газета «Центр Азии»

Пятница, 26 апреля 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2003 >ЦА №43 >КАЛАЧАКРА В МОСКВЕ

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Стоимость газа. Сколько платить за газ dostavimgaz.ru.

КАЛАЧАКРА В МОСКВЕ

Московские огни ЦА №43 (24 — 29 октября 2003)

КАЛАЧАКРА В МОСКВЕТретья в России церемония возведения песочного дворца – мандалы Калачакрыпосле Тувы и Калмыкии прошла в Москве, в Центральном Доме художника  с 15 по 19 октября.

На пять дней зал № 17 на третьем этаже одного из главных выставочных дворцов столицы превратился в центр буддийской культуры. На специально возведенном сине-красном помосте в окружении танок (буддийских картин) монахи Намгьял – личного монастыря Его Святейшества Далай-ламы XIV в полной сосредоточенности строили прекрасное сооружение. Самая большая танка с изображением божества Калачакры была привезена специально из Тувы. Все эти дни работа шла в окружении людей, которые приходили посмотреть на «Колесо Времени» и часами наблюдали за ритуалом.

Только буддисты по-настоящему понимали значение обряда, его тонкостей, того, с каким настроем надо подходить к мандале, которая, несмотря на плоское изображение, считается трехмерным пятиэтажным божественным дворцом. Но интерес был большой и у не буддистов. Особенно много посетителей пришло в последний день, 19 октября, когда строительство Калачакры завершилось и состоялось ее разрушение.

В этот день насчитывалось около тысячи зрителей, среди них было несколько десятков московских тувинцев. На церемонии присутствовал представитель Его Святейшества Далай-ламы Халха Богдо-Геген Джецун Дамба Ринпоче IX, подаривший всем свое благословение.

Не обошлось без казусов, причиной которых стала специфика работы выставочного центра. После разрушения мандалы монахи собрали песок в специальную ступку и устремились к выходу из ЦДХ, сопровождаемые телевидением, охраной и частью зрителей. Последние, чтобы не упустить ничего из церемонии, выбежали из здания без верхней одежды, оставленной в гардеробе. Делегация, возглавляемая людьми в бордовых мантиях, поднялась на Крымский мост возле здания. Часть разноцветного песка была торжественно со всеми благопожеланиями высыпана в Москва- реку.

Затем монахи вернулись в ЦДХ, куда их впустили, а зрителей без верхней одежды и без билетов (отобранных при первом входе) – не впустили. Позже ситуация разрешилась, но трудно было назвать лица замерзших впущенных просветленными.

Неразбериха и волнение воцарились и в самом зале, когда стихийно разнеслась информация о раздаче оставшейся части песка. Организаторы, не афишируя свое намерение, оперативно рассыпали освященную пыль в маленькие пакетики в служебном помещении. И хотя микро-порций оказалось больше, чем желающих получить их, в первые минуты началась давка. Под крики «Не наваливайтесь!», «Всем хватит» и «Люди, будьте людьми!» москвичи и гости столицы принялись штурмовать монахов, раздающих драгоценные частицы исчезнувшей красоты. 

На помощь пришли молодые и рослые аспиранты – представители тувинской диаспоры, которые встали на вторую раздачу и быстро успокоили нервную толпу.

В итоге самые дисциплинированные и истинно терпеливые, как подобает буддистам, спокойно дождались своей очереди и были вознаграждены: получили по два-три пакетика. Даже трудно представить, что творилось бы в Туве и Калмыкии, разреши там оргкомитеты раздачу священной пыли многотысячным толпам…

Конечно, надо признаться, для Москвы церемония Калачакры не стала событием такого масштаба, как для регионов, традиционно исповедующих буддизм. Сам факт проведения религиозной акции в Доме художников наряду с выставками (продолжавшими работать в других залах) говорит о том, что в российской столице уникальный обряд с космологическим значением воспринимается как культурное, зрелищно-выставочное мероприятие. Но в этом нет вины организаторов. Да и речь не может вестись о чьей-то вине.

Многочисленные буддийские общины Москвы до сих пор не имеют ни одного храма, материально они слабы. Поэтому организация мероприятия стала возможной только в результате объединенных усилий энтузиастов, и можно только благодарить устроителей за возможность увидеть такое чудо.

Чимиза Даргын-оол

 (голосов: 2)
Опубликовано 24 октября 2003 г.
Просмотров: 3681
Версия для печати

Также в №43:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru