Итоги республиканской операции «Всеобуч» в этом году были весьма результативными. Если 5 сентября до школ не добрались более трех тысяч детей, то к 1 октября таких стало всего 38.
Реализация в Туве конституционной нормы на получение образования стала темой «круглого стола», прошедшего в Законодательной палате Великого Хурала РТ 26 октября.
Согласно статье 43 Конституции РФ и статье 45 Конституции Тувы, каждый гражданин имеет право на получение образования. Обязательным является основное общее образование – с 1 по 9 класс. Полное среднее образование (10-11 классы) – личное дело каждого. Как отметила в своем выступлении председатель комитета по науке, образованию, культуре, семейной и молодежной политике Законодательной палаты Таисья Куулар, тема более чем актуальна не только в Туве, но и во всей России. Известно, что в стране 23 миллиона школьников, а вот, сколько из них оказались «за бортом» образования, точных данных нет. Депутаты Государственной Думы называют цифру в два миллиона, министр образования России Андрей Фурсенко считает, что не более двухсот тысяч. Как заметила Таисья Куулар, несмотря на точность данных Минобразования Тувы, нельзя отрицать фактор скрытой непосещаемости школ.
* Вызывает большую тревогу судьба подростков, лишенных возможности окончить 11 классов. Сколько детей не продолжили образование после 9 класса – вопрос открытый. Миллионы молодых людей в России не получают профессионального образования: ни начального, ни среднего, ни высшего.
* Как соотнести конституционное положение о доступности образования с суровой реальностью жизни? Обсуждение на «круглом столе» показало, что с большим трудом. Директор кызылской школы № 1 Раиса Хайманова отметила: «Нас ругают за переполненность школ, но мы не имеем права отказать ребенку в получении образования и не принять его в школу. Мы должны обеспечить его право на образование. Как педагоги мы прекрасно понимаем, что, отказав детям из кожуунов, мы потеряем поколение, лишив его хорошего образования. Возмущает и то, что в средствах массовой информации фактически идет дискредитация учителей из-за поборов с родителей – «учитель виноват во всем». А корни этой проблемы лежат в отсутствии финансирования школ».
Заместитель руководителя отдела образования г. Кызыла Зинаида Дехтяр продолжила: «Проблема не в детях, приезжающих из кожуунов, по Кызылу из 17,8 тысячи школьников таких детей всего 700. Проблема в том, что в Кызыле катастрофически не хватает школ. Через два года мы ждем «всплеска» первоклашек и, если за это время не решим проблему строительства образовательных учреждений, то определенная часть детей действительно может остаться вне стен школы».
Заместитель министра образования Анна Ооржак, отчитавшись за учителей республики, которые за руку привели более 1,5 тысячи «потерявшихся» детей на свои уроки, с горечью отметила: «Из комплексного сопровождения ребенка в сложной жизненной ситуации семья выпадает полностью». Что делать с трудными семьями? Родителей лишают прав, и они спокойно продолжают «гулять» дальше, не неся абсолютно никакой ответственности. Анна Ооржак заметила, что увлекаться лишением родительских прав нельзя, иначе так можно лишить родителей немалое количество детей. Задача состоит в оздоровлении семьи. Директор Кок-Тейской начальной школы Татьяна Долгих отметила, что у них только восемь родителей имеют высшее образование, 75 не имеют работы.
* Образование – это идеальное зеркало социально-экономического развития. К платному образованию население не готово, государство вкладывать деньги в образование тоже не особо желает, беспрестанно говоря о реформе (министр образования России Андрей Фурсенко так и заявляет: образование – это услуга, за которую надо платить). В итоге имеем то, что имеем: по данным Всероссийской переписи населения в Туве 1141 человек не умеют ни писать, ни читать.