газета «Центр Азии» №42 (31 октября — 6 ноября 2014)
Власть и общество

Первые учителя-миллионеры – Елена Бады-Монге, Ольга Хасанович, Ирина Тарханова – приступили к работе в сельских школах Тувы

1 ноября 2014 г.

По инициативе Главы Республики Тыва Шолбана Кара-оола 2014 год объявлен в регионе Годом русского языка. Правительством республики утверждена государственная программа «Развитие русского языка на 2014 – 2018 годы», предусматривающая укрепление материально-технической и методической базы преподавания русского языка, создание материальных и иных стимулов для привлечения в сельские школы русскоязычных специалистов.

В рамках реализации госпрограммы Указом Главы республики учреждены 10 ежегодных грантов учителям – носителям русского языка, изъявившим желание выехать на работу в сельские школы. Размер гранта – один миллион рублей.

Летом этого года завершился первый тур отбора. На конкурс было подано 13 заявлений, в том числе четыре – от проживающих за пределами Тувы: в Иркутске, Перми, Магнитогорске, Красноярском крае. Из тринадцати претендентов комиссия приняла решение рекомендовать в качестве получателей грантов трех человек. В настоящее время завершается отбор кандидатов на получение грантов в результате дополнительного конкурса.

Первыми обладателями грантов Главы Республики стали учитель начальных классов Ольга Хасанович, более десяти лет проработавшая в школе № 7 г. Кызыла, учитель начальных классов Ирина Тарханова, год проработавшая в школе № 1 села Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района, и Елена Бады-Монге, кандидат филологических наук, преподаватель Тувинского государственного университета.

Согласно договору Ольга Хасанович и Ирина Тарханова направлены на работу в Кызыл-Мажалыкскую школу № 1, Елена Бады-Монге – учителем литературы средней школы села Эрзин Эрзинского района.

Делясь впечатлениями о первых месяцах работы, Ольга Хасанович признается, что поначалу было очень трудно, но постепенно контакт с детьми наладился, и они очень стараются учиться.

Успешное начало в работе обладателей грантов отмечает и заведующая лабораторией проблем преподавания русского языка Института развития национальной школы Ольга Иргит:

«Министерство образования и науки, по заданию которого мы внимательно следим за первыми шагами наших грантеров, отлично понимает всю сложность задач, стоящих перед ними. И речь не только о производственных трудностях, но и бытовых проблемах. К чести наших кандидатов, они не пали духом в новых и непривычных для них условиях. Порадовало посещение Эрзинской школы, где в эти дни проходила неделя русской литературы, посвященная 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Учащиеся с воодушевлением читали стихи великого поэта, проводили презентации его произведений. Думаю, что комиссия, отобравшая из числа претендентов на получения гранта Главы республики Елену Бады-Монге, не ошиблась в выборе».

Не испытывает сожалений о сделанном ею выборе и сама Елена Тадар-ооловна. Коренная кызылчанка, всю жизнь прожившая в городских условиях, не имеющая в деревне даже родственников, она с 1986 года, после окончания Литературного института имени Максима Горького, начала работать в Кызыльском пединституте. Ее кандидатская диссертация «Роль художественной детали в тувинской прозе» посвящена исследованию влияния русской классической литературы на развитие художественной прозы тувинского народа. В течение шести лет Елена Бады-Монге возглавляла филфак Тувинского госуниверситета. Среди ее студентов немало учителей русского языка в школах республики, есть они и в Эрзинской школе.

«Поначалу было тяжело и непривычно, особенно в бытовом плане, – рассказывает Елена Тадар-ооловна Бады-Монге. – Спасибо людям, не оставили одну, помогали, кто чем мог. Благодаря им вопросы обустройства на новом месте сейчас в основном решены. Особенно хочу поблагодарить председателя администрации села Булун-Бажы Оксану Баадыр, которая до сих пор принимает горячее участие в решении моих бытовых проблем. В школе меня приняли доброжелательно и учителя, и ученики, и их родители. Уже есть первые успехи. Мои дети перестали отвечать односложными словами «да» или «нет», а все чаще дают развернутые ответы.

Ученики десятого и одиннадцатого классов уже обеспокоены тем, как будут писать выпускное сочинение, просят проводить дополнительные занятия. О том, что переехала работать в село, не жалею, потому что уже вижу первые результаты своего труда и понимаю, что он нужен моим ученикам, их родителям».


Юрий СУЧКОВ
http://www.centerasia.ru/issue/2014/42/5107-pervie-uchitelya-millioneri-elena-badi.html