В Кызыле рождается первый детский национальный балет. И увидеть его мы сможем очень скоро. Время и место премьеры уже назначено: 17 декабря, 13 часов, муздрамтеатр.
Место действия – почти как в бессмертном «Лебедином озере» Петра Чайковского – озерная гладь, только имеющая вполне конкретное географическое расположение и название: Тува, озеро Сут-Холь.
Национальный балет – мечта, не осуществленная в Туве дважды. Дважды в истории Тувинского музыкально-драматического театра при нем рождались балетные труппы и оба раза, прожив полноценной творческой жизнью по три года, расформировывались – в 1946 и 1992 годах. Причины краха мечты схожие: полноценный классический балет требует массы профессиональных творческих сил и финансовых средств – ни того, ни другого, в результате, не находилось.
В 2011 году – новый всплеск мечты. На этот раз ее осуществляют дети – воспитанники кызыльской хореографической школы и действующего в ней ансамбля классического танца «Алантос». Финансовую поддержку руководителю школы и ансамбля Раисе Стал-оол – воспитаннице классической школы советского балета – оказало Министерство культуры Республики Тыва, которое возглавляет тоже профессиональный балетмейстер – Вячеслав Донгак.
Создание первого национального детского балета осуществляется в рамках культурной программы, посвященной девяностолетию образования Тувинской Народной Республики.
Опыт детских балетных постановок у руководителя и главного балетмейстера проекта Раисы Стал-оол уже есть: в 1997 году – зарисовка на тему «Щелкунчика» Петра Чайковского, а в 2009 году – уже законченный одноактный «Чиполлино» на музыку Карэна Хачатуряна.
Однако создание первого национального балета, работа над которым началась еще зимой 2011 года, потребовало гораздо больше усилий, ведь и либретто и музыку пришлось создавать самостоятельно, основываясь на фольклоре.
«Это одноактный балет в двух картинах, – рассказывает Раиса Седиповна. – Его название «Шыяан ам» уже должно заинтриговать зрителя. Это традиционная формула – волшебные слова тувинских сказителей, неоднократно повторяемые ими на протяжении всего рассказа, и означающее начало и продолжение повествования. Именно народные сказки и легенды легли в основу либретто, идею которого мы рождали совместно с преподавателем нашей хореографической школы Саяной Монгуш.
Музыка создавалась тоже общими усилиями молодых тувинских композиторов. Это члены Союза композиторов России Чойгана Самдан, Урана Хомушку, Аяна Оюн, его молодежного отделения – Дионис Афоничев, Алексей Житов.
В проекте заняты и студенты хореографического отделения Кызылского колледжа искусств, для которых эта работа – не только сценическая практика, но и возможность наглядно поучиться опыту работы с детьми у профессионалов».
Действие первой картины балета, как и во многих тувинских сказках, происходит возле прекрасного озера Сут-Холь.
Второй картины – на его дне: в подводном царстве хозяина озера могучего Кок-Буга – Сивого Быка. Здесь маленький герой Угер выдерживает три традиционных сказочных испытания и из неуклюжего слабохарактерного мальчика превращается в маленького мужчину – героя.
Действующие лица – мама Угера, его друзья, с которыми мальчик мерится силами в традиционных тувинских состязаниях: стрельбе из лука по набивным мячикам, скачках на лошадях-прутиках, борьбе хуреш. А еще – охранники Кок-Буга, барашки, жемчужины, рыбки, водоросли. И злой дух Шулбус, который, конечно же, в результате оказывается побежденным.
Так что для всех детей и подростков, упорно занимающихся в хореографической школе, нашелся свой балетный образ.
А вот с исполнителем главной роли возникла проблема. Первоначально Раиса Стал-оол видела в роли Угера Назына Конгаа, который три года с полной самоотдачей занимался у нее классическим танцем. Однако ее воспитанник пошел дальше: закончив шестой класс общеобразовательной школы, отправился в Санкт-Петербург, где поступил в одну из старейших и сильнейших в мире балетных школ – Академию русского балета имени А.Я. Вагановой. Конечно, такой рост ученика – радость для учителя, но кто будет исполнять главную роль в первом национальном балете, ведь мальчики в классической хореографии – на вес золота?
Пришлось обратиться к учащимся отделения бального танца, поработать с каждым и выбрать среди них Найдана Байдоса, пятиклассника школы № 5. Этим выбором балетмейстер довольна: «Очень талантливый мальчик».
Сейчас, когда до премьеры «Шыяан ам» осталось совсем немного, в хореографической школе живут бесконечными репетициями и ожиданием выхода на большую сцену. «Мы все просто влюбились в этот балет, – поделилась с «Центром Азии» Раиса Стал-оол. – И верим, что в него влюбятся и зрители, которым очень хотим 17 декабря подарить волшебную сказку детского танца».
Фото:
1. Рождение балета «Шыяан ам»: репетиция второго испытания – борьба с водорослями, опутывающими главного героя на дне озера Сут-Холь. В центре – пятиклассник школы № 5 и воспитанник детской хореографической школы Найдан Байдос, исполнитель главной роли Угера. Слева – семиклассница лицея № 15 Ирина Кузнецова, справа – восьмиклассница школы № 1 Виктория Хетек. Кызыл, балетный зал детской хореографической школы, 24 ноября 2011 года. Фото Игоря Ондара.
2. Сказочные рыбки озера Сут-Холь: репетиция первого детского национального балета
«Шыяан ам». Кызыл, балетный зал детской хореографической школы, 24 ноября 2011 года. Фото Игоря Ондара.