газета «Центр Азии»

Вторник, 3 декабря 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2005 >ЦА №44 >Властелин узоров

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Daddy

Властелин узоров

Юбилеи ЦА №44 (4 — 11 ноября 2005)

DSC_8208_44.gif50-летие со дня рождения и 30-летие творческой деятельности отметил Заслуженный деятель искусств Республики Тыва Вячеслав Донгак. Чествование прошло 28 октября в муздрамтеатре при большом стечении поклонников, друзей, коллег знаменитого хореографа.

Два крошечных человечка – мальчик и девочка – старательно кружатся в танце, взмахивают ручками, аккуратно ступают ножками.

Им годика по четыре-пять, и они едва доросли до колена своего Учителя в буквальном смысле слова. Он прерывает занятие и подходит к ним, возвышаясь, как дядя Степа. Строго выговаривает, что сбились, не вовремя повернулись, не втянули животики, не выровняли линию танца. Малыши сосредоточено смотрят на него снизу вверх и не менее серьезно кивают. Повторяют вновь и вновь…

Это не игра, это работа. С большими нагрузками, с усталостью, со струйками пота по личикам и спинкам, с окриками Учителя, со скупой похвалой. На замечания никто не обижается, не капризничает, не плачет. После слов одобрения дети сверкают глазами, восторженно подпрыгивают и приглушенно сопят.

Это не просто работа, это со-творчество. Вместе с самим Вячеславом Донгаком, с балетмейстером от Бога, известном не только в маленькой Туве, но и во многих регионах России, а также за рубежом.

Под его крылом сегодня растут сотни детей Тувы. Те, для кого теперь на всю жизнь Искусство и Культура станут не просто словами, а Музыка – не просто собранием звуков. Эти понятия для нынешних мальчиков и девочек навсегда будут иметь настоящий смысл, будут о-ДУШЕ-влены, а для кого-то станут содержанием их профессионального пути.

Пятьдесят лет жизни, тридцать – работы в искусстве.

Много это или мало? Как сам Мастер оценивает свои прошлое, настоящее, будущее? За два дня до юбилейного концерта мы говорили об этом с Вячеславом Октябревичем в творческой лаборатории ансамбля «Эдегей».

Он всегда брал полезные крупицы опыта других для себя, у всех учился понемногу. Почему понемногу? Природа щедро одарила его собственным талантом и работоспособностью. Поэтому по-настоящему своими Учителями считает… двух буддийских лам из своего детства. Именно они дали толчок, который Донгак считает решающим в своей жизни.

В тринадцать лет он встретил двух священнослужителей из Тувы, живущих в Бурятии. Рассказы Терен-комбу-ламы и Кенден-ламы о старой Туве, о буддийских храмах в республике и репрессиях, о традиционной культуре тувинцев открыли глаза любознательному мальчику, повернули все его мысли в сторону духовности.

Тридцать лет своей работы Вячеслав Октябревич разбивает на несколько периодов. Первый относится к работе в музыкально-драматическом театре им. В. Кок-оола. Там трудился главным балетмейстером. Это время становления. Вспоминает работу в театре как большую школу при маститых художниках, режиссерах, артистах: Сиин-ооле Оюне, Кадыр-ооле Сагды, Ирине Лопсан.

Следующий большой этап был наиболее продуктивным для него. Работая в государственном ансамбле «Саяны», балетмейстер создал для главного танцевального коллектива республики большое количество танцев. Среди них такие шедевры, как «Урянхайский», «Дембилдей», «Самага», «Цам». В тот же период он творил и для ансамбля «Аян», и для мюзик-холла «Ураанхай», и для коллективов других республик Союза.

Затем началось самостоятельное плавание балетмейстера: Фонд культуры, конкурсы красоты, ансамбль «Эдегей», модельное агентство, школа маленьких красавиц и многое другое…

Главные артисты Донгака теперь – дети.

Трудно ли с ними работать? В профессиональном плане – труднее, в психологическом – легче. С малышами приходится каждый раз начинать с нуля, но они очень трудолюбивы, послушны. Есть отдача, есть благодарность, есть поддержка родителей, есть удовлетворение.

В Туве растет поколение детей Донгака.

Детей, увидевших мир во время гастролей, расширивших свой кругозор на многочисленных конкурсах, нашедших друзей по всей стране и за рубежом. Поэтому к Донгаку стремятся попасть многие. Очередь желающих стать его учениками, состоящая из детей и их родителей, расписана на года… Отборочные экзамены проходят тысячи. Остаются десятки, сотни – только те, у кого дух танца горит в глазах. Одни физические данные ничего не значат. Надо чтобы ребенок хотел танцевать. Так считает создатель уже легендарного ансамбля «Эдегей».

Отдельным периодом своей деятельности Вячеслав Донгак называет работу по созданию костюмов. Дизайнером стал лет шесть назад. «Это было для меня неожиданным, – признается Вячеслав Октябревич, – ведь я никогда не рисовал». В составе ансамбля «Саяны» делал эскизы костюмов, но не в таком масштабе, как сейчас. Ныне он прославился своими коллекциями «Кан-Кыс», «Шаманка Куу», «Тоджинские мотивы», «Урянхайская» не только на всю модельную Россию. «Загадка Азии», созданная тувинцем, безоговорочно была принята жюри творческого конкурса модельеров в Монголии в 2005 году, как истинно монгольская. Ему тогда дали заслуженный Гран-при, несмотря на протесты и слезы представителей других регионов России.

Каким сегодня сам Донгак считает себя?

Перечисляю разные прилагательные на выбор. Мастер отвечает уверенно, выбрав только одно: «Я – сильный. Раньше меня можно было ранить даже одним словом. Сейчас – нет».

Что сегодня дает ему силу? Об этом Мастер не упоминает. Но он имеет большую поддержку в лице супруги Кимы Чозаровны, которую так и хочется называть Маргаритой – по имени главной героини романа «Мастер и Маргарита». Она всегда рядом, поддерживает во всем. Ведет переговоры со всеми – от родителей учеников до президентов, подсказывает нужную информацию, вывозит детей на конкурсы. Не дает его никому в обиду и распахивает свое сердце навстречу его друзьям.

«Без Кимы Славе было бы труднее, – говорит руководитель казахского танцевального коллектива «Акку», друг семьи Корлан Мукатова и вздыхает. – Мне бы такую Киму…». Тувинская Маргарита смеется и в шутку щедро предлагает клонировать себя для всех талантов, которых надо поддерживать изо дня в день.

Каждый день с утра до обеда у Донгака работа в комитете по культуре администрации Кызыла.

Потом он бежит к «Эдегейчикам», где его ждет Кима. Быстро перекусывает всухомятку и занимается с детьми. Во второй половине дня – снова административная работа. А уж вечер полностью отдан творчеству. Возвращаются домой поздно, порой в четыре утра. Таксисты наизусть знают ночной маршрут знаменитой четы. Отдых в семейном кругу для для Вячеслава и Кимы Дондак – редкий праздник.

Уверенный в своих силах Мастер мечтает доработать один свой шедевр. Мистерия «Цам» – визитная карточка «Саян» – поставлена только частично. Но даже это считается возвращением важнейшей части культуры тувинцев, чему восхищаются представители других буддийских регионов. Материал по крупицам собран, Донгак даже сделал полное описание тувинского «Цама» и готов издать книгу. Эта идея встречается со скепсисом у ученых: мол, это сочинение балетмейстера. Но он утверждает, что мистерия канонична, в ней невозможно что-то выдумать, прибавить от себя. «Цам» не могут танцевать артисты? Это возражение тоже не принимает: сами ламы ныне не практикуют древние танцы, а ждать восстановления религиозных традиций искусства со стороны церкви, – значит, терять драгоценное время.

Он творит с энергетикой, которая поражает окружающих.

Корлан Мукатова вспоминает такой случай. Однажды работала она с Донгаком в Караганде. В зале репетиций слушали музыку и сочиняли движения. Увлеченно показывали друг другу, горячились… Магнитофон замолк. Сгорел. Включили второй. Тоже через некоторое время сгорел. Третий постигла та же участь. Электричество в норме, другие аппараты работают, а музыкальные центры «вырубает». В чем дело? Корлан разводит руками: «Сама не пойму. Наверное, от его энергии…».

Удивляется и тому, как Вячеслав Октябревич ставит танцы для других народов. Мастер, ориентируясь на орнаменты, переводит узоры на движения рук, изгибы тел, оживляет их. Он не изобретает, а восстанавливает то, что является именно казахским, калмыцким, бурятским и пр. Поэтому национальные регионы мечтают заполучить его главным балетмейстером, приглашения на работу для него действительны десятилетиями. Коллективы из Казахстана, Калмыкии, Монголии приняли от него приглашение и посчитали честью выступить на юбилее Учителя у него дома.

Год назад, доведенные до отчаяния материальными трудностями и чиновничьими препонами, мешающими нормально работать, Вячеслав и Кима Донгак чуть не уехали в Калмыкию.

Там их ждали прекрасные условия, достойные Художника с мировым именем.

Но они остались. Почему? Только ли из-за того, что наконец-то знаменитым «Эдегейчикам», удостоенным высших наград российских и международных конкурсов, предоставили здание бывшей типографии?

Нет, не только. Вячеслав Донгак не может четко объяснить почему. Наверное, удержали дети. Удержала и родная почва. Возможно, именно она ему также дает эту фонтанирующую, вырубающую энергетику. Именно здесь он родился, реализовался, стал властелином узоров и легендой тувинского искусства.

С юбилеем, Вячеслав Октябревич!

На снимке: юбилейный концерт. В центре Вячеслав Донгак. Фото Василия Балчий-оола

Чимиза ЛАМАЖАА

 (голосов: 4)
Опубликовано 5 ноября 2005 г.
Просмотров: 6660
Версия для печати

Также в №44:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru