мне с восторгом рассказывали, как ты в прошлом году на одном из вечеров сыграл роль Ленина. – (Смеется). Ну, сыграл – это громко сказано. Для воплощения образа Ленина в наши светлые коммунистические времена требовалось разрешение чуть ли не Москвы. Делался грим, пробы, все снималось, отправлялось на утверждение в партийные инстанции. Сначала здесь, потом выше, потом еще выше. Одно время наш режиссер Син-оол Лакпаевич Оюн готовил меня на эпизодический выход Ленина в каком-то спектакле. Я весь отпуск гримировался и пытался букву «р» не выговаривать. Но все сорвалось. Не прошло. И на вечере, о котором ты спрашиваешь, он, кстати, 7 ноября был посвящен, я, конечно, не сыграл. Просто концертный номер без особой даже похожести: кепка, парик, бородка, усы и галстук в горошек. Присутствующие не ожидали такого, да и ведь никто Ленина воочию не выдел, только по фильмам. Вот и решили, что похож. – Виктор, а что была за романтическая история, когда в 1978 году ты венчался со своей супругой Ольгой, тоже актрисой театра, в церкви? В то время это был поступок, и ты, говорят, за него даже поплатился неприсвоением звания Заслуженного артиста Тувы? – Точных сведений нет. В основном, разговоры. Но то, что мы обвенчались, хотя особого секрета из этого не делали, почему-то сразу стало известно в Министерстве культуры, руководству театра. Знаю, что готовились документы на присвоение звания Заслуженного артиста Тувы. А после венчания меня вдруг в списках не оказалось. Но я не жалею, что венчался в церкви. И по поводу того, что не получил звания, тоже как-то не переживал. – Значит, ты даже пострадал за любовь? – Надежда, оставь свои хитрые женские вопросы. Я вообще отношусь к людям, которые свои эмоции, душевные движения стараются не выплескивать. По-моему, жена за всю нашу двадцатилетнюю совместную жизнь ни разу не слышала крылатого выражения: «Я тебя люблю». Это – мое, оно во мне и останется. – Я от тебя не отстану, потому что этот вопрос меня давно мучает. Ольга в своем интервью в свое время сказала нам: «Я очень, очень счастлива!» И так необычайно тепло говорила о тебе! Сделать жену счастливой может далеко не каждый. Ты какой-то особенный муж? – Да, я особенный. (Смеется). Ну нет у меня никакого секрета! Сдержаннее надо быть, терпимее надо быть, понятливее надо быть! – У тебя уже взрослый сын. Ты доволен тем, какой он сейчас есть? – Какой он есть – доволен. Я не доволен только тем, что он бросил автодорожный техникум, не стал дальше учиться. – А ты сам где учился? – В театральном училище в Ростове-на-Дону. А потом, когда уже работал в тувинском театре, заканчивал заочно ГИТИС – Государственный институт театрального искусства, экономический факультет. – А откуда ты родом? – Я из города Донецка. – Так ты из шахтерского края? – Да, из столицы Донбасса. Закончил школу, пошел на завод. Там потянуло в самодеятельность, в актеры, и, как ни странно, поступил в театральное училище. Потом в Курске в театре работал. А потом поехал на актерскую биржу труда – в Москву. И там меня пригласили на «Мосфильм». Был такой режиссер Овечкин, я прошел прослушивание, фотопробы. А когда дошло до кинопроб, мне надоело ждать: «Сколько можно, надоело у знакомых жить!» А мне режиссер отвечает: «Сам решай – или жди кинопроб (а он был уверен, что пройду), или уезжай». Я обиделся, развернулся и уехал. Молодой был, дурной. В 1976 году главный режиссер театра Син-оол Лакпаевич Оюн пригласил меня работать в Туву. Мы с ребятами долго искали на карте город Туву и найти не могли... – Сейчас ты не сожалеешь, что согласился на это предложение? – Нет. Сожалеть, это значит признать, что твоя жизнь не удалась. А я не считаю, что она не удалась. – На выборах в Верховный Хурал 29 ноября, когда ты первый раз туда баллотировался, вдруг выходишь на второе место. И это из девяти претендентов – и у всех известные имена: Владимир Багай-оол, Олег Петров, Орлан Тинмей, Татьяна Санчаа. Очень неожиданно. – Для меня это тоже было очень неожиданно. Ведь никаких встреч с избирателями, хождений по квартирам, опубликования программы не было. Имея в своих руках два мощных средства массовой информации – газету «Тува-ТВ информ» и телекомпанию, я не воспользовался своим преимуществом. Даже нигде упоминания об этом не было. Так что результат меня самого поразил. Но я не уверен, что смогу победить на повторных выборах врача Александру Куулар – у нее процент голосов был выше. – Кстати, если бы ты был, как твоя уважаемая соперница, акушером-гинекологом, что бы ты сделал? – Способствовал бы повышению рождаемости! (смеется) – Мы с тобой так жизнерадостно, душевно пообщались, посмеялись. И зачем ты, со своим неполитическим характером, решил пойти в политику? Ведь там совсем недушевно и невесело. – Есть такой анекдот. Кандидата спрашивают: Он отвечает: – Посмотрите в окно. Кругом – коррупция, воровство, грабеж! – Так вы что, идете туда с этим бороться? – Нет, участвовать. (Смеемся вместе). – У тебя есть любимый афоризм? Может быть, хоть сейчас ты скажешь что-то мудро-глубокомысленное, что пристало говорить политическому деятелю, желающему повысить свой рейтинг? – Любимый афоризм есть. В духе Жванецкого: – Я живу, – сказал человек. – До сих пор? – удивилось государство.
ПРОШЛО ВРЕМЯ...
На выборах Виктор Кузин проиграл Александре Куулар, к чему отнесся со свойственным ему философским спокойствием. Из-за внутренних разногласий между учредителями телекомпания «Тува-ТВ» в 1999 году распалась, что очень огорчило полюбивших ее передачи телезрителей. В 2001 году телекомпания с названием «Новый век» возобновила свою работу.
Фото: 2. Виктор Кузин в Америке с одним знакомым миллионером. 3. Сотрудники телекомпании «Тува-ТВ». 1998 г. 4. Виктор Кузин – галантный кавалер. Лопе де Вега «Дурочка». 1978 г. 5. Виктор и Ольга Кузины в день венчания у порога Кызыльской Троицкой церкви. 1978 г. 6. 7. 8. Виктор Кузин в спектаклях «От мира не уйти», «Интервью в Буэнос-Айресе», «Не по злобе». <!-- st1\:*{behavior:url(#ieooui) } --> <!-- /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} --> |
Беседовала Надежда АНТУФЬЕВА http://www.centerasia.ru/issue/1998/51/4927-viktor-kuzin-chem-bolshe-nas-budut.html |