Меня всегда поражали и восхищали люди искусства.
Почти во все времена человеческой истории, за редким
исключением, писатели, актеры, музыканты, художники не имели большого достатка.
Тем не менее, они всегда отличались каким-то странным жизнелюбием,
зарядом энергии и способностью творить замечательные вещи.
Сегодня наша встреча – с художником-карикатуристом Оюн-оолом
Сатом, создателем национального флага Тувы, преподавателем Института развития
педагогического образования.
Наша встреча с
художником состоялась у него в мастерской. Открываешь дверь и попадаешь
совершенно в иной мир. Все стены увешаны картинами, стоят мольберты, на полке
богатая библиотека по искусству. Рядом с изображением Будды висит портрет Ленина,
стоит проигрыватель, а рядом – пластинки с классиками. И как-то неестественно
вписываются в этот мир наши обыденные вещи: холодильник, посуда, телефон.
Оюн-оол Доктугуевич (так
звучит привычнее, хотя по паспорту он Оюн-оол Доктугу-оглу) угощает меня
далганом. Извинился, что нет молока, объясняет это тем, что давно не доил
корову.
– А, что, приходилось вам когда-нибудь корову доить?
– Приходилось, в
детстве, еще когда в Чадане жил. Тетя уехала, и нужно было позвать соседку,
чтобы она подоила корову. Я подумал: зачем я ее беспокоить буду, сам подою.
Правда, больше себе на штаны надоил, чем в ведро. А когда уже закончил, слышу
женский голос за спиной: ты ведь не с той стороны сидишь. А я, когда доил, все
думал: что это корова на меня все так странно смотрит. Но не лягнула меня
корова. Хорошая была корова, интеллигентная.
– Оюн-оол Доктугуевич, когда вы начали рисовать?
– Давно, еще после
четвертого класса. У меня есть двоюродный брат, он старше меня на шесть лет.
Однажды я зашел к нему в гости и нашел альбом, в котором были обычные школьные
рисунки: куб, призма. Тогда мне показалось, что он здорово рисует! Я стал
тренироваться, чтобы нарисовать так же. Но я и раньше рисовал. Помню, как на
уроке нам задали нарисовать катающихся с горки на лыжах школьников. Я старался
весь вечер, а когда пришел на следующий день в класс, то заметил, что у других
получилось гораздо лучше. Взял у брата его альбом и стал перерисовывать
рисунки – так увлекся рисованием. В восьмом классе заметили, что я рисую, и
привлекли к работе в стенгазете. Так до десятого класса рисовал стенгазету.
Постепенно начал рисовать одноклассников. Им тогда было по 16-17 лет, и они
так старательно и честно позировали.
После школы задумался:
куда идти? Мне нравилась геология, но, чтобы стать геологом, нужно хорошо знать
химию, а мне органическая никак не давалась. Я лихач. Хотел стать
автомобилистом. Нужно учить и сдавать математику – с математикой опять же проблемы.
Родственники советовали стать медиком, но для этого нужна химия (смеется). Решил стать художником.
Закончил чаданскую школу. После окончания
приехали мы с одним моим другом в Кызыл, а отсюда собирались ехать дальше в Иркутск.
Но у нас тут путаница с билетами получилась, и на экзамены мы опоздали. Чтобы
не терять год, пошел работать на чаданский угольный разрез и остался там на
три года. К этому времени в Кызыле открылось училище искусств. Ехать куда-то
далеко я не мог, родителей уже не было: папа умер, когда мне было девятнадцать,
мама – еще раньше.
Поступил в училище
искусств, отучился, остался преподавать. Потом почувствовал, что не хватает
знаний, решил учиться дальше и поступил в институт имени Герцена в Ленинграде,
на художественно-графический факультет.
– Откуда идут ваши корни? У вас в семье были художники?
– Как раз совсем
недавно, буквально на днях, тетя рассказала мне о моем дедушке. Был такой
Дамба-Хаа. Примерно в 24 километрах к северо-востоку от Чадана было озеро
Бара-Хол. Моя мама, Алдын-Херел, была шестым ребенком в семье. А вот пятый сын
– Билчээ Чурагачы (прим.: Чурагачы
– прозвище, в переводе с тувинского – рисовальщик). Вот этот Билчээ и
был по нынешним понятиям художником. Он восемь лет жил в Улан-Баторе и выучился
рисовать по канонам буддистской живописи. Мой отец Доктугу тоже учился в
Монголии в Эрии-хурээ на ламу. Еще он был у меня неплохим столяром.
Мама была мастерица по
шитью, она шила национальную обувь – получалось у нее очень красиво. Весь
процесс шитья – это целое искусство. Края у обуви загибают, обжигают, потом обшивают.
И все швы у нее были такие ровные. Помню, тогда она показывала мне какие-то
трафареты, их специально привозили из Китая. Золото было нанесено на бумагу,
потом каким-то образом переводилось на изделия. На национальных сундуках
рисунки делались таким же образом. Краска очень хорошая была. Еще у мамы было
много разноцветных ниток, мулине, их тоже из Китая привозили.
– Вы сказали, что ваш отец был ламой, а вы сам верующий человек?
– Вообще-то, после того
как выучился, отец не должен был заводить семью, так как ламы дают обед безбрачия,
но в Монголии тогда начались всякие революционные дела, и он вынужден был
бежать сюда. Добирался пешком. Когда он вернулся, здесь его посадили на
несколько дней, просто спросили: «Зачем ты вернулся, старик?» Он ответил, что
вернулся домой. Через некоторое время его выпустили и сказали, что ему надо
заводить семью, чтобы не быть «паразитом народа».
Мы, я имею в виду себя и
старшего брата, старались обо всем молчать, ведь тогда проповедовался атеизм.
Когда заполняли какие-нибудь анкеты, писали: отец и мать – бедные люди из
бедного рода. Так было принято писать. Хотя, мой дедушка Дамба-Хаа был далеко
не бедным. Он держал скот, у него было огромное стадо. Перед тем, как наступало
время поить животных, люди торопились набрать воды, потому что после этого
табуна приходилось некоторое время ждать, пока вся муть в озере осядет.
Отец рассказывал мне всю
эту свою буддистскую философию. Я что-то слушал, а что-то пропускал мимо
ушей. Я был пионером, а пионер должен быть пионером. Потом уже после
института, где-то в 82-м году, мне уже шел 33-й год, мы ехали с одним моим
другом на машине, и он случайно задавил теленка – очень торопился. Я отправил
его дальше, а сам остался с хозяевами, чтобы уладить это дело. Долго бегал
туда-сюда, по родственникам, забрал у брата годовалую телку, отдал хозяевам.
Ну, в общем, все уладил. После этого случая я почему-то часто стал вспоминать
слова отца. Тогда еще нельзя было в открытую обращаться к ламам, к шаманам. Но
я нашел двух лам, сказал, что я сын такого-то и такого-то. Оказалось, что
они знали моего отца, даже назвали какое-то детское мое имя. Насчет этого
случая, сказали, что ничего страшного, ты все сделал правильно, иди домой,
а мы почитаем молитву. И с тех пор могу сказать, что я убежденно верующий
человек – буддист.
– Когда и как вы начали рисовать карикатуры?
– Карикатуры я начал
рисовать как раз, когда учился в Ленинграде. У нас была практика на Ладожском
озере, и после нее я возвращался в Ленинград на электричке. Рядом сидели
выпившие ребята и тонко издевались надо мной. Стало обидно и захотелось
подойти и разобраться. Но остальные люди в электричке сидели далеко и не могли
слышать издевки молодых людей, поэтому со стороны выглядело бы так, будто это
я зачинщик драки. В студенческие годы у меня всегда с собой были карандаш и
бумага. Я достал инструменты и потихоньку, смотря на ребят, стал рисовать их
лица в искаженном виде: кого-то с вытянутым носом, кого-то с огромными ушами,
и вся моя обида сразу прошла. Тогда я понял, что можно выплеснуть всю свою
злость и обиду, не нарушая порядка и не причиняя физического вреда. Карикатура
– это хорошее оружие.
– Свои работы вы предпочитаете называть шаржами или все-таки карикатурами?
– Скорее, это все-таки
больше карикатуры. В них я показываю негативные стороны нашей жизни и этим
стараюсь воздействовать на того или иного человека. Но в них нет злости,
скорее там больше мягкого юмора, чем злобы.
– Многие ваши карикатуры очень смелые, их герои – реальные деятели
Тувы. Как относятся к вам те, на кого они были написаны?
– По-разному. Некоторые
при встрече со мной стараются перебежать на другую сторону дороги. Другие
по-прежнему остались со мной в хороших отношениях.
– А как вы увлеклись фотографией?
– Этим я тоже начал
заниматься в институте в Ленинграде. Не всегда есть время, чтобы успеть
набросать какой-то интересный образ, и фотоаппарат становится чем-то вроде
записной книжки.
– У вас здесь, в мастерской, очень много книг. Что вы любите читать?
– В основном, читаю по
специальности. Я читаю очень медленно, поэтому время остается только на
специальную литературу. Когда удается, люблю читать книги, в которых есть
юмор. Мне нравится Джером Джером «Трое в лод ке,
не считая собаки», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Очень мне
нравится. Я всегда, при каждом удобном случае говорю людям: нужно читать «Маленького
принца», это очень хорошая сказка.
– Откуда вы берете сюжеты для своих картин?
– В основном, из нашей жизни,
из своей жизни... Как-то была у меня такая картинка. Старший сын служил в
армии, а я в это время получал квартиру. Нужна была справка, что он
действительно служит. Пришел в военкомат, а мне говорят: отправьте телеграмму
начальству части, они вышлют. Я отвечаю: интересно получается, когда нужно
забирать, вы готовы ночью прийти и забрать, а когда нужна справка, вы
начинаете какие-то странные маневры производить. Тогда сразу все нашлось, оказалось,
что не надо никаких телеграмм. Выписали мне справку, а я иду и злюсь: что за
страна такая? Еду в автобусе и думаю, что надо бы это все как-то нарисовать.
Пришел домой и нарисовал чиновника, вокруг телефонные аппараты, а перед ним я
стою такой ма-а-аленький и надпись: есть у тебя справка, что в данную минуту
ты действительно жив? Только на выставку я эту картину не принес, где-то
потерялась она у меня. Но примерно вот так из жизни берутся сюжеты.
– Над какой из картин вы работали дольше всего?
– В 85-м году я где-то в
три часа ночи проснулся. Было грустно от нашей жизни и всего ее
несоответствия. Я задумал картину на тему пьянства. Только где-то в 92-м я
закончил эту идею и назвал «Спасибо КПСС». Там был такой натюрморт: обожженная
кружка, засохший кусок хлеба, банка, еще что-то и все. Вынашивал эту идею я
лет семь.
– У вас есть любимая картина, написанная вами?
– Да, «Реквием». Эта
картина была на выставке. В 94-м году я за свой счет уехал на два месяца в
Турцию на курсы турецкого языка, но застрял на четыре. Перед отъездом я
договорился о новой поездке, сказав, что у меня на родине есть родственник Монгуш
Мерген-Херел, который пишет стихи, песни, сам исполняет, но никак не может
добиться признания. Хотел я его и еще двух человек привезти в Турцию – сделали
бы маленькую концертную программу. В Туву я приехал где-то 30 мая, не успел
еще сказать ему: готовься, мы едем в Турцию. Через неделю он нелепо погиб
вместе с моим зятем... После этого мне было очень тяжело. До сентября ходил
мучился, мучился, а потом подумал: нельзя так мучиться, попробую им что-нибудь
посвятить, может быть, полегчает. И где-то до 97 года я работал над этой композицией.
Закончил, и, действительно стало как-то легче.
– Турция вам понравилась?
– Сразу она мне не
понравилась. Приехал я туда в январе. Деревья стояли голые и засохшие. Страна
показалась мне перенаселенной. Зато, когда в апреле зацвели цветы и деревья,
какая это была красота! Люди там не такие, как у нас. В первую неделю мне показалось,
что они все одинаковые, все усатые и все кричат. Однажды на рынке увидел, как
сильно ругаются два торговца. Подумал: «Сейчас, наверное, драться начнут, как
это у нас обычно бывает». Нет, поругались и разошлись. Народ там шумный, но
не злой.
– Скажите, а ваши картины хорошо вас кормят?
– Нельзя сказать, что
они хорошо кормят. Сейчас народ обнищал. Работа художника не ценится, не
потому, что люди не хотят ценить, а потому, что народ совсем нищий. Может
быть, кто-то и понимает, что надо заплатить ту цену, которую заслуживает работа,
но у людей нет денег. Они пытаются сбить цену. А когда эти цены в рублях переведешь
на доллары, получаются какие-то копейки.
– Каково на сегодняшний день, на ваш взгляд, положение художников
в Туве, в России?
– В России положение художников,
я думаю, не так плачевно, как у нас в Туве. У нас ребята, чтобы как-то прокормиться,
штампуют свои работы. Вот наши камнерезы готовят фигурки, чтобы продать. А
когда только на продажу, творчество пропадает, на мой взгляд.
– Что же тогда помогает не падать духом?
– Лично мне, наверное,
все-таки вера в людей. Потому что как бы там ни было, всегда находятся люди,
которые готовы помочь. Вот мой недавний юбилейный вечер. Там все постарались,
кто помидоры принес, кто еще что-то, каждый что мог, и такой стол получился,
что во сне не приснится!
– А почему вы до сих пор не в Союзе художников?
– Для этого
предъявляются определенные требования. Нужно пройти как минимум три выставки,
раньше союзного, теперь российского значения. А мои работы не всегда проходят
этот отбор. Только поэтому.
– Чему, прежде всего вы стараетесь научить своих учеников?
– Я им всегда говорю,
чтобы они были внимательными наблюдателями, но и не только наблюдателями.
Нужно, чтобы они смотрели на жизнь, а потом уже работали. Еще я им говорю:
учитесь зарабатывать себе на жизнь, не ленитесь, учитесь выполнять шрифтовую
работу, если вы шрифт научитесь писать, то никогда не будете голодными.
Шрифтовая работа она всегда есть.
– Расскажите о своей работе над флагом Тувы.
– В первоначальном варианте
флага моя задумка была такая: буква на флаге – это буква «а» орхоно-енисейской
письменности и две реки, которые сливаются в одну. У меня реки были белого
цвета. Белый цвет как серебро, как белый шелковый кадак ритуальный, на
который кладут пиалу с молоком или с чаем, как подтверждение, что нет никаких
плохих мыслей. Буква была желтого цвета. Желтый цвет – это символ золота. А
если человек будет богатым, то государство будет мощным. Синий цвет как
символ мужества, стойкости. Но и потом Туву называют Голубая Тува. Когда
летишь на самолете, к примеру из Красноярска, она действительно голубая. Не
скажу, что много, но всю литературу, которая имеется в нашей библиотеке о
флагах, гербах, я перелистал. Такая символика цветов выработалась за
столетия.
А депутаты в 1993 году,
когда утверждали Конституцию Тувы и флаг, первоначальный вариант немного
переделали. Когда меня стали спрашивать, я объясняю, что белое – это река, а
они говорят: если река, то должна быть синей. Так появились дополнительные
голубые полосы. Букву тоже убрали, сказали, что это пережитки прошлого. Такое
у нас непонимание. А вот профессор Лейпцигского университета Эрика Таубэ
поняла меня сразу. Она четыре месяца жила в Монголии, учила язык, потом сюда
приехала, изучала тувинский. Она немка, а общались мы с ней без переводчика.
Когда я ей показал эскиз флага, объяснил, что на нем буква «а». Она смотрит и
говорит: «А знаете, это ведь не только «а», это элемент стены юрты». Я
посмотрел – действительно, она права. Человек совершенно другой культуры все
это видит, а наши, местные, не понимают.
– А создатель герба случайно не вы?
– Нет, сейчас у нас
старый герб народной республики, просто упрощенный. Коня поворачивали и туда,
и сюда. Политическая конъюнктура была. Спросили однажды: почему этот всадник
едет на восток, он что, в Японию хочет? Повернули в другую сторону, потом снова
назад.
– А что это за история, когда вы десять дней ходили с надписью на спине
«Тыва республика»?
– В 91-м году, после
развала СССР, все думали: как же теперь назвать Туву. Я решил, что не надо
никаких ССР – должна называться просто Республика Тыва. У меня нашлись единомышленники,
провели митинг. После него я еще десять дней ходил с этой надписью на спине.
Если честно, то я не очень уютно себя чувствовал, но этим я опять же демонстрировал
возможность отстаивать свою точку зрения без насилия.
– Откуда у вас такая любовь к велосипедам?
– Это случайно. В 1988-м
году как-то вечером мы сидели с моим другом Владимиром Амыром здесь, в
мастерской. Кругом зима, темно, сажа, хочется тепла. И мы начали фантазировать.
Фантазировали-фантазировали и дофантазировались: решили ехать в Улан-Батор.
Потом разошлись, забыли об этом, весной опять вспомнили, купили два велосипеда,
стали готовиться. Я начал бегать, визы делать. Смотрю, посылают меня туда-сюда
и уже чувствую, на второй круг все это пошло. Я прихожу уже и говорю: мне виза
нужна, в Монголию хотим. А мне отвечают, что в Монголии нам не могут гарантировать
безопасность. Так никакой визы нам не дали.
Но всегда должен быть
какой-то запасной вариант. Тогда мы решили поехать в Прибалтику. Теперь-то
это заграница, страны Балтии. А тогда была просто часть СССР – никаких виз не
надо. Разобрали свои велосипеды, положили в мешок, прилетели в Москву,
оттуда до Вильнюса поездом, снова собрали велосипеды и поехали. Когда вернулись
в Туву, наши студенты из политехнического института совершали круг по
республике. Мы с ними познакомились и решили создать клуб велотуристов
«Хараачыгайлар» (прим: ласточки).
Идея клуба была покойного ныне Володи, а бегать начал я. Целый год бегал по
инстанциям. Пять раз переписывал устав клуба, чтобы его зарегистрировать.
– А как попасть в ваш клуб?
– Очень просто. Пока мы
собираемся в Тывинском госуниверситете. Председатель клуба – прекрасный
велосипедист, заведующий кафедрой университета Вячеслав Севек. Мы недавно
собирались, решили возобновить наши занятия. Раньше я, оказывается, интересно
все это проводил, был график. Кто с нами только не встречался: президент,
председатель ФСБ, министр внутренних дел. Такие встречи у нас интересные
были. Сейчас запланировал примерный график мероприятий, лекций, встреч. Я
всегда говорю, что мы должны не только мышцы накачивать, нужно чтобы наши
мозги не превратились в мускулы. Потому что куда бы мы ни поехали, везде
встречи, люди спрашивают. А если мы не будем ничего знать о своем народе, о
своей республике, то от нас толку не будет. Поэтому мы стараемся пополнять
свои знания.
– Какие впечатления у вас остались от первого путешествия на велосипедах
по странам Балтии?
– Хорошие. Нас везде
хорошо встречали. Правда, я схитрил немного. Когда ехали в поезде в Вильнюс,
я попросил проводницу написать по-литовски самые важные слова. Получилось восемь
слов. Потом спрашиваю: как мне сказать по-литовски, что я знаю восемь слов? Я
эту фразу записал. Прихожу куда-нибудь, здороваюсь по-литовски, а потом
говорю, что знаю только восемь слов и перехожу на русский. И они относились с
пониманием. Даже кто-то бесплатно нам давал яблоки, груши. Однажды зашел к
одной бабушке с двумя фляжками, попросил воды. Она так посмотрела на меня.
Ушла, через некоторое время воду принесла и яблоки и груши. У них там это все
в каждом дворе растет, это у нас одни тополя. Подала она мне воду и фрукты,
но ничего не сказала. По лицу было видно, что ей, как матери, жалко меня,
такой, наверное, я весь усталый, изможденный был.
Весь поход занял у нас
20 дней. Но тогда пришлось еще сделать крюк. Из Риги я позвонил своим
бывшим однокурсникам. Моя староста вышла замуж за старосту первой группы.
Они жили там недалеко. Спрашивают меня: ты откуда звонишь? Да, вот, говорю,
из Риги. А что ты там делаешь? На велосипедах в Таллинн едем. Староста обрадовалась,
говорит, если ты не заедешь, то не будешь Оюн-оолом. Приехали мы, она нам
постирала нашу одежду, подлечился я. У меня колено было травмировано, я падал
с мотоцикла и не знал, что оно травмировано, а там это все сказалось. Нога
у меня не разгибалась полностью, и мне приходилось прилагать усилия,
чтобы крутить педали. В результате чего я натер пятую точку.
На хороших людей мне
всегда везло. Какие бы трудности ни были, всегда кто-нибудь встречается,
помогает. Даже бывает, деньги кончатся, совершенно незнакомый человек дает в
долг. В студенческие годы так было. А в 94-м году из Турции возвращался,
деньги кончались, сижу в Красноярске, чтобы добраться до Кызыла, еще 90
рублей нужно. Встретилась женщина из Тувы Роза Борааевна, которая везла в
«Океан» группу школьников, заняла мне на билет.
– Вы, наверное, очень любите путешествовать?
– В какой-то степени,
это, наверное, моя болезнь. Да и работа была такая. Учебный год кончается – я
беру своих студентов и куда-то везу на практику рисовать или на музейную
практику в Москву, в Ленинград. Каждое лето я куда-нибудь уезжал, а если съездить
куда-нибудь не удавалось, я становился как животное, которое продержали в
помещении. Походы это, конечно, большой стресс, когда ты в качестве
руководителя руководить идешь. Каждый раз я говорю: все, ребята, это был последний
раз, больше я не могу. Потом снова собираемся, и я думаю: а почему бы нет.
Нынешний поход на
велосипедах до озера Азас, это на Тодже, для меня был очень тяжелым – видимо,
организм уже сдает. Не знаю, может быть, это был последний мой поход. Велосипед
в этом году у меня украли.
– Мне хорошо известно состояние дороги до Тоджи. Как вы по
ней проехали?
– Это машины там
застревают (смеется), а
велосипеды легкие. До озера мы добрались всего за пять дней.
– Как вы могли бы сами себя охарактеризовать?
– По гороскопу я –
Скорпион, по своей натуре – бродяга. Доброжелательный, до людей стараюсь
донести положительный заряд.
Фото:
2. Художник в своей мастерской с сыновьями Кайгалом (сидит)
и Очуром (стоит).
3.
Дороги художника-велотуриста. Оюн-оол Сат в Прибалтике. Лето 1989 года.
4. Дружеский шарж Оюн-оола Сата на журналистов Тувы и
председателя Фонда защиты гласности Алексея Симонова, проводившего в Кызыле
семинар «Гласность и закон». Сентябрь 1999 года.