(Окончание. Начало в №10 от 12 марта)
Диплом без ума и знаний
– Тимур Дыртык-оолович, почему все-таки был создан духовой оркестр?
– Ничего необычного тут нет. Оркестр в училище всегда был – по учебному плану. Просто тогда не думали, что он может быть постоянной творческой единицей.
Костяк нынешнего оркестра сложился пять лет назад, с 2005 года мы выступаем как оформившийся коллектив.
Первые выступления на публике показали, что духовой оркестр, при условии профессионального роста, может найти свою нишу, своего зрителя и слушателя.
Хотя сначала казалось: ну куда у нас можно вклиниться? Есть ансамбль национального танца «Саяны», есть симфонический оркестр, другие коллективы филармонии, есть известные на весь мир горловики, есть, наконец, попса. Многие считают, что больше ничего и не нужно.
Но духовая музыка – она ведь для всех: и для пожилых, и для молодежи, независимо от национальности и социального положения. Значит, зрителя и слушателя надо воспитывать, растить.
– Я знаю, что это вы убедили музыкантов оркестра – выпускников Кызылского училища искусств – продолжить обучение. Вы настояли, чтобы в Кызыле, в филиале ВСГАКИ открыли эстрадно-духовое отделение. Зачем вам это было надо? Разве не могли они учиться в том же Улан-Удэ, других городах?
– Спасибо руководству Восточно-Сибирской академии культуры и искусства и тувинского филиала академии – меня поддержали, в 2008-2009 учебном году открыли в филиале эстрадно-духовое отделение.
Я, наверное, отношусь к образованию не так, как относятся к нему многие авторитетные люди. Но это мое мнение. Правильное они или нет – время покажет.
Диплом ума не дает, знаний не дает. Тот факт, что у тебя диплом престижного учебного заведения, сам по себе ничего не значит.
Молодые люди, которые МГУ, МГИМО закончили или в Питере отучились, думают, что только за это им должны все дать. «Дайте мне квартиру, дайте еще что-то, я буду нормально работать». Изначально неправильный посыл. Мертвый.
Великие полководцы Александр Македонский, Чингисхан знали: если человек поле боя не знает, он этой битвы никогда не выиграет. Образование – то же самое: если человек не знает реальную ситуацию в Туве, он не сделает ничего. Он должен уметь применить знания на практике, а для этого надо знать реальную ситуацию. Знать, с кем будет работать. Диплом, по сути, это аванс.
У меня нет супер-диплома, но у меня много друзей – хороших музыкантов, мы встречаемся, обмениваемся опытом.
Прошел курсы повышения квалификации на базе Московского государственного университета культуры и искусства, бывал на выступлениях самых известных духовых оркестров, видел, как готовят знаменитый оркестр суворовцев, который открывает парады на Красной площади в Москве.
Я убедил ребят, что не надо разъезжаться. Можно и здесь получить образование, сейчас возможностей для этого много – Интернет, DVD. Можно съездить в Красноярск к хорошему музыканту, сюда его пригласить.
Учеба – это умение воспринимать информацию. Все от человека зависит, если он захочет, будет стараться, то многого сможет добиться.
Было еще одно обстоятельство. Кызылское училище искусств окончили много способных парней и девушек, но мало кто поехал куда-то учиться дальше, единицы просто. Остальные остались здесь. И где они?
Очень по-разному, порой непросто и трагично сложилось их судьба. Музыканты, артисты – люди эмоциональные, ранимые. Не хотелось такой судьбы для своих ребят.
И конечно, вы правы, меня волновала судьба оркестра. Он начал складываться по-настоящему. А если бы ребята разъехались – все бы рассыпалось.
Именно поэтому нужно было одновременно добиться, чтобы правительство республики приняло постановление о создании оркестра в статусе правительственного, а ВСГАКИ – об открытии эстрадно-джазового отделения в филиале.
С одной стороны, это давало возможность обеспечить ребят работой. С другой – дать им шанс совершенствоваться профессионально, получить высшее образование, не уезжая из дома. А республика получала новый творческий коллектив.
Помогла история
– Как удалось получить поддержку?
– Я благодарен, что нас поддержали известные музыканты, поддержало правительство республики, сам председатель правительства Шолбан Валерьевич Кара-оол.
Большую роль сыграли авторитет и поддержка Петра Казимира, доцента кафедры духовых инструментов Красноярской академии музыки, руководителя духового оркестра академии. Он, можно сказать, стал духовным вдохновителем создания духового оркестра при правительстве РТ.
Мы познакомились с ним в 2000 году в Красноярске на семинаре, который проводили профессора Санкт-Петербургской консерватории Кирилл Борисович Соколов и Вениамин Савельевич Марголин, знаменитый трубач. На этот семинар были приглашены три молодых преподавателя Кызылского училища искусств, в том числе и я.
Увидел, как работает Петр Казимир, как ценят его известные музыканты, и пригласил провести занятия у нас в училище. С тех пор он не раз бывал в Туве, проводил мастер-классы, приезжал на фестиваль «Устуу-Хурээ», сейчас преподает в нашем филиале ВСГАКИ, как раз у наших ребят. В 2009 году ему присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Республики Тыва.
Еще помогла история. Ведь, по сути, мы ничего не изобретали. Оркестры духовые на Руси существуют со времен Петра I. Он пригласил немцев, чтобы те создали оркестр. Сейчас русская духовая школа признана во всем мире. Духовой оркестр – такой же символ государства, как герб, флаг, гимн.
Духовой оркестр – это ведь и история первого тувинского государства – ТНР, история Тувинской Народно-Революционной армии. Профессиональное музыкальное искусство пришло к нам именно с военным духовым оркестром, который был создан в 1929 году.
Армия после вхождения Тувы в состав России прекратила свое существование, ненужным стал и военный оркестр, тогда не подумали над тем, чтобы его сохранить.
Из того оркестра вышли многие известные люди, легенды своего времени – Сергей Красный, Александр Лаптан, Константин Тамдын, Максим Мунзук, Борис Бады-Саган, Михаил Бавуу и другие. Они уже после расформирования оркестра собирались, играли в парке, никто их не заставлял, а они приходили, свои дудки приносили и играли. Музыка их тянула.
Духовой оркестр можно назвать уникальным по возможному охвату зрителя – от самых юных до самых пожилых. Он может играть в зале, он может играть на улице – от протокольных мероприятий до похорон.
Многие регионы имеют свои духовые оркестры – именно в статусе государственных или муниципальных.
Нас поддерживают. Поддержало правительство, поверив в нас. Лошадей для конных выступлений нам безвозмездно предоставляет известный табунщик Геннадий Монгуш.
Сами сделаем
– Духовой оркестр около двух лет существует как правительственный.
По сути, это этап становления коллектива как самостоятельной единицы. С какими проблемами сталкиваетесь?
– Мы были на фестивале в Абакане, выступали вместе с абаканским оркестром, так мне их главный дирижер сказал: «У вас сейчас – золотое время. Это вы сейчас думаете, что оно сложное, но поверь, пройдет время, и вы поймете, что это были золотые годы». Наверное, он прав.
Я и не хочу, чтобы у моих ребят – музыкантов оркестра – было все и сразу, тогда они не будут все это ценить.
Сейчас в коллективе 29 человек, из них только трое – обслуживающий персонал – бухгалтер, администратор и водитель. Остальные все музыканты. Хозяйственные вопросы решаем сами – и за грузчиков, и за костюмеров.
Вот это помещение – бывшую столовую в пристройке к общежитию министерства культуры на улице Лопсанчапа – привели в порядок сами. И это, считаю, правильно.
В училище искусств, когда завхоз говорил: «Будем тут у вас ремонт делать», я всегда отвечал: «Дайте деньги на материалы – сами сделаем».
Когда ребята все делают сами, быстрее понимают цену всему этому, не будут портить свой труд.
Пока у оркестра нет даже своих инструментов – часть их принадлежит училищу искусств, часть – филиалу ВСГАКИ, многие из них – выпуска семидесятых годов прошлого века.
И это – самая главная проблема, которую сами решить не можем. Я не прошу покупать для нас инструменты, которые стоят миллионы, я прошу за 30 тысяч рублей, не за 30 миллионов.
С мечтами надо осторожнее
– О чем думает, о чем мечтает педагог и руководитель оркестра?
– С мечтами надо быть осторожнее. Хотелось бы, чтобы оркестр получился.
Конечно, тревожусь: как все сложится дальше? Что будет с оркестром через несколько лет? В нем – абсолютное большинство молодых. Они мне верят, верят, что мы будем развиваться. А это такая ответственность. Хотелось бы, чтобы ребята, прежде всего, оставались музыкантами.
Из 25 музыкантов оркестра 22 сейчас являются студентами, одни – студентами училища искусств, другие – студентами академии. Так что приходится и за дисциплиной следить, и совмещать репетиции с их учебными занятиями.
И помнить о том, что многие из них начинают семейную жизнь. У нас в оркестре – три молодые пары.
Надеюсь, что со временем оркестр сможет конкурировать с теми же «Саянами», с другими местными творческим коллективами. Выходить в парк и играть на танцах вальс – это очень малая часть того, что должен делать духовой оркестр.
Вот сейчас мы готовим программу к юбилею Победы. Это будет плац-концерт – выступление оркестра на площади в центре города, с перестроениями. Чрезвычайно большая и сложная работа, огромная ответственность выступать в такой праздник, к тому же, нужны средства, чтобы выступление было достойным и праздника, и статуса оркестра.
Надо идти дальше. Честно говоря, мне очень хочется увидеть, что получится из всего, что мы задумали и делаем.
К сожалению, судьба создателей творческих коллективов такова, что они не всегда видят результат. Татьяна Туматовна Балдан создала национальный оркестр в его современном виде, жизнь в него вдохнула, но, к сожалению, рано ушла из жизни. Оркестр развивается уже без нее.
Леонид Иванович Карев, первый дирижер симфонического оркестра, я у него, кстати, учился дирижированию, всего год дирижировал оркестром, потом передал его другому дирижеру и уехал.
Хотелось бы, чтобы жизнь духового оркестра была интересной и долгой, как и жизнь его музыкантов, ну, и моя, конечно, тоже – как педагога и музыканта.
Беседовала Анна ЛАЧУГИНА
Фото Виталия Шайфулина,
Виктории Лачугиной, из архива редакции газеты «Центр Азии».
Интервью с Тимуром Дулушем войдет в четвертый том книги
«Люди Центра Азии», который готовит редакция газеты «Центр Азии».
Четвертый том книги судеб выйдет в свет в начале 2011 года.
Фото:
2. Кавалерийский духовой оркестр Тувинской Народной Республики во время репетиции. Дирижер – Сергей Красный. Кызыл, 1944 год.
Фото из книги «Люди Центра Азии», третий том.
3. Оркестр возглавляет праздничное шествие. На переднем плане – Баржай Байлак.
Кызыл, улица Ленина. 12 сентября 2009 год.
4. Духовой оркестр Правительства Республики Тыва. 2009 год.