По
инициативе Главы Республики Тыва Шолбана
Кара-оола 2014 год объявлен в регионе
Годом русского языка. Правительством
республики утверждена государственная
программа «Развитие русского языка на
2014 – 2018 годы», предусматривающая
укрепление материально-технической и
методической базы преподавания русского
языка, создание материальных и иных
стимулов для привлечения в сельские
школы русскоязычных специалистов.
В
рамках реализации госпрограммы Указом
Главы республики учреждены 10 ежегодных
грантов учителям – носителям русского
языка, изъявившим желание выехать на
работу в сельские школы. Размер гранта
– один миллион рублей.
Летом
этого года завершился первый тур отбора.
На конкурс было подано 13 заявлений, в
том числе четыре – от проживающих за
пределами Тувы: в Иркутске, Перми,
Магнитогорске, Красноярском крае. Из
тринадцати претендентов комиссия
приняла решение рекомендовать в качестве
получателей грантов трех человек. В
настоящее время завершается отбор
кандидатов на получение грантов в
результате дополнительного конкурса.
Первыми
обладателями грантов Главы Республики
стали учитель начальных классов Ольга
Хасанович, более десяти лет проработавшая
в школе № 7 г. Кызыла, учитель начальных
классов Ирина Тарханова, год проработавшая
в школе № 1 села Кызыл-Мажалык
Барун-Хемчикского района, и Елена
Бады-Монге, кандидат филологических
наук, преподаватель Тувинского
государственного университета.
Согласно
договору Ольга Хасанович и Ирина
Тарханова направлены на работу в
Кызыл-Мажалыкскую школу № 1, Елена
Бады-Монге – учителем литературы средней
школы села Эрзин Эрзинского района.
Делясь
впечатлениями о первых месяцах работы,
Ольга Хасанович признается, что поначалу
было очень трудно, но постепенно контакт
с детьми наладился, и они очень стараются
учиться.
Успешное
начало в работе обладателей грантов
отмечает и заведующая лабораторией
проблем преподавания русского языка
Института развития национальной школы
Ольга Иргит:
«Министерство
образования и науки, по заданию которого
мы внимательно следим за первыми шагами
наших грантеров, отлично понимает всю
сложность задач, стоящих перед ними. И
речь не только о производственных
трудностях, но и бытовых проблемах. К
чести наших кандидатов, они не пали
духом в новых и непривычных для них
условиях. Порадовало посещение Эрзинской
школы, где в эти дни проходила неделя
русской литературы, посвященная 200-летию
со дня рождения Михаила Юрьевича
Лермонтова. Учащиеся с воодушевлением
читали стихи великого поэта, проводили
презентации его произведений. Думаю,
что комиссия, отобравшая из числа
претендентов на получения гранта Главы
республики Елену Бады-Монге, не ошиблась
в выборе».
Не
испытывает сожалений о сделанном ею
выборе и сама Елена Тадар-ооловна.
Коренная кызылчанка, всю жизнь прожившая
в городских условиях, не имеющая в
деревне даже родственников, она с 1986
года, после окончания Литературного
института имени Максима Горького, начала
работать в Кызыльском пединституте. Ее
кандидатская диссертация «Роль
художественной детали в тувинской
прозе» посвящена исследованию влияния
русской классической литературы на
развитие художественной прозы тувинского
народа. В течение шести лет Елена
Бады-Монге возглавляла филфак Тувинского
госуниверситета. Среди ее студентов
немало учителей русского языка в школах
республики, есть они и в Эрзинской школе.
«Поначалу
было тяжело и непривычно, особенно в
бытовом плане, – рассказывает Елена
Тадар-ооловна Бады-Монге. – Спасибо
людям, не оставили одну, помогали, кто
чем мог. Благодаря им вопросы обустройства
на новом месте сейчас в основном решены.
Особенно хочу поблагодарить председателя
администрации села Булун-Бажы Оксану
Баадыр, которая до сих пор принимает
горячее участие в решении моих бытовых
проблем. В школе меня приняли доброжелательно
и учителя, и ученики, и их родители. Уже
есть первые успехи. Мои дети перестали
отвечать односложными словами «да» или
«нет», а все чаще дают развернутые
ответы.
Ученики
десятого и одиннадцатого классов уже
обеспокоены тем, как будут писать
выпускное сочинение, просят проводить
дополнительные занятия. О том, что
переехала работать в село, не жалею,
потому что уже вижу первые результаты
своего труда и понимаю, что он нужен
моим ученикам, их родителям».