“Эфир”
Редактор Александр Филатенко
В двадцать девятом номере закончилась публикация Монгуша Кенин-Лопсана «Сбылось предсказание шаманки Хандыжап». Непонятно, отчего она размещалась в рубрике «Продолжаем печатать отклики на публикацию «Саяно-Алтай – родина Христа… и русских?». В ней нет ни слова об этой публикации, зато есть много интереснейших сведений, размышлений, фактов. Например, отрывок из баллады, посвященной профессору С. Малову:
Как волшебник тувинской
сказки
воскрешает огонь угасший,
Как целитель в народной
сказке
воскрешает мертвому
жизнь,
Так Ученый – безмолвным,
безгласным,
онемевшим надписям
нашим
Возвратил дыханье и голос,
и для нас заставил ожить.
Или такое образное сравнение: «Любое государство богато своими народами, как небо звездами».
Опубликовано письмо Дмитрия Дурбуя «Народное искусство достойно уважения». Автор, посмотрев по телевизору конкурс горловиков, «не понял, что они хотели там показать. На сцене они изображали, в основном, обезьян да лягушек. Это мы все поняли, все видели. Но разве между хоомеем и макакой есть что-то общее?». Я не думаю, что японские артисты хотели показать какое-либо неуважение к искусству хоомея. Скорее всего, они хотели приблизить его к своей культуре, к своему искусству, показать некий синтез культур. Обезьяны и лягушки в культуре русских и тувинцев не занимают особого поэтического места (за исключением, может быть, Царевны-лягушки), но легенда народов Юго-Восточной Азии о Царе обезьян – это великолепное произведение со сложными философскими обобщениями, а изумрудные лягушки частенько прыгают по строкам классических японских трехстиший – хайку:
Пересохшее поле –
только изредка где-нибудь
вдруг
квакнет лягушка…
Показались на небе
Две-три одиноких звезды.
Поют лягушки…
Лапки в землю уперла
и читает стихи нараспев
важная лягушка…
Чем и отличается искусство от точных наук – это тем, что здесь нет одного единственно верного решения, мнение Дмитрия Дурбуя вполне обосновано, с ним можно и нужно согласиться. Но и японцев надо понять…
“Информ плюс”
Редактор Эльвира Лифанова
Преподаватель КУИ И. Рыжов тоже обратил внимание на японских певцов. В своей публикации «Жемчужина Тувы» (№ 28) он пишет: «Самой многочисленной и, на мой взгляд, наиболее подготовленной группой была японская делегация». Почти все японские хоомейжи были отмечены жюри во многих номинациях. А выступление Коджи-сан «отличалось высоким профессионализмом, тонким знанием тувинской музыкальной культуры». Вот еще одно мнение о гостях тувинского конкурса, о гостях тувинской культуры. И это замечательно, что высказываются разные мнения, значит, выступление японских певцов действительно было очень интересным, раз на него все обратили внимание.
Вновь появилась на страницах газеты Варвара Любопытная. На этот раз фельетон ехидной «старушки» о нашем с вами кармане: о муссирующихся слухах насчет снятия северных процентов, о повышении стоимости коммунальных услуг. Все это она объясняет так: «Может, и у нас в верхах какие уроды завелись, ежели народ вообще в тупик загоняют».
“Тувинская правда”
Редактор Олег Гаврилов
Однако, тупики бывают всякие. В некоторые тупики люди загоняют сами себя. В номере от 12 июля – информация А. Хомушку «Не терпит отлагательства» – о совещании, на котором была проанализирована печальная статистика отравления суррогатами алкоголя за первое полугодие. Конечно, пьют и травятся не только в Туве, за январь-апрель этого года в Ульяновской области, например, умерло 196 человек, а в Удмуртии и того больше – 244. Но это не может утешать, хотя бы потому, что там и населения побольше, чем в Туве. В Ульяновской области – больше полутора миллионов, да и в Удмуртии больше полутора миллионов, а у нас – немногим больше трехсот тысяч. Нас меньше примерно в пять раз, а количество отравлений вполне сопоставимо – в Туве за первое полугодие от отравления «технарем» умерло 157 человек. Но вот, что интересно: не приводится статистика смертей от алкогольной интоксикации в целом. Ведь не только суррогатами алкоголя травятся, организм вполне может отказать и от потребления большого количества вполне «доброкачественного» алкоголя, если такой термин к нему вообще применим. Или таких случаев не бывает?
Некоторые в тупик ухитряются загнать не только себя, но и своих детей, об этом материалы Н. Секачевой «Почему «кровиночки» становятся бомжами». Да потому и становятся, что дома на них срываю зло, накопившееся за день, избивают или вовсе не обращают на них внимания, не знают, где бывают дети.
К счастью, есть и другие примеры. «Встретились в Австрии… волшебники» – об их встрече пишет Марина Кенин-Лопсан в номере от 10 июля. В рамках программ Евросоюза проводились пятая Международная встреча детей и юношества в Тироле и детский праздник в Телфсе под поэтическим названием «Волшебство для мира». Дети очень интересно рассказывают о том, что они видели, что чувствовали. Восприятие детей более остро, сравнения – неожиданны. Шенне Ховалыг, закончившая восьмой класс рассказывает о том, что было, когда дети закончили коллективный рисунок: «Нас попросили лечь на асфальт, чтобы отдохнуть. Было очень непривычно ложиться, так как у нас асфальты не моют порошком каждый день, но оказавшись уже на нем, я почувствовала прилив сил и радость, наверное, именно это чувствуют наши местные бомжи». Что тут можно еще добавить? Ребенок заметил, что «у них» асфальт моют каждый день, да еще и с порошком, а у нас – нет. А кто у нас может лежать на асфальте и испытывать радость? Конечно, только бомжи.
Конечно, дети вырастут, они попытаются сделать жизнь более легкой и приятной, но пока они вырастут, нам всем надо постараться сделать жизнь такой, чтобы никто не пытался загнать себя в тупик.