Низкий уровень владения тувинской молодежью русским языком – весьма актуальная проблема для республики, более половины районов которой мононациональны: в них отсутствует русскоговорящая среда, формирующая навыки общения.
Это проблема не только образовательная, уверен министра образования Петр Морозов, из нее вытекают куда более серьезные трудности для молодых людей, выезжающих за пределы республики на учебу, службу в армии: социальная и психологическая адаптация к новым культуре, привычкам, ценностным ориентирам, традициям и обычаям.
Один из вариантов решение проблемы: система обучения, предложенная академиком Еленой Быстровой, сутью преподавания по учебникам которой является обучение детей русскому языку с акцентом на коммуникативные навыки.
Оно нацелено не столько на глубокое знание грамматики и других тонкостей, сколько на то, чтобы помочь детям овладеть устной и письменной речью, научить общению на русском языке, приобщить к русской культуре.
Внедрение этой методики в Туве началось с 2008 года. Сегодня она в качестве экспериментальной применяется в трех школах: села Мугур-Аксы, школе №4 Ак-Довурака и в гимназии № 9 Кызыла, имеющих статус национальных школ с ведением всего учебно-воспитательного процесса на тувинском языке.
По мнению педагогов этих школ, новшество уже показало большую эффективность в сравнении с традиционными методиками.
Опытом обучения школьников русскому языку как неродному обменялись педагоги Тувы и Хакасии на межрегиональном семинаре по внедрению новых методик преподавания русского языка в национальных школах, прошедшем в Кызыле 20 октября.
Учителя республики, работающие по традиционным учебникам, проявили живой интерес к новой методике и изъявили желание использовать в работе учебники Быстровой. Решено, что следующая встреча тувинских и хакасских учителей русского языка и литературы состоится в ноябре 2010 года в Абакане – в Хакасском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, в школах Таштыпского района Хакасии.
Фото Виталия Шайфулина.