Торжества в честь вступления в должность нового Председателя Правительства Республики Тыва Шолбана Кара-оола можно с полным правом назвать не просто событием недели, но и событием всего 2007 года: мероприятий подобного размаха и статуса в ближайшие месяцы в республике точно не предвидится.
Это уже четвертая инаугурация, которую мы видели, начиная с 27 марта 1992 года, когда Шериг-оол Ооржак в музыкально-драматическом театре впервые произнес клятву президента республики и был прямо на сцене облачен в национальную одежду: синий шелковый халат с серебряными узорами и головной убор, увенчанный шариком красного цвета – историческим символом верховной власти амбын-нойона.
На второй президентской инаугурации – 18 апреля 1997 года – Шериг-оол Ооржак тоже был в национальной одежде, но уже менее ярких цветов, и без нойонской шапки. Поздравления он принимал, сидя на специально изготовленном кресле-троне.
Третья, уже в должности главы правительства, прошла более демократично: Шериг-оол Дизижикович 11 апреля 2002 года был в европейской одежде – черном костюме, темно-синем галстуке и белоснежной рубашке. И сидел на обычном стуле.
Вступление в должность Шолбана Кара-оола 18 мая 2007 года совместило в себе и европейскую, и азиатскую традиции: на площади Арата он был в национальном костюме, а поздравления и подарки в муздрамтеатре принимал уже в обычной однобортной серо-голубой «двойке». Плюс ярко-красный галстук и белая рубашка.
Очень жаль, что национальный костюм, в котором Кара-оол прошествовал из белой юрты к буддийскому барабану, а потом – по белой войлочной дорожке к ступеням муздрамтеатра, где его встретили и напутствовали ламы, не смогли толком разглядеть и оценить собравшиеся на площади.
Все произошло очень быстро – всего несколько минут. И запечатлеть это стремительное символическое движение по белой дороге – в полный рост – не смог, не успел никто, кроме нашего асса фотодела Виталия Шайфулина. Так что снимок, публикуемый в этом номере (в цвете вы сможете увидеть его на сайте газеты «Центр Азии») – уже уникален. Он войдет в историю.
Уникален и костюм, заслуживающий отдельного описания. Его в течение недели шили три рукодельницы из мастерской ансамбля «Эдегей». Шили по спец-эскизам Вячеслава Донгака, отца ансамбля и нынешнего министра культуры и информационной политики РТ.
Дизайнерская мысль хореографа-модельера базировалась на национальной основе. Нойонскую шапку с красным шариком изготавливали по образцу, взятому из национального музея. Традиционен и покрой тувинского халата – тона, безрукавки, а вот отделка, как рассказала директор ансамбля Кима Донгак – более утонченная, очень сложная.
И ткань другая – не традиционный яркий китайский шелк, а замша с напылением сдержанного светло-коричневого цвета. Было пошито два таких коричневых наряда: светлый и совсем темный. Шолбан Кара-оол выбрал светлый.
Специально шились, уже в другой мастерской, и сапоги с загнутыми носами. А нож – обязательный атрибут мужского национального костюма – у Шолбана Валерьевича имелся свой.
Аналогичный авторской работы костюм был подарен 21 мая и главе МЧС Сергею Шойгу, отметившему в Туве свой день рождения – 52 года. Шойгу, который незримо и зримо вел Кара-оола по лестнице власти и, наконец, довел, был главным почетным гостем на инаугурации, ослепляя всех своей завораживающей улыбкой.
Выбор костюма, особенно для церемонии такого масштаба – очень показателен. Совмещение двух стилей одежды в одном торжестве можно считать глубоко продуманным моментом – символом главнейшей, на мой взгляд, задачи, поставленной перед собой Шолбаном Кара-оолом.
Эта задача – консолидация многонационального общества. И ветвей власти, чье противостояние, открыто длившееся несколько месяцев подряд, вплоть до 6 апреля этого года, порядком надоело этому обществу, которому вместо уроков согласия и единения наглядно преподавались иные уроки – уроки вражды.
Сегодня от нового председателя ждут не нойонских замашек, не амбициозности и злопамятности, а умения – не на словах, на деле – уважать Закон, уважать многогранность мнений, традиций многонациональной Тувы. Умения уважать людей – независимо от занимаемого и не занимаемого ими поста. Умения быть мудрым, несмотря на совсем юный для поста такой высоты возраст – 40 лет.
Основы этих качеств в Кара-ооле, еще начинающем политике, были. Немаловажная деталь: встречая пришедших в его кабинет, еще в бытность председателем Верховного Хурала РТ, он всегда вставал из-за своего стола, выходил навстречу вошедшему. Мелочь? О, нет – показатель культуры, отношения к людям.
Если новый председатель удержится на этом уровне человеческих взаимоотношений – замечательно. Но это непросто, ведь считается, что большая власть портит людей, развивая в них не положительные, а отрицательные качества. Из трех испытаний: огонь, вода и медные трубы, медные трубы славословия и подобострастия – самое трудное. Выдержать их звон под силу далеко не каждому.
Радует, что этого грома подобострастия на нынешней церемонии инаугурации было значительно меньше, чем на предыдущих.
По крайней мере, на сцене театра, куда были допущены только гости. Поздравления и подарки представителей кожуунов председатель правительства принимал накануне – в белой юрте. Чего только не дарили они – даже медвежонка. Не игрушечного – живого! Двухмесячного.
Трудно представить, как будет выхаживать лесного малыша Шолбан Кара-оол. Но совсем нетрудно представить, что сказали бы на это «зеленые» – всемирные защитники дикой природы.
Подарков на сцене театра на этот раз тоже было гораздо меньше, чем прежде. И гостей тоже – поменьше, большинство из приглашенных ограничилось приветственными телеграммами. Не было в зале и Шериг-оола Ооржака.
Самый запоминающийся подарок, сияющую позолотой шашку, вручали наши соседи из Красноярского края – губернатор Александр Хлопонин и председатель Законодательного собрания Александр Усс.
Республика Хакасия в лице председателя правительства Алексея Лебедя и председателя Верховного Совета Владимира Штыгашева преподнесла картину – осенний пейзаж и большой герб России. Монгольская делегация традиционно подарила сразу два изображения Чингисхана, выполненные на коже. Сенатор-банкир Сергей Пугачев не подарил ничего.
Вцелом торжество в театре прошло четко, организованно, не было, как обычно, затянуто. Даже концерт был выверен по минутам, всего одиннадцать номеров – только лучшие, идеологически выдержанные, без самодеятельности.
Народ, не попавший в зал, тоже остался доволен: большой экран, впервые установленный у муздрамтеатра, позволил увидеть все, что происходило на сцене.
Особенно впечатлил финал. Во время исполнения песни «Тыва Республика» на стихи Юрия Кюнзегеша, в которой солировали лучшие голоса Тувы: Станислав Ириль, Луиза Мортай-оол, Эзир-оол Монгуш, Эльвира Докулак, Софья Кара-оол, Ляна Ондур, Сайдаш Монгуш, всем зрителям вручили белые кадаки – традиционные шарфы тувинского благопожелания.
Зал дружно встал, у каждого на шее – кадак добра, символ белой дороги. Все это выглядело очень объединяюще.
По такой же символической белой дороге шел из белой юрты в своем уникальном национальном костюме новый Председатель Правительства Республики Тыва Шолбан Кара-оол. И в этом сценарном ходе видится мне глубокий смысл и главный наказ ему народа: никогда не сворачивать с белого пути. С прямого пути.
Потому что любой путь имеет свой конец. И если в начале тебя встречают по одежке, то в конце провожают по уму.