Московское метро сначала пугает приезжих. Особенно абитуриентов и студентов-первокурсников, до этого никогда самостоятельно не пользовавшихся этим видом транспорта.
Но заблудиться в метро абсолютно невозможно. Даже когда нарочно пытаешься, никак не получается. Особенно, если с собой есть карта метрополитена.
Этой простой истине я до Москвы не верила. Первый день в метро: судорожно считаю повороты на пересадках и запоминаю памятники, у которых мы с братом сворачиваем. Постоянно трясу его за руку, канючу: «Я же заблужусь! Как я запомню все эти повороты! Тут так много всего!»
На следующий день я впервые спустилась в подземку одна. Все обошлось.
Билет в метро на одну поездку стоит 17 рублей. Если живешь или учишься в Москве, дешевле купить специальный проездной на месяц или два, или даже сразу на год. Проездной билет на месяц, без ограничения количества поездок, стоит 770 рублей. Для студентов и школьников – скидки. Для них цена на месячный проездной – всего 162 рубля.
Можно поступить проще, и вообще не платить за проезд: забегаешь в метро, разбегаешься и прыгаешь через турникет, как через «козла». Пока женщина-контролерша сообразит, кого ловить, пока засвистит в свой свисток, призывая милиционера, ты уже далеко. Я этим способом не пользуюсь, у меня студенческий проездной.
По утрам в метро особенно тесно. Все спешат на работу и на учебу. Подходишь к входу, а там целая пробка из людей. Двигается медленно-медленно.
За места в вагоне по утрам идет ожесточенная борьба, люди толкаются, пинаются, чуть ли не кусаются. Больше всего везет тем, кто живет на конечной стации любой из веток: они заходят в еще пустой вагон и вполне могут пробиться через людскую массу около дверей вагона и занять место.
Люди в подземке сонные и какие-то одеревеневшие. Главное – их не тревожить, а уж если потревожите…
Особенно берегитесь теток и бабушек. Они обожают толкаться тележками и кричать, чтобы им уступили место, причем, их не интересует, что чуть дальше есть свободные сиденья, их интересует именно твое место. А еще они обожают ругать приезжих.
Еду в метро. Рядом со мной сидит парень откуда-то с Кавказа, наверно. Входит женщина лет шестидесяти, он уступает ей место. Женщина явно расстроена, видимо, предвкушала, как она его будет с места сгонять. Смотрит на парня пренебрежительно, громко говорит:
– Ты чего это на меня так смотришь, а? Что, не хотел, небось, место уступать! Понаехали тут!
Парень молчит. У него в ушах наушники. Он слушает музыку. Но женщина не отстает:
– И не надо на меня так смотреть! Что!? Ты мне ножиком грозить здесь будешь!!!?
Никакого ножика у парня не было, он теребил застежку куртки. Но в вагоне заозирались, заперешептывались. Женщина, окрыленная тем, что обратила на себя всеобщее внимание, продолжала что-то орать. На следующей станции парень вышел.
Еще в метро ездят фанаты. Это вроде как тоже люди, но какие-то не такие. В японском метро есть специальные вагоны только для женщин, а в России нужно делать специальные вагоны только для футбольных фанатов.
Иногда едешь в вагоне, а он почти полностью забит яркими огромными шапками и шарфами, которые скандируют что-то типа: «Динамо» – чемпион!!!», машут в тесном вагоне флагами, задевая чьи-то нефанатские головы, и хлопают в ладоши.
На каждой пересадке обязательно увидишь какого-нибудь нищего с плакатиком «Помогите на жизнь, умер сын/дочь/отец/мать», музыканта с баяном, скрипкой или гитарой и девушку с неброской бумажкой: «Продаю дипломы».
Есть в метро и бомжи. Они спят в подземке на лавочках, их гоняют сонные милиционеры. Кроме бомжей любят в метро лежать собаки. К ним милиционеры и женщины-контролерши почему-то куда более лояльны. На лавочки собаки не залезают, но очень любят спать у эскалаторов.
То, что в метро гадко пахнет, замечаешь почему-то не сразу. На меня прозрение пало однажды утром на станции «Комсомольская». Гадостный, чуть сладковатый запах. Оказалось, на одной из лавочек – мертвый бомж. После этого все запахи в метро стали для меня острее и неприятнее.
До своего университета – с «Речного вокзала» до «Библиотеки имени Ленина» – я еду в шумных и тесных вагонах тридцать пять минут.
Особенно тесно и неприятно на «Охотном ряду»: люди с разбегу, буквально, пытаются воткнуться в уже переполненный вагон. Обычно у них это получается, и становится еще теснее. Тогда хочется построить ракету и летать по Москве только на ней.
Иногда целую ветку в метро обесточивают, и приходится очень долго ждать поезда. Это значит, что на какой-то из станций этой ветки кто-то бросился под поезд…