газета «Центр Азии»

Четверг, 12 декабря 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2006 >ЦА №30 >ГОЛОС ДОЛЖЕН ЖИТЬ ДОЛГО

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Daddy . купить подгузники для взрослых

ГОЛОС ДОЛЖЕН ЖИТЬ ДОЛГО

Люди Центра Азии ЦА №30 (28 июля — 4 августа 2006)

 Что такое патриотизм? С чего начинается любовь к своему Отечеству? Над этими вопросами века и тысячелетия ломали головы лучшие умы человечества. Ответ на него ищет каждое новое поколение россиян, в том числе – жителей Тувы. Актриса Тувинского музыкально-драматического театра Эльвира Докулак ответ нашла. Уже став Заслуженной артисткой Республики Тыва, она поступила в консерваторию, чтобы совершенствовать свои знания и передать их другим.

Мы познакомились на студенческом землячестве в Новосибирске, когда Эльвира Докулак училась в Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки. Как почетную гостью, студенты часто приглашали ее на свои мероприятия и с удовольствием слушали песни о родной Туве, бескрайних просторах и высоких горах. А разговор состоялся перед возвращением Эльвиры Докулак в Туву – после окончания консерватории.

ПРОФЕССИЯ АРТИСТА КО МНОГОМУ ОБЯЗЫВАЕТ

Эльвира Доржуевна, что вас – взрослого человека, известную актрису, мать двоих детей – подвигло на то, чтобы поменять привычный уклад жизни и поступить в Новосибирскую консерваторию?

– Молодым учиться легче. Они думают только об учебе и развлечениях. Мне же еще приходилось работать и заниматься детьми, хотя они были уже достаточно взрослыми. Когда мы приехали в Новосибирск, сыну Аржаану было 15 лет, а дочке Чайыран – 14 лет.

Страшно, конечно, было решиться на такой шаг. И с финансовой стороны сложно. Пришлось продать мебель. Но меня всегда поддерживала моя подруга Наталья Хомушку, которая живет в Новосибирске, а Министерство культуры республики оплатило мою учебу, я им очень благодарна.

Решилась на все это не столько даже из-за того, что мне очень хотелось учиться, сколько из чувства патриотизма. В 90-е годы Алла Николаевна Саратовкина, мой бывший педагог, преподаватель дирижерско-хорового отделения в Кызыльском училище искусств, приглашала меня и актера Станислава Ириля петь в хоре, чтобы студенты могли нас слушать и учиться.

Дело в том, что в республике почти нет профессиональных педагогов-вокалистов с высшим образованием, как следствие, почти нет профессиональных певцов с правильным пением. Сплошная самодеятельность всю Туву, как сетями, опутала.

Я говорю об эстраде и не имею в виду горловиков и народных певцов. Ни горловому, ни народному пению, наверное, нельзя научить, это должно быть заложено в человеке.

Меня раздражало, что люди поют неправильно. Дети это слушают и, в итоге, не знают, что такое чистое пение. Их слух с детства приучается к неправильному пению.

Поэтому у меня возникло желание самой заняться преподаванием. Частично на мое решение повлияла известный в Туве педагог по вокалу Серафима Андреевна Калинина. Она работала в то время в училище искусств и все время подталкивала меня к тому, чтобы я училась дальше.

Теперь, после окончания консерватории, планирую с сентября начать работать в Кызыльском училище искусств. Моя цель – научить студентов правильному академическому пению. Когда они закончат учиться, то смогут петь в любом жанре. Им необязательно становиться оперными певцами. У них будет поставлен голос, они смогут правильно и чисто петь, а их голос будет жить долго. Он должен жить долго. Если петь много и неправильно, к тридцати годам голос становится старческим и некрасивым.

– Насколько важны для артиста профессиональное образование, общая культура?

– Артисты в какой-то мере являются лицом Тувы, ведь они ездят по России, по миру. От того, как артист покажет свои профессиональные и человеческие качества, зависит, что будут думать про нацию и про всю республику.

Ведь если к нам иностранец приезжает, нам все интересно: как он себя поведет, как поклонится, как сядет, что поесть закажет. Во всем его национальный характер проявляется. Так и на нас на гастролях смотрят. Поэтому это все обязывает вести себя подобающе.

Но тувинский артист только на гастролях – лицо Тувы, а в самой республике – он человек маленький. Потому, наверное, наши артисты на гастролях себя очень скромно ведут. Когда я с нашим театром ездила, помню, артисты из других городов всегда удивлялись, какой у нас коллектив дружный. У нас такое правило действовало: раз вместе приехали – все вместе делать должны. Перед выступлением все девчата в костюмерной работают, парни с молотками по сцене бегают, декорации готовят. В труппах, приехавших из других городов, все цеха отдельно работают, а артисты только к спектаклю приходят.

– А что точнее всего отражает характер народа?

– Песня. Тувинская душа требует покоя, простора, поэтому и песни наши очень мелодичные, в них много широты. Наши песни – в основном о родине, о природе, а вот о любви песен не так много. О любви у нас больше частушек. Эта черта проявилась и в творчестве наших профессиональных композиторов: Ростислава Кенденбиля, Алексея Чыргал-оола, Натальи Лопсан.

Мой педагог в консерватории иногда требовала: «Спой что-нибудь национальное, веселенькое». Но было сложно что-то подобрать. Веселые у нас только детские песни и «взрослые» частушки.

«ХОТЕЛА ПОХОДИТЬ НА ПУГАЧЁВУ»

– Любовь к пению передалась вам от родителей?

– Мой отец, Доржу Михайлович Чадамба, сам не пел, но любил слушать, как поют другие. А вот мама, Шурушпан Уйнукуевна, очень хорошо пела национальные тувинские и русские песни. Голос у нее был красивый. Я, когда была маленькая, даже не понимала, какая мама певица. Наоборот, все время думала, как она некрасиво поет.

Моя тетя Дунзенмаа, мамина сестра, хорошо пела, у нее в доме было много музыкальных инструментов, я бегала к ней учиться на них играть. Еще мама рассказывала, что мой прадедушка, ее дед, был известным певцом в республике, его на все свадьбы и другие праздники приглашали.

– Что повлияло на выбор профессии?

– С детства любила слушать по телевизору концерты. Нравилось, как поют оперные и эстрадные певцы. Очень любила Людмилу Зыкину, Галину Вишневскую, а больше всех – Елену Образцову, за то, что она такая темпераментная. Я уловила несколько моментов и пыталась ей подражать, при этом обязательно надевала мамину юбку.

Мы с моей младшей сестрой Майей и подругой Ларисой, которая жила по соседству, постоянно устраивали концерты. Даже пробовали петь как актеры из индийских фильмов. Костюмы какие-то придумывали. Потом мне нравилась Алла Пугачева, захотела стать такой же, как она.

Мы жили в поселке Чал-Кежиг, тогда Тандинского, а теперь Чеди-Хольского кожууна. После школы я поступила в Кызыльское училище искусств на дирижерско-хоровое отделение. Однако проучилась там недолго, всего полгода. Зимой в Кызыл приехала комиссия из Московского музыкального училища имени Гнесиных. Мы с моей подругой Чойганой ничего об этом не знали и спокойно сидели в училище. Тут прибегает еще одна наша подруга, Чодураа, и говорит: «Приехала комиссия, я иду поступать на артистку оперетты». Мы за нее порадовались и пошли, чтобы поддержать. Экзамены проходили в нашем театре. Тогда мы первый раз попали за кулисы, и все нам казалось интересным и необычным.

Чодураа приготовила для комиссии какие-то стихи и басню. А мы с Чойганой встали в дверях и стали смотреть, как она рассказывает. Члены комиссии нас заметили и говорят: «Что вы там стоите? Экзамены пришли сдавать? В списке есть?» Мы отвечаем, что в списке нас нет: «А можно попробовать?» Видимо, мало кто знал, что такой набор идет, народу пришло немного, поэтому нам разрешили. Мы с Чойганой серьезно экзамен не воспринимали, решили немного побаловаться и выдали все, что могли.

Когда нас пригласили, думаю: «Чтобы такое спеть?» Вспомнила русскую песню: «А я по лугу, а я по лугу, а я по лугу гуляла. Я с комариком, я с комариком плясала…» и начала в полный голос петь и приплясывать (смеется). Спела, а Чойгана мне говорит: «Я не знаю русских песен. Ты мне напой еще раз свою песню». Я ей напела. Она головой покивала, что запомнила, и побежала. Оказалось, она не расслышала слово «гуляла», и в ее интерпритации оно превратилось в нецензурное слово.

Педагоги бедные сидят, кое-как сдерживаются, а Чойгана еще громче поет. Я за дверью стою, краснею. Чойгана приехала из Монгун-Тайгинского кожууна и таких слов никогда не слышала. Когда она вышла, я ей объяснила, что это нехорошее слово. Она покраснела и говорит: «Я пошла отсюда, мне так стыдно!» Кое-как ее задержала.

Потом нас попросили станцевать, показать любое движение, но так, чтобы было весело и эмоционально. А нашего эстрадного певца Олега Сарыглара, который тоже пришел на кастинг, попросили нам подыграть на гитаре. Мы с Чойганой все еще воспринимали экзамен как шутку. Начали танцевать. Так и поступили. Чодураа, которая по конкурсу не прошла, долго на нас обижалась, но потом успокоилась.

И вот мы, деревенские ребята, собрались в Москву. Мы с Чойганой, еще трое парней с нами: Борис Ооржак, сейчас артист нашего театра, Рафаэль Ензак, теперь художественный руководитель в Эрзинском Доме культуры, Эзир-оол Монгуш, сейчас он заведующий труппой в театре.

В это время в училище уже были наши тувинские студенты. Чтобы не потеряться в столице, мы попросили Ларису Середер и Айдына Мортай-оола, которые приехали зимой на каникулы в Кызыл, нас сопровождать. Айдын был красивый парень, уже привык жить в Москве, и ему было стыдно с нами ходить. Он нам сказал: «Я пойду впереди, вы смотрите, куда я иду, и идите следом, но ко мне не подходите» (смеется).

Так до общежития и добирались: Айдын с Ларисой разодетые идут впереди, а мы со своими страшными древними чемоданами за ними поспеваем. Айдын нас, наверное, еще полгода стеснялся, пока Эзир-оол не поговорил с ним по-мужски. Айдын сразу перестал задирать нос, с тех пор мы стали лучшими друзьями.

– С училищем связано и рождение вашей семьи?

– Да, в училище я познакомилась с Анатолием Докулаком, который позже стал моим мужем. Когда заканчивали учиться, я уже ждала ребенка. Все наши ребята, с которыми мы вместе учились, очень за нас радовались.

Как раз в это время ставили спектакль «Аржаан», поэтому решили: если родится мальчик, назовем его Аржааном. И, действительно, первым родился сын, а через год – дочь. Анатолий работал в Тувинском музыкально-драматическом театре и в экспериментальном молодежном театре «Кузел» при Доме народного творчества.

Он был очень хорошим актером и общительным человеком. Куда бы мы ни приезжали с гастролями, казалось, у него везде были знакомые. И зрители, и друзья его очень любили, пока не произошел несчастный случай, в результате которого Анатолия не стало.

НАДО МЕЧТАТЬ И ТРУДИТЬСЯ

– Значит, вы расстались с мечтой стать певицей, когда поехали в Москву?

– Нет, мы ведь поступили на отделение музыкальной комедии. Там нас тоже учили петь. Оперетты и музыкальные фильмы мне всегда нравились. Они веселые, там все поют, танцуют. Правда, мой педагог по мастерству актера Софья Михайловна Гинсбург, мать режиссера Евгения Гинсбурга, все время говорила, что я – драматическая актриса, что мне нужно играть трагедийные роли. Наверное, она была права.

Хотя, если бы была возможность, я бы с удовольствием и в комедиях играла. Однако в Туве нет режиссеров для постановки оперетт. Оркестра, чтобы ставить оперетты, тоже нет. Последний раз оперетта, это была «Донна Люция», ставилась в тувинском театре в конце 80-х годов.

– А сейчас планируете полностью посвятить себя преподаванию?

– У меня в дипломе две специальности: вокалист и преподаватель. Наверное, преподавание станет моей основной работой, но я думаю, что и концерты у меня тоже будут.

– Дети пошли по вашим стопам?

– Дочка учится сейчас в Новосибирске в педагогическом колледже на факультете иностранных языков, а сын – в Ярославле в Театральном институте, будет актером-кукольником.

В этом институте в прошлом году был первый тувинский выпуск. Правда, где эти ребята сейчас – не знаю. Пока у нас в Туве нет театра кукол, может быть, со временем появится хотя бы отделение при нашем музыкально-драматическом театре.

Вообще, у нас еще много чего нет. Я два раза была на международном фестивале тюркоязычных оперных певцов «Тюрксой», который проходит на Кипре. Один раз мы ехали через Турцию. Больше всего меня поразила там детская музыкально-театральная школа. Детей учат и мастерству актера, и сценическому движению. Есть хор и вокал. Они ведут себя очень раскованно, ставят настоящие детские музыкальные спектакли. Есть даже свой детский оркестр. Просто удивляешься, когда смотришь на них.

Я там размечталась: как бы было здорово, если бы такая школа появилась у нас в Туве. И когда-нибудь, наверное, она появится. Главное – у нас есть потенциал, есть ТЮЗ, есть кадры. Надо только приложить силы – и все получится. Нужны вера, терпение, труд и ответственность.

Мария МАМУРКОВА

 (голосов: 2)
Опубликовано 28 июля 2006 г.
Просмотров: 15444
Версия для печати

Также в №30:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru