Семья эта – одна из редких в республике. Муж и жена
– ученые, влюбленные в свое дело. Но специалисты в двух
разных областях. География и филология. Один изучает экологию Тувы и ездит в
экспедиции, другой анализирует фольклор, обобщая собранные за сорок лет
материалы. И хотя понятней было бы первое увлечение отнести к мужчине, второе –
к женщине, в этой семье все наоборот.
Георгий Николаевич и Светлана Сюрюновна Курбатские –
преподаватели Тувинского госуниверситета. У обоих – большое количество
публикаций, статей и монографий. За многолетнюю педагогическую жизнь они
воспитали почти всех географов и филологов республики.
Он – кандидат исторических наук. В 2001 году вышла
в свет его замечательная книга «Тувинцы в своем фольклоре», итог многолетней
работы. В 2002 году – уже новая книга «Тыва тывызыктар» («Тувинские загадки»).
Она защитила в декабре 2002 года докторскую
диссертацию по специальностям «геоэкология» и «геоинформатика». Преподает,
руководит научным центром: директор Убсу-Нурского Международного Центра
биосферных исследований Республики Тува.
Интервью с учеными двух разных специальностей,
живущими вместе, оказалось непростым делом. Оно фактически распалось на две беседы,
больше похожие на мини-лекции. Пока у них дома я разговаривала с Георгием
Николаевичем, его супруга, вернувшись с работы, тихо заглянула в комнату и ушла
на кухню готовить ужин: «Не буду вам мешать». А когда речь зашла о любимых
Светланой Сюрюновной степях и почвах, хозяин вышел на улицу погулять с собакой.
Удивительный союз, насчитывающий более тридцати
лет, был загадкой, которую хотелось разгадать. Ученые с большой охотой говорили
о своей работе и скромно, сдержанно отвечали на вопросы о них самих.
Георгий Николаевич говорил, почти не делая пауз.
Это был монолог, лекция педагога, размышления вслух, которые трудно было
прерывать вопросами, потому что мысли текли безостановочно, были где-то
категоричны, были образны, до боли правдивы, пережиты и выстраданы.
Русская литература не
нуждается в том, чтобы ее изучали из-под палки
–
Георгий Николаевич, с чего началась ваша работа по сбору фольклора в Туве?
–
В начале 60-х годов я начал собирать русский фольклор в Туве. В 1963 году у
меня вышла первая статья об этом. Начав работать, я понял несколько главных
истин. Первое. В Туве оседлое земледельческое население появилось поздно.
Поэтому здесь не мог сложиться богатый традиционный русский фольклор. Если
собирать его по-настоящему, надо ехать на юг Красноярского края, к истокам
фольклора здешних поселенцев. В Туве же преобладают отголоски, не всегда лучшие
варианты.
Второе.
Русскую культуру – веру, быт, фольклор – хранят в Туве по-настоящему только
староверы. Если изучать настоящий русский быт, надо идти туда, к ним. Жениться
на староверке, создать семью. И на всю жизнь остаться там, работать, учить их
детей. Благороднейшее, прекрасное дело!..
–
Но вы на это не пошли?
–
Нет. Я стал преподавателем вуза на двадцать третьем году жизни. У меня уже была
семья, сын родился, зарплата символическая, да еще полуставочная. Холодная
квартира. Смертельная болезнь сына… Спасало преподавание. Интересно, хотя и
тяжело. Тащить себя за уши. Больно – из ушей хлещет кровь… Конечно, это
метафоры.
Альтернативы
в выборе профессии не было. Никогда не стал бы начальником! (Рубит рукой воздух). Теперь уж скоро
уйду.
–
Почему?
–
Нельзя издеваться над истиной. Нельзя учить нежелающих учиться. У многих
нынешних студентов души «зашнурованы», закрыты для русской культуры. В
тувинскую аудиторию я всегда входил с улыбкой, с радостью. Рубежом стала весна
1992 года. Читаю лекции и впервые чувствую внутреннее сопротивление слушателей,
их неприятие (с горечью)… Я
сказал: «Русская литература не нуждается в том, чтобы ее изучали из-под палки».
–
А почему такие студенты пошли?
–
Да какие могут быть вопросы?! В Танды, Чаа-Холе, на Тодже, в Пий-Хеме,
Каа-Хеме, Туране жило много русских. Молодые русские учителя приезжали из
европейской России и отдавали свои судьбы Туве. Дети с интересом обучались
русскому языку. Складывались хорошие традиции образования. Сейчас многое
потеряно.
–
Вы приехали в Туву по распределению?
–
Нет, по собственному желанию, в 1959 году.
–
И все-таки, почему вы выбрали пединститут?
–
В пединституте можно было проявить себя творчески. Определить свой интерес,
тему исследования, собрать материал, как-то его оформить, издать книгу. Найти
свою Работу, свое Дело.
–
Ну а помощники?
–
Без них никак не обойтись. Особенно фольклористу-этнографу, изучающему культуру
другого народа. Книгу «Тувинцы в своем фольклоре» я посвятил нашим
информаторам, старикам-тувинцам, людям великого бескорыстия. Свыше четырехсот
неизвестных фольклористике тувинских загадок записали наши студенты-филологи. В
творческом содружестве с ними поднималась наша работа, росло наше Дело.
Студенты были и информаторами, и собирателями, и переводчиками, и авторами
курсовых и дипломных работ.
Мне
повезло и с наставниками. Мой главный учитель – Леонид Павлович Потапов.
Руководитель – Рудольф ФернандовичИтс. Их знают не только в России.
Все
написанное, изданное мной становилось достоянием моих студентов. И моя первая
статья. И «Тувинские праздники» (Кызыл, 1973). И особенно две последние книги –
«Тувинцы в своем фольклоре» и «Тувинские загадки». Их издание воспринимаю как
маленькое чудо, как знак доброй помощи работников Комитета по науке и
Тувинского книжного издательства.
Свою
кандидатскую диссертацию «Тувинские праздники» защитил 2 апреля 1970 года. Но я
ни-ког-да не писал диссертацию. Я писал Работу. Просто потом она была оформлена
в диссертацию. Не хочу называть себя ученым, мне больше подходит слово
«исследователь». Не каждый достоин называться словом «ученый». У такого
человека должны быть десятки книг, признание во всем мире, работа длиною в
жизнь. Но главное даже не в этом. От ученого «пахнет» наукой. Он кажется
большим, заполненным…
Я
же – преподаватель-исследователь.
В
начале 60-х годов тщательно конспектировал работы дореволюционных русских
этнографов. Показываю их студентам. Спрашиваю: «Ну, вы чувствуете, для чего это
писалось? Это что, в последний момент перед экзаменом, перед защитой
диссертации делалось?» Знакомлю со своей методой писания. Однажды слышу: «Вот
как книги пишутся!»
Культуры восточных славян и
тюрков взаимопроникают
Я
пытался добиться сравнительно-сопоставительного изучения фольклора. Оказалось,
что культуры даже очень далеких народов, восточнославянского и тюркского,
удивительно близки. Взаимопроникают (показывает,
соединяя руки так, что пальцы как бы входят друг в друга).
Например,
в «Слове о полку Игореве» находим гениальную метафору «битва – посев». Так вот
ее глубокий, сокровенный смысл открывается через миф тувинского шамана,
опубликованный в последней книге Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана.
–
Какие еще истины открылись вам в изучении этих культур?
–
Изучая тувинский фольклор, я понял, что тувинцы в силу того, что они живут на
своей земле, создали цельную, самобытную культуру. Они всегда жили компактно.
Это сейчас они мечутся. Сейчас идет разлом, распад, утрата связей. Как у
русских. Правда, не в такой мере как у русских. Вот мой отец был белорусом. А я
ни разу не видел ни его мать, ни отца, ни дядю, в честь которого был назван…
Сейчас
это происходит с тувинцами. Окончившие университет ребята из кожуунов не хотят
возвращаться в свои гнезда. Возвращаются те, кому деваться некуда. Если в день
получки все село лежит пьяное, что там делать?
А
вот начало 90-х годов – это время величайшей трагедии Тувы…
–
Вы имеете в виду отток русскоязычного населения?
–
Важен не сам отток. Страшно то, что последовало далее. А последовало резкое
сужение культурного поля. Вытеснение общекультурных и даже национальных
традиций...
Разговоры об опустошении
Центральной Азии я считаю несерьезными
Беседа
со Светланой Сюрюновной также получилась как отдельная лекция. У доктора
географических наук – годами выработанная «педагогическая» интонация.
–
Чему посвящена ваша докторская диссертация?
–
Она называется «Степные экосистемы. Функционально-экологический анализ».
Посвящена комплексному изучению экосистем Убсу-Нурской котловины.
В
компоненты экосистемы входят растительный и животный миры, гумус почвы. Каждая
отрасль наук, которые изучают экосистему (ботаника, зоология, почвоведение,
география), хорошо владеют своими методами, но у каждой своя оценка. Я
рассматриваю экосистему как функциональное единство.
Мы
моделируем процессы в природе. Мы задались вопросом, что получится, если
изменить воздействие какого-то одного фактора? Оказалось, что температура и
влажность действуют на скорость процессов, а антропогенный (человеческий)
фактор – на массу.
Мы
установили, что наши тувинские степные экосистемы – очень устойчивые благодаря
запасу гумуса в почве. Ведь степь существует очень длительное время, свыше пяти
тысяч лет, без коренных изменений.
–
Это значит, что кардинально разрушительных воздействий на тувинские степи в
истории не было?
–
В историческом плане разрушения, несомненно, были. Если все вокруг кошары
(загона для скота) вытоптано, то кажется, что здесь ничего долгое время не
вырастет. И ученые говорят о том, что происходит опустынивание. Происходит
деградация. Но не опустынивание. Разговоры об опустошении Центральной Азии я
считаю несерьезными. Это подтверждают исследования: наши и географов из
Санкт-Петербурга.
С
середины 90-х годов ХХ века идет своеобразный социальный эксперимент, связанный
с периодом экономического спада, с уменьшением поголовья скота. Степи
освободились от пастбищной нагрузки, частично или полностью. Исследования
показали, что восстановление степей идет за три-четыре года, если степь
разрушена средне.
Есть
у нас в Убсу-Нурской котловине интересный эксперимент, который длится уже
десять лет. На разных типах степей огорожены небольшие участки, примерно
100-200 квадратных метров. Заповедные участки. Они защищены от воздействия
скота. А за оградой идет сезонный выпас скота.
В
первые три года различий между участками и той территорией, которая их
окружала, не было. Снаружи пасся скот. С четвертого года наблюдаются изменения.
В оградах травы больше, а на пятый, шестой год увеличивается масса мертвой
травы, стоящей на корню – ветоши, и опавшей. Ветошь начинает закрывать
поверхность почвы. И корни растений в почве реагируют на это. Живой травы
меньше. А за оградой живая степь.
Без человека и скота наша
степь умирает
–
Получается, что человек и его скот – неотъемлемая часть экосистемы?
–
Вот именно! И это удивительно! Мы просто органически живем вместе с этой
биосферой. Исключи нас со скотом, и степь фактически начинает умирать. Жалко,
что нам в исследованиях мешает непонимание людей. Мы, оказывается, сделали
ограды из алюминиевой проволоки…
–
В открытом виде оставили такое богатство?
–
Да (улыбается, разводит руками).
Теперь придется огораживать искусственными веревками.
Есть
сознательные чабаны, они помогают нам, никого не пускают в ограды. Есть и
другие. Совсем недавно разобрали полностью самую крупную, хорошую ограду. Ну,
как же так? (С болью). Ведь мы
ради них и работаем, хотим знать, сколько они могут выпасать скота, как степь
можно использовать. Придется восстанавливать.
–
Сколько процентов территории Тувы занимают эти устойчивые степи?
–
Где-то 35-38 процентов. Остальное – леса, горы.
–
А они входят в поле вашего внимания?
–
Конкретно сейчас – нет. Хотя в лесах много полян, есть высокогорные луга,
пригодные для пастбищ. Они пока не изучены так, как степи. У нас нет лесовика –
специалиста по лесу.
–
Вы все время говорите «мы». Кого имеете в виду?
–
Я привыкла говорить «мы». Один ничего не сделаешь. Мне помогают студенты
университета – мои курсовики, дипломники, помогают аспиранты. Это тяжелая
работа. Надо в жару сидеть и выстригать ножницами траву на участке в четверть
квадратного метра. Каждую травинку! Землю копают ребята, отбираем корни,
смотрим почву. И так до глубины – один метр.
Нашим
научным руководителем по Убсу-Нурскому Центру является Виктор Викторович
Бугровский. Он дважды доктор наук: технических и биологических.
–
А как был создан Убсу-Нурский Центр?
–
В 1984 году в Москве, в Академии наук группа ученых решила взять какой-то
природный участок и поэкспериментировать. Там, где нет промышленных центров,
далеко от центра, где есть традиционное природопользование. И так, чтобы были
разные природные зоны. Выбрали Убсу-Нурскую котловину, которая находится на
территории Тувы и Монголии. Поэтому и название – «Эксперимент Убсу-Нур».
Это
была идея профессора Бугровского. Несмотря на то, что он был только доктором
технических наук. Но он заядлый турист, моделировал с биологами. Раза три был
уже в Туве. И, естественно, что тот, кто побывал в Туве, всегда возвращается.
С
самого начала мы работали вместе. У нас была идея создать отдельную
лабораторию. Сначала была создана биосферная экспедиция, поддержанная
Биосферным Советом при Президиуме Академии наук России. Его возглавлял академик
Яншин.
Экспедицией
руководил профессор Бугровский, работавший в Институте управления РАН. Потом мы
поставили вопрос перед правительством нашей республики в 1991 году. Президента
Шериг-оола Ооржака дело тоже заинтересовало. Создали этот центр.
Сейчас
у нас работает 12 человек, из них семь научных сотрудников. Наше направление –
комплексное изучение природы. Практически мы изучаем традиционное
природопользование. Будем распространять нашу методику по Туве и за ее
пределами. У нас были и свои аспиранты, и зарубежные, например, из Китая, из
Монголии.
У
нас работали ученые из Белорусского ботанического сада. Мы сотрудничаем с
учеными из разных стран, сами бывали в зарубежных командировках. С китайскими
учеными организовали мониторинг по влиянию климата, осадков на естественные и
антропогенные ландшафты. В марте наступает очередь российских ученых работать в
Китае. В прошлом году китайцы приезжали к нам.
Имеем
много публикаций: десять монографий и сборники «Информационные проблемы
биосферы». В 1995 году в Москве была издана коллективная монография в двух
частях «Эксперимент Убсу-Нур». У меня вышла монография. Провели семь
международных симпозиумов.
С появлением «Эксперимента
Убсу-Нур» началась другая жизнь
–
Котловина расположена на территории Тес-Хемского и Эрзинского районов.
Получается, что вы работаете на своей родной земле. Ведь вы сами из Эрзина? Как
вы пришли в науку?
–
Да, я из эрзинского села Морен. Отца звали Сюрюн Дадаевич Даргат, маму – Зоя
Дугеровна Соднам. У меня было три брата и четыре сестры. Я – самая старшая.
Семья была «полуинтеллигентской». Отец возглавлял колхоз в Морене. А мама
занималась столярным делом.
Окончила
я кызыльскую школу №2 с серебряной медалью. Потом – Московский госуниверситет,
биолого-почвенный факультет. Работала в экспедициях. С открытием
биолого-химического факультета пединститута четыре года проработала его
деканом. Потом снова МГУ: аспирантура по специальности «география почв». Затем
приняла факультет начального обучения в нашем пединституте и снова работала
деканом с 1972 по 1980 год. Из-за насыщенной работы никак не могла завершить
кандидатскую диссертацию. Она у меня лежала, устаревала.
Но
потом с появлением «Эксперимента Убсу-Нур» наука у нас ожила, началась совсем
другая жизнь... До этого просто преподавали. Мы включились в работу Виктора
Викторовича Бугровского. Защитили свои докторские: по биологии –
Чечекмаа Тюлюш-ооловны Сагды, по экологии – Сергей Октяевич Ондар. Еще пять
кандидатских. Я свою кандидатскую защитила в 1990 году. Вот сейчас –
докторскую.
–
То есть, получилось, что профессор Бугровский стал таким «возмутителем
спокойствия»?
–
Да. Все оживилось, всколыхнулось. Начали работать с большой отдачей. Все лето в
поле, с утра до ночи.
Георгий
Николаевич был недоволен, не хотел, чтобы я пропадала в экспедициях, желал,
чтобы я сидела дома и работала только в университете. Но сейчас я уже его
приучила (улыбается). Сказала:
«Хватит, не собираюсь больше сидеть».
–
Казалось бы, вы совсем разные люди, работающие в разных научных областях. Как
же создалась ваша семья?
–
(Смеется). Все-таки в первую
очередь люди находят друг друга. А потом уже наука прикладывается. Мы
встретились в нашем институте. Это было в начале 60-Х годов. Я приехала из
Москвы и была на конференции по линии общества «Знание». Я с таким
воодушевлением рассказывала о новых строительных материалах, что он тогда
обратил на меня внимание. Но у него была семья. К сожалению, сын-школьник умер.
Поженились мы в 1966 году.
–
Дети пошли по вашим стопам, в науку?
–
У нас две дочери. Елена, старшая, – товаровед, окончила Ленинградский институт
торговли. У нее своя семья, двое сыновей. А младшая, Светлана, стала географом
как я. Сейчас окончила аспирантуру в Санкт-Петербурге по специальности
«физическая география». Пока не завершила диссертацию: вышла там замуж, сидит с
сыном – нашим третьим внуком.
–
Но вы ожидаете, что она станет ученым. Как вы относитесь к тому, что Георгий
Николаевич считает слово «ученый» очень высоким по своему значению, а
нормальным, скромным – «исследователь»?
–
Ну, это он так говорит. Исследователь – это более ответственно. Здесь глубокое
значение. Исследовать можно не одно, а несколько направлений. А «ученый» – это
нормальное звание.
***
Вот
такие разные, но вместе. Более тридцати лет.
Почему?
Наверное, только такой увлеченный своим делом исследователь-ученый сможет
понять подобного человека. Пусть даже из другой области знания. И даже с
другими взглядами на жизнь. Но преданного Науке.
«Сначала
люди находят друг друга»? Похоже, что так. А наука, как бы высоко ни отрывала
человека от обыденной жизни, прилагается.
Беседовала Чимиза Даргын-оол
Фото Виталия ШАЙФУЛИНА, автора и из архива семьи
Курбатских
(«Центр Азии» № 7, 14 февраля 2003 года)