“Шын”
Редактор Артур Хертек
«Неподвластна времени» – так называется интервью Бориса Ондара, опубликованное в номере от 24 апреля. В мире есть некоторые величины, над которыми время не властно. Например, это любовь или дружба. Неподвластна времени и вера. Борис Ондар пишет о духовных ценностях: о буддизме в Туве. И интервью он взял у тибетского башкы Лопсана Тубтена.
Лопсан Тубтен до девяти лет жил в родной семье, потом умерли родители, и родственники отправили мальчика в буддийский монастырь Кандан-Шарце. Это был очень большой монастырь: монахов и учеников там было около полутора тысяч. В монастыре Лопсан Тубтен изучал буддийскую философию, грамматику тибетского языка. Потом там же он и преподавал ее. О Туве он никогда и не думал. А в 1993 году из Управления Его Святейшества Далай-Ламы IV пришло письмо, в котором было написано, что в России есть такая республика – Тыва, и там нуждаются в его помощи. Тувинцев Лопсан-башкы никогда до этого не видел. Впервые он увидел их в Москве – его встречала делегация под руководством Натальи Товуу. Когда он увидел, что тувинцы – такие же азиаты, он очень обрадовался. А сейчас Лопсан Тубтен считает, что тувинцы очень похожи на тибетцев, особенно те, кто живет в кожуунах.
Журналист задал ему вопрос: каковы перспективы развития буддизма в Туве, и тибетский учитель, характеризуя ситуацию, сказал, что у тувинцев на удивление крепка внутренняя вера: семьдесят лет вынужденного атеизма не уничтожили и не поколебали этой веры. Лопсан Тубтен уверен, что Тува никогда не утратит духовные традиции.
“Эфир”
Редактор Александр Филатенко
Маленькая информация в номере 18 «От Рюрика до наших дней «зеленый змий» всего важней» в очень оригинальном ракурсе подает вечную тему о спиртном, которая, по крайней мере, в местных газетах, муссируется постоянно. Автор считает, что еще со времен Рюриковичей идет дискуссия, кто на Руси в ответе за «зеленого змия». Государственная монополия – то есть, то ее нет. «В Туве алкогольная проблема накладывается на сохранение генофонда нации. Статистика смертей, серьезных отравлений, детских патологий прямо указывает на постепенное вырождение нации». А теперь представьте себе, что монополия государства в этой сфере будет соблюдаться самым строгим образом. Пить люди меньше не станут, и патологий разных меньше не станет. И кто за это будет в ответе? Только государство. Печально.
“Тувинская правда”
Редактор Олег Гаврилов
Тему «Кто в чем виноват» продолжает «Тувинская правда» в номере от 24 апреля. Совсем недавно мы все хором говорили: городу не хватает мусорных урн. Будут урны – и в городе будут чистота и порядок. Урны появились, но ведь с них ничего не спросишь – они не ответственны за мусор, урны не будут сами бегать и собирать мусор с земли. Об этом пишет в своем письме «Продавцы подсолнечного мусора» читатель газеты И.Ритмов. Подсолнечный мусор – только звучит красиво. Сразу возникают какие-то ассоциации насчет того, что ничто не вечно под луной, да и под солнцем тоже. Но, наверное, вечно нежелание выбрасывать шелуху от семечек именно в урну.
«Саяны» покоряют балет» – об этом в номере от 26 апреля пишет В. Кондрашова. «Спектакль с символическим названием «Рождение героя» задуман как тонкое психологическое представление, в котором все свои чувства и переживания актеры должны были выразить при помощи «языка танца». Автор отмечает прекрасные костюмы артистов, почти «живые костюмы» духов Огня, струящийся, «окруженный дымкой нежнейшего перезвона» костюм духа Воды. Может быть, от волнения переживаемого дебюта актеры долго входили в роль и раскрываться начали только концу спектакля, – так считает В. Кондрашова, но тут же пишет: «Однако в целом все актеры, на мой взгляд, сыграли замечательно».
“Плюс Информ”
Редактор Эльвира Лифанова
Об этом же балете в номере 17 еженедельника пишет Светлана Монгуш – ее публикация называется «Звездный час героя». Автору удалось глубже проникнуть в замысел постановки. Оказывается, в спектакле существует целая система символических понятий. Разбойники в змеиной чешуе и с негритянскими косичками, как казалось из зала, на самом деле одеты во фрагменты шаманских костюмов, и на голове у них не косы, а змеи – помощники злых духов. Но почему разбойники должны быть одеты в костюмы шаманов? Ведь шаманы – это свое, родное. Оказывается, по замыслу художника-постановщика Начына Шалыка, «разбойники олицетворяют зло, а зло – это мы, наша другая половина. И неслучайно эти же артисты играют и воинов – друзей героя, потому что они – добро и сила, это тоже мы». Другая система символов связана с камчой – плеткой. В ней – душа мужчины, душа воина. Духи Леса, Огня и Воды дают герою не меч, а камчу – они дают ему вторую жизнь. Злодеи воруют камчу у героя – это они забирают его жизнь. У разбойников на поясе есть много плеток – это души побежденных ими воинов.
В этом небольшом изящном спектакле нашло отражение богатейшее тувинское мифосознание, и от этого он стал похожим на азиатские (японские, корейские, китайские) миниатюры, которые изнутри всегда гораздо больше, чем снаружи.