газета «Центр Азии»

Суббота, 24 сентября 2022 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2003 >ЦА №24 >ПЕТЕРБУРГСКО-ТУВИНСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ДОКТОРА ВОЙЦЕХОВСКОГО

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

ПЕТЕРБУРГСКО-ТУВИНСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ДОКТОРА ВОЙЦЕХОВСКОГО

ЦА №24 (12 — 18 июня 2003)

В одном из музейных залов монастыря, расположенного в Ферапонтово, в середине мая открылась выставка работ художника Александра Войцеховского. Петербуржец Войцеховский утверждает: его творчество началось со встречи с Тувой.

Ферапонтово – маленький посёлок в Вологодской области, недалече от Белого озера. Летопись связывает эти места с князем Синеусом, легендарным братом Рюрика. Кругом – памятники древности: Кириллов-Белозерский монастырь, братии коего писал послания Иван Грозный; монастырь в Горицах, где по приказу того же страшного царя была утоплена княгиня Ефросинья Старицкая; Белозерск с валом и церквами XVI века… Ферапонтово – небольшой, но прекрасно огранённый бриллиант в этом ожерелье. Монастырь на холме, тишина; два стройных конуса надвратной шатровой церкви, увенчанные изящными главками, смотрятся в воду спокойного озера. В монастыре – уникальные фрески Дионисия, XV век. Музей, посетители которого сегодня могут познакомиться с питерско-тувинским творчеством Войцеховского.

ПЕТЕРБУРГСКО-ТУВИНСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ДОКТОРА ВОЙЦЕХОВСКОГООдин из «птенцов гнезда Виноградова», участник археологического кружка Ленинградского дворца пионеров, Войцеховский впервые побывал в Туве ещё восьмиклассником, в 1978 году. Тогда отряд Алексея Виноградова (вместе с экспедицией А.Д.Грача) вёл раскопки неподалёку от Балгазына в Западной Туве. Впечатление от балгазынской степи было неизгладимо. После окончания мединститута, с 1987 года, восемь лет Войцеховский ежегодно приезжал в Хакасию и Туву; в экспедицях Владимира Семёнова и Константина Чугунова, на Суглуг-Хеме, под Хайыраканом и на Вавилинском затоне стал своим человеком.

Двадцать три года назад я ходил в литературное объединение известного ленинградского поэта Виктора Сосноры. Там все писали стихи. Не помню, после какой поэтической пьянки занесло нас в гости на квартиру к студенту-археологу, а ныне депутату Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексею Ковалёву, проходившему тогда в этой тусовке под кличкой «Китаец». У Китайца дома обнаружился, среди прочих весельчаков, долговязый юноша-старшеклассник в синем школьном костюме и с продолговатым белесым лицом. Юноша откликался на кличку «Племянник», ибо, в самом деле приходился племянником некоему Диме Вострову, активному посетителю поэтических сред и ценителю поэтических блюд «от Сосноры». Дядя был на год старше племянничка. Они немедленно устроили какую-то возню с песнями и плясками, а потом долговязый стал представлять сценку. Он изображал гимназиста, приехавшего на каникулы к тётушке в имение. Он же изображал и тётушку. Он вытянулся, поднял воротник, сделал благородно-глупое лицо дворянского недоросля-недотёпы, стал раскланиваться, подходить к ручке, что-то такое бормотать благосклонно слушавшей, но, видимо, несколько выжившей из ума старухе-помещице... Всё это было гротескно, выразительно и страшно похоже. Все хохотали.

Тут мы и познакомились. И даже перешли на «ты». Гимназиста и его тётушку звали Саша Войцеховский. Потом уточнилось: Александр Петрович.

Впоследствии выяснилось, что Петрович –человек исторический. Чего только с ним ни происходило в Туве или по пути из Питера в центр Азии! Возьмём хотя бы историю про «Рояль в кустах». Или про «Путешествие Петровича и Палыча по Енисею на плоту». Или: «Про то, как Петрович макароны в чайнике варил». Не буду и пытаться пересказать их даже в общих чертах: это сюжет целой книги. Целью «Путешествия Петровича и Палыча на плоту» было попадание с берегов Бий-Хема к Хайыракану водным путём, а венцом явилось распадение плота на составные части в самом быстром и бурном месте Великой реки Улуг-Хем, после чего путешественники на продолжительное время оказались разлучены волнами и взаимно полагали друг друга не существующими более на этом свете... И так далее.

Живейшим образом помню Петровича в процессе постройки плота (дело было на Вавилинском затоне, в лагере Чугунова под Кызылом): он, как трудолюбивый, хотя и неторопливый муравей, несёт длинную и очень корявую лесину, чтобы тем или иным способом приспособить её к сооружаемому плавсредству, и при этом кажется, что это одна длинная, тощая и сутулая жердь зацепила и тащит другую.

Со временем и иное выяснилось про Петровича. Он стал доктором. Он спасал жизни людям, работая врачом «скорой помощи». Прошёл различные повышения квалификации и стал известным в Питере специалистом по выведению из запоев. Совершенно серьёзно. Не знаю, как в других отношениях, но в этом – он хороший доктор. Проверено на близких знакомых. Ещё что важно: Петрович объездил мир. Если так можно выразиться, исполосовал земной шар своими путешествиями. Проходил, между прочим, военную службу судовым врачём. Гонялся на автомобиле по американским прериям и по евразийским степям. Где-то на сибирских просторах, между Омском и Новосибирском – был такой драматический эпизод – летел с трассы вверх колёсами. Всякое было.

С середины девяностых начались выставки: в Москве, Нью-Йорке и Петербурге; успех. И – ежегодные мечты снова оказаться под тувинским солнцем. Может быть, в этом году они осуществятся?

Петрович как-то рассказывал, что на путь сознательного творчества его привели древние «оленные камни». Хотя понятие «сознательное творчество» тут не вполне уместно. Мастера, выбивавшие три тысячи лет назад изображения на каменных стелах, не думали о профессионализме, не оперировали художественными категориями. Их работа была следствием необходимости, простодушным способом наладить отношения между человеком, духами природы и загадочным миром ушедших предков. В Туве сохранилось много этих древних картинок на камне. Учёные называют их петроглифами. Народы, жившие в центре Азии в первом тысячелетии до н.э., скифы и их предшественники, ставили остроконечные камни с изображением бредущих цепочкой оленей по краям погребальных сооружений (курганов). В самих этих камнях проступают человекоподобные черты: глаза, руки, оружие на поясе. Некоторые из числа наиболее интересных «оленных камней» выставлены сейчас во дворе тувинского национального музея.

Так вот, как-то раз Петрович шёл по степи и увидел оленный камень на краю кургана. И стал его рассматривать. И увидел в условно-примитивных, почти детских изображениях рогатых копытных безграничную степень свободы. Что-то загадочно-родственное и открытое всякому. Безоглядное, как рисунки ребёнка. Он вдруг понял, что хочет и может быть в своих картинках так же свободен. До этого он не относился серьёзно к собственным попыткам рисовать. Конечно, сам воздух центра Азии, прозрачный, лёгкий; приволье балгазынской степи: высокое солнце, тёмная тайга на гористом горизонте – всё это, вместе с дыханием каменных писанниц, произвело в Петровиче переворот. Он выработал свой стиль – одновременно наивно-непосредственный и архаически-внушительный. Истории причудливых людей и необыкновенных животных, рассказанные при помощи карандаша и картона.

Характерно, что на работы Войцеховского одними из первых обратили внимание не профессиональные художники, а кинематографисты: замечательный режиссёр-мультипликатор С.Норштейн, автор «Ёжика в тумане», и актёр М.Ярмольник. В зале Ферапонтовского музея, где выставлены «картинки Петровича», посетителя охватывает необычное ощущение: как будто он попал внутрь неведомого, но очень симпатичного мультика. Динамика, движение обаятельных персонажей захватывает и вовлекает. Как это Петровичу удаётся?

Есть такое печальное понятие: профессионализм. Вот, например, профессионализм актёра. Он выходит на сцену и играет. И все знают и понимают, что он – играет. Он бы и не хотел играть, он хотел бы, может быть, просто подойти к зрителю, сказать ему дельное и нужное слово... Но он не может: он профессионал игры, и пространство сцены мёртвой стеной отделено для него от живого пространства зрительного зала. Он несчастен.

Так же точно несчастны и профессионалы изобразительного искусства. Беря в руки бумагу и карандаш, они отгораживаются от всего остального мира – мира зрителей – мёртвой стеной. И делают «Произведение». Зачем?..

Самое замечательное качество картинок доктора Войцеховского заключается в том, что при встрече с ними не возникает вопрос: «Зачем?». И ещё: между ними и зрителем нет никакой преграды, никакой стены. Это не предметы для восхищённо-бессмысленного любования. Каждую из них можно (и хочется) взять к себе, повертеть в руках, повесить так, потом эдак, положить на стол под стекло, потом вынуть оттуда, запихать себе в карман и носить с собой, чтобы как-нибудь потом вдруг достать, посмотреть, показать соседу по квартире, спутнику в поезде, любимой девушке на свидании.

Абсолютно очевидно, что делал их не профессиональный художник, а дилетант. Делал, «не делая из еды культа», не воображая о себе чего-то эдакого, а – просто. И даже без цели. И так же абсолютно очевидно, что от встречи с этими картинками любому человеку становится лучше жить на свете.

Они совершенно адекватны личности автора и потребностям душ зрителей – без всяких моралей, потуг самовыражения и прочих неестественностей. Поэтому они выразительны. Поэтому они обаятельны. Как когда-то школьник Саша Войцеховский разыгрывал сценку про гимназиста и его тётушку, и от этого всем было весело и хорошо. Художественная психотерапия. Истинный психотерапевт – это тот, про кого, общаясь с ним, никогда не догадаешься, что он тебя лечит.

Анджей Иконников-Галицкий

 (голосов: 0)
Опубликовано 12 июня 2003 г.
Просмотров: 3521
Версия для печати

Также в №24:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2022 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru