газета «Центр Азии»

Четверг, 5 декабря 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 1999 >ЦА №37 >Толба Байкара: Он мой брат

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Daddy . Глюкометры Bionime в магазине GIZ.by

Толба Байкара: Он мой брат

Люди Центра Азии ЦА №37 (9 — 15 сентября 1999)

Толба Байкара: Он мой братРовно 80 лет назад, 12 сентября 1919 года, в поселке Гагуль (примерно 80 км на юго-запад от Турана) произошла страшная трагедия: на рассвете сюда ворвались вооруженные люди и вырезали полностью весь поселок.

Чудом в живых, весь исколотый и израненный, остался мальчик Коля, которого подобрал местный охотник Чолдак-оол Байкара.

Очевидицей этого события стала его дочь Толба, которой тогда было 9 лет. Произошедшее так врезалось в ее память, что и сегодня, по прошествии стольких лет, она говорит об этом, словно все происходило вчера.

– Толба Чолдак-ооловна, я знаю, в вашей семье воспитывался русский маль­чик. Каким образом он попал к вам?

– Однажды отец возвратился с охоты и привез не убитого зверя, а маленького маль­чика, завернутого в теплое одеяло. Когда свер­ток сняли с коня и развернули, то уви­дели, что мальчик без сознания, весь изра­ненный. По всему телу у него были дырки от шты­ков. Но он был еще жив, и отец начал его лечить – запаривал листья разных лечеб­ных трав и прикладывал к ранам, поил целеб­­ны­ми отварами. Вскоре мальчик ожил, стал подниматься, понемнож­ку ходить и говорить. Он был такой белень­кий и голубоглазый, мы все его очень люби­ли, особенно отец. У не­го был только один сын, остальные – все дочери, а он очень хотел еще одного сына.

– А отец вам рассказывал, как и где он нашел этого мальчика?

– В тот день он поехал на охоту и решил заехать в Гагуль к русским друзьям – поме­нять мясо на хлеб. Когда подъехал к озеру Улуг-Холь, увидел, что оно все красное от кро­ви. Там плавало множество трупов жен­щин и детей. А на берегу он увидел мальчика, укры­того одеялом и рядом собаку. Собака сторожила мальчика и никого не подпус­ка­ла. Рядом лежало несколько булок хлеба, очевидно, собака принесла его из дома, чтобы подкормить малыша, одеяло, наверное, тоже принесла она. Собака зализывала раны сво­его маленького хозяина, а когда отец попытал­ся к нему подойти, свирепо лаяла и не давала приблизиться. Отцу было очень жалко эту преданную собаку, но пришлось ее застрелить, чтобы забрать маленького ребенка.

– Как звали мальчика?

– Русское имя его было Коля, а мы звали его Кан-оолом (прим.: в переводе с ту­винского – сталь­­ной мальчик). Отец ездил с ним в Кы­зыл, когда он уже стал взрослым, и там его запи­сали в бу­маги как Байкара Кан-оола Чол­дак-ооло­вича. Отец его сильно любил, ни­ког­да не ос­тавлял дома. Куда бы он ни поехал, всюду брал с собой. Научил его охотиться, все­му то­­му, что дол­жен знать и уметь на­стоящий ту­винец. Когда он был дома, мы с сес­трами старались ему угодить, играли вмес­те. Мы с ним были близки по возрасту, и я дружила с ним больше всех.

– А по-тувински он хорошо говорил?

– Он говорил, как настоящий тувинец, по-русски немножко стал разговаривать, ког­да стал уже взрослым и ездил в русские деревни.

– А как случилось, что он женился все же на русской девушке?

– Не знаю. Наверное, влюбился. У него бы­ла невеста – тувинка, она даже жила в нашей юрте, потом родители ее забрали. А в Туране он встретил русскую девушку, Шуру из Усинска. Она была очень красивая,у нее были длинные-длинные толстые косы. И он женился на ней. Отец дал им в приданое корову, несколько овечек, лошадь.

– После женитьбы вы поддер­живали родственные отношения?

– Сначала Кан-оол часто к нам ездил, он скучал, и отец с братом Ойдупом приезжа­ли в Туран, но его русская жена не понима­­ла по-тувински, и они себя там не очень хорошо се­бя чувствовали. Но все равно ездили, и Кан-оол очень этому радовался. Один год был не­урожайный, голодный год, так отец пос­тоян­но возил продукты, поддер­живал его семью. А потом арестовали моего мужа, и наша семья попала в опалу. Тогда отец, чтобы это не кос­нулось Кан-оола, стал реже с ним встречаться и делал это тайно, чтобы никто не знал.

– А на похоронах отца Николай-Кан-оол был?

– Нет, тогда ни телефонов, ни какой дру­гой связи не было. Потом приезжал, плакал.

– На могилу приезжал?

– На какую могилу? Отца по старому обы­­чаю похоронили: завернули и унесли в поле. Никакой могилы нет.

– А вы на похоронах Николая Афа­насьевича Верещагина (прим.: пол­ное русское имя этого человека) были?

– Нет, нам тоже никто об этом не со­об­щил. Мне вот скоро будет девяносто лет, ему сейчас было бы почти столько же. И я до сих пор вижу его молодым – он был очень красивый: беленький и голубоглазый, на нас совсем не походил. Мы с братьями и сес­трами всегда считали его своим братом. Так я считаю и до сих пор.

Николай Афанасьевич Верещагин, он же Кан-оол Чолдак-оолович Байкара, был моим свекром. Тогда я еще этой истории не знала. Знала только, что он воспитывался у тувин­цев, потому, что своей семьи у него не было. По-русски он говорил, вроде бы, нормально, без акцента, но как-то очень неохотно, больше молчал. А вот когда подходили к нему тувин­цы, тут он как-то сразу веселел и говорил мно­го и охотно, разумеется, по-тувински. Од­нажды я у него спросила, помнит ли он то, что произошло в Гагуле. Он ответил, что пом­нит мало, только то, что однажды его разбу­ди­ли какие-то черные люди и погнали вмес­­те с другими людьми на озеро, где всех стали колоть штыками, резать, стрелять. И еще помнит собаку, которая лизала его раны. А как он очутился в тувинской юрте – этого он уже не помнит.

Теперь прошло уже больше десяти лет, как Николая Афанасьевича нет в живых, но жива его названная сестра, которая и пове­дала всю историю спасения и воспитания в тувинской семье русского мальчика.

А есть еще воспоминания М. Бочегурова об этом трагическом событии 1919 года:

«Вооруженная банда из числа местных бур­жуазно-националистических элементов из западных районов Тувы – из Хемчика, чис­ленностью до 30 человек, безнаказанно совер­шая грабительские налеты на мирных рус­­ских жителей, проживающих в поселках Ча­­дан, Чааты, Чаа-Холь, Аргузун и др., пере­пра­вилась на правый берег Енисея, где дви­нулась вдоль речки Эйлиг-Хем и Темир-Суг. 12 сентября они вышли к поселку Га­гуль. В ту пору в Гагуле проживало 18 семей с количеством населения около 70 человек, преимущественно русские, и несколько се­мей хакасов. Сеяли хлеб, держали скот, было несколько семей золотостарателей, работав­ших на золотых приисках «Теплая» и «Зо­ло­тая».

Рано утром 12 сентября вооруженная бан­да верхом на лошадях ворвалась в деревню, начала стрельбу. Первыми были убиты две женщины – Камзалакова и Курочкина, ко­то­­­­рые выгоняли скот на выпаса. Согнали всех жителей в один двор, мужчинам связали руки и ноги, женщин, стариков и детей по­садили посреди двора, из домов стаски­ва­ли вещи, сводили в один двор скот. У му­жи­ков вымогали золото. Кто оказывал со­про­­тив­ление, их тут же убивали.

Особенно страшной расправе подвергся Иван Емельянович Верещагин (прим.: дед Коли-Кан-оола). Он много лет работал на при­исках «Теплая» и «Золотая», пожалуй, был и их первооткрывателем. Жил он зажиточно, имел четырех взрослых сыновей: Егора, Пет­ра, Афа­насия и Александра. Все они, за ис­клю­че­нием младшего Александра, участ­во­вали в вой­не 1914 года. Старика Верещагина раздели, оставив в одних кальсонах, привя­зали арка­нами за обе ноги к лошади, потом таскали по деревне, периодически останав­ливаясь, вы­могали золото до тех пор, пока он не скон­чался. Труп его бросили посреди улицы. Как рас­сказывали дружинники из села Тарлаг, на улице ими было подобрано 15 трупов. Ос­таль­ных угнали за речку Ма­лый Гагуль и на берег озера Улуг-Холь, где в камышах рас­­стре­ливали, били прикладами, резали».

Этот рассказ был записан М. Бочегу­ро­вым от одного из дружинников из поселка Тарлаг, побывавшего на месте страшного события вскоре после происшествия.


Прошло время...


Бабушка Толба по-прежнему живет в по­селке Аржаан вместе со своей дочерью Свет­ла­ной. В мае 2000 года скромно, в кругу се­мьи, отпраздновала свое 90-летие. Выглядит она в свои девяносто хорошо: гладкие румя­ные щеки, ясный взгляд темных глаз и доб­рая улыбка.Когда я заехала к ним в гос­ти, бабушка сидела за столом и починяла без­ру­­кавку своей дочери. Руки ее еще до­вольно проворно бегали с иголкой и нит­кой, делая аккуратную стежку. Все бы хорошо, да вот совсем не стало в доме молока: не­сколь­ко дней назад со двора увели пять голов круп­ного рогатого скота, и среди них две дой­ные коровы. А чуть раньше, по весне, еще пять голов. Скотокрадству в Пий-Хеме, и в том числе в Аржаане нет предела. Бабушка Толба говорит, что такого за ее долгие 90 лет еще не было: в прежние времена воров ловили и наказывали так, чтобы другим неповадно было.

-->

Беседовала Татьяна ВЕРЕЩАГИНА

 (голосов: 7)
Опубликовано 9 сентября 1999 г.
Просмотров: 5104
Версия для печати

Также в №37:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru