Прочитав в газете «Центр Азии» о конкурсе «Мы – дети войны и Победы» мы, работники библиотеки, попросили поучаствовать в нем Марию Семеновну и Ивана Борисовича Енушкевич. Совсем молодыми приехали они в Туву и живут здесь по сей день. Марию Семеновну мы знаем с детства, она преподавала нам историю. Ее уроки были самыми интересными и увлекательными.
Мария Семеновна 52 года проработала в нашей школе, а Иван Борисович проработал всю жизнь на комбинате «Тувакобальт». Семью Марии Семеновны тоже коснулось пламя Великой Отечественной, погиб на фронте ее брат Алексей. Иван Борисович – фронтовик, прошагал военными дорогами до Софии. Награжден медалью «За отвагу».
Сейчас ветераны на заслуженном отдыхе. В свободное Мария Семеновна пишет стихи, посвящает их своему мужу. Супруги вырастили трех сыновей, у них пять внуков и внучка, одна правнучка.
Шолбанмаа Соян, заведующая отделом кожунной детской библиотеки,
Алефтина Сарыг-Лама, заведующая кожунной детской библиотекой,
п. Хову-Аксы.
* Когда началась Великая Отечественная война, мне было 13 лет, я училась в 6 классе в школе поселка Тинсук Артемовского района Красноярского края. А жили мы в Георгиевке, в трех километрах от Тинсука, там не было ни школы, ни магазина, ни почты, ни электричества, ни радио. Население – раскулаченные в 1929-1930 годах и сосланные в Сибирь семьи.
До войны нам в школе выдавали грифельные листы (доски) и грифель для письма, бесплатно давали учебники, тетради. Правительство все-таки старалось дать детям образование. Родители наши в большинстве были безграмотными, поэтому для взрослых организовывали «ликбезы» заставляли обязательно всех учиться после работы.
* С первого до последнего дня войны мы, школьники, учились и работали. Ребятишек можно было везде увидеть – на покосах, полях, заготовке дров, уборке урожая, заготовке кормов, ремонте школ. Мы собирали посылки для воинов, вязали носки, варежки.
В войну и после нее – до 1947 года мы получали продукты по карточкам, а соли не было совсем. Работающим и детям полагалось по 400 граммов хлеба в день, иждивенцам, старикам – по 250 граммов. Наша семья, как и все другие, выжила благодаря овощам и картошке с собственного огорода да лесным дарам – грибам, ягодам. Лечились травами.
В школе изредка классный руководитель приносила нам на подносе по маленькому кусочку хлеба, а как-то даже по чайной ложке сахара выдала. Дети болели от истощения.
Помню, сахар заменяла сахарная свекла. Ее парили в русской печке с кислицей, клюквой или смородиной. Сушеная малина заменяла варенье. При болях в животе ели сушеную жимолость. Мы сеяли лен, обрабатывали его старательно, пряли, ткали холсты на полотенца, одежду, скатерти, а из льняных ниток вязали чулки. Прядильные приспособления, ткацкий станок сделал нам отец, Семен Владимирович Комиссаров.
Он был мастером на все руки: вставлял дно в прогоревшие чугуны, тазики, мастерил деревянную посуду, кровати, табуретки, гребешки из рога коровы, даже металлические расчески. Отец нам сам шил сапоги, тапочки, катал валенки, даже вязал себе рукавицы.
Он был ранен в легкое в Первую мировую войну, всю жизнь потом болел бронхиальной астмой. Работал он в ссылке сначала на лесозаготовках, тогда там все делали вручную. В Великую Отечественную отца не взяли на фронт, так как ему исполнилось уже 58 лет, к тому же, он был инвалидом II группы. Всю войну отец работал на добыче золота. Рудник «Артемовский» тогда очень хорошо поддерживал страну. Золото было в цене. Отец пострадал в аварии, долго болел и умер в 1952 году.
* Мама как и отец, была инвалидом II группы, так как в годы Первой мировой войны надсадилась на тяжелой сельскохозяйственной работе. Да и потом ей досталось – раскулачивание, ссылка. Мама все умела по дому. Сама шила нам одежду. Буквально «из ничего» могла приготовить супы, кисели, лепешки. До войны баловала нас шаньгами со сметаной, вареньем на меду (года три держали пчел). Благодаря трудолюбию, умению, заботе родителей мы смогли пережить и ссылку, и войну.
* В селах не хватало рабочих рук. Всех взрослых мужчин, а также молодых парней, даже девушек, брали на фронт. В 1944 году из нашего класса взяли в армию мальчиков, которым исполнилось 16 лет. Многие из них погибли, даже не успев написать с фронта домой.
* Моих старших братьев Елисея, Александра, Алексея, Семена призвали на службу в самом начале войны. Алексей погиб в 1943 году в тяжелых боях на Курской дуге. Александр воевал на Балтике, был ранен, вернулся домой, умер от рака легких.
Елисей служил в Ачинске на военном заводе, на фронт его не пустили: он был очень хороший кузнец, а кузнецы требовались на заводе. Семен служил на транспорте.
* Сестра Анна работала после седьмого класса в комсомольской бригаде на лесозаготовках. Это за 30 километров от нашей деревни. Там жили в бараках – тройные нары, одна большая печь в середине барака. Девушки сами пилили, рубили, сплавляли лес, приходили вечером обмерзшие, измученные. А утром – снова в лес.
* После войны я поступила в педагогический институт, в 1950 году закончила его и была направлена в Минусинск. По дороге туда, в августе 1950, встретила свою судьбу. Иван Борисович Енушкевич тогда только-только закончил свою службу, которая началась в феврале 1943 года.
* Надел мой муж солдатскую шинель в неполных 18, а снял – в 25, уже взрослым мужчиной. Иван Борисович родился 9 сентября 1925 года в селе Сухой Имис Артемовского района Красноярского края. На фронт его призвали в феврале 1943 года. Начинал воевать в пехоте – «второй номер» у станкового пулемета. В сентябре 1943 за участие в освобождении города Валуйки был награжден медалью «За отвагу». Тогда же был ранен.
После лечения в госпитале был зачислен в восьмую гвардейскую инженерно-саперную бригаду в составе III Украинского фронта. Прошел с боями Украину, Молдавию.
День Победы встретил в Болгарии, к тому времени он уже был старшиной, командовал ротой. Еще пять послевоенных лет служил – в Венгрии, в Болгарии. Так что вся его юность прошла в военной форме, сожжена в огне войны. Как и у многих из нашего поколения.
Мария ЕНУШКЕВИЧ, п. Хову-Аксы