Раиса Ивановна Биче-оол родилась 4 ноября 1932 года в городе Набережные Челны. Отец, Иван Рашитов, работал на элеваторе, мама вела домашнее хозяйство. В семье было четверо детей.
Раиса Ивановна уже давно живет в Туве, сюда ее направили по распределению после окончания в 1953 году Учительского института в Елабуге. Она сорок пятый год работает в нашей школе-интернате, сначала – воспитателем, затем – учителем истории. Раиса Ивановна хорошо помнит военные годы.
* В 1941 году радио было не в каждом доме, но 22 июня мы быстро узнали, что Гитлер начал войну против СССР. И в тот же день мимо нашего дома потянулись лошади с телегами, на которых сидели призывники. На одной из телег на руках у отца сидела маленькая девочка и горько-горько плакала. Мы с подругами поняли, что она не хочет расставаться со своим папой, которого вызвали в военкомат. Нам было жаль ее. Так началась новая жизнь.
* Вскоре и наша семья проводила на фронт папу, сестру Зою (двадцати лет), брата Бориса (восемнадцати лет). Письма с фронта мы ждали не только от своих отцов. Радовались, когда соседям приходили треугольники, просили дать почитать.
* Прошло лето, начался учебный год. Директор школы, Евгений Иванович, ушел на фронт. Вместо уроков физкультуры ввели уроки военного дела. В классах было холодно, чернила замерзали, сидели мы одетыми, не хватало учебников, тетрадей. Из газет сшивали тетради. Учителя нередко приходили в класс со слезами на глазах.
На переменах мы бегали, играли, чтобы согреться, а после уроков шли из города в соседний колхоз, который был через речку. Там за каждым из нас были закреплены телята. Мы за ними ухаживали, чистили ферму, а весной на тележках вывозили навоз на поля, по домам собирали золу и куриный помет и тоже вывозили на колхозное поле.
* Мой отец вернулся живым и после войны работал еще восемь лет, до самой смерти. Брат погиб под Сталинградом. Сестра вернулась живая и здоровая. Многие мои одноклассники отцов не дождались: некоторые получили похоронки, а некоторым пришли письма с сообщением «пропал без вести».
* Через три-четыре месяца после начала войны в наш город приехали эвакуированные. Их поселили к местным жителям. И нам тоже поселили семью (мужа и жену). Они жили у нас до 1943 года. Когда начали освобождать оккупированные территории, они уехали. Привозили в Набережные Челны и сирот, чьи родители погибли во время бомбежек. Сирот усыновляли.
* Вся страна жили по карточкам. Мы – тоже. Школьникам была норма 300 граммов хлеба на день. Сахара во время войны я не помню, а помню повидло вкусное-вкусное, сладкое-сладкое. В редкие свободные минуты мы играли, но не в войну: в лапту, в мяч, бегали наперегонки, скакали на одной ноге.
* Хоть и трудно было, но мы очень верили, что скоро войне придет конец, и строили планы. Вот наступит победа, мы подрастем, закончим школу и пойдем учиться в институт.
9 мая я проснулась от крика. Люди бежали по улице и кричали: «Война кончилась, война кончилась!». Я поняла, что занятий не будет, но мы все равно пришли в школу, обнимались, смеялись и плакали от радости.
* Мы, дети войны, выросли серьезными, ответственными, трудолюбивыми. Несмотря на материальные трудности, я закончила институт. На каникулах приходилось зарабатывать деньги, чтобы помочь родителям. Поколение наших отцов было для нас примером. Провоевавшие более четырех лет, они не искали отдыха. Трудились, восстанавливали страну. Мы с них брали пример. Мы гордились ими.
Рассказ записал Аян АПЫКАА, ученик 11 класса школы-интерната, г. Кызыл