газета «Центр Азии»

Воскресенье, 17 февраля 2019 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2011 >ЦА №47 >Взятка в тувинском театре: очень к месту

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Взятка в тувинском театре: очень к месту

Культурная жизнь ЦА №47 (2 — 8 декабря 2011)

Взятка в тувинском театре: очень к местуНакануне выборов в Госдуму – очень кстати – в Национальном музыкально-драматическом театре Тувы задумались о степени честности государственных чиновников, о коррупции и взяточничестве.

А помог в этом Александр Островский, классик русской драматургии девятнадцатого века, чья пьеса «Доходное место» очень актуально вписалась в век двадцать первый.

«Орулгалыг албан-дужаал» – так в переводе звучит название пьесы «Доходное место». Перевел ее с русского на тувинский язык сам постановщик – мэтр национального театра Алексей Ооржак. Его режиссура – новое прочтение смелого детища Островского. Премьерные спектакли прошли в Кызыле 25 и 26 ноября.

Стерты временные границы: ни в костюмах, ни в декорациях, ни в переведенном режиссером тексте нет ничего, что могло бы привязать события к определенному времени. Эпохи сошлись: здесь и видеоряд – призрачная роскошь ночной жизни с запахом легких денег, и опьяняющая музыка Кустурицы и Брегович, и костюмы с элементами разного времени.

Главный акцент в спектакле режиссер сделал на взяточничестве. Даже слуге надо сунуть пару купюр, чтобы узнать – в каком настроении сегодня его господин. А уж в мире чиновников – это и вовсе обычное дело, только они предпочитают называть взятку благороднее – благодарность.

Спектакль заставляет зрителей задуматься, как получить свое место в жизни: честным путем, зарабатывая авторитет годами, или более коротким путем, обратившись к кому следует и как следует.

Ооржак вывернул наизнанку все слабости персонажей из чиновничьей среды, не гнушаясь даже грязным бельем. Так, престарелый Вышневский (Александр Салчак) возвращается домой после разгульной ночи, и у него из кармана выпадает необъемных размеров бюстгальтер.

Но даже недостатки героев не разделяют их на положительных и отрицательных. У каждого, дает ли он взятку, берет ли ее, или, как Жадов (Орлан Оюн), предпочитает без лизоблюдства добиться всего сам, есть своя правда. Даже фигура Досужева (Саян Монгуш) облагорожена: гордость не позволяет ему лебезить перед людьми глупее себя, и он предпочитает остаться холостым, ведя развеселую жизнь на свой скромный доход.

Тувинская публика не привыкла ходить в театр на определенных актеров, чтобы полюбоваться именно их мастерством. Но на этот спектакль с этой целью стоит сходить, поскольку режиссер сделал два актерских состава, дав артистам свободу в трактовке образов.

Два состава – два разных спектакля. Взять хотя бы игру Чечек Монгуш и Надежды Ооржак, исполняющих роль Вышневской. Чечек играет тонкую и гордую аристократку, которая еще может побороться с ненавистным старым мужем. А вот Надежда играет трагичнее, ее героиня сломлена, и только отчаяние и какой-то отблеск былой гордости толкают ее на жаркий монолог.

Одновременно – в другом составе – Надежда Ооржак органично славно вжилась в роль Юленьки, девицы, не блещущей умом, но умеющей приспособиться к жизни. А об игре Александра Салчака и Дыртыка Монгуша мало писать, это надо увидеть!

Сценография в решении Валерия Шульги лаконична и осмыслена, ничего лишнего и кричащего. Стулья с высокими царскими спинками, обитые красной с золотом парчой. Лестница, как символ заветной цели, ведущая к доходному месту. Три овальных проема на белой материи, как рамы от старинных портретов и одновременно – зеркала, в которых на протяжении всего спектакля возникают странные гротескные образы. Кто это – наши предки, современники, а может быть, мы сами?

«Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного», – как заклинание, несколько раз повторяет в финале единственный честный чиновник – Жадов.

Ожидание явно затянулось. Эту фразу, начиная с первой постановки «Доходного места» – в 1857 году, в Казанском театре – герой Островского произносит на сценах страны вот уже 154 года. Сегодня она прозвучала и на тувинском, и очень к месту.

 

Фото: «Доходное место». В роли Белогубова – Мерген Хомушку, Юсов – Дыртык Монгуш. Национальный музыкально-драматический театр. Кызыл, 26 ноября 2011 года.

Виктория ХОМУШКУ

 (голосов: 0)
Опубликовано 3 декабря 2011 г.
Просмотров: 2525
Версия для печати

Также в №47:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2019 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru