Третья в России церемония возведения песочного дворца – мандалы Калачакрыпосле Тувы и Калмыкии прошла в Москве, в Центральном Доме художника с 15 по 19 октября.
На пять дней зал № 17 на третьем этаже одного из главных выставочных дворцов столицы превратился в центр буддийской культуры. На специально возведенном сине-красном помосте в окружении танок (буддийских картин) монахи Намгьял – личного монастыря Его Святейшества Далай-ламы XIV в полной сосредоточенности строили прекрасное сооружение. Самая большая танка с изображением божества Калачакры была привезена специально из Тувы. Все эти дни работа шла в окружении людей, которые приходили посмотреть на «Колесо Времени» и часами наблюдали за ритуалом.
Только буддисты по-настоящему понимали значение обряда, его тонкостей, того, с каким настроем надо подходить к мандале, которая, несмотря на плоское изображение, считается трехмерным пятиэтажным божественным дворцом. Но интерес был большой и у не буддистов. Особенно много посетителей пришло в последний день, 19 октября, когда строительство Калачакры завершилось и состоялось ее разрушение.
В этот день насчитывалось около тысячи зрителей, среди них было несколько десятков московских тувинцев. На церемонии присутствовал представитель Его Святейшества Далай-ламы Халха Богдо-Геген Джецун Дамба Ринпоче IX, подаривший всем свое благословение.
Не обошлось без казусов, причиной которых стала специфика работы выставочного центра. После разрушения мандалы монахи собрали песок в специальную ступку и устремились к выходу из ЦДХ, сопровождаемые телевидением, охраной и частью зрителей. Последние, чтобы не упустить ничего из церемонии, выбежали из здания без верхней одежды, оставленной в гардеробе. Делегация, возглавляемая людьми в бордовых мантиях, поднялась на Крымский мост возле здания. Часть разноцветного песка была торжественно со всеми благопожеланиями высыпана в Москва- реку.
Затем монахи вернулись в ЦДХ, куда их впустили, а зрителей без верхней одежды и без билетов (отобранных при первом входе) – не впустили. Позже ситуация разрешилась, но трудно было назвать лица замерзших впущенных просветленными.
Неразбериха и волнение воцарились и в самом зале, когда стихийно разнеслась информация о раздаче оставшейся части песка. Организаторы, не афишируя свое намерение, оперативно рассыпали освященную пыль в маленькие пакетики в служебном помещении. И хотя микро-порций оказалось больше, чем желающих получить их, в первые минуты началась давка. Под крики «Не наваливайтесь!», «Всем хватит» и «Люди, будьте людьми!» москвичи и гости столицы принялись штурмовать монахов, раздающих драгоценные частицы исчезнувшей красоты.
На помощь пришли молодые и рослые аспиранты – представители тувинской диаспоры, которые встали на вторую раздачу и быстро успокоили нервную толпу.
В итоге самые дисциплинированные и истинно терпеливые, как подобает буддистам, спокойно дождались своей очереди и были вознаграждены: получили по два-три пакетика. Даже трудно представить, что творилось бы в Туве и Калмыкии, разреши там оргкомитеты раздачу священной пыли многотысячным толпам…
Конечно, надо признаться, для Москвы церемония Калачакры не стала событием такого масштаба, как для регионов, традиционно исповедующих буддизм. Сам факт проведения религиозной акции в Доме художников наряду с выставками (продолжавшими работать в других залах) говорит о том, что в российской столице уникальный обряд с космологическим значением воспринимается как культурное, зрелищно-выставочное мероприятие. Но в этом нет вины организаторов. Да и речь не может вестись о чьей-то вине.
Многочисленные буддийские общины Москвы до сих пор не имеют ни одного храма, материально они слабы. Поэтому организация мероприятия стала возможной только в результате объединенных усилий энтузиастов, и можно только благодарить устроителей за возможность увидеть такое чудо.