Мои дети: какие они?
Любимые. У меня два сына. Старшему Глебу три с половиной года, младшему Андрею год и восемь месяцев. Глеб ходит в детский сад, Андрюша – дома с мамой.
Старший – шумный, активный, любит подвижные игры. У Глеба любимый герой – человек-паук. Все игрушки, книжки, мультики связанны с этим персонажем. Любит кататься по дому на детском мотоцикле. Глеб обидчивый. Может поспорить с мамой и папой.
Младший – более спокойный, уравновешенный, послушный. Ему нравится, когда читают книжки, любит рисовать, предпочитает сидячие игры. Обожает играть в кубики.
В кулинарных предпочтениях дети тоже разные. Глеб любит конфеты, а Андрей – макароны.
Бывает, что они ссорятся, даже дерутся. Обычно, когда не поделят игрушки. А в основном, они дружные, всегда вместе, привязаны друг к другу. Со сверстниками играют хорошо. Приходили недавно мои племянники, так они с детьми весь день дружно играли в комнате. Это был настоящий разгрузочный день для меня и супруги Анастасии.
Когда приходим в гости к друзьям, наши дети ведут себя очень скромно. В незнакомой компании они – тихони. Вот дома были бы такие спокойные.
Дети – это только проблема или только радость?
И то, и другое. Не скажешь, что это только радость, проблем с детьми тоже хватает.
Когда рождались сыновья, прыгал до потолка от счастья. Даже не верилось сначала. На первенца Глеба не мог наглядеться.
Когда родился Андрей, долго пытался объяснить старшему сыну, что у него теперь есть младший брат. Когда из роддома приехала жена с Андрюшей, Глеб не сразу воспринял его как брата. Но прошло время, и старший сын все понял.
Трудностей с сыновьями хватает. Главная проблема – взаимоотношение. Разница в возрасте у них небольшая – полтора года, поэтому Глеб воспринимает Андрея как сверстника, начинает задираться, дерется с ним, не понимая, что он все же сильнее младшего брата.
Еще одна проблема – непослушание. Очень сложно с детьми, когда они не слушаются. На Глеба жалуются воспитатели детского сада. Говорят, что он слишком активно играет с детьми, тихо играть не умеет. Другие дети в садике думают, что Глеб дерется, а он на самом деле так играет. А нам перед родителями детей бывает неудобно.
Идеал мужского воспитания: кого взял за образец.
Старшего брата Александра, ему 39 лет. У нас с ним мама одна, а отцы разные. У нас с братом разница в возрасте большая – девять лет. Саша меня воспитал и дал образование. Когда я поступал в институт, он уже работал и финансово обеспечивал меня полностью. Да и школу оканчивал я под его контролем.
Воспитывал брат меня строго. Если он что-то говорил, то лучше было не спорить. Меня Саша за всю жизнь ни разу пальцем не тронул, но словом мог так ранить, что доходило до слез.
Брат всегда был со мной справедливым. И умел все объяснить без рукоприкладства.
Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.
Супруга Настя занимается детьми и домом. Я зарабатываю деньги. Работаю в полиции, капитан. Стаж службы в органах около семи лет.
Прихожу домой с работы – дома чисто, дети ухоженные, ужин готов. С этим у Насти все в порядке. Она – замечательная хозяйка.
Все мужские обязанности по дому выполняю, конечно, я. Гвоздь забить – не проблема. Могу посуду помыть, но не готовлю.
Мое главное достижение в воспитании.
Когда Настя была в роддоме, рожала Андрея, я со старшим Глебом целую неделю жил один. Кормил его, поил, играл с ним, гуляли вместе на улице. Жили душа в душу.
Главное, что за это время нашел с сыном общий язык. Глебу на тот момент было всего полтора года, и я очень боялся остаться с ним один на один на целых семь дней. Был страх, что не справлюсь. Думал, придется звать на помощь бабушек и дедушек. Но у нас Глебом все получилось. Мы установили между собой очень тесный контакт.
Мы теперь друг друга очень сильно чувствуем. Когда я в командировке, Глеб очень сильно скучает. Уезжал как-то на две недели, и он так сильно меня ждал, переживал, что больше не приеду. Когда вернулся, сын меня еще долго из квартиры не выпускал: хватался за меня, ревел, даже в магазин не давал сходить.
Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.
Сильно избаловал старшего. Хотелось дать ему все то, что я не получал в детстве, чтобы Глеб ни в чем не нуждался. Сын просто не знал слова «нет». Он получал все, что хотел. Потом я понял, что весь этот избыток во всем – только во вред ребенку.
Младшего Андрея воспитываю по-другому: стараюсь не баловать. Да и старший получает не все, что хочет. Все должно быть в меру. Я это понял. Исправляюсь.
Вредные привычки: может ли мужчина их победить.
Может, если захочет. Моей вредной привычкой были слова-паразиты. Часто выражался нецензурно. Молодой был, бывало, что вылетали плохие слова, даже когда был дома. Дошло до того, что дети начали повторять эти выражения.
Вовремя одумался, сейчас бранно дома совсем не выражаюсь. Сдерживаюсь. Сквернословие – это действительно вредная привычка. А вот курить бросить пока не могу.
Книги, которые читаю детям вслух и советую прочитать самим.
Когда моя бабушка Антонина была жива, она мне часто читала «Муху-Цокотуху» Корнея Чуковского. Я это до сих пор отчетливо помню.
У нас много детских книжек, мы с супругой уверены, что читать детям необходимо. Читаем с Настей детям то, на чем воспитывались сами: Маршак, Барто, Чуковский. Дети очень любят советских детских писателей, уже наизусть знают некоторые стишки.
Мне кажется, когда дети научаться читать, они будут выбирать книги по своим интересам. Советовать или настаивать на определенной литературе не буду.
Наказание ребенка – это обязательно?
Раньше считал, что не обязательно, сейчас уверен – это необходимо. Когда Глеб был младше, я его не наказывал за проступки. Думал, что сам все поймет. Теперь же уверен, что ребенок должен знать с детства: за проступок он может быть наказан. Силу никогда не применяю. Могу поставить в угол или чего-то лишить. Этого достаточно.
Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.
Глеба научил самостоятельности. Сам одевается, кушает, убирает за собой посуду, а вот игрушки складывать на место еще не приучился. Младший сын уже сам ест ложкой.
Учу детей жить дружно. Это пока одна из главных наших проблем. Хочу, чтобы росли нежадными, чтобы делились друг с другом, ведь они – братья.
Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.
Вопрос: «А зачем?» Укладывал Глеба спать, и он меня спросил: «А зачем спать?» Ответил, что сон необходим, это отдых. Следом был вопрос: «А зачем отдыхать?» Объяснил, чтобы набраться сил и пойти завтра в садик. Следующий вопрос был: «А зачем идти в садик?» И это: «А зачем?» затянулось так надолго, что я уже не знал, что отвечать. Глеб спрашивал, пока сам не заснул.
Отцовский долг: в чем он для меня.
Воспитать хороших сыновей, настоящих мужчин. Чтобы потом мне не было стыдно за воспитание Глеба и Андрея. В этом – мой долг.
Фото: Стражи домашнего порядка. Дмитрий Скоморохов с сыновьями – младшим Андреем и старшим Глебом. Кызыл, 2 февраля 2013 года. Фото Анастасии Скомороховой.